Пятница, 2020-10-23, 0:48 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Управление конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса на основе маркетинга взаимодействия. Ситникова, бесплатно
9:09 PM
Скачать Управление конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса на основе маркетинга взаимодействия. Ситникова, бесплатно

Управление конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса на основе маркетинга взаимодействия

Диссертация

Автор: Ситникова, Елена Ивановна

Название: Управление конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса на основе маркетинга взаимодействия

Справка: Ситникова, Елена Ивановна. Управление конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса на основе маркетинга взаимодействия : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ситникова Елена Ивановна; [Место защиты: Орлов. гос. техн. ун-т] - Орел, 2008 - Количество страниц: 196 с. ил. Орел, 2008 196 c. :

Объем: 196 стр.

Информация: Орел, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
11 Стратегия и тактика ведения конкурентной борьбы в АПК
12 Роль концепции маркетинга взаимодействия в формировании системы управления конкурентоспособностью предприятий АПК
13 Стратегические альянсы как способ повышения конкурентоспособности предприятий АПК
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОЖИДАНИЙ И ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ
21 Анализ состояния и тенденций развития агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики
22 Исследование ожиданий и запросов потребителей продуктов питания
23 Исследование деятельности производителей продуктов питания на локальных рынках и их запросов при формирования стратегических альянсов в АПК
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ
31 Выделение потенциальных взаимодополняющих связей между участниками стратегического альянса на основе цепочки «создания ценностей» МПортера
32 Формирование оптимальной структуры альянса на основе принципов маркетинга взаимодействия
33Оценка эффективности функционирования стратегических альянсов в

Введение:

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем страны в условиях вступления в ВТО и ужесточения конкурентной борьбы на продовольственном рынке является обеспечение населения продуктами питания отечественного производства. В настоящее время продовольственный рынок развивается стихийно вследствие неразвитости его инфраструктуры, слабой информационной обеспеченности хозяйствующих субъектов, большого числа посредников, несовершенства механизма рыночных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими и торговыми предприятиями. В этих условиях внутренний рынок наполняется импортной продукцией, вытесняющей отечественную.
Сложившаяся экономическая ситуация в отраслях АПК характеризуется, с одной стороны, наличием трудовых, земельных ресурсов, благоприятными природно-климатическими условиями для земледелия, с другой стороны, низкой эффективностью аграрного производства, отсутствием действенной государственной поддержки производства и сбыта продукции сельского хозяйства, диспаритетом цен на продовольственную и промышленную продукцию, ростом стоимости энергоносителей, нарушением межрегиональных продовольственных отношений, ростом импортозамещения продукции и другими негативными моментами, связанными с поспешным осуществлением аграрной реформы.
Процессы глобализации, активное включение России в систему международного разделения труда, существующее противоречие между имеющимися в стране возможностями для обеспечения спроса не только внутреннего, но и внешнего рынка продовольствия, и сравнительно небольшим объемом предложения, а также низким уровнем конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей и их продукции обусловливают необходимость формирования эффективного механизма хозяйствования предприятий АПК.
В современных условиях обеспечение конкурентоспособности предприятий АПК на основе оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования, поиска новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов, использования современной концепции маркетинга приобретает экономическое, социальное и политическое значение.
Степень разработанности проблемы. Проблемы повышения конкурентоспособности постоянно находятся в центре внимания учёных-экономистов. Значительный вклад в изучение данных проблем внесли такие зарубежные ученые, как Д. Аакер, И. Ансофф, Ф. Котлер, М. Портер и др., а также отечественные ученые, среди которых следует назвать Н.В. Боровских, О.А. Брыкля, И.М. Гоголева, Г.Р. Сабецкую, Ю.В. Тарануху, Р.А. Фатхутдинова, В.Д. Шкардуна и др.
Теоретические и практические проблемы повышения конкурентоспособности предприятий на основе интеграции явились предметом исследований Г.В. Беспахотного, И.Г. Владимировой, А.В. Гордеева, Б. Гарретта, E.JL Драчёвой, П. Дюссожа, Е.Ф. Злобина, A.M. Зобова, Е.А. Коладиной, A.M. Либмана, А.В. Петрикова, А.Н. Петрова, Д.А. Пумпянского, P.JI. Уоллеса, И.Г. Ушачёва и других.
Исследования отечественных и зарубежных учёных таких, как Т. Амблер, Г. Багиев, Т. Бутова, Я. Гордон, Д. Иган, М. Кристофер, С. Кущ, Л. Семеркова, О. Фирсанова и других посвящены использованию концепции маркетинга взаимодействия в целях повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и их продукции.
Признавая достаточно высокую степень изученности данной проблемы, вместе с тем следует отметить, что потенциал маркетинга взаимодействия для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в АПК на основе формирования стратегических альянсов использован далеко не полностью, что предопределило выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании научно-методических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий АПК на основе маркетинга взаимодействия.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования потребовалось решить следующие задачи: уточнить понятие «конкурентоспособность предприятий» и определить новые аспекты процесса управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов в АПК;
• показать, что стремление хозяйствующих субъектов к повышению своей конкурентоспособности является основой интеграционных процессов в АПК; обосновать направления развития концепции маркетинга взаимодействия как основы процесса управления конкурентоспособностью в АПК;
• изучить современные предпочтения потребителей и производителей продуктов питания, оказывающие влияние на процесс интеграции субъектов хозяйствования в АПК и управление их конкурентоспособностью; предложить методику формирования оптимального состава участников стратегических альянсов в АПК;
• разработать методические рекомендации по оценке эффективности функционирования стратегических альянсов в АПК.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность плодоовощного подкомплекса АПК России.
Предметом исследования - процесс управления конкурентоспособностью предприятий АПК на основе маркетинга взаимодействия.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных учёных по проблемам маркетинга взаимодействия.
При решении конкретных задач в диссертации использовались положения теории математической статистики и математического прогнозирования, метод экспертных оценок, метод структурирования функции качества (QFD), метод классификаций, структурный и логический анализы, графические методы.
Информационной основой диссертации явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, материалы исполнительных органов власти и периодической печати, результаты маркетинговых исследований регионального рынка ряда маркетинговых агентств, информация, представленная в сети «Интернет», а также материалы специальных обследований субъектов рынка, проведённых автором.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления конкурентоспособностью предприятий АПК на основе развития концепции маркетинга взаимодействия и создания хозяйствующими субъектами стратегических альянсов, способствующих оптимальному использованию их конкурентных преимуществ.
Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту: по cneijucuibHocmu 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)
• уточнена сущность понятия «конкурентоспособность предприятий»
АПК, под которой понимается способность субъекта хозяйствования на основе существующих преимуществ и использования возможностей внешней среды создавать конечную продукцию, имеющую приоритетную потребительскую ценность для покупателей, и обеспечивать эффективность своей деятельности (п. 3.9 паспорта специальности 08.00.05 ВАК);
• обосновано направление совершенствования концепции маркетинга взаимодействия, заключающееся в акцентировании внимания и усилий партнёров на реализации его главной цели: достижение синергии, предполагающей использование принципов взаимодополнения, субсидиарности, взаимопонимания и взаимополезности (п. 3.2 паспорта специальности 08.00.05 ВАК);
• выполнено исследование ожиданий и запросов потребителей и производителей продуктов питания с помощью анализа метода структурирования функций качества (QFD), обосновывающее социально-экономическую целесообразность создания стратегических альянсов в АПК, представляющих собой способ реализации объективной потребности хозяйствующих субъектов во взаимодополнении (п. 3.7 паспорта специальности 08.00.05 ВАК); по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — АПК и сельское хозяйство)
• установлено, что стремление хозяйствующих субъектов к повышению своей конкурентоспособности лежит в основе интеграционных процессов в АПК; дано авторское определение понятия «стратегический альянс», отличительной чертой которого является объективная потребность входящих в него хозяйствующих субъектов во взаимодополнении, что выражается в совместном использовании имеющихся конкурентных преимуществ для достижения согласованных социально-экономических целей в ближайшем и отдаленном периодах (п. 15.44 паспорта специальности 08.00.05 ВАК); предложена методика формирования оптимального состава участников стратегических альянсов, основанная на использовании «цепочки ценностей» М. Портера и принципа взаимодополнения, отражающих специфику функционирования и ожиданий предприятий АПК, включающая методику оценки эффективности функционирования стратегических альянсов в данном составе и прогнозирования целесообразности его сохранения в будущем (п. 15.44 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации и составляющие ее новизну, доведены до конкретных практических рекомендаций по использованию предложенных принципов маркетинга взаимодействия для повышения конкурентоспособности предприятий АПК на основе создания стратегических альянсов. Так, реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по повышению конкурентоспособности АПК может быть использована при разработке маркетинговой стратегии предприятий аграрного сектора экономики в период вступления России в ВТО.
Материалы диссертации могут использоваться в дальнейших научных исследованиях и в учебном процессе высших учебных заведений при чтении дисциплин «Маркетинг», «Управление маркетингом», «Маркетинговые исследования» и др.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, были доложены во время выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях «Институты государственного и муниципального управления как ресурс общественного развития современной России» (г. Орёл, 2004); «Актуальные и новые направления сельскохозяйственной науки» (г. Владикавказ, 2004); «Экономические и технологические аспекты производства, экспертизы качества, маркетинга и рекламы товаров: методология, теория, практика» (г. Орёл, 2005); «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (г. Одесса, 2007); «Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка в регионе» (г. Самара, 2007), «Маркетинг: теория и практика» (г. Магнитогорск, 2006, 2008), а также на научных семинарах.
Результаты диссертационного исследования приняты для внедрения предприятиями АПК Орловской области: ООО «Хомутово-Свекла», ООО Агрофирма «Орёл», ОАО «Судбищенское».
Публикации. По результатам исследования опубликовано 13 научных работ общим объемом 3,8 п.л. (3,1 п.л. - авторских), в том числе четыре работы в изданиях, рекомендованных ВАК России.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основное содержание работы изложено на 179 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 17 рисунков, 17 приложений. Список использованных источников включает 150 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 91 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz