Воскресенье, 2020-10-25, 8:59 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Знахарство восточных славян юга Дальнего Востока России. Поповкина, Галина Сергеевна бесплатно
4:49 AM
Скачать Знахарство восточных славян юга Дальнего Востока России. Поповкина, Галина Сергеевна бесплатно

Знахарство восточных славян юга Дальнего Востока России

Диссертация

Автор: Поповкина, Галина Сергеевна

Название: Знахарство восточных славян юга Дальнего Востока России

Справка: Поповкина, Галина Сергеевна. Знахарство восточных славян юга Дальнего Востока России : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07 Владивосток, 2006 197 c. : 61 06-7/814

Объем: 197 стр.

Информация: Владивосток, 2006


Содержание:

Глава
I Социокультурный асиект функциоиирования знахарства
§1 Этнокультурные и социальные основания знахарства увосточных славян
§2 Функционирование знахарства и бытовой народноймедицины у восточных славян на Дальнем Востоке России
Глава
II Знахарь и его мировоззрение
§1 Становление знахаря
§2 Мировоззрение знахаря
Глава
III Типология восточнославянского знахарства на ДальнемВостоке Россн и
§1 Виды лекарской снециализации знахарей
§2 Анализ этнической снецифики знахарства

Введение:

Знахарство — неотъемлемая часть традиционной культуры восточныхславян, в том числе нроживающих на юге Дальнего Востока России. Кнастоящему времени в Приамурье и Приморье в результате переселения изЕвропейской части России и Сибири и под воздействием новых природных иэтнокультурных условий сформировалось своеобразное региональнокультурное пространство локальных групп славянских народов России, вкотором и функционирует институт знахарства.Знахарство объемлет различные области народных знаний и верований,выступает как явление духовной культуры, интегрирующеевосточнославянские народы в новых условиях, и в этом качестве, безусловно,представляет актуальную научную нроблему.Актуальность исследования знахарства восточных славян Приморья иПриамурья обусловлена и тем, что до сих пор оно не было предметомспециального изучения, вследствие чего знахарство и сопутствующие емуаспекты духовной культуры восточных славян освещены фрагментарно. Междутем знахарство представляет собой сложный комплекс этнокультурныхтрадиций и новаций, региональных специфических черт, которые во многомопределярот особенности этнического и регионального самосознаниявосточнославянского населения на Дальнем Востоке России.В современном мире под влиянием процессов глобализации происходитрастворение народных традиций в массовой и безликой поп-культуре. Угасаютнародные нромыслы и искусства, утрачиваются уникальные народные знания.В этой связи все большее значение нолучает исследование различныхфеноменов традиционных культур с целью их сохранения и возрождения.Одним из таких феноменов и является знахарство.Объект исследования — знахарство восточных славян.Предмет иеследоваиия — знахарство восточных славян юга ДальнегоВостока России.Источниковую базу исследования составили неопубликованные иопубликованные материалы, многие из которых вводятся в научный оборотвпервые: материалы полевых наблгодений, произведенные в процессе работынад диссертацией, личные архивы краеведов-любителей, материалы краевых иобластных архивов Дальнего Востока, а также некоторые опубликованныематериалы.Важнейшим источником для характеристики знахарства восточныхславян, реконструкции традиционных обрядовых комплексов, связанных сразличными аспектами бытования знахарства и выявления их специфики,являются полевые материалы автора, собранные во время этнофафическихэкспедиций 2002-2003 годов в городских и сельских районах Амурскойобласти. Приморского и Хабаровского краев. Представленные материалы особоценны, т.к. преимущественно получепы от Еюсителей знахарской традиции(известных своей скрытностью и стремлением не разглашать сакральныезнания) при помощи интервьюирования, наблюдения за проведением лечебныхобрядов и непосредственного участия в них.В ходе исследования нами были использованы материалы краевых иобластных архивов Дальнего Востока. В Российском Государственном АрхивеДальнего Востока для нас представляли интерес следующие фонды: Ф. 702 —фонд Приамурского генерал-губернатора, Ф. 705 — Врачебное управление привоенном губернаторе Амурской области.В Государственном архиве Амурской области ценный для нашегоисследования материал содержится в Ф. 958 — фонде Г.С. ПовиковаДаурского.В фондах научного архива ДВО РАН находятся полевые отчеты Ю.В. Аргудяевой, которые также содержат полезный для нашего исследованияматериал о бытованни родильных обрядов на территории российского ДальнегоВостока в начале XX в.Большой научный интерес представляют материалы из личного архивакраеведа и преподавателя средней школы п. Кавалерово Приморского края Т.А. Тюнис, также использованные в работе.Фольклорные материалы, содержащиеся в фольклорном архиве кафедрыистории русской литературы Дальневосточного ГосударственногоУниверситета, явились важным этнографическим источником, позволяющимреконструировать отдельЕ1ые элементы духовной культуры, связанные сознахарством и народной медициной.В качестве источников для реконструкции бытования знахарства средивосточных славян европейской части и юга Дальнего Востока России с концаXIX по настоящее время автором использованы опубликованные наблюдениясовременников, которые, хотя и в небольшом количестве, но все жесохранились до наших дней и доступны для исследователей.Хронологические рамки исследования охватывают вторую половинуXIX — начало XXI в. Выбор временных границ объясняется тем, что первыепоселения восточных славян в Приамурье и Приморье появились в 50-60 гг.XIX в. и наши дпи — конечная грань исследования — обусловлена живучестьюи реальным функционированием рассматриваемого феномена и позволяютпроследить новационные явления в мировоззрении и практике знахарей.Географические рамки исследования включают юг Дальнего ВостокаРоссии: территории современной Амурской области. Хабаровского иПриморского краев (Приамурье и Приморье). Именно в этой местности,наиболее пригодной среди других территорий Дальневосточного региона длятрадиционных занятий восточных славян — земледелия и животноводства,сосредоточились основные носители и хранители культурывосточ1юславянского сообп^ества — крестьяне и казаки.Цель работы — исследование феномена знахарства восточных славянюга Дальнего Востока России в единстве общего и особенного с родственнымигруппами восточпославянского населения центральных регионов России.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:— выявить этнокультурные и социальные основания знахарства увосточных славян;— реконструировать бытование знахарства и бытовой народной медицинывосточных славян во взаимодействии с медицинскими знаниями коренныхмалочисленных и восточноазиатских народов юга Дальнего Востока России;— раскрыть основные особенности становления знахаря;— проанализировать специфику мировоззрения знахаря;— определить типы лекарской специализации знахаря;— осуш,ествить анализ этнической специфики знахарства.Методология исследования определяется его целью и задачами. Висследовании знахарства восточных славян юга Дальнего Востока России мыпридерживались феноменологической установки, акцентируя внимание назнахарстве как культурном феномене, воздерживаясь от вынесения сужденийо его сути (например, результативности лечения или механизма воздействиялечебных приемов на организм пациента и т.п.). Осмысляя проблемузнахарства, мы опирались на принцип историзма, согласно которому любоеявление народной культуры рассматривается в его связи с ходом истории.Теоретическую основу исследования составили труды отечественных изарубежных этнологов, культурологов. В реконструировании бытованиязнахарства теоретический фундамент составляли положения обэтноинтегрирующих и этнодифференцирующих свойствах этническойкультуры таких видных ученых как А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Н.Н. Чебоксаров. Большое значение также имели работы школы антропологическойгерменевтики, ностулирующей интерпретацию этпологических фактов главнойзадачей этнолога (М. Элиаде). Использовались подходы и разработки В.А. Харитоновой о проявлепии сверхчувственных способностей человека вразличном культурном выражении. Важными для представленногоисследования явились выводы Н.Е. Мазаловой о существовании у восточныхславян представлений об энергетике человеческого тела и его взаимодействии сокружающим миром.Наряду с рассмотренными выше теоретическими положениями в работебыли применены общеисторические методы:— описательный метод использовался при рассмотрении этнокультурныхи социальных оснований знахарства у восточных славян, для раскрытияособенностей становления и деятельности знахаря, этнической спецификизнахарства.— сравнительно-исторический метод применялся для выявления сходстваи различия в знахарской практике и мировоззрении знахарей в началеисследуемого периода и на современном этапе;— типологический метод использовался для составления классификациизнахарей по видам лечебной деятельности;— ретроспективный метод применялся при реконструкции знахарства ибытовой народной медицины восточных славян на юге Дальнего Востока.При сборе полевого материала применялись следующие методы:визуальный, интервьюирования, методы фото- и аудиозаписи для фиксацииэтнографического и фольклорного материала.Степень разработанности темы. Проблемы знахарства в традиционнойкультуре изучены явно недостаточно. Так, согласно электронному каталогуРоссийской Государственной Библиотеки за период с 1995 г. по настоящеевремя по исследованию знахарства в России защищена лишь одна кандидатскаядиссертация.' ЗЕ1ахарство восточных славян дальневосточного региона до сихпор не было предметом специального исследования. Однако отдельные аспектытемы нашли отражение в работах отечественных ученых.Литературу по теме исследования можно разделить на две категории:теоретико-методологическую и конкретно-исследовательскую. В результатеизучения теоретико-методологических трудов нами избраны основныеконцепции и методики исследования.' Электронный каталог днссертацнй РГБ — Режим доступа: http://aleph.rsl.ru.7Разработке и концептуальному исследованию нроблемы этносаносвящены работы Ю.В. Бромлея, К.В. Чистова, Н.Н. Чебоксарова и И.А. Чебоксаровой, В.И. Козлова.^Различные аспекты этнической культуры получили теоретическоеосмысление в трудах классиков отечественной этнографической науки А. Арутюнова, А.К. Байбурина, А.Л. Тоноркова, Т.В. Цивьян, Л.Я. Штернберга."'Важны для нас и работы исследователей Л.Е. Березович, СЮ. Неклюдова, А.С. Свирновской, разрабатывающие различные проблемы духовной культурывосточных славян, в том числе такие категории культуры как мера, доля, судьбаи др. "*Монофафии круннейшего отечественного ученого академика Б.А. Рыбакова^ носвящены выявлению и анализу в культуре славян родственныхявлений, которые уцелели в фольклоре славянских народов вплоть до XX в.Бесценный вклад в обоснование теории индоевропейского единстваевропейских, в том числе восточнославянских, народов внес В.Я. Пропп. Егоработа «Исторические корни волшебной сказки»,^ выявившая древнейшиеархетипические элементы в сказках, сохранивших, по мнению ученого,исчезнувшие формы социальной жизни, нозволяет правильно понятьпосвящение в знахарство.^ Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры н этнография // Этнозмаковыс функции культуры. — М.: Наука,1991. — 5-22; Бромлей Ю.В., Чнстов К.В. Этнокультурная нстория восточных славян н современныеэтнические процессы // Этнография восточных славян. — М.: Наука, 1987. — 511-528; Чебоксаров Н.Н.,Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. — М.: Наука, 1985; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм.Сущность и проблематика. — М.: Старый сад, 1999.^ Арутюнов А. Народы н культуры. Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989; Байбурнн А. К. Некоторые вопросы этнографического нзучеиия поведения // Этнические стереотипы поведеиия. — Л . : Наука,1985. — 7-21; Он же. Обрядовое перераспределенне доли у русскнх // Судьбы традиционной культуры. —СПб.: 1998. — 78-82; Он же. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическаядействительность. — СПб.: Наука, 1992. — 18-28; Он же. Жилище в обрядах и представленнях восточныхславян. — Л.: Наука, 1983; Он же. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функциикультуры. — М.: Наука, 1991. — 23-42; Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. — Л.: Наука,1990; Цивьяи Т.В. Мифологическое программированне повседневной жизни // Этнические стереотипыповедення. —Л.: Наука, 1985. — 154-178."* Березовнч Л.Е. Демоннческий топос в призме русской народной языковой традиции //Признаковоепространство культуры. — М.: 2002. — 103-127; Неклюдов Ю. Вещественные объекты н их свойства вфольклорной картине мира // Там же. — 21 — 31; Свирновская А.В. Мера н доля: концепции судьбы //Проблемы социальиого и гуманитарного зна1И1я. — СПб.: 1999.-Вып. 1. — 305-326.' Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1988; Он же. Язычество древних славян. — М.: Наука,1981.* Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказкн. — М., 2000.8Важной вехой в исследовании нроблем религии являются трудыотечественного этнографа А, Токарева. Исследованию верований русских,украинцев и белорусов носвящена монография ученого «Религиозныеверования восточнославянских народов XIX начала XX века».^ В монографиио«Религия в истории народов мира» исследователь дает общий обзор религийразличиых народов и стран: от зарождения первоначальных верований(анимизм, тотемизм и др.) до формирования мировых религий. В книгеуделяется внимание и проблеме славянского знахарства. Изучениюпроисхождения и развития религии, ранних форм верований и магиипосвящена могюграфия А. Токарева «Ранние формы peлигии».^Этнографии и антропологии отдельных восточнославянских народов ивосточных славян в целом посвящены фундаментальные труды Д.К. Зеленина,Н.И. Толстого, СМ. Толстой, коллективные труды, выпускаемые Институтомэтнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.'^ Проблемытрадиционной медицины затронуты в статье Л.И. Никоновой," вопросамизучения магических практик исторической наукой посвящена статья Н.В. Карначук.'^Большое значение для изучения вопросов мировоззрения знахаря имеютисследования заговорных текстов, произведенные крупным отечественнымученым В.Н. Топоровым'"' и A.M. Астаховой.''' Исследователями выявленыобразы и мировоззренческие компоненты заговоров.' Токарев А. Религпозиые вероваппя восточпославяиских пародов XIX пачала XX века. — М.- Л.: 1957.* Оп же. Релпгпя в истории пародов мира. — М., 1976.' Ои же. Раппие формы религии. — М., 1990.'" Зелеиии Д.К. Восточиославяпская этпофафия. — М.: 1991; Толстой Н.И. Язык и пародная культура. Очеркипо славяпской мифологии и этнолингвистике. — М.: 1995; Толстая СМ. Категория признака в символическомязыке культуры (вместо предисловия) // Признаковое простраЕЮтпо культуры. — М., 2002. — 7-20; Она же.Спмволнческпе заместптелп человека в народпой магпн // Судьбы традпцпоппой культуры. — СПб., 1998.
72-77; Этнография восточных славян. — М., 1987; Белорусы. — М., 1998; Украгищы. — М., 2000; Русские. —М., 1997; Восточные славяне. Аптропология и этппческая история. — М., 1999." Никонова Л.И. Траднциоппая медицнгш - важнейший компопепт этпокультурпых процессов п обществе //Материалы паучпо-практической конференппн. Владивосток 12-15 поября 2002 г. — Владивосток, 2002. —С.65-70; Ппконова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились пароды Поволжья и Прпуралья. — Сарапск, 2005.'^ Карначук Н.В. Изучение ведовства и путп псторпческой пауки //Историческая наука па рубеже веков.Материалы всеросспйской паучпой коЕ|ферепции. Т. I. — Томск, 1999. —С.244-252.'•* Топоров В.Н. Об ИЕ1доевронейской заговорной традиции (избранпЕ>ге главы) // Исследования в области балтославянской духовной культуры. Заговор. — М., 1993. — 3-103.''' Астахова A.M. Художествеппый образ и мпровоззрепческпй элемент в заговорах. — М., 1964.При рассмотрении вопроса мировоззрения знахаря нами использовалисьи другие работы российских ученых, посвященные проблемам традиционногомировоззрения. Так, например, в теоретической работе Л.В. Анжигановойвыделяется онтологическая, гносеологическая, рефлексивная, этическая,этнопедагогическая, прогностическая функции народного мировоззрения.'^Осмыслением таких явлений культуры как народная медицина изнахарство и сопряженных с ними магических практик у различных этносовпосвящены исследования многих антропологических школ. Многие изтеоретических положений по исследуемой проблеме, выработанныеизвестными учеными мира, используются в современной этнологической науке.В трудах известного представителя психоаналитического направленияК.Г. Юнга для исследования мировоззренческих аспектов, сопряжеиных сосферой сакрального в человеческой культуре, особо важной явилась разработкапонятия «коллективное бессознательное».'^ Да1пюе изыскание ученого особоценно, т.к. К.Г. Юнг занимался не только клиническими испытаниями, но иизучал философию, литературу, мифологию, восточные верования, историюкультуры, экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры.Проблема взаимосвязи между психикой и поведением отдельногочеловека и общества или культуры нашла отражение в теоретических взглядахпредставителей этнопсихологической школы. Народная медицина, ее смысл изначение для различных типов этносоциального окружения, психологиявосприятия болезни в различных культурах и т.п. являются традиционнымразделом этнопсихологических исследований. Большой вклад в изучениеявления знахарства в культуре восточных славян, а также определениязначения знахарства и характера адаптации этнической группы к иной" Аижнганова Л.В. Традиционное мировоззрение и развитие этноса //Аборигены Сибири: проблемы изученияисчезающих языков и культур. Тезисы Междунар. науч. конф. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995г. Т. II. Археология, Этиофафия. — Новосибирск, 1995. — 67-69.'* Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — СПб.: ПИТЕР, 2002.10этнокультурной и природной среде имели труды российских ученых Н.М. Лебедевой, А.А, Велика.'^В данном исследовании мы также опирались на работы этиологаструктуралиста К. Леви-Строса, который, рассматривая влияниепсихоаналитических и шаманистских методов на пациента, представляетбессознательное как неизменную символическую функцию, некуюсовокупность законов, подчиияющую себе подсознание — один из аспектовпамяти, «хранилище воспоминаний и образов, которые каждый индивидуумнакапливает в течение всей жизни»,'^ т.е. бессознательное, в понимании К. Леви-Строса и всей психоаналитической школы — это дорациональныйкомпонент психической структуры человека.В Российской этнологической науке изучение традиционной медицинытакже является областью исследования такого направления как этническаяэкология, рассматривающая не только традиционно выработанные способылечения уже возникших заболеваний у человека, но и всю системупрофилактических традиционно сложившихся мер, направленных напредотвращение болезней. С этой точки зрения можно изучать, в какой меревсе особенности традиционной культуры в состоянии обеспечить здоровьепопуляции, и, следовательно, способствуют адаптации популяции кокружающей среде. Наиболее значимыми работами по этнической экологиидля нас явились труды В.И. Козлова, А.А. Воронова.'^Большое значение для да1нюго диссертационного исследования имелиработы школы антропологической герменевтики, для которой интерпретацияэтнологических фактов — главная задача этнолога. Нами использованытеоретические разработки румынского ученого М. Элиаде,^^ посвятившего своиВелик А.А. Психологическая антропология. История и теория. — М., 1993; Лебедева Н.М. Социальнаяпсихология этинческих миграций. — М., 1993." Леви-Строс К. Структурная аЕ1трополоп1я. — М., 1983. — 181.'^ Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблемы. — М., 1994; Лебедева Н.М. Аспекты мифа. — М., 2000.11труды исследованию проблем верований, обрядов, мифологии, религии ипризнававшего, что исходным значением мифа или символа является результатосмысления определенной картины мироздания.Проблеме изучения такой области духовной культуры этноса какнародные знания посвящена докторская диссертация дальневосточногоэтнофафа В.В. Подмаскина,^' в которой на примере тунгусо-манчжуров инивхов Нижнего Амура и Сахалина ученый рассмотрел традиционнуюмедицину как систему, включающую рациональные и иррациональные знанияэтноса. Теоретические положения, разработанные и отраженные ученым в егомонофафиях, также использованы в данном диссертационном исследовании.В российской науке с конца 90-х гг. XX в. уверенно развивается новоенанравление интердисциплинарного исследования щаманизма, названногофизико-психологической антропологией. Одно из достижений этогонаправления — выявление у людей, Р1аделенных суперсенситивными иэкстрасенсорными данными, особенностей пофужения в измененныесостояния сознания и работы в них. Эта способность не зависит отисторических условий, но принимает в разные исторические периоды то илииное культурологическое выражение. Данной проблеме посвящены труды В.И. 169-187; Она же. Черная и белая магия славяи. — М.: Иитербук, 1990; Она же. Заговорно-заклинательиоеискусство восточных славяЕ!: проблемы традициоиных интерпретацнй и возможностн современныхисследований. — М: ИЭА РАН, 1999. Часть I.; Она же. Заговорно-заклииательное искусство восточных славян:проблемы траднционных интерпретаций и возможностн современных исследований. — М: ИЭА РАН, 1999. Ч.II.12подтверждаются нами и на материале русских, украинцев и белорусов ДальнегоВостока России.Литература второй категории включает общероссийские,сибиреведческие и дальневосточные этнографические работы, прямо иликосвенно затрагивающие различные аспекты темы знахарства.Этнофафические труды дангюй категории условно можно разделить на тригруппы. 1) — исследования дооктябрьского периода, 2) — работы этнофафовсоветского периода, 3) — труды 1990-х годов и современные изыскания ноисследуемой проблеме.В дооктябрьский период изучение знахарства носило, в основном,описательно-иллюстративный характер, не затрагивало многих аспектовпроблемы, часто рассматривало знахарство как рудиментарный пережиток вмировоззрении русского, украинского и белорусского народов. Средиисследований данного периода выделяются работы, специалыю посвященныеописанию знахарства у сельского населения отдельных губерний, явивщихсяместом выхода для переселенцев на Дальний Восток, и, вследствие этого,представлявшие для диссертационного исследования особый интерес. Таковыисследования В. Даля, А. Афанасьева, считавших, что верования, предания,поэзия, ритуалы являются остатками почти забытого древнего мировоззрения,которое бытовало у предков индоевропейских народов, а также работы В. Мансикки, Д.Н. Ушакова, А. Колчина, И. В. Костоловского, А. Харузиной, А. Харитонова, А.И. Трунова, Ефименко, А.П. Звонкова, А.И. Иванова, В. Бондаренко, Н.А. Иваницкого, А.Н. Минх, В.Н. Перетц, К.Г. Завойко, П.Г. Богатырева, А.И. Иванова, Максимова, Ф.Р. Рыльского, Н.А. Маркевича,В.П. Милорадовича, П.В. Иванова, В.М. Гнатюка, И.Я. ^^^^ Даль В. О поверьях, суевериях п предрассудках русского народа // Русское колдовство. — М. - СПб., 2002.
7-116; Афанасьев А. Мнфы, поверья н суеверия славян. Поэтнческне воззрения славян на природу. В 3-х т. —М.-СНб., 2002; Мансикка В. Представители злого начала в русских заговорах // Живая старниа, 1909, в.4.—
1-30; Ушаков Д.Н. Из «материалов но народным верованиям великороссов» // Русское колдовство. — М. СПб., 2002. — 396-416; Колчни А. Из статьн «Верования крестьян Тульской губернии» //Там же. — 417439; Костоловский И.В. Из поверий о жнвотнмх у жнтелей Ярославской губернни // ЭО, 1908, Ns 4. — 137139; Харузина А. По поводу заметки Р. Андрэ о новом этнографическом музее в Аитверпеие // ЭО, 1907, № 4.— 91-103; Харитоиов А. Из «Очерка демоиологии Шенкурского уезда» // Русское колдовство, ведовство,знахарство. — СПб., 1997. — 259-267; Трунов А.И. Из статьн «Понятия крестьян Орловской губернии о13Среди трудов дооктябрьского периода выделяется работа врача Г. Попова, содержащая достаточно глубокий анализ такого явления народнойкультуры русских как народно-бытовая медицина русских. Однако автор книги,являясь сторонником научной медицины, видит и недостатки традиционноговрачевання. Тем не менее, труд исследователя содержит богатые материалы ознахарстве и методах традиционной медицины, степени их распространенностисреди сельского населения.Следует отметить работу видного российского ученого Е.К. Елеонской,^^посвященную изучению различных аспектов духовной культуры. В частности,для нас явились важными ее разработки по проблеме истории заговора иколдовства в России XVI—XVIII в. Большое внимание в работе уделяетсязаговору как литературному произведению, в то же время рассматриваетсяобрядовое сопровождение заговора, которое, как отмечает автор, позволяетсудить о верованиях, породивших эти заговоры и обряды.Иптересна работа Я. Канторовича «Средневековые процессы оведьмах»,^^ представляющая собой экскурс в историю знахарства и колдовстване только в средневековой Европе, но и в России XIX в. Наблюдения автора

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 190 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz