Пятница, 2024-04-26, 2:47 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 18 » Скачать Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков. Морозкина, Евгения Александровна бесплатно
10:48 PM
Скачать Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков. Морозкина, Евгения Александровна бесплатно

Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков

Диссертация

Автор: Морозкина, Евгения Александровна

Название: Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков

Справка: Морозкина, Евгения Александровна. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков : диссертация доктора филологических наук : 10.01.05 Санкт-Петербург, 1995 386 c. : 71 97-10/93-4

Объем: 386 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1995


Содержание:

Введение
Глава 1 Литературный процесс в США на рубеже XIX - XX веков и формирование философско-эстетических взглядов Теодора Драйзера
Глава 2 Проблемы искусства в эстетике и творчестве
Теодора Драйзера
Глава 3 Вопросы психологии и нравственности в творчестве Теодора Драйзера

Введение:

Жизнь и творчество крупного американского писателя Теодора Драйзера (1871-1945) на протяжении всего XX века были предметом многочисленных исследований как в Америке, так и в России. В обширном перечне биографических и литературоведческих работ о Драйзере одной из первых может быть названа книга Д. Дадли1, содержащая некоторые факты из биографии писателя и отзывы о нем современников. В 1949 году вышло первое издание книги о Драйзере Р. Элиаса2, который, как и Д. Дадли, был лично знаком с Драйзером и попытался донести до читателей свои впечатления от встреч и бесед с писателем. Под редакцией Р. Элиаса3 вышло также трехтомное собрание писем Драйзера, представляющее большой интерес, поскольку в письмах содержались факты, дополнявшие традиционные представления о писателе и его творчестве.
Наиболее плодотворными с точки зрения появления фундаментальных монографических работ по творчеству Драйзера были 1950-е - 1970-е годы, когда вышли в свет книги Ф.0.Матиссена4, Ф.Гербера5, В.Сванберга5, А.Кейзина и Ч.Шапиро7, М.Тьядер8, Э.Мерс9, Р.Лехана10, Р.Лундена11, Д.МакАлиир12, Д.Лундкуиста13, Д.Пайзера14 и некоторых других авторов. Труды В.Сванберга, М.Тьядер содержали преимущественно биографические материалы о писателе, а работы Ф.О.Матиссена, Р.Лехана, Ф.Гербера представляли собой первые попытки литературоведческого анализа его творчества. Монографическое исследование шведского ученого Р.Лундена сосредоточено, в основном, на изучении философских взглядов писателя, нашедших отражение в его философской книге "Записки о жизни". В работах Р. Лехана и Э.Мерс исследована история создания некоторых художественных произведений Драйзера.
В России существенный вклад в изучение творческого наследия Драйзера внесли Я.Н.Засурский15, С.С.Батурин16,написавшие фундаментальные исследования о жизни и творчестве писателя.
Среди трудов о Драйзере последних двух десятилетий следует отметить книгу Л.Хассмана17 и двухтомное биографическое исследование Р.Лингемана18, содержащее многочисленные факты из жизни и деятельности писателя, малоизвестные широкой читательской аудитории. В этом отношении биографическая книга Р.Лингемана является весьма ценным источником для современного исследователя. Несомненным достоинством этого труда является использование автором архивных материалов, дневниковых записей, рукописных источников, статей и писем писателя, ранее не публиковавшихся, хранящихся в архивах библиотеки Пенсильванского университета и некоторых других библиотек США.
1960-х годах творчество Драйзера неоднократно становилось предметом диссертационных исследований34.
Несмотря на обилие работ о Драйзере, многие вопросы, связанные с особенностями его мировоззрения и творчества , остались малоисследованными, что обусловило обращение к творческому наследию писателя в настоящей диссертации. Кроме того существует необходимость дальнейшего углубленного исследования литературного процесса Америки на рубеже XIX - XX веков и рассмотрения творчества Драйзера в контексте особенностей развития американской литературы означенной эпохи.
Обращение в диссетрации к творчеству Т.Драйзера представляется весьма актуальным также в связи с необходимостью анализа и научного обобщения многочисленных новых материалов о жизни и творчестве писателя, ставших доступными современному исследователю. Особый интерес в этом отношении представляют малоизученная незавершенная книга Драйзера "Записки о жизни", впервые опубликованная в 1974 году, составленная и отредактированная М. Тьядер по архивным материалам, хранящимся в библиотеке Пенсильванского университета, а также книга Д.Пайзера, в которой собраны не публиковавшиеся ранее статьи и очерки Драйзера. Следует отметить и опубликование в 1981 году в издательстве Пенсильванского университета полного, "восстановленного" текста романа Драйзера "Сестра Керри", подвергшегося беспощадной редакторской правке еще при жизни автора и, безусловно, нуждающегося в научном литературоведческом анализе. Важное значение для исследования литературной обстановки в Америке эпохи Драйзера имеет издание составленного под редакцией Д.Салзмана свода статей и рецензий о Драйзере, публиковавшихся в американской прессе по мере выхода в свет его художественных и публицистических произведений.Кроме того за пределами внимания критиков остался широкий спектр проблем, связанных с мировоззрением писателя, формированием и развитием его философских взглядов и их отражением в его творчестве, требующих современного научного исследования.
С учетом необходимости исследования этих важных историко-литературных проблем и определились задачи диссертации, включающие в себя в числе прочих изучение своеобразия литературного развития США на рубеже веков: литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера с эпигонами романтизма и сторонниками так называемого "нежного реализма", вопросы развития натуралистической традиции в американской литературе и ее места в литературном процессе США, проблемы становления и эволюции философско-эстетических взглядов Драйзера.
Несмотря на то, что своеобразие литературного процесса в
Америке рубежа веков исследовалось в ряде кандидатских диссертаций, к примеру, в работах Л.С. Кустовой4* Е.А.Прилуцкой4^ и особенно в докторских диссертациях Н.А.Анастасьева4^ А.М.Зве-рева4У Ю.И.Сохрякова4® Т.Н.Денисовой4^ тем не менее возможности литературоведческого анализа этого сложного, периода в американской литературе, на наш взгляд, далеко не исчерпаны. Вне поля зрения критиков остались, например, вопросы соотношения различных литературных направлений в творчестве писателей эпохи, проблемы восприятия американскими писателями основных европейских достижений в области философской и научной мысли, философских концепций позитивизма, социал-дарвинизма, немецкой идеалистической философии, изучение которых позволяет установить сложное, противоречивое единство культурного и литературного развития на европейском и американском континентах.
Целью диссертации является определение места и роли Теодора Драйзера в литературном процессе США и изучение социальных, философских и нравственно-психологических проблем, поднятых им в художественном творчестве. При этом автор считал необходимым представить Драйзера не только как писателя, взращенного эпохой рубежа XIX - XX веков, но и как выдающегося литературного деятеля, во многом повлиявшего на культурную и литературную жизнь США этого периода, утвердившего в американской литературе реа-листческие принципы изображения действительности.
В диссертацию не вошли вопросы, связанные с влиянием на Драйзера русской культурной и литературной традиции - великих русских писателей и мыслителей XIX века Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.М.Горького, прежде всего в виду объемности и масштабности данной проблемы. Рамки диссертации не по зволили включить в нее материалы о пребывании Драйзера в России в октябре-ноябре 1927 года во время празднования десятой годовщины Октябрьской революции, в чрезвычайно сложный для России период ломки старых и формирования новых социально-политических и экономических структур. В диссертацию не вошли проблемы отношения Драйзера к социально-политическим и культурно-просветительским реформам в России, анализ впечатлений писателя от многочисленных встреч с российскими политическими лидерами -Бухариным, Литвиновым, Колонтай - и бесед с видными деятелями культуры и литературы - Станиславским, Мейерхольдом, Третьяковым, Луначарским, Маяковским, Эйзенштейном.
Научная новизна диссертации основана на исследовании некоторых малоизученных сторон литературного развития Америки на рубеже XIX -XX веков, включающих в себя в числе прочих литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера за утверждение реалистического искусства, своеобразие развития натуралистической традиции в американской литературе и соотношения романтической, натуралистической и реалистической традиций в литературе США означенной эпохи. Важное значение в диссертации придается литературному окружению Драйзера. При этом в поле зрения автора попадают не только крупные литературные деятели эпохи такие, как Х.Гарленд, У.Д.Хоуэллс, но и фигуры, значительно менее известные, такие, к примеру, как писатель Чарльз Норрис или драматург Огастес Томас.
Особое внимание в диссертации уделяется вопросам влияний и заимствований и в этой связи изучению отношения Драйзера и некоторых его современников - Д.Лондона, М.Твена - к философии американского трансцендентализма и весьма популярному в Америке начала XX века европейскому позитивизму. В диссертации подчеркивается своеобразие мировоззрения и эстетики Драйзера, впитавших в себя как материалистические и механистические философские традиции, так и некоторые идеи из идеалистических концепций, вызывавших интерес на рубеже веков, а именно, из философских систем Канта, Гегеля и особенно Шопенгауэра и Ницше. Исследование проблемы влияний и заимствований в системе фило-софско-эстетических взглядов Драйзера позволяет рассматривать творчество писателя также и в контексте развития мировой философской мысли и, следовательно, установить сложные, многоаспектные взаимодействия различных эпох и культур. При всей очевидной важности эти проблемы в современной американистике малоизучены.
Исследование этого аспекта представляется тем более значительным, что позволяет глубже проанализировать трактовку Драйзером некоторых философско-эстетических категорий: прекрасного и безобразного, прекрасного и возвышенного, красоты и истины, а также ключевых вопросов изобразительного искусства, места и роли художника в обществе, проблем актера, театра, темы гения. Впервые проведенное в диссертации исследование своеобразного преломления идей Шопенгауэра и Ницше в эстетике и творчестве Драйзера позволяет поднять тему свободы воли, проблему иллюзии в трактовке Драйзера и немецких философов, а также связанную с ними проблему восприятия жизни как игры, трагической "драмы и оперы" и заключить, что в области этики и эстетики влияние на
Драйзера философских концепций Шопенгауэра и Ницше было весьма существенным.
Разрабатывая свою эстетическую программу, Теодор Драйзер во многом опирался на достижения американских художников-реалистов Джона Слоуна, Уильяма Глаккенса, Джорджа Лакса, Эве-ретта Шинна, объединившихся вокруг Роберта Генри и выступивших за утверждение реалистических принципов в изобразительном искусстве . Проблема влияния на писателя художников группы Р.Генри остается в современной американистике малоизученной, что обусловило обращение к ней в ходе исследования. Изучение общих эстетических принципов в эстетических системах Драйзера и художников этой группы, связанных с реалистическим видением мира, с новым решением проблем красоты и истины в искусстве, анализ сходных творческих приемов и методов изображения действительности, позволяющих точнее передать динамизм эпохи, - важная задача диссертации.
Творчество Т.Драйзера традиционно рассматривалось преимущественно с социальной точки зрения, в то время как вопросы психологии и нравственности в произведениях писателя оставались малоисследованными. В диссертации ставится цель проанализировать нравственные и психологические аспекты творчества Драйзера. Важное значение придается проблеме кризиса индивидуалистической философии в романах "Трилогии желания", а также вопросам психологии преступника и мотивов преступления в "Американской трагедии" и проблеме ответственности личности за свои поступки в романе "Оплот".
Существенное влияние психоаналитических теорий З.Фрейда на культуру и литературу США рубежа веков определило необходимость исследования в диссертации отношения Драйзера и ряда его современников к учению известного австрийского психиатра, полемически встреченному в Америке, и к методу психоанализа в литературе .
Специальное внимание уделяется в диссертации проблеме эволюции философско-эстетических взглядов и творчества Драйзера.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 263 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz