Среда, 2024-04-24, 8:51 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач. Овчинникова, Ирина бесплатно
5:25 AM
Скачать Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач. Овчинникова, Ирина бесплатно

Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач

Диссертация

Автор: Овчинникова, Ирина Владимировна

Название: Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач

Справка: Овчинникова, Ирина Владимировна. Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 Тверь, 2006 196 c. : 61 06-19/285

Объем: 196 стр.

Информация: Тверь, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛБ В РЕШЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ
§11 Психологический анализ управленческих задач §
12 Самостоятельность мышления и его взаимосвязь с другими психическими явлениями §
13 Мотивация самостоятельного мышления и личности субъекта труда
Выводы по первой главе
Глава
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
§21 Экспериментальное исследование самостоятельности руководителей §
22 Психологические особенности самостоятельного мышления руководителей в решении различных задач §
23 Обоснование рекомендаций по формированию самостоятельности мышления менеджеров
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
Список аббревиатур и условных сокрашений
ПРИЛОЖЕНИЯ (1-9)

Введение:

Актуальность диссертационного исследования. Управленческая деятельность является одной из самых сложных сфер трудовой занятости человека. Эта сложность определяется характеристиками объекта управления, разнообразием решаемых задач, их комплексностью, системностью, полидетерминированной многоуровневой природой, динамичностью, неочевидностью решений, отсутствием универсальных способов и алгоритмов нахождения оптимального решения. В силу этого невозможно определить универсальный вариант системы действий руководителя, позволяющей ему контролировать все конкретные ситуации в управленческом процессе. Иначе говоря, важнейшей особенностью управленческой деятельности является ее варьирующая сущность, в которой потенциально ценным может оказаться любой структурный элемент. Это обстоятельство требует от руководителя особых знаний, стиля мышления и мотивации, структуру и содержание которых зачастую невозможно не только сформировать извне, но и заранее определить. В этих условиях возможен один выход самоорганизация системы профессиональной деятельности, важнейшим элементом которой является самостоятельное мышление руководителя. Не смотря на то, что в психологической литературе термин «самостоятельное мышление» употребляется достаточно часто, глубокого анализа данной психологической категории до сих пор не проведено, не определены его механизмы и характерные черты, не ясна его роль в решении различных по уровню сложности управленческих задач и функций. Не проводилось и специальных психологических исследований, посвященных непосредственно этому предмету. Исключением является ограниченный круг работ педагогической психологии, посвященных исследованию самостоятельности когнитивной деятельности школьников (Байрамов А.В., 1968; Осницкий А.К., 1996), студентов (Ильясов И.И., Ляудис В.Я., 1989), а также работы, имеющие косвенное отношение к самостоятельности мышления специалиста и посвященные исследованию различных аспектов самоорганизации профессиональной деятельности и их взаимосвязи с ее эффективностью (Артемьева Т.И., 1988; Завалишина Д.Н., 1992; Ильин Е.П., 2000; Шадриков В.Д., 1994; Нечаев Н.Н., 1989 и др.), с процессами профессионального самоопределения и профессионализации (Бодров В.А., 1981, 1994; Климов Е.А., 1988; Кудрявцев Т.В., 1985; Маркова А.К., 1996; Поваренков Ю.П., 1989, 1991; Сухарев А.В., 1989идр.). Другой проблемой в изучении самостоятельного мышления специалиста управленческого профиля является тот факт, что само по себе такое мышление не существует как изолированный и автономный феномен. Иначе говоря, самостоятельное мышление является атрибутом лишь самостоятельной личности, что, по сути, означает его интегрированность в структуру личности специалиста, взаимосвязь и взаимообусловленность с другими психическими процессами и образованиями, В этом случае возникает вопрос о структурно-функциональных особенностях такого качества как самостоятельность управленца, роли и месте когнитивных процессов в этой структуре. Иесмотря на то, что самостоятельность во многих исследованиях (Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О., 1997; Стогдилл P.M., 1974; Кричевский Р.Л., 1993; Хараш У.А., 1981; Шоу М.Е., 1971; Шмелев А.Г., 1993), посвященных психологическим аспектам управления, обозначена как важнейшее качество руководителя, четкого понимания того, что представляет собой данное качество не существует. Поэтому очень часто упрямство, самодурство, произвол, равнодушие, самонадеянность и другие характеристики личности руководителя могут быть восприняты как проявление его самостоятельности. Следовательно, возникает проблема определения границ «приемлемой» или подлинной самостоятельности, что представляется весьма сложным без реализации в исследовании системного подхода к данному качеству. К сожалению, и в этом направлении соответствующие изыскания представлены весьма ограниченно (Кон И.С., 1985; Осницкий А.К., 1996). Другие же исследователи рассматривают лишь отдельиые компоненты самостоятельности личности: свобода воли и обретения идентичности (Фромм Э., 1959; Гольдштейн К., 1939); развитие чувства автономии через появление навыков самоконтроля (Эриксон Э., 1950), создание нового жизненного опыта креативным «Я» (Адлер А., 1998), приобретение навыков самостоятельного манипулирования внешней средой в процессе социализации (Доллард Д., Миллер Н., 1941), роль сознания и активности личности в саморегуляции поведения (Бандура А., 1986; Ротгер Дж., 1966; Конопкин О.А., 1980, 1995; Мерлин B.C., 1986; Вяткин Б.А., 1988) и др. Кроме того, остается не изученным вопрос о соотношении самостоятельности личности вообш,е и самостоятельности профессиональной. Фактически вопрос заключается в том, может ли самостоятельность личности обладать парциальным характером, проявляясь в одних сферах функционирования личности и не быть таковой в других. Вследствие этого возникает проблема определения специфичности самостоятельности руководителей в управленческой деятельности, а это должно накладывать ограничения и на структурные компоненты самостоятельности управленца и, в частности, на его когнитивную сферу, в том числе и мышление. И, наконец, процесс решения управленческих задач, принятия управленческих решений имеет определенную логику протекания, что подразумевает исследование характера проявления самостоятельности мышления руководителя на соответствуюш,их этапах и соотнесения их с результативной стороной управленческого решения, что должно раскрыть механизмы эффективного решения управленческих задач с этих позиций. Таким образом, самостоятельность мышления и личности руководителей в научной литературе называют важнейшими качествами эффективных руководителей в силу интеллектуального характера управленческого труда, интенсивности социальных взаимодействий в совместной трудовой деятельности, варьирующей сути управления и др. Однако исследовательская тематика, посвященная непосредственно самостоятельности мышления специалистов управленческого профиля с учетом вышеизложенных проблем, не достаточно разработана. Вышеперечисленные обстоятельства и обусловили выбор темы исследования, определили его объект, предмет, цель, основные задачи и гипотезы. Объект исследования: мышление специалистов профиля. Предмет исследования: самостоятельность мышления специалиста управленческого профиля и специфика его проявления в решении поливариантных задач. Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования определить психологические характеристики самостоятельного управленческого мышления специалистов управленческого профиля и выработать рекомендации по его формированию. Гииотеза исследования: самостоятельность мышления специалистов управленческого профиля проявляется в решении поливариантных задач. Частные гинотезы: 1. Самостоятельное мышление взаимосвязано с другими структурными компонентами самостоятельности руководителей и является ее составной частью. 2. Самостоятельность мышления руководителей проявляется в решении поливариантных задач с процессуальной и результативной сторон. 3. В ходе профессионального обучения специалистов управленческого профиля специально подобранные методики способствуют формированию самостоятельного мышления. Задачи исследоваиия: 1. На основе анализа научной литературы выявить психологические особенности задач управленческой деятельности, проанализировать теоретические подходы к рассмотрению самостоятельности мышления специалиста, определить его роль в самоорганизации управленческой деятельности. 2, Провести экспериментальное исследование самостоятельного мышления руководителя, описать его психологические характеристики и выявить его взаимосвязь с другими психическими явлениями. 3. Разработать и проверить эффективность рекомендаций по формированию самостоятельности мышления в профессиональном обучении управленцев. Теоретико-методологическую осиову исследования составили концептуальные работы, раскрывающие основы: общего системного анализа и моделирования (Ананьев Б.Г., Анохин П.К., Выготский Л.С., Каган М.С., Рубинштейн Л., Фридман Л.М., Штоф В.А.); системогенеза деятельности (Асеев В.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский А.В., Рубинштейн Л., Хекхаузен X., Шадриков В.Д. и др.), нрофессиональной (Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А., Карпов А.В., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Мазилов В.А., Поваренков Ю.П., Шадриков В.Д. и др.) и управленческой деятельности (Друкер П.Ф., Журавлев А.Л., Карпов А.В., Кричевский Р.Л., Кунц Г., Свенцицкий А.Л., Кнорринг В.И., Мескон М., Минцберг Г.); теории развития личности (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С, Маслоу А., Пиаже Ж., Рубинштейн Л., Слободчиков В.И.); преобразующей роли сознания и самосознания по отношению к внеш- нему и внутреннему миру личности, ее саморазвитию и самореализации (Абульханова К.А., Агапов B.C., Ананьев Б.Г., Зинченко В.П., Кон И.С, Мерлин B.C., Мухина B.C., Мясищев В.Н., Столин В.В., Чеснокова И.И., Шорохова Е.В.); когнитивной психологии (Андерсон Дж., Брушлинский А.В., Гальпе- рин П.Я., Пиаже Ж., Стенберг Р., Тихомиров O.K., Холодная М.А., Халлперн д., Щедровицкий Г.П.) Методы и методики исследования. В диссертации применялись ретроспективный анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, использовались методы опроса, анализа продуктов деятельности респондентов, экспертной оценки, статистического анализа эмпирических данных, содержательный анализ выявленных фактов. Для исследования особенностей когнитивной сферы респондентов использовались: метод направленных ассоциаций, решение поливариативных задач, батарея интеллектуальных субтестов («Аналогии», «Числовые ряды», «Арифметический счет», «Вербальная память», «Пространственные преобразования», «Установление закономерностей», «Умозаключения», «Зрительная память»). Для изучения личностных особенностей применялись методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, адаптироваьшая Е.Ф. Бажиным, А. Голынкиной и A.M. Эткиндом, опросник Т. Лири, Г. Лефоржа, Р, Сазека «Диагностика межличностных отношений», личностный опросник Р. Кетелла 16-ФЛО (105 вопросов), авторская анкета для изучения структуры самостоятельности личности управленца. Эмиирическая база и этаиы исследования. Работа над темой диссертационного исследования охватывает четырехлетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. Общая численность респондентов, охваченных исследованиями, составила 244 человека, из них 92 руководителя различных уровней производственной сферы и 152 студента Надымских филиалов Тюменского государственного нефтегазового университета. Тюменского государственного университета. Московского психолого-социального института. На первом этапе исследования (2001-2002) была изучена научная литература по проблеме исследовапия, произведеп апализ и систематизация осповных подходов к изучению самостоятельности мышления, специфики управленческой деятельности и решаемых задач, разработана теоретикометодологическая основа исследования. На втором этапе (2002-2004) разработаны и апробированы формы и методы констатируюш,его эксперимента, получены основные экспериментальные данные. Результатом этого этапа стала конкретизация задач и гипотез исследования, выявление основных характеристик самостоятельного мышления специалиста управленческого профиля и специфики его проявления в решении различных задач. На третьем этапе (2004) был разработан, спланирован и проведен формирующий эксперимент по формированию самостоятельности мышления в ходе профессионального обучения менеджеров, собраны и обработаны полученные данные. На четвертом этапе (2004-2006) было проведено обобш,ение всех экспериментальных данных и результатов, формулирование теоретических выводов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, написание текста диссертации. Положения, выносимые на защиту: 1. Самостоятельное мышление является важнейшим элементом самостоятельности руководителей, которую можно определить как профессионально важное качество, позволяющее ему строить свое поведение и деятельность относительно независимо от группового и индивидуального давления, принятых в организации когнитивных, оценочных и культурных стереотипов. Структурно самостоятельность руководителей описывается через взаимосвязанные личностно-профессиональные компоненты: регулятивный, поведенческо-характерологический, мотивационный, когнитивный, опытнознаниевый. 2. Главными процессуальными чертами самостоятельного мышления специалистов управленческого профиля являются критичность, гибкость мышления, развитые навыки когнитивного самоконтроля, привычка вникать в смысл анализируемых фактов и явлений. Наиболее полно указанные особенности проявляются в решении поливариантных задач по содержанию близких управленческой деятельности. Это выражается в способности продуктивно отбирать релевантную информацию и анализировать исходные условия задачи, выдвигать большее количество разнообразных идей и гипотез для решения задач, рассматривать возможные решения с позиций многофакторного анализа. Данные особенности самостоятельного мышления взаимосвязаны с его результативной стороной, которая описывается через рациональность, продуманность, обоснованность, нестандартность решений поливариантных задач. Обш;ая результативность решения поливариантных задач взаимосвязана с процессуальными особенностями самостоятельного мышления и существенно не зависит от уровня развития интеллекта руководителей. 3. Качество решения комплексных управленческих задач не связано непосредственно с выделенными параметрами самостоятельности мышления руководителей, а регулируются всей системой личностно-профессиональных компонентов самостоятельности руководителей, а также зависит от особенностей локуса контроля руководителей. Для самостоятельных руководителей характерно преобладание внутреннего локуса контроля в сфере трудовой деятельности, обш;ении и достижениях. 4. Целенаправленная реализация в профессиональном обучении менеджеров принципов проблемности, сотрудничества, рефлексии в сочетании с методикой развернутого анализа явлений и фактов, способствует формированию процессуальных и результативных параметров мышления, свойственных самостоятельным руководителям. Надежность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы; четкостью методологических позиций; соблюдением принципов гуманитар10 ного исследования; применением комплекса валидных методов и методик исследования, адекватных предмету, целям, задачам и логике диссертационной работы; сопоставлением полученных данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением; сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки, репрезентативной выборкой испытуемых. Научная новизна исследования. Выявлены основные черты самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля, показано его место и роль в обш;ей структуре самостоятельности руководителя. Показана взаимосвязь процессов мышления, восприятия, когнитивной саморегуляции в решении поливариантных задач управленцами с различной степенью самостоятельности, а также зависимость эффективности решения данных задач от уровня развития общего интеллекта. Выявлена специфика проявления самостоятельного мышления управленца на различных этапах процесса принятия решения. Установлено влияние самостоятельности мышления руководителя на результативность решения задач различной степени сложности. Определены основные принципы и механизмы развития самостоятельного мышления. Теоретическая значимость. Установлен характер взаимообусловленности личностно-профессиональных компонентов в структуре самостоятельности управленца. Доказано, что самостоятельное мышление проявляется в общей структуре самостоятельности руководителя. Показано, что по мере усложнения характера решаемых управленцем задач роль самостоятельности мышления возрастает, что проявляется в более высокой продуктивности их решения, а зависимость от развития общего интеллекта руководителя уменьшается. Выявлено, что самостоятельность мышления руководителя проявляется в специфике формирования информационной основы принятия решения, количестве и качестве выдвигаемых гипотез и альтернатив в решении задач, их оценках и отборе, устойчивости к нерелевантной информации. 11 способности прогнозировать. Практическая значимость. Полученные в диссертационном исследовании результаты могут использоваться в качестве научной основы мониторинга управленческих процессов и понимания механизмов повышения их качества. Методика диагностики выраженности структурных компонентов самостоятельности руководителей может быть использована в отборе управленческого персонала, в прогнозировании успешности решения управленческих задач руководителями, для разработки направлений работы службой нерсонала предприятий по воспитанию самостоятельности руководителей. Теоретические и практические результаты диссертационной работы могут быть включены в содержание учебных дисциплин при подготовке менеджеров, психологов, при повышении квалификации педагогических работников сферы профессионального образования, а также в ходе профессионального обучения специалистов управленческого профиля. Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на международной научной конференции: «Социальная работа: личность и профессия» (Ульяновск, 2002); всероссийских конференциях: «Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России» (Москва, 2001), «Научно-методические проблемы развития общегуманитарных и естественных дисциплин в вузе» (Тверь, 2005), конференции молодых ученых (Надым, 2003); межвузовской конференции «Качество образования в северном филиале вуза: факторы и технологии» (Надым, 2003). Материалы диссертации в разных формах обсуждались на заседаниях Ученого Совета Института инфраструктуры предпринимательства (Москва, Надым, 1999-2005), Московского института инновационных технологий (2003), Международного института эргономики и социально-экономических технологий (Тверь, 2005), Тюменского государственного нефтегазового университета (2002-2005). 12 Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, (202 источника, в том числе 39 на иностранном языке), 9 приложений. Объем диссертации составляет 172 страницы. Работа включает 12 таблиц и 6 графиков. Материалы исследования изложены автором в 6 публикациях общим объемом 2,7 п.л. 13

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 241 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz