Пятница, 2024-03-29, 9:54 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности. Серегина, Наталья Валерьевна бесплатно
7:08 AM
Скачать Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности. Серегина, Наталья Валерьевна бесплатно

Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности

Диссертация

Автор: Серегина, Наталья Валерьевна

Название: Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности

Справка: Серегина, Наталья Валерьевна. Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Брянск, 2005 216 c. : 61 05-13/1797

Объем: 216 стр.

Информация: Брянск, 2005


Содержание:

Глава
I Теоретическое обоснование обучения младших школьников решению творческих задач как средства подготовки к проектной деятельности
11 Общая характеристика особенностей проектной деятельности младших школьников: цели, задачи, содержание
12 Творческая задача в структуре учебной проектной деятельности младших школьников
13 Обучение младших школьников творчеству в процессе учебной деятельности
14 Критерии готовности младших школьников к проектной деятельности
Выводы по главе
Глава
II Подготовка младших школьников к проектной деятельности в процессе решения творческих задач
21 Психолого-педагогические условия разработки и функционирования системы учебных творческих задач в начальной школе
22 Исследование готовности младших школьников к овладению проектной деятельностью на констатирующем этапе эксперимента
23 Оценка готовности младших школьников к овладению проектной деятельностью по результатам формирующего этапа эксперимента
24 Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы по главе II

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна фор'^ мировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.Среди средств реализации современной парадигмы образования мы особо выделим образовательную область «Технология», которая является связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным блоками учебных дисциплин и представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования. Основной дидактической единицей технологического образования является проектная деятельность, обладающая специфическими характе*• ристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учащихся.Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как О.И. Генисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий, К.М. Кантор, Дж.К. Джонс, Т. Мальдонадо и др. Методические аспекты обучения проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах П.Р. Атутова, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко и др. В теоретико-методических исследованиях рассматривается проектная деятельность, в которую включены субъекты образовательного процесса в ходе выполнения творческих проектов.В процессе учебного проектирования происходит овладение не только средствами и способами конкретной деятельности, но и личностное развитие.Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого ф школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством, по нашему мнению, является обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.Общими вопросами обоснования процесса творчества занимались и считали их актуальными такие ученые, как Г.С. Альтшуллер, М.М. Зиновкина, Б.М. Кедров, Ю.П. Саламатов и др.Психолого-педагогическим положениям и концепциям по основам тео'•^ рии обучения творчеству, в том числе в процессе трудового обучения, раскрытию творческого потенциала личности посвятили свои работы П.Н. Андрианов, П.Р. Атутов, И.П. Волков, В.А. Поляков, Л.М, Фридман и др.Психологические проблемы развития личности в творческой деятельности отражены в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, В.А. Моляко, Я.А. Пономарева, Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Яковлевой и др.Вопросы использования в учебно-воспитательном процессе теории задач, проблемного способа обучения и современных образовательных технологий отражены в исследованиях Д.Г. Левитеса, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, т М.И. Махмутова, Е.Н. Орловой, П.И. Пидкасистого, Л.Ф. Спирина, Л.М. Фрумкина и др.Большое значение в обосновании данной проблемы имели труды В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, занимающихся вопросами развивающего обучения, теории учебной деятельности, а также работы зарубежных авторов, посвященных научно-техническому творчеству (В, Гордон, Ф.И. Цвики и др.), работы психологов Д. Гилфорда, А. Маслоу, Е. Торренса.Значительными для нашего исследования являются работы П.Р. Атутова, А.Н. Богатырева, Н.В. Матяш, СП. Николаевой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, ,р В.А. Полякова, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенкова, В.Д. Симоненко, А.А. Хромова, Дж. Пита, раскрывающие сущность проектной деятельности и ее особенности в младшем школьном возрасте.Анализ научной литературы свидетельствует о проблеме повышения качества обучения, использовании нетрадиционных педагогических технологий, способствующих развитию творческой личности уже на начальном этапе школьного обучения.Однако недостаточно исследованы вопросы использования творческих задач для подготовки младшего школьника к выполнению творческих проектов. ^Ш' Таким образом, это позволяет выявить противоречие между необходимостью организации проектного обучения на уроках технологии, способствующего развитию творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью его содержательно-методического компонента.Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости определения и разработки системы творческих задач, которая бы в наибольшей степени способствовала подготовке младших школьников к проектной деятельности.На основе этого была определена тема исследования: «Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности». . * 6 Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание системы творческих задач, выявить психологопедагогические условия их применения в качестве средства подготовки младших школьников к проектной деятельности.Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.Предмет исследования: творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности.Гипотезой исследования является предположение о том, что подготовка младших школьников к проектной деятельности будет происходить эффектив1^, но, если: - организация учебного процесса центрируется на осмыслении сущности теоретико-методических положений о содержании учебной проектной деятельности, ее особенностях в младшем школьном возрасте, о роли и месте творческих задач в ее структуре; - выявлены и реализованы содержательные (цель, задачи, признаки) и функциональные (способы и приемы взаимодействия субъектов) возможности творческих задач как средства формирования готовности младших школьников к проектной деятельности; - обоснованы психолого-педагогические условия применения системы творческих задач на уроках технологии; - определены критерии и показатели готовности младших школьников к проектной деятельности; - процесс подготовки будет происходить поэтапно и включать разноуровневые творческие задачи, осуществляться на основе целостной системы методов и приемов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ учебной проектной деятельности младших школьников, уточнить понятие «творческая задача» и ее место в структуре учебной проектной деятельности младших школьников.Ш> «•; 7 2. Выявить психолого-педагогические условия обучения младших школьников решению творческих задач как средства подготовки к проектной деятельности, рассмотрев содержание, принципы, методы и формы организации данного процесса на уроках технологии. 3. Обосновать понятие «готовность младших школьников к проектной деятельности», раскрыть его содержание и выявить показатели и уровни сформированности готовности, 4. Разработать систему творческих задач, средства и способы ее реализации на уроках технологии в начальных классах, ф, 5, Проследить динамику и уровень влияния творческих задач на подготовку младших школьников к проектной деятельности.Методологическая основа исследования. Философская основа исследования связана с гуманистическим характером современного образования, с его ориентацией на гармоничное развитие личности, на приоритет нравственных ценностей. Его стержнем стали идеи современного гуманизма, отраженные в научных работах и практической деятельности философов, социологов, педагогов, психологов (Н,А. Бердяева, В,И, Вернадского, И,С, Кагана, А.Ф, Лосева, Ю,М. Лотмана, П,И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.).Общенаучной методологией исследования является личностнодеятельностный подход, отвечающий основным направлениям научного познания и обеспечивающий единство познавательных и преобразующих функций научного познания (В,Г, Афанасьев, С,Л, Выготский, Л, Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).В разработке обоснования методологических основ учитывались основные положения концепции: формирования и развития личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф, Ломов, С,Л. Рубинштейн и др.); учебной (В,В, Давыдов, Д,Б. Эльконин); трудовой и технологической (П.Р. Атутов, В.А. Поляков, Д.А, Тхоржевский, В,Д, Симоненко); творческой, в том числе проектной (П,Р, Атутов, И.П. Волков, Н.В. Матяш, В.А. Моляко, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, В.Д. Симоненко, Л.М. Фридман, В.Ф. Шаталов) деятельности; со^Ф •») 8 держания и процесса обучения (И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская).Вопросы использования в учебно-воспитательном процессе теории задач, проблемного способа обучения и современных образовательных технологий отражены в исследованиях A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, Е.Н. Орловой, П.И. Пидкасистого, Л.Ф. Спирина, Л.М. Фрумкина и др.Методы исследования: 1. Теоретические методы: изучение и анализ философской, психологопедагогической, методической и специальной литературы; обобщение передо(ф^ вого педагогического опыта.2. Эмпирические методы: опрос, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики (х -критерий, t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).Организация и ход исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средних школ № 2, И , 19, Центра детского творчества г. Брянска. Общий объем выборки учащихся начальных классов составляет 247 человек. В эксперименте приняли участие также эксперты-учителя начальных классов школ г. Брянска. 'Ф^ Исследование осуществлялось по следующим этапам: Первый этап (2000-2001) - теоретический. На основе теоретического анализа философской, психологической, методической, педагогической литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, понятийный аппарат, структура и организация научного труда.Второй этап (2001-2003) - опытно-экспериментальный, в ходе которого разработана программа констатирующего и формирующего эксперимента, выбраны и апробированы методы и методики исследования. \^) 9 Заключительный этап (2003-2004) - осуществляется анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы выводы и рекомендации, подведены итоги экспериментальной работы.Научная новизна исследования заключается в следующем: - уточнено понятие творческой задачи в структуре учебной проектной деятельности как совокупности действий, предполагающих перенос знаний в новые ситуации, направленные на поиск объективно или субъективно нового решения, формирование информационно-аналитических, экспериментальноаналитических, дизайн-конструкторских, организационно-подготовительных, операционно-практических, контрольно-оценочных умений, соотносимых со структурой учебной проектной деятельности; - обоснованы психолого-педагогические условия подготовки младших школьников к проектной деятельности, состоящие в: включении в содержание образования учащихся начальных классов образовательной области «Технология», рассматривающей в качестве своей дидактической единицы проектную деятельность; разработке и внедрении в содержание и обучение учащихся начальной школы системы разноуровневых творческих задач и их систематическом использовании в учебном процессе; разработке и внедрении учебных средств (учебных заданий, банка творческих проектных идей и др.), способствующих эффективной реализации системы творческих задач в учебной деятельности школьников; учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста и их доучебного опыта творческой деятельности и предметной подготовки, в том числе технологической; четком структурировании и алгоритмизации учебного материала в соответствии со спецификой учебных предметов, в том числе технологии, дидактическими целями и задачами каждого конкретного урока; владении учителем методикой обучения творческой деятельности на уроках технологии; применении при обучении решению творческих учебных задач учебного сотрудничества как формы с, организации обучения в сочетании с другими наиболее эффективными методами и приемами; - аргументированы критерии и уровни готовности младших школьников к учебной проектной деятельности, включающие мотивационный, оценочный, креативный, когнитивный, операционный компоненты; - разработана технология обучения младших школьников решению творческих задач, включающая в себя содержание, формы, средства и способы их реализации в учебном процессе.Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании струк;ф туры и содержания понятия «готовность младших школьников к проектной деятельности», под которым понимаются освоенные младшими школьниками способы выполнения теоретических и практических действий творческого характера, осознаваемые младшими школьниками, как значимые в структуре учебной проектной деятельности.Готовность младших школьников к проектной деятельности - интегративное образование, синтезирующее комплекс когнитивных, креативных, мотивационных, оценочных, операционных компонентов, необходимых для формирования полной структуры учебной проектной деятельности.Практическая значимость заключается в том, что разработанная систе^' ма учебных творческих задач и выявленные психолого-педагогические условия ее эффективной реализации в учебной деятельности младших школьников дают возможность совершенствовать процесс подготовки учащихся начальных классов к проектной деятельности. Обоснованные в исследовании принципы, содержание, технология, средства подготовки младших школьников к проектной деятельности на уроках технологии оказывают содействие в решении задач модернизации содержания образования - приданию процессу обучения деятельностного характера и личностно-ориентированной направленности, прямо отвечают современным и перспективным задачам педагогической практики, так как направлены на формирование творческой личности. ( « и Разработанные и изданные методические рекомендации для студентов факультета начальных классов и учителей начальной школы могут служить основой разработки обучающих средств, обогащающих практику современной школы на начальной ступени. На защиту выносятся: 1. Система творческих задач как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности на уроках технологии.2. Совокупность психолого-педагогических условий реализации творческих задач как средства подготовки младших школьников к проектной деятельф^ ности в образовательной области «Технология».3. Критерии и показатели готовности младших школьников к проектной деятельности.4. Механизм реализации творческих задач и оценки их эффективности в процессе подготовки младших школьников к проектной деятельности на уроках технологии.Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; логикой проведения эксперимента, анализом специальной литературы по избранной проблеме; репрезентативностью экспериментальных данных; сочетанием количественного и качественного анализа материала; использованием методов математической статистики.Апробация и внедрение основных результатов исследования.Основные положения и результаты диссертационного исследования реализовывались путем внедрения творческих задач на уроках технологии на базе средних школ № 2, 11, 19, Центра детского творчества г. Брянска. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедр общей и профессиональной психологии, общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета, а также на международных, всероссийских, межрегиональных. f0> внутривузовских научно-практических конференциях (Москва, 2004; Брянск, 2002-2004; Тула, 2004; Курск, 2003; Шадринск, 2003; Элиста, 2003), отражены в публикациях статей и тезисов в сборниках научных трудов и журналах, участии автора по данной проблематике в ряде Всероссийских конкурсов и награждении дипломом по итогам открытого конкурса 2002 г. на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации. Апробация и внедрение результатов исследования проведены путем личного участия автора в экспериментальных исследованиях в качестве учителя технологии начальной школы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. (0i>

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 488 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz