Пятница, 2024-04-19, 3:41 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Уральское общество любителей естествознания и его фольклорная деятельность. Липатов, Владислав Александрович бесплатно
11:08 PM
Скачать Уральское общество любителей естествознания и его фольклорная деятельность. Липатов, Владислав Александрович бесплатно

Уральское общество любителей естествознания и его фольклорная деятельность

Диссертация

Автор: Липатов, Владислав Александрович

Название: Уральское общество любителей естествознания и его фольклорная деятельность

Справка: Липатов, Владислав Александрович. Уральское общество любителей естествознания и его фольклорная деятельность : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 Свердловск, 1983 228 c. : 61 85-10/176

Объем: 228 стр.

Информация: Свердловск, 1983


Содержание:

Введение
Глава I Роль Уральского общества любителей естествознания в духовной и общественной жизни России
Глава 2 Фольклорно-собирательская деятельность как часть научной программы Уральского общества любителей естествознания
Глава 3 Фольклорные коллекции Уральского общества любителей естествознания как материалы для характеристики народа

Введение:

Более чем полувековая научная деятельность Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) составила целый период в истории изучения уральского края: на смену исследователям-одиночкам пришла организация ученых-любителей, провозгласившая главной целью своей деятельности всестороннее и систематическое исследование Урала, его природных богатств, климата, культуры с тем, чтобы использовать полученные знания в практических целях, для решения насущных проблем, стоявших перед населением края.
Собирание и изучение фольклорных материалов занимало большое место в кругу многообразных научных работ, проводимых членами УОЛЕ. В "Записках Уральского общества любителей естествознания" и обширном архиве этой организации содержатся многочисленные записи произведений устного народного творчества, бытовавших на Урале во второй половине прошлого и первых десятилетиях нынешнего века, а также высказывания членов УОЛЕ об отдельных произведениях и жанрах, о роли фольклора в жизни народа.
Часть материалов такого рода, опубликованных на страницах "Записок" Уральского общества, отражена в библиографических указателях к этому изданию*, а коллекция рукописей собрана в
I Сергеев С.И. Систематический указатель статей, помещенных в "Записках Уральского общества любителей естествознания", томы 1-9, 25 выпусков, с 1873 по 1888 год. - Зап. Урал, о-ва любителей естествознания. Екатеринбург, I890-I89I, т.12, вып.2, C.II2-II5; Сергеев С .И. Указатель статей, помещенных в "Записках Уральского общества любителей естествознания с 1871 по 1895 год. - Там же, 1896, т.17, вып.1, с. 119-1»; Черданцев А.А. Указатель к томам 1-30 "Записок Уральского общества любителей естествознания" в Екатеринбурге с 1871 фонде УОЛЕ, который хранится в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО). Важные документы о последних десятилетиях деятельности Уральского общества, хранятся и в фондах Свердловского государственного объединенного историко-революционного музея (СГОИРМ). Наконец, ряд материалов, имеющих отношение к теме данной диссертации был обнаружен нами в архивах и книгохранилищах Москвы, Перми, Шадринска, в центральных и местных газетах и журналах.
Несмотря на хорошую сохранность источниковедческой базы деятельность УОЛЕ до сих пор не стала предметом специального изучения историков науки и культуры. Подавляющее большинство посвященных ему статей носит информативный характер и, за немногими исключениями, не отличается особенной глубиной. О фольклорных исследованиях членов УОЛЕ лишь упоминается в работах, дающих обобщающую характеристику научной работы Общества и нет попыток связать их деятельность с главными целями и задачами этой организации.
Начальная попытка обобщить опыт первых двух десятилетий научной и общественной деятельности УОЛЕ принадлежала ученому секретарю этой организации О.Е.Клеру. Для предполагавшегося, но так и не осуществленного издания "памятная книжка г.Екатеринбурга. 1889" им был написан специальный исторический очерк^, корректургода по 1910 год. - Там же, I9II, т.30 (Прил.)? Черданцев А.А. Указатель к томам 31-35 "Записок Уральского общества любителей естествознания" с I9II года по 1915 год. - Там же, 1916, т.37.(Прил.); Макаров П.П. Указатель к томам 1-40 "Записок Уральского общества любителей естествознания". Свердловск, 1930.
2 Клер О.Е. Уральское общество любителей естествознания. Исторический очерк (1870-1888 г.). Екатеринбург, 1889. ные листы которого до сих пор хранятся в библиотеке Свердловско-' го историко-революционного музея, начало которой положили фонды научной библиотеки УОЛЕ. Пафос статьи направлен в защиту существования организации ученых-любителей, посвятивших свой досуг, силы и скромные средства большому и благородному делу - всестороннему изучению уральского края. Хотя О.Е.Клер не касается сколько-нибудь подробно фольклорно-этнографических исследований членов УОЛЕ, его вывод о том, что научная деятельность УОЛЕ основана по преимуществу на стационарных, а не экспедиционных исследованиях, характеризует также и специфику работы фольклористов уральского общества.
Интерес для историка науки представляют работы, появлявшиеся в связи с юбилейными датами Уральского общества^. Прежде всего они свидетельствуют о большом интересе к многообразной деятельности УОЛЕ не только у современников, но и у людей нынешнего поколения, а также о той высокой оценке, какую дают специалисты и общественность исследованиям членов этой организации в
То же самое можно сказать и о статьях неюбилейного характера^, включая такие крупные работы как исследование Н.П.Архиповой5 или оказавшая на него большое влияние неопубликованная ра
5 Архипова Н.П. Роль Уральского общества любителей естествознания в развитии краеведения на Урале. - учен. зап. Свердл. бота Л.М.Хандросса6. Как правило, во всех этих исследованиях деятельность УОЛЕ рассматривается в отрыве от той конкретно-исторической обстановки, в которой приходилось работать Обществу, в результате оставалось невыясненным, какое же место занимала деятельность УОЛЕ в истории отечественной науки, какова общественная значимость работы этой организации, ее вклад в революционно-освободительное движение в России. Без освещения этих общих проблем невозможно дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ и на частные вопросы, такие, например, как место и назначение фольк-лорно-собирательской деятельности в кругу научных исследований УОЛЕ.
Кроме статей, где лишь упоминается о том, что членами Общества велась активная работа по собиранию произведений устного народного творчества, есть статьи, которые освещают этот вопрос более подробно. Во-первых, это очерк Н.Ончукова, где автор, известный ученый, приехавший на Урал летом 1926 года для записи произведений устного народного творчества, по достоинству оценил богатый фольклорный материал, хранящийся в архиве УОЛЕ^. С развитием фольклористики на советском Урале сокровища народной культуры, выявленные и частично опубликованные на страницах центральных и местных изданий дореволюционными собирателями, многие из которых состояли членами Уральского общества, нашли свое отражение в библиографических указателях В.П.Бирюкова8 и пед. ин-та, 1959, вып.18, N5 2, с.3-22. Список.лит.: с.20-22.
6 Хандросс Л.М. Уральское общество любителей естествознания 1917-1929 гг. - СГОИРМ, ф.571 б / 124, П9л.
7 Ончуков Н.Е. По Тавдинскому краю (0 работах по фольклору в 1926г.). - В кн.: Урал, краеведение. 1927, вып.1, с. 103-104.
8 Бирюков В.П. Библиография уральского фольклора. - В кн.: Бирюков В.П. Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор.
М.Г.Китайника^. Однако объектом специальных научных статей собирание и исследование произведений устного народного творчества фольклористами УОЛЕ стало сравнительно недавно.
В 1973 году вышла из печати статья В.А.Вронской, где автор, справедливо критикуя своих предшественников и, прежде всего, Н.П.Архипову за недостаточное освещение всех аспектов деятельности Уральского общества, ставит перед собой задачу восполнить этот пробел применительно к собиранию членами УОЛЕ произведений фольклора. Исследовательница не стремилась к освещению этой проблемы в историческом плане, цель ее работы уже: дать общую оценку материалов, опубликованных на страницах "Записок "УОЛЕ". Следует признать, что при такой постановке вопроса цель эта в основном была достигнута: В.А.Вронская отметила территориальную широту деятельности уральских собирателей^, охарактеризовала методику записывания ими фольклорных текстов**, стремление не только собрать, но и осмыслить собранный материал, связать своеобразие уральского фольклора с историей колонизации края и, вместе с тем, выявить то общерусское начало, которое присутствует в произведениях устного народного творчества, бытующего среди
I? местного населения^, в рамках задач статьи автору удалось показать, что в конце XIX - начале XX века на Урале практически
Свердловск, 1953, с.283-290.
9 Китайник М.Г. Библиография уральского фольклора. Свердловск, 1949.
Ю Вронская В.А. Значение Уральского общества любителей естествознания в собирании и изучении фольклора (К 100-летию УОЛЕ). - В кн.: Вопросы истории и теории русской литературы. Свердловск, 1973, вып.1, с.104.
11 Там же, с.108.
12 Там не, с.109.
• 9 бытовали все основные жанры фольклора*^.
Однако, обратившись лишь к опубликованным материалам и не тронув архивов, В.А.Вронская существенно приуменьшила объем и значение фольклорной коллекции УОЛЕ в истории отечественной фольклористики. Так совершенно вне внимания исследовательницы оказались уникальные как по количеству собранного материала и представленных жанров, так и по качеству записи коллекции и,среди них, работа И.Я.Стяжкина "Народная литература Камышловского уезда"1*1".
Недостаточно аргументированными представляются заключительные итоги статьи В.А.Вронской, где отсутствие исторического подхода заставляет усомниться в выводе автора о том, что "с годами в УОЛЕ увеличивается внимание к этнографии и фольклору"*5. Само по себе суждение еще ничего не доказывает. Может ли поверить ему читатель, если Общество, с собирательской деятельностью которого он знакомится, перестало существовать в самом конце 1920-х годов, а фольклорные публикации, анализируемые В.А.Вронской, появились
13 Там же, с.104. Следует особо отметить, что В.А.Вронская не ограничилась наблюдениями над публикациями сборников произведений устного народного творчества, но старалась привлечь внимание читателей к работам, где фольклорные материалы являлись составляющими компонентами. Однако не всегда точные примеры, заметно снизили научную значимость этих наблюдений.
14 Этому сборнику В.А.Вронская посвятила отдельную статью. (Вронская В.А. Фольклорные материалы Ивана Яковлевича Стяжкина в Государственном архиве Свердловской области.-Фольклор Урала. Народная проза. Свердловск, 1976, вып.1, с.94-99), однако и там исследовательница никак не связала историю создания этого обширного труда с деятельностью УОЛЕ. Вронская В.А. Значение Уральского общества любителей естестна страницах научного сборника уральских краеведов не позднее 1890-х годов? Чем же были заняты фольклористы УОЛЕ в оставшихся три десятилетия?
Возможно, желая в какой-то мере избежать подобных упреков, В.А.Кустов заключил свое исследование деятельности фльклористов Уральского общества в строгие хронологические рамки: 1870-1880-е годы*^, объявив этот период наиболее плодотворным в их собирательской деятельности. С подобным выводом никак нельзя согласиться. Из поля зрения автора совершенно выпали материалы не только собранные, но и частично опубликованные прежде всего в 90-е годы, когда по активности собирательской и публикаторской работы деятельность фольклористов УОЛЕ превосходила результаты предшествующих лет. Видимо сказались последствия организованной Обществом в 1887 году выставки, где этнографический отдел был одним из самых популярных. В остальном содержание статьи В.А.Кус-това,-заметно уступая в глубине и широте исследования материала-предшествующей ей работе В.А.Вронской, мало чем от нее отличается.
Из сказанного следует, что даже работа по описанию фольклорных материалов, собранных членами Уральского общества, далеко не завершена. Помимо характеристики опубликованных текстов необходимо привлечь записи, хранящиеся в фонде рукописей УОЛЕ, дополнив материалы, принадлежащие Обществу, анализом статей, которые фольклористы УОЛЕ передали для публикации в другие издания. Без этой важной подготовительной работы невозможно достаточно полно представить себе масштаб и направление фольклорно-собиравознания .в собирании и изучении фольклора, с.110. 16 Кустов В.А. Вопросы собирания и изучения фольклора Среднего Урала в "Записках УОЛЕ", 1870-1880гг. - В кн.: Народная проза, с .89-93. тельской и исследовательской деятельности как Уральского общества в целом, так и отдельных наиболее ярких представителей входившего в его состав отряда фольклористов.
Не требуется больших усилий, чтобы увидеть, какое заметное место занимает собирание и изучение произведений устного народного творчества во всей научной деятельности УОЛЕ. В этой связи чрезвычайно важно выяснить причину столь пристального и постоянного внимания естественнонаучной организации к сугубо гуманитарным проблемам и исследованиям. Что это, незапланированное ответвление от генеральной линии или важная составная часть научной деятельности Общества, без которой основные программные цели этой организации не могли быть достигнуты? Задача данной работы: определить место и роль фольклорных исследований УОЛЕ в общем объеме научной и общественной деятельности этой организации.
Постоянное общение с народным бытом и духовной культурой, собирание и изучение произведений народного поэтического искусства зачастую определяли жизненный путь тех, кто непосредственно был занят записью фольклорных произведений. Данный аспект исследования как бы замыкает собой цепочку взаимодействия этих находящихся в состоянии диалектического единства компонентов. Это взаимодействие проявляет себя лишь в процессе исторического развития как Общества в целом, так и отдельных его членов, оказывая свое влияние и на формирование исследовательских принципов, и на научную продукцию, органичной частью которой, безусловно, являются как фольклорные сборники, так и исследования произведений устного народного творчества.
В первой главе диссертации мы остановимся на характеристике общественной и научной значимости работы Уральского общества любителей естествознания на всех этапах его более чем полувековой истории. Выводы первой главы явятся отправным пунктом для
•достижения целей второй главы диссертации: выяснения причин, заставивших членов УОЛЕ активно заняться собиранием и изучением произведений устного народного творчества. Здесь будет дана характеристика наиболее интересных сборников и самых деятельных собирателей уральского фольклора. Наконец, в третьей главе мы проанализируем некоторые собранные ими фольклорные материалы.
Объем работы не позволяет дать всестороннюю оценку всем записанным за полвека активной собирательской деятельности текстам. Поэтому мы намереваемся ограничиться лишь теми из них, где нашли наиболее яркое свое отражение как региональное своеобразие, так и процесс развития революционного сознания населения, проживающего в одном из самых развитых в промышленном отношении регионов России, то есть стремимся в своем исследовании следовать рекоменто дациям, которые оставил советским фольклористам В.И.Ленин .
Основные наблюдения по теме диссертации были изложены нами в следующих статьях:
1. П.А.Шилков и его фольклорно-этнографические работы, -В кн.: Фольклор и историческая действительность. Свердловск, 1980, вып.5, с.129-146.
2. К проблеме региональной специфики фольклора. О вариативности заговоров. - В кн.: П.И.Чайковский и Урал. Ижевск, 1983, с.99-108.
3. Драматургия свадебной игры /по записям П.А.Шилкова в Билимбаевском заводе/. - В кн.: Фольклор городов и поселков, 1982, с.63-83.
4. Ради исторической справедливости. - Урал. 1982, № 2, с.166-169.
5. Наркиз Чупин "средним планом". - Там же, 1983, № 9,
17 Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о В.И.Ленине. I9I7-I924 гг.-Избр. соч.: В 3-х т. М., 1963, т.З, с.348-359. с .170-171.
6. Давай распишем прялку розами! - Урал, 1983, N2 II, с.182
Некоторые идеи, связанные с разработкой данной темы докладывались и обсуждались на межвузовских конференциях "Итоги фольклорного года в Уральском регионе" (Свердловск, 1979, ноябрь; 1980, ноябрь; 1982, ноябрь; 1983, ноябрь), научных конференциях "П.И.Чайковский и Урал" (Боткинск, 1980, апрель) и "Бирюковские чтения" (Челябинск, 1983, октябрь), конференциях, организованных Свердловским государственным объединенным историко-революционным музеем по случаю 100-летней годовщины со дня рождения М.О.Клера (1979, декабрь), 60-летия высшей школы на Среднем Урале (1980, ноябрь), 110-летию Уральского общества любителей естествознания (1981, январь), на научном семинаре слушателей ФПК при филологическом факультете МГУ (1981, декабрь) и др.
Диссертация состоит из следующих разделов: I). Введение; 2). три главы: "Роль Уральского общества любителей естествознания в духовной и общественной жизни России", "Фольклорно-собира-тельская деятельность как часть научной программы Уральского общества любителей естествознания" и "Фольклорные коллекции Уральского общества любителей естествознания как материалы для характеристики народа"; 3). Заключение; 4). Приложения; 5). Список использованных источников и литературы.
Значение данной работы мы прежде всего видим в определении того вклада, который УОЛЕ внесло в отечественную фольклористику. Проблема эта тем более актуальна, что даже исследователям истории развития науки на Урале подавляющее большинство имен дореволюционных уральских фольклористов не известно*8. Между тем спи
18 Так в биографическом справочнике "Творцы науки и техники на Урале ХУП - начала XX века", составленном А.Г.Козловым сок их достаточно велик. Только в УОЛЕ за полвека существования этой организации с собиранием и изучением произведений устного народного творчества было связано более двадцати человек. В своем исследовании мы сообщаем биографические сведения о большинстве из них, называем и даем характеристику их исследованиям, анализируем наиболее интересные с точки зрения народознания фольклорные материалы, вводим в научный оборот еще не опубликованные тексты и документы.
Другое значение данного исследования состоит в том, что в научный оборот вводятся произведения различных жанров уральского горнозаводского фольклора малоизвестные или совершенно неизвестные науке, однако представляющие немалый интерес для понимания историко-фольклорных процессов второй половины XIX века и начала нынешнего столетия.
Наконец, третье: данная работа позволяет по-новому взглянуть на профессиональный состав уральской интеллигенции, заметное место в среде которой занимали представители гуманитарного направления.
Материалы проведенного исследования использовались нами в спецкурсе и спецсеминаре "Фольклорные материалы в архиве и публикациях УОЛЕ" для студентов 4-го курса, специализирующихся на кафедре фольклора и древней литературы Уральского университета, в лекциях курса "Введение в специальность" для студентов-первокурсников, при подготовке лекций для семинара студентов-дипломников и при определении тем курсовых и дипломных работ.
Свердловск, 1981) среди 800 статей нет ни одной, посвященной собирателю или исследователю уральского фольклора.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 293 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz