Пятница, 2024-04-19, 5:31 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Военная политика Советского государства по обеспечению безопасности с Запада (1933 - 1940 гг.): итоги и последствия. Булгак, бесплатно
10:33 PM
Скачать Военная политика Советского государства по обеспечению безопасности с Запада (1933 - 1940 гг.): итоги и последствия. Булгак, бесплатно

Военная политика Советского государства по обеспечению безопасности с Запада (1933 - 1940 гг.): итоги и последствия

Диссертация

Автор: Булгак, Иван Васильевич

Название: Военная политика Советского государства по обеспечению безопасности с Запада (1933 - 1940 гг.): итоги и последствия

Справка: Булгак, Иван Васильевич. Военная политика Советского государства по обеспечению безопасности с Запада (1933 - 1940 гг.): итоги и последствия : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Булгак Иван Васильевич; [Место защиты: Московский пограничный институт] - Москва, 2006 - Количество страниц: 268 с. Москва, 2006 268 c. :

Объем: 268 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПРИБАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ, ПОЛЬША И РУМЫНИЯ 19 В ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СССР В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 1933-1938гг
РАЗДЕЛ II ПОСЛЕДСТВИЯ МЮНХЕНА И КРИЗИС 1939 г
СССР В ГЕРМАНО-ПОЛЬСКОЙ ВОЙНЕ
РАЗДЕЛ III ВОЙНА С ФИНЛЯНДИЕЙ (1939-1940 гг) И ЕЕ ИТОГИ
РАЗДЕЛ IV РЕШЕНИЕ ПРИБАЛТИЙСКОГО ВОПРОСА В СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В 193 9-1940 гг ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕССАРАБИИ (1940 г)

Введение:

Важнейшей задачей российской исторической науки на современном этапе является воссоздание объективного и полного исторического пути развития нашего Отечества, особенно его советского периода, оставившего глубокий по своему значению след во всемирной истории. Сейчас история нашей страны остро нуждается в необходимости освобождения от субъективистского, конъюнктурного ее анализа, получившего довольно широкое распространение в последние два десятилетия в публицистике, даже в научных трудах, что сильно исказило исторический облик нашей Родины.
Военно-политические реалии сегодняшних дней вполне обоснованно выдвигают в качестве острых проблемы внешней безопасности России, которые своими корнями уходят в прошлое. В связи с этим большое значение приобретает исследование военной политики Советского государства и особенно ее внешних аспектов, связанных с укреплением безопасности страны в период с 1933 по 1940 гг.
Значительное место в этой политике занимали отношения со странами Прибалтийского региона (Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой)1, Польшей и Румынией геополитическое положение которых на протяжении всего рассматриваемого периода постоянно учитывалось в военных планах западных держав против Советского государства.
Актуальность проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, назрела необходимость сделать комплексный научный анализ военной политики СССР в отношении стран Прибалтийского региона,
Под определением "Военно-политический регион" принято понимать группу территориально или акваториально близлежащих стран с исторически сложившимися относительно устойчивыми военно-политическими, экономическими, географическими и иными связями. (См.: Военная политология. - М.: BA ГШ, 1993. - С.115). Состав группы стран Прибалтийского региона определен вследствие их сопредельного географического положения по отношению к границам Советского государства. (См.: Почс К.Я. Прибалтийские государства и Польша в антисоветских планах английского и французского империализма (1921 - 1929): автореф. дисс. докт. ист. наук. - Рига, 1987. - С.2). исследовать действительную роль "прибалтийского фактора" в деле укрепления внешней безопасности Советского государства в рассматриваемый период;
Во-вторых, потребность объективного и всестороннего исследования обозначенной темы вытекает из требований к исторической науке, которая должна анализировать процессы и события, происходящие в истории, с позиций беспристрастности, свободных от какой-либо политической конъюнктуры;
В-третьих, важнейшие геополитические изменения, происшедшие после развала СССР: расширение НАТО на восток за счет бывших стран Восточной Европы (ранее Польши, а с 2004 г. - Румынии и Болгарии, а также стран Балтии - Латвии, Литвы и Эстонии, входивших до 1991 года в состав СССР), отрицательным образом отразились на внешней безопасности России. Теперь наземная граница Северо-Атлантического альянса стала непрерывной от Балтийского до Черного моря.
В 2002 г. бывшая Советская республика - Украина сама провозгласила курс на получение членства в НАТО. Все это придает особую значимость всему, что связано с опытом обеспечения безопасности СССР с Запада в рассматриваемый в диссертации период (1933 - 1940 гг.), особенно с историей советско-прибалтийских, советско-польских и советско-румынских военно-политических отношений для современного состояния безопасности России.
В-четвертых, следует отметить, что эта тема явно недостаточно разработана в отечественной исторической науке. Положение усугубляется тем, что в постсоветский период некоторые российские историки повторяют оценки зарубежных авторов по части военно-политических отношений Советского государства со странами Прибалтийского региона1 и Восточной Европы, См.: Нежинский Л.Н. Идея "мировой революции" и внешняя политика Советского государства в 1917 -1921гг.; - М.: Международные отношения, 1991; Николаев Л.Н. Угроза войны или миф? //В кн.: Советская внешняя политика 1917 - 1945 гг. Поиски новых подходов. - М.: Международные отношения, 1992. - С.8-90 и др. односторонне освещая содержание военной политики СССР рассматриваемого периода;
В-пятых, очень важным является то обстоятельство, что в ходе исследования появляется необходимость более подробного изучения тех аспектов внешнеполитического курса СССР, которые были связаны с деятельностью, как советской дипломатии, так и Коминтерна в целях обеспечения безопасности СССР - первого в мире социалистического государства;
В-шестых, работа над диссертацией дает возможность введения в научный оборот новых, ранее неизвестных научной общественности документов высших партийных и государственных органов СССР, архивных материалов, существенно дополняющих источниковую базу по проблемам советской военной политики;
В-седьмых, немаловажным фактом является то, что исследование данной научной проблемы ведется в постсоветское время, когда исторический путь развития советской системы подвергнут пересмотру с точки зрения "поиска новых подходов" в освещении. В этих условиях результаты диссертации могут быть использованы в оппонировании фальсификаторам истории нашей страны.
Степень научной разработки проблемы. Несмотря на то, что некоторые аспекты темы затрагивались отечественными историками, отечественная историография пока не располагает специальным исследованием, посвященным анализу военной политики Советского государства в отношении Польши, Румынии и стран Прибалтийского региона в 1933 - 1940 гг. Такое положение сложилось не случайно. На протяжении многих десятилетий эта проблема в отечественной исторической литературе рассматривалась, как правило, под углом зрения антисоветской политики этих стран в системе межгосударственных и военно-политических отношений западных держав и Советского государства1.
Аналогичную направленность имели и диссертационные работы советских историков . Вопросы же военной политики СССР по отношению к Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Румынии в советской исторической литературе и в научных исследованиях до середины 80-х годов обсуждались редко. Это привело к тому, что советская историография по данной теме представлена фрагментарно. Значительно более полно раскрыта в отечественной истории деятельность коммунистической партии и Советского государства по укреплению обороны страны в межвоенный период с точки зрения освещения чисто военных и военно-технических аспектов этой обширной темы.
В конце 80-х - 90-х годах XX века и в начале XXI века появились отдельные работы посвященные военно-политическим отношениям СССР со странами Прибалтийского региона, Польшей и Румынией в предвоенные годы'5.
3 См.: Барышников Н.И. Советско-финляндская война 1939 - 1940 гг. //Новая и новейшая история. - № 4. - 1989;
Двойных Л.В. Прибалтийский округ: к истории создания //Военно-исторический журнал. - № 6. - 1989;
Эти труды ценны тем, что они основаны на богатом фактологическом материале отечественных архивов, не так давно открытых для исследователей. Однако, многие вопросы военной политики СССР в отношении Польши, Прибалтики и Румынии в 30-х - начале 40-х гг. остаются нераскрытыми.
На уровне диссертационных работ данная проблема специально не исследовалась.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• пока еще не было проведено комплексного исследования военной политики Советского государства в отношении Польши, стран Прибалтийского региона и Румынии и обусловленного ею влияния на безопасность СССР в период с 1933 по 1940 гг.;
• отдельные аспекты проблемы уже нашли отражение в ряде работ отечественных историков;
• в настоящее время в российской исторической науке идет активный процесс изучения и осмысления архивных документов и литературы по данной теме.
Все это дает основание выбрать в качестве диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата исторических наук тему: "Военная политика Советского государства по обеспечению безопасности страны с Запада (1933 - 1940 гг.): итоги и последствия".
Истоки проблемы и хронологические рамки исследования. Проблема обеспечения безопасности России с Запада - давняя историческая проблема. Ее остроту явно ощутили Российские монархи еще со времен развитого
Такой статус-кво Россия сохраняла до начала XX в. Октябрьская революция в Петрограде оказала огромное влияние на развитие политических событий на Западе бывшей Российской империи, что было вполне закономерно в рамках одного государства и даже региона. В Прибалтике, Польше, Бесарабии была установлена Советская власть. Произошла рабочая революция в Финляндии, ставшей к началу 1918 г. суверенным государством. Однако в ходе гражданской войны в России силами национальной буржуазии при помощи иностранной интервенции (Германии, Румынии) в Прибалтийском регионе были образованы буржуазные государства: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва. В Польше Советская власть была ликвидирована с помощью германских войск, установлен буржуазный строй, который был признан ведущими странами Запада - США, Англией, Францией. В 1920 г. РВС РСФСР был вынужден признать: «На оккупированной Германией территории образовались при ближайшем ее участии буржуазные государства: Эстония, Латвия, Литва и Польша, которые или сменяли своими войсками германские войска, или вместе с ними образовали новый фронт, составляя угрозу вооруженной силой с Запада»1.
В ходе гражданской войны и военной интервенции в России ведущим странам Запада удалось втянуть данные государства в противостояние с РСФСР. При заключении мирных договоров со странами Прибалтийского
1 РГВА., ф. 33987, п. 1,д. 91, л. 3. региона - Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой в 1920 г. и с Польшей в 1921 гг. Советская Россия лишилась той стабильности на западном направлении, какой обладала Российская империя. Бессарабия по-прежнему оставалась в составе Румынии. Одновременно руководство ведущих стран Запада не только подогревали сепаратизм в Прибалтике и Польше, но и делали все возможное для отделения их от России и использования этих государств в качестве «санитарного кордона» для недопущения экспорта революции на Запад и ослабления военно-стратегических позиций России в целом.
В 20-х начале 30-х годов военно-политические отношения со странами Прибалтийского региона, Польшей и Румынией были сложными.
1921-1932 гг. в истории военно-политических отношений Советского государства со своими западными соседями - Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей по праву можно назвать временем неоправдавшихся надежд на достижение состояния добрососедства.
После подписания мирных договоров 1920-1921 гг. РСФСР с каждой из прибалтийских стран и Польшей возникла основа для налаживания нормальных государственных отношений. Однако шансы на успех их строительства не были использованы. «Гаранты независимости» стран «санитарного кордона» Англия и Франция не только не были заинтересованы в стабилизации советско-прибалтийских и советско-польских отношений, но и всячески способствовали их осложнению, используя все новые формы антисоветской деятельности на международной арене.
Организуя очередную конфронтацию лимитрофов1 с Советской Россией, руководство Англии и Франции спровоцировало в начале 20-х гг. в Финляндии и Польше движение за создание (за счет исконно русских территорий) так называемых «Великой Польши» и «Великой Финляндии», что способствовало обострению советско-польских и советско-финляндских отношений;
1 Лимитрофы — от латинского НтйгорЬш - пограничный, в 20-30-е гг. XX в. общее название буржуазных государств, образовавшихся на западных окраинах Российской империи после 1917 года (Латвия, Литва, Эстония, Польша и Финляндия) - См.: Словарь иностранных слов - М.: Русский язык, 1988 - С. 279. содействовало созданию антисоветского польско-балтийского блока; в середине 20-х гг. оказало большую материальную помощь в укреплении вооруженных сил Польши, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы.
В конце 20-х гг. советское руководство было вынуждено признать факт надвигающейся военной угрозы со стороны объединенных сил ведущих европейских стран при непосредственном участии западных соседей СССР.
В зависимости от типов государств, характера их отношений к СССР и роли в коалициях определялась расстановка политических сил.
Штаб РККА распределял все основные страны мира по четырем группам1.
К первой группе государств, явно враждебных по отношению к СССР были причислены, наряду с Англией, Францией и Италией - Польша, Румыния и страны Прибалтийского региона: Финляндия, Эстония, Латвия и Литва2. Исходя из этого, советское военно-политическое руководство допускало в качестве одного из основных, вариант нападения на СССР с Запада вооруженных сил широкого капиталистического блока государств: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, а также - Англии3.
Разрабатывая и реализуя свою военную политику в отношении Польши, прибалтийских государств и Румынии советское руководство стремилось использовать все возможности для предотвращения агрессии. Вместе с тем лидеры Советского государства и Коминтерна4 непременно учитывали в своих планах использование факта войны против СССР (если ее не удастся избежать) для достижения революционно-классовых целей - превращения войны империалистической в войны гражданские в странах-агрессорах и установления в них Советской власти.
1 См.: РГВА. ф. 339S8, on. 1, д. 665, л. 4.
2 См.: Там же. См.: Там же.
4 Коммунистический Интернационал (III Интернационал) создан в марте 1919 г. В.И. Лениным как центр коммунистического движения и мировой революции (Прим. автора).
Соответственно этим обстоятельствам строилась в то время и соответственная внешняя политика. К середине 30-х годов военно-политическая ситуация в Европе изменилась. Милитаризация Германии, с приходом в ней к власти фашизма в значительной степени скорректировала политику многих государств, прежде всего в военной области.
Хронологические рамки исследования охватывают с 1933 по 1940 гг. Это был один из наиболее сложных и важных периодов в истории нашей страны в межвоенное время XX в. Он характеризовался постоянной борьбой СССР за создание системы безопасности в Европе, в условиях эскалации подготовки второй мировой войны западными державами, поощрявшими агрессивную международную политику германского фашизма. Данный исторический отрезок времени был для Советского государства очень насыщен деятельностью руководства страны по решению проблемы безопасности СССР с Запада. Он характеризуется многогранной активной и, в целом, результативной военной политикой Советского Союза в отношении своих западных соседей. В 1940 г. многие аспекты данной проблемы, в основном, были решены.
Объектом исследования является: Военная политика Советского государства в 1933 - 1940 гг.
Предметом исследования выступают: внешнеполитическая деятельность советского руководства глобального, регионального и межгосударственных уровней, его мероприятия военного характера по обеспечению безопасности СССР с Запада, военная работа Коминтерна в отношении стран Прибалтийского региона, Польши и Румынии в рассматриваемый период.
Научная задача исследования - провести комплексное исследование военной политики Советского государства в отношении стран Прибалтийского региона, Польши и Румынии и определении ее влияния на безопасность СССР в 1933 - 1940 гг.
Цель настоящего исследования - обобщить исторический опыт военно-политического курса СССР по отношению к западным соседям с 1933 по 1940 гг.; выявить причинно-следственную связь и проанализировать международные аспекты военной политики Советского государства на Западном направлении:
Исходя из цели работы сформулированы следующие исследовательские задачи: а) в 30-е годы; б) в условиях первого периода второй мировой войны; показать особенности и различия в содержании советской военной политики на каждом из рассматриваемых этапов;
• исследовать мероприятия по укреплению западных, северо-западных и юго-западных границ СССР;
• в ходе работы над диссертацией выявить особенности позиций и подходов руководящих деятелей СССР по вопросам обеспечения безопасности страны на различных этапах военно-политических связей с Польшей, Румынией и странами Прибалтики;
• дать итоговую оценку советской военной политике в отношении государств Прибалтийского региона, Польши и Румынии в 1933 - 1940 гг., показать, как позитивные, так и негативные ее последствия для безопасности СССР;
• исходя из результатов исследования, сформулировать общие выводы и практические рекомендации.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Цель и задачи исследования определили многообразие используемого методологического и теоретического арсенала. При написании диссертации автор руководствовался, прежде всего, основными принципами исторической науки: историзма, объективности, научности.
Это означает, что в ходе работы автор стремился рассматривать все стороны проблемы с учетом следующих требований:
• выявлять объективные закономерности, определявшие цели и содержание военной политики СССР по отношению к Польше, прибалтийским странами Румынии, а также конечные итоги советско-прибалтийских, советско-польских и советско-румынских военно-политических отношений;
• опираясь на конкретные исторические факты и события в их истинном содержании, не искажать их и не подгонять под заранее подготовленные схемы и концепции;
• рассматривать каждое явление не в отдельности, а во взаимосвязи с другими, анализировать исторические факты в их совокупности;
• исследуя военно-политический курс СССР в отношении вышеуказанных государств, учитывать не только официальные, но и личностные факторы.
Широко известный научным кругам философский уровень методологии, в том числе возможности материалистической диалектики, позволили: исследовать явления и процессы исторической реальности в их частности, противоречивости, развитии; определить сущность и характер военной политики, проводимой руководством Советского государства в интересах безопасности страны на международной арене в целом и на западном направлении, в частности; выявить эффективность деятельности советского военно-политического руководства по обеспечению безопасности СССР с Запада на различных этапах становления государства в рассматриваемый период; уяснить степень влияния результатов проводимых мероприятий на состояние обороноспособности Советского Союза; показать значение опыта проводимой руководством страны военной политики в международных отношениях для современного состояния России.
Анализ конкретных аспектов деятельности советского руководства по организации и проведению военной политики в адрес Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши н Румынии осуществлялся возможностями общенаучных методов исследования, при этом автор основное внимание сосредоточил на комплексном использовании исторического и логического, а также сравнительного, системного, структурного и других методов. Их применение дало возможность: рассмотреть проводимую Советским правительством военную политику как целостную систему, выделить имевшиеся в ней существовавшие противоречия, выявить основные тенденции в ее осуществлении, направленность этой политики, внутреннюю обусловленность трансформации; исследовать функционирование органов управления Коминтерна, их место в системе советской военной политики, деятельность во взаимосвязи со структурами государственного и военного управления СССР; показать результаты военно-политической деятельности руководства страны в деле обеспечения безопасности Советского Союза с Запада.
Важнейшее значение при проведении исследования имели специфические методы исторической науки: периодизации, сравнительно-исторического анализа и актуализации. Их применение позволило: сопоставить обусловленность и выбор средств проведения военной политики Советского государства в отношении западных соседей на разных ее этапах; определить степень различия характера советско-польских, советско-прибалтийских и советско-румынских отношений; проследить зависимость активности военно-политической деятельности СССР на международной арене от эскалации напряженности в Европе и мире, в целом.
Источниковую базу исследования составили документы Советского государства, Коммунистической партии, Народного комиссариата обороны СССР, Народного комиссариата иностранных дел, Народного комиссариата внутренних дел, прежде всего - документы и материалы партийных съездов, конференций и Пленумов ЦК ВКП (б), постановления высшей законодательной и исполнительной власти ( ЦИК СССР, СНК СССР, Верховного Совета СССР), приказы НКО СССР, материалы конгрессов Коминтерна, пленумов ИККИ и др.
Наиболее важным и серьезным источником стали архивные документы и материалы, хранящиеся в Российском государственном военном архиве (РГВА), Центральном архиве министерства обороны РФ (ЦАМО), Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), (Архиве внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), Центральном архиве Федеральной пограничной службы (ЦА ФПС), Архиве штаба Ленинградского военного округа (АШ ЛВО). При работе в архивах страны автор ознакомился с более, чем 400 дел, отработал 26 фондов. Многие использованные документы и материалы в научный оборот введены впервые.
Еще одной группой источников, послуживших основой исследования, стали произведения, в том числе и мемуары видных государственных, партийных и военных деятелей, лидеров международного коммунистического движения. Среди них особое значение имели труды, статьи и речи В.И. Ленина, И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, М.Н. Тухачевского, К.А. Мерецкова, М.В. Захарова, A.A. Жданова, П. Тольятти, Г. Димитрова, Э. Тельмана, О. Куусинена и др.
Немаловажное значение для изучения темы имели материалы периодической печати того времени.
Для разработки диссертации была привлечена историко-партийная, военно-теоретическая, военно-историческая, историко-дипломатическая литература, диссертационные исследования, а также отдельные работы зарубежных авторов.
Научная новизна исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, в новых исторических условиях в отечественной исторической науке проводится комплексный анализ проблемы обеспечения безопасности Советского государства с Запада в период с 1933 по 1940 гг.
Во-вторых, проведенное исследование дало возможность определить тенденции, особенности и противоречия военной политики СССР по отношению к этим странам в рассматриваемый период и оценить степень ее влияния на безопасность Советского государства.
В-третьих, исследование способствует уточнению существенных аспектов внешнеполитической стратегии советского руководства, которые не в полной мере учитывались в отечественной историографии.
В-четвертых, работа над проблемой позволила выявить новые характерные черты военно-политической деятельности ряда видных государственных и военных деятелей СССР.
В-пятых, в научный оборот впервые вовлечено значительное количество архивных документов и материалов высших политических, государственных и военных органов СССР, практически неизвестных ранее научной общественности.
В-шестых, автором выделяются новые перспективные направления исследований, требующие углубленной разработки российской историками
В-седьмых, разработаны некоторые практические рекомендации, позволяющие по-новому взглянуть на перспективы военно-политических взаимоотношений между Россией, Польшей, странами Балтии и Румынией с учетом современных приоритетов Российской внешней политики.
Таким образом, раскрытие данной темы на основе архивных источников и материалов, а также теоретические обобщения полученных результатов исследования позволяют решить научную проблему, имеющую важное практическое значение как для исторической науки, так и военной политики, проводимой Россией в современных условиях.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Результаты комплексного анализа выводы о целях, содержании, особенностях и принципах военно-политического курса СССР в решениях проблемы обеспечения безопасности Советского государства с Запада в 1933 — 1940 гг.
2. Общие оценки итогов советско-польских, советско-прибалтийских и советско-румынских отношений в военно-политической сфере деятельности советского руководства.
3. Итоговые суждения о роли стран "санитарного кордона", "англофранцузского" и "германского" факторов в военной политике СССР на международной арене в рассматриваемый период.
4. Практические рекомендации по важнейшим аспектам деятельности руководства страны в сфере военной политики в новейший период отечественной истории.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, четырех разделов и заключения. К диссертации прилагается 9 приложений и список использованных источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 162 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz