Пятница, 2024-04-26, 10:16 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 18 » Скачать Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел. Жаданова, Жанна Витальевна бесплатно
10:47 PM
Скачать Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел. Жаданова, Жанна Витальевна бесплатно

Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел

Диссертация

Автор: Жаданова, Жанна Витальевна

Название: Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел

Справка: Жаданова, Жанна Витальевна. Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.06 / Жаданова Жанна Витальевна; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ] - Санкт-Петербург, 2010 - Количество страниц: 199 с. ил. Санкт-Петербург, 2010 199 c. :

Объем: 199 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА КОРРЕКЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
11 Анализ основных научных подходов к проблеме коррекции волевой сферы личности в отечественной и зарубежной психологии
12 Тренинг как средство коррекции волевой сферы личности сотрудника
13 Индивидные, субъектные и личностные подходы к коррекции волевых качеств сотрудников ОВД в процессе тренинга
Выводы по главе
ГЛАВА И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕНИНГА НА ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
21 Программа и методики исследования
22 Обоснование программы коррекции волевых качеств и методических средств психологического тренинга
23Особенности психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел
ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА КОРРЕКЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
31 Тренинг коррекции волевых качеств сотрудников ОВД средствами различных психотехник
32 Анализ эффективности психологического тренинга
Выводы по главе

Введение:

Профессиональная деятельность в органах внутренних дел отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки, наличием количественных критериев, оценки успешности деятельности, постоянным взаимодействием с людьми, в том числе и с криминогенным контингентом, экстремальностью условий деятельности, необходимостью принятия быстрых и правильных решений. Сотрудники выполняют задачи с оружием, реально преодолевают сопротивление преступников. При этом гарантией безопасности выступают высокая степень подготовленности сотрудников, морально-психологические и профессионально важные качества: смелость, решительность, самообладание.
Волевые свойства относятся к сущностным характеристикам сотрудника органов внутренних дел, так как принимают участие в осуществлении самоконтроля и коррекции самооценки, в самоорганизации и саморегуляции поведения с позиций норм права и морали. Уровень развития волевых свойств имеет существенное значение в тех ситуациях, в которых затруднен внешний контроль общества за поведением сотрудника, а также в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. Тем самым психологическое исследование воли связано с концепцией системной детерминации поведения и прогнозированием возможных вариантов поступков сотрудника в ситуациях внешнего давления, преодоления барьеров и трудностей в процессе достижения профессиональных целей, сохранения психологической устойчивости в опасных для жизни ситуациях. Очевидно, что качество выполнения задач по защите интересов личности и государства, охране общественного порядка во многом зависят от профессионально-волевых качеств сотрудников и создания соответствующих условий для их формирования, развития и самовоспитания. Вместе с такими качествами, как нравственная устойчивость и совестливость, дисциплинированность и ответственность, толерантность, волевые характеристики в структуре личности профессионала становятся системообразующим фактором надежности деятельности сотрудника. Другими словами уровень развития волевых свойств личности обусловливает характер и направленность всей оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Однако в качестве самостоятельного объекта психолого-педагогического изучения механизмы произвольной саморегуляции в психологических исследованиях рассматриваются редко. Это связано с тем, что в основном в юридической психологии существует иллюзия завершенности развития теории воли, что не соответствует действительности. Кроме того, волевые процессы многоопосредованы и не поддаются изменению традиционными методами обучения и воспитания. Поэтому в качестве средства коррекции волевой сферы личности был избран тренинг.
В настоящее время применение данного метода является актуальным и востребованным. Тренинг как метод активного социально - психологического обучения имеет широкие возможности, главное преимущество которого, с нашей точки зрения, — это обучение в смоделированной реальной ситуации, что позволяет участникам не только узнать, например, как себя вести, но и реально пережить это в опыте, получить практический навык в определенном виде деятельности.
Первые экспериментальные исследования воли принадлежат Н. Аху, Г. Мюнстербергу. Определенный вклад в исследование воли внесли работы К. Левина и его последователей.
Экспериментальная база изучения воли в отечественной психологии была заложена работами А.Ф. Лазурского и М.Я. Басова. В работах военных педагогов и психологов (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, Я.Я. Юрченко) раскрываются вопросы формирования волевых качеств будущего офицера.
Значительную роль в исследовании проблемы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности сыграли работы Л.М. Аболина, Т.К. Ахаян, A.M. Зимичева, Н.В. Кузьминой, Е.С. Кузьмина, Л.А. Кандыбовича и др.
Вопросы подготовки молодежи к службе в органах внутренних дел и вооруженных силах рассматривались В.В. Авдеевым, В.Л. Васильевым, A.M. Столяренко, В.М. Статным.
О сущности воли и подходах к формированию ее компонентов имеется множество мнений. Они по-разному определяют содержание этого понятия.
Многопланово проблема воли исследуется в общей, социальной и военной психологии и педагогике, проявляется к этой проблеме интерес в психологии и педагогике правоохранительных органов. Прежде всего, имеются в виду труды С.П. Безносова, B.JI. Васильева, А.Д. Глоточкина, М.И. Дьяченко,
A.Т. Иваницкого, JI.A. Кандыбовича, В.П. Каширина, М.П. Коробейникова,
B.JI. Марищука, B.C. Олейникова, К.Т. Ростунова, Н.Н. Силкина, В.Я. Слепова, В.И. Хальзова, Ю.А. Шаранова, А.Г. Шестакова, Я.Я. Юрченко и других ученых. Специальное исследование проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости личности посвятила JI.B. Заварзина.
Как правило, в научной психологии воля, волевая устойчивость личности определяется как способность преодолевать трудности, противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях.
Анализ литературы по теме показывает, что сегодня по-прежнему представления о сущности, структуре и механизмах воли, волевой устойчивости сотрудников имеют широкий диапазон и в ряде случаев, противоречивы. Пока недостаточно исследований специфики функционирования волевой сферы сотрудников различных служб, когда к специфическим психологическим факторам профессиональной среды, кроме опасности, присоединяются и такие, как давление со стороны третьих лиц, временной дефицит, ненормированная нагрузка и другие. Если при этом иметь в виду сравнительно небольшой срок, прошедший с момента образования психологической службы и отсутствия опыта разработки и реализации программ коррекции волевых качеств сотрудников, ограничений в возможностях научной рефлексии и более жестких требований к уровню профессионализма, то это позволяет относить избранную тему к числу актуальных для научного исследования.
Практическая значимость и недостаточная разработанность специфических аспектов проблемы воли в юридической психологии позволили сформулировать тему, цель, объект и предмет настоящего исследования.
Целью исследования является разработка теоретических и прикладных основ психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты, а также степень разработанности в органах внутренних дел тренинговых технологий коррекции волевых качеств.
2. Выявить характер и механизмы влияния тренинга на изменение волевых качеств сотрудников органов внутренних дел.
3. Сформулировать основные принципы построения и реализации программы тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел в соответствии с особенностями их службы, уровня адаптации и опыта службы.
4. Предложить рекомендации психологической службе органов внутренних дел по организации системного мониторинга волевой сферы сотрудников органов внутренних дел.
Объектом исследования являются сотрудники различных служб ОВД, участвующие в тренинге коррекции волевых качеств. Выборка составила 200 человек.
Предметом исследования является коррекция волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга.
Гипотеза исследования: для коррекции волевых качеств личности сотрудника можно использовать специализированный тренинг поведения, включающий в себя моделирование и проигрывание сложных ситуаций профессиональной деятельности.
Методологической основой исследования являются философские идеи и фундаментальные положения отечественной психологической теории, отраженные в принципах развития, единства сознания и деятельности: гетерохронности и разноуровневости развития психики (Б.Г. Ананьев), об определяющем значении для развития психики внешней среды (И.М. Сеченов), опосредования ее влияния внутренними условиями (СЛ. Рубинштейн), теория установки Д. Узнадзе, М.В. Пряхина, идеи М.М. Бахтина, Ю.Н. Емельянова, Г.А. Ковалева, С.И. Макшанова о диалогичности как свойстве сознания и его открытости как факторе изменений, концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, сформулированной Б.Ф. Ломовым и развитой Г.С. Никифоровым, A.M. Столяренко, С.А. Шапкиным, П.П. Зиминым, Ю.В. Чуфаровским, А.Э. Пасниченко, Н.Н. Платоновым, А.В. Симоненко, Е.К. Фещенко, Т.Т. Джамгаровым, А.И. Щербаковым Е.П. Ильиным и др.
Научно-теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов в области:
• методологии и методики психолого-педагогических исследований — Б.Г. Ананьева, В.Д. Балина, Н.Ф. Гейжан, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, Э.С. Чугуновой;
• профессионального образования — В. Л. Васильева,
A.В. Барабанщикова, B.C. Олейникова, А.А. Реана, Н.Н. Силкина, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзова. Я.Я. Юрченко, В.Я. Якунина и др.;
• психологии труда и профессиональной деятельности — С.П. Безносова, С.Г. Геллерштейна, Е.В. Змановской, А.Т. Иваницкого, Е.П. Ильина,
B.К. Калина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, М.В.Пряхиной, В.Ю. Рыбникова, В.Д. Небылицына, В.Д. Шадрикова, Ю.А. Шаранова, А.Г. Шестакова и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие научные методы исследования: решение теоретических задач осуществлялось посредством логического анализа и обобщения философской, юридической и психологической литературы, связанной с предметом исследования.
При сборе эмпирического материала применялись методы: наблюдения, опроса, анкетирования, тестирования, самооценки участников тренинга, метод эксперимента.
Для исследования процесса влияния тренинга на волевые качества личности использовались: анкета и опросник изучения волевых качеств, разработанный автором, экспертные оценки.
Комплекс диагностических методик включал в себя:
• личностный опросник Р. Кеттелла;
• методика Шуберта «Готовность к риску»; '
• методика определения робости, стеснительности Е.П. Ильина;
• тест - опросник Н. Н. Обозова на определение силы воли. Компьютерная обработка базы данных проводилась с использованием операционной системы Windows ХР. Из математических способов обработки эмпирических данных применялись методы первичной и вторичной статистик с применением программного обеспечения Microsoft Excel, Statistica 6.0.
Этапы проведения исследования: проведение пилотажного исследования, теоретический анализ публикаций в области изучаемой проблемы (март 2004 г. - май 2005 г.); разработка программы тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел (май 2005 г. — июнь 2006 г.); сбор эмпирического материала (август 2006 г. - май 2007 г.); математическая обработка полученных данных (июнь 2007 г. - август 2007 г.); интерпретация и обобщение результатов исследования (сентябрь 2007 г. — март 2009 г.).
База исследования: Южно-Уральское управление внутренних дел на транспорте.
Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел отражает субъективную значимость активности личности, проявляемую по своей воле, необходимость значительного волевого напряжения в осуществлении служебных обязанностей. Психологический тренинг является методом коррекции волевых качеств личности, предупреждая ослабление или прекращения волевого усилия сотрудников в ситуации утомления или опасности.
2. Эффективное решение задач коррекции волевых качеств сотрудников требует создания и реализации специализированных тренинговых программ, диагностических методик на всех стадиях профессиогенеза личности, направленных на оптимизацию ее психического состояния, экономное расходование сил, преодоление психологических затруднений с учетом понимания и оценки ситуаций оперативно-служебной деятельности.
3. Основными условиями оптимальной коррекции волевых качеств сотрудника органов внутренних дел выступают соответствующий уровень интеллектуального и коммуникативного потенциала, наличие установок и мотивации самосовершенствования личности.
Научная новизна исследования и личный вклад автора заключаются в том, что:
1. Тренинг коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел в системе психологического сопровождения деятельности личного состава впервые стал предметом специального систематического исследования. В результате было теоретически и экспериментально обоснована целесообразность использования тренинговой программы в качестве эффективного средства коррекции волевых качеств с позиций теории преднамеренных изменений свойств и состояний личности;
2. Определено основное содержание, структура и логика программы психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних;
3. Разработана и внедрена методика диагностики и оценки уровня развития волевых качеств у сотрудников различных служб с учетом их индивидуального уровня личностно-профессиональной адаптации;
4. Выявлены основные тенденции и динамика изменений волевых качеств сотрудников в результате прохождения ими психологического тренинга.
Практическая значимость исследования. Разработана программа психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников различного уровня подготовки и служебного опыта, предложен апробированный инструментарий для мониторинга и психологического сопровождения волевого развития личности. Теоретические выводы и экспериментальные данные могут быть использованы при обучении и повышении квалификации сотрудников психологической службы органов внутренних дел.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на:
• заседаниях кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского .университета МВД России;
• XII научно-методической конференции преподавателей УралГАФК (Уральская государственная академия физической культуры, 2002 г.);
• региональной научно-методической конференции «Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму» (Уральская государственная академия физической культуры, 2002 г.);
• межвузовских научно-практических семинарах, в ходе совещаний с руководящим составом и офицерами подразделений органов внутренних дел, психологами в период проведения эксперимента, в виде специальных докладов для руководства ГУВД, ЮУ УВДТ; в 8- публикациях автора общим объемом 1,2 п.л.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста составляет - 199 страниц, в нем содержится 2 схемы, 6 рисунков, 3 плеяды, 14 таблиц. Список литературы включает 228 источников (13 на иностранном языке).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 256 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz