Четверг, 2020-10-22, 1:49 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды. Жилина, Юлия Николаевна бесплатно
4:26 AM
Скачать Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды. Жилина, Юлия Николаевна бесплатно

Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды

Диссертация

Автор: Жилина, Юлия Николаевна

Название: Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды

Справка: Жилина, Юлия Николаевна. Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды : диссертация кандидата архитектуры : 18.00.01 - Екатеринбург, 2003 - Количество страниц: 207 с. ил Екатеринбург, 2003 207 c. :

Объем: 207 стр.

Информация: Екатеринбург, 2003


Содержание:

Глава 1 Потребности как категория формирования архитектурной среды
11 Потребности как фундаментальная научная категория
12 Природа и классификация средовых потребностей
13 Трансформация потребностей и отношения к ним в истории и теории архитектуры
14Выводы первой главы
Глава 2 Архитектурная среда как средство удовлетворения средовых потребностей
21 Средовые потребности и их проявления в эмоциональных оценках различных типов пространств (на примере опросов в г Екатеринбурге)
22 Эмоционально-потребительские качества архитектуры как предмет средовых потребностей
23 Композиционные средства в формировании эмоционально-потребительских качеств
24 Роль архитектора в процессе объективации средовых потребностей
25 Выводы второй главы
Глава 3 Динамика средовых потребностей и ее влияние на архитектурно-средовую композицию
31 Общее представление о видах изменений средовых потребностей
32 Производственно-экономическая и культурно-историческая динамика средовьпс потребностей
33 Сезонная и суточная динамика средовых потребностей
34 Возрастная и социальная динамика средовых потребностей
35 Динамика средовых потребностей, обусловленная социальной, психотипической, национальной принадлежностями человека и региональными условиями
36 Различие средовых потребностей по отношению к средовым объектам разного назначения
37 Выводы третьей главы

Введение:

Архитектурная среда возникла и развивалась как ответ на определенные потребности человека и человеческого сообщества, и по сей день является средством их удовлетворения. С развитием общества сформировалось два подхода к архитектурной среде, «профессиональный» и «потребительский».Первый складывается из субъективных представлений архитектора об идеальной совокупности пожеланий потребителя, которые не всегда соответствует действительности. Второй подход более приближен к реальным запросам конкретных групп людей. На фоне всегда существовавшей проблемы объективного воплощения архитектором надежд потребителя и некоторого кризиса типового строительства в современных условиях проблема адекватного учета средовьгх потребностей становится актуальной и требует соответствующего изучения.Категория «потребности» фигурирует в архитектурной теории и практике с начала X X века. При этом наблюдаются две выраженные тенденции отражения «проблемы потребителя». Первая, аналитическая, где потребитель становится отправным и определяющим фактором для архитектурных решений. Вторая, концептуальная, провозглашает первргчное значение архитектурных идей, формирующих мир представлений потребителя. Советские конструктивисты (И.А.Голосов, И.И.Леонидов, М.Я.Гинзбург, братья Веснины) подчеркивали значение потребностей трудящихся, делая акцент на биологических потребностях [10,20,48,59], однако, наряду с пионерами «современной архитектуры» на Западе (Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ) заменяли прямое исследование конструированием идеального потребителя [25,53]. В это же время В.Гропиус и его соратники занимались «адресным» проектированием 25]. В период типового строительства в СССР идет ориентация на анонимного массового потребителя, т.е. продолжается навязывание конкретного образа жизни. Одновременно с этим на Западе начинаются психологические исследования взаимодействия человека и среды, связанные с кризисом «современной архитектуры» (Р.Вентури, П.Портогези, О.Ф.Боллноу, К.Линч, К.Норберг-Шульц, Д.Кантер, Дж.Саймондс) [6]. В 1960-х годах американский исследователь К.Линч, рассматривая образ пространственно-временного окружения, формируемый психикой человека, попутно выделяет психологическую потребность человека в нормальной ориентации в среде [57].Чуть позже К.Норберг-Шульц, устанавливая взаимосвязь между сложной системой потребностей человека и общества и архитектурной формой, подчеркивает первостепенную важность так называемых психологических потребностей, которые определяют претензии к архитектуре как к искусству, и выделяет среди них еще одну - потребность в идентификации, отождествлении себя со средой, ощущении пространства как «своего». В 1970-х годах английский психолог Д.Кантер возвращается к проблеме продуктивности диалога между архитектором и потребителем в процессе создания «места», также делая акцент на возможности идентификации человека со средой, предлагает методику анализа взаимодействий потребителя и «места» и выдвигает предположение о роли в таком взаимодействии социальных факторов. Польский теоретик архитектуры Д.Т. Круликовский довольно объективно классифицировал пространственные ценности, являющиеся ни чем иным, как осмысленными потребностями [6,43].В 1980-х годах в советской периодической печати появляются публикации о невозможности далее проектировать в расчете на потребности усредненного анонимного потребителя, осуществляются попытки разработки системы действий по непосредственному привлечению потребителей к процессу проектирования, отмечается факт подчинения архитектуры технологии производства, ведущий к ее обезличиванию (А.Зинченко, Э.Гольдзамт, В.Чистова, В.Хайт, П.Рычков)[29,37,88,94]. Основатель архитектурной психологии, как специальной отрасли знания, в нашей стране И.Н.Ткачиков рассматривает потребителя архитектуры во взаимосвязи с социальной структурой общества, выделяет социальные группы, внутри которых имеется определенная общность в требованиях к качествам среды и условиям функи;ионирования в ней [6].В последние годы интерес к средовым потребностям продолжает существовать в работах ряда исследователей. В.И.Иовлев вносит названные ранее К.Линчем средовые потребности: в ориентации, в идентификации, в изменениях, в социальной принадлежности, - в рамки экологической психологии [43]. В.Т.Шимко и А.А.Гаврилина упоминают о «потребительской» характеристике архитектурной среды при попытке типологической классификации средовых объектов [95]. Между тем, несмотря на то, что проблема средовых потребностей выявлена уже давно, до сих пор не существует системы профессиональных представлений о взаимосвязи таковых у человека с объективными качествами архитектурной среды, позволяющей архитектору комплексно учитывать пожелания потребителей. Также малоизучен вопрос о взаимодействии архитектора с потребителем с точки зрения психических процессов, решение которого отделило бы субъективную причинность проектного процесса от объективной. Следует также обратить внимание на тот факт, что среди архитектурно-психологических и семиотических исследований эмоционального воздействия среды, многие из которых указывают на возможность направленного формирования эмоциональной окрашенности средового объекта (Р.Кюллер, Г.Б.Забельшанский, Г.Б.Минервин, А.Г.Раппапорт, Г.Ю.Сомов, И.А.Страутманис, А.А.Барабанов) [7,9,74,75,82], только единицы отмечают, что всякое эмоциональное состояние возникает как оценка человеческим мозгом вероятности удовлетворения той или иной потребности, в то время как в психологии это давно и широко известный факт (П.В.Симонов, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, П.К.Анохин) [55,66,80], а И.А.Голосов отмечал это еще в 1920-х годах [59]. Та1сим образом, то, насколько архитектурная среда соответствует сложному комплексу средовых потребностей, является одним из основных источников эмоций у ее обитателей, и, следовательно, формирует эмоциональную окрашенность объекта. Кроме недостаточно исследованных проблем, указанных выше, возникает также необходимость изучения системы средовых потребностей как причины наделения каким-либо эмоциональным смыслом архитектурных объектов.Актуальность исследования определяется отсутствием системной проработки означенных выше проблем взаимовлияния средовых потребностей человека и архитектурной среды, взаимодействия архитектора с потребителем в целях создания оптимальных условий среды обитания, обусловленности эмоционального восприятия среды качеством удовлетворения средовых потребностей; а также социально-экономическими изменениями в современном российском обществе. В условиях социального расслоения и появления новых социальных идеалов, пересмотра культурных ценностей, экономической перестройки происходит резкая и неравномерная трансформация потребностей, при этом каждая социальная группа характеризуется своим темпом и качеством этих изменений. Особенность этого процесса еще и в том, что и в пределах одной социальной группы предпочтения порой полярно противоположны.Организацию пространства в расчете на усредненного потребителя и на удовлетворение только элементарных потребностей, как это делалось до последнего времени, вести более нецелесообразно. Попытки уйти от этого устаревшего принципа осуществляются повсеместно, однако отсутствие четко структурированного знания о средовых потребностях и их влиянии на формирование среды, а в среде архитекторов-практиков вообще полное отсутствие такого знания, приводит к неграмотной реакции на изменение потребностей в современном обществе, к просчетам в проектировании и, в свою очередь, к невостребованности архитектуры и общественной критике.Процессы, происходящие в современной архитектурной практике, такие, как реконструкция объектов позапрошлого, начала и середины прошлого столетия, конкурсы на реабилитацию наследия совсем недавнего периода обезличенной типовой архитектуры, переоборудование жилых первых этажей в центральных районах под общественные помещения, процветание малоэтажного строительства, перепроектирование объектов уже в процессе строительства, а также многочисленные перепланировки квартир, подтверждают наличие несоответствия между новыми потребностями и существующими на сегодняшний день архитектурными решениями и способами проектирования.Для устранения такого несоответствия, или хотя бы его минимизации, в будущем, а возможно и предвидения изменений потребительских предпочтений, и необходимо выработать механизм реагирования архитектуры, главным образом в функциональном и эстетическом аспектах, на трансформацию средовых потребностей. Это возможно только при подробном изучении средовых потребностей у различных социальных групп, и связи этих потребностей с архитектурной формой и качествами архитектурной среды.Цель работы: построение комплексной модели, характеризующей формирование отношений между объективными качествами различных архитектурных пространств и средовыми потребностями человека, опосредованные эмоционально-оценочными характеристиками, учитьшающей роль в этом процессе субъективного личностного фактора архитектора.Задачи исследования: - провести изучение средовых потребностей, как актуальной, основополагающей и динамичной категории, влияющей на формирование архитектурной среды, - изучить развитие профессионального понимания проблемы средовых потребностей в архитектурной и психологической теориях и систематизировать представление о них, - выявить на основе опросов и натурных исследований связи между средовыми потребностями, эмоционально-средовыми оценками и качествами архитектурной среды, - определить степень обусловленности формирования архитектурной среды средовыми потребностями через изучение психологических механизмов архитектурной деятельности. - составить модель взаимосвязей средовых потребностей и качеств архитектурной среды, учитывающую основные и второстепенные факторы, обусловливающие динамичный характер этих взаимосвязей.Объект исследования: средовые объекты с различными архитектурнотипологическими характеристиками (на примере г. Екатеринбурга).Предмет исследования: закономерности изменения средовых потребностей человека и их влияние на формирование архитектурного пространства.Границы исследования: - по пространству: рассматриваются средовые объекты, относящиеся к так называемой «внешней» среде, организация внутреннего пространства не рассматривается в связи с другим характером освоения и восприятия. Объекты исследования ограничены по физическим размерам для возможности их сопоставления (дворы, часть улицы, перекрестки, скверы, площади и т.п. - средовые объекты), - по аспектам: в исследовавми рассматриваются прямой и обратный процессы взаимовлияния средовых потребностей человека и архитектурной среды, при этом, учитывая посредничество архитектора в прямом процессе, рассматриваются также потребности, которые обусловливают его профессиональную деятельность.Методы исследования: - исследование профессиональной литературы по выбранной тематике с целью систематического изучения представлений о проблеме, - проведение опросов с использованием методик социальнопсихологических исследований и аналитической обработкой полученных результатов, - натурное исследование архитектурно-типологических и формальнокомпозиционных характеристик средовых объектов г.Екатеринбурга и других городов с использованием методов наблюдения и фотофиксации с последующим сравнительным анализом. - сопоставление результатов социально-психологических исследований и натурного анализа средовых объектов.Научная новизна работы: в исследовании представлен комплекс всех существующих на сегодняшний день средовых потребностей человека, составленный на основе профессиональной литературы и психологических опросов, рассмотренный в системе его взаимосвязей с качествами архитектурной среды. Архитектурное окружение впервые рассмотрено как формируемое потребностями через посредство архитектора, так и формирующее потребности через эмоциональные воздействия. Эмоциональное состояние, вызываемое средой, представлено в связи с его природой, как оценка вероятности удовлетвореЕжя средовых потребностей. Учтены особенности личности архитектора (в частности, его профессиональные потребности) в процессе объективации средовых потребностей.Практическая ценность работы: - для теории: систематизация знаний о средовых потребностях человека, введение понятий об эмоционально-потребительских качествах среды и о профессиональных потребностях архитектора, расширение понимания сути взаимодействия человека и среды, в т.ч. эмоционального; - для практики: разработка предложений по учету средовых потребностей населения в архитектурном проектировании в целях оптимизации среды, акцентирование необходимости разграничения архитектором «потребительских» и своих субъективных предпочтений и привлечения потребителей к проектному процессу; - для учебного процесса: совершенствование методики курсового архитектурного проектирования и теоретических курсов путем изучения потребностей населения, влияюпщх на формирование архитектурной среды.Апробация работы: Результаты работы опубликованы в статьях и тезисах докладов на конференциях «Экологическая безопасность и устойчивое развитие», Москва, МГТУ, 2001; «Архитектура. 21 век», Екатеринбург, УраиГАХА, 2002 г.; «The future of the architect. Mind, land, society», Барселона, 2000 г. Автором сделаны доклады по теме диссертации: «Профессиональные потребности архитекторов» на международном конгрессе «Будущее архитектора (Мышление, территория, общество)» в Барселоне, (Испания 2000г.); «От абстрактной формы - к конкретному потребителю» на конференции «Урбанистика: наука, образование, общество» (Екатеринбург,2001г.) Внедрение результатов: Разработаны предложения по методике учета средовых потребностей человека: при анализе существующик средовых ситуаций и проектировании новых архитектурно-средовых объектов (на основании предложенной методики в ЗАОр «Екатеринбурггорпроект» выполнен проект реконструкции ул.Вайнера в г.Екатеринбурге в торгово-пешеходную зону); в курсовом архитектурном проектировании на 2 курсе и в теоретическом кзфсе «Психология и архртгектура» в УратГАХА. Объем работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, изложено на 135 стр. текста, 55 стр. иллюстраций и 17 стр. приложения.Содержание глав:

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz