Среда, 2020-10-28, 0:27 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе. Дианова, Наталья Федоровна бесплатно
9:19 PM
Скачать Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе. Дианова, Наталья Федоровна бесплатно

Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе

Диссертация

Автор: Дианова, Наталья Федоровна

Название: Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе

Справка: Дианова, Наталья Федоровна. Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 Краснодар, 2004 145 c. : 61 05-24/40

Объем: 145 стр.

Информация: Краснодар, 2004


Содержание:

Введение
РАЗДЕЛ I Традиционная детская субкультура и ее изучение в контексте современного культурологического знания
11 Генезис категории «традиционная детская субкультура»
12 Содержание традиционной детской субкультуры
13 Основные функции традиционной детской субкультуры
РАЗДЕЛ II Традиционная детская субкультура в контексте современной культуры Кубани
2 1 Традиционная детская субкультура Кубани: социальные и демографические особенности
22 Научно-исследовательские* и образовательные учреждения Кубани и их роль в решении проблем пространства традиционной культуры детей
23 Проблемы и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе

Введение:

Актуальность исследования. Политические, экономические, социальные и культурные изменения в Российской Федерации конца XX — начала XXI в. вызвали ряд сложнейших проблем, затронувших многие аспекты жизни общества, в том числе и духовно-культурный.
Одной из основных функций любого общества является воспитание молодого поколения, формирование гармонично развитой личности. От этого, на наш взгляд, во многом зависит и состояние культуры государства. Для дальнейшего его развития актуализируется необходимость передачи новым поколениям накопленного социального и духовного опыта, активное вовлечение человека в социокультурные отношения.
Будущее Кубани - субъекта Южного федерального округа Российской Федерации - связывается с детьми, их культурой, интеллектом, образованием, сохранением культурных традиций в целом и традиционной детской субкультуры в частности.
Исследование проблем детских, молодежных и иных субкультур в Российской Федерации еще недостаточно нашло свое отражение в историческом и культурном пространстве России, многие проблемы традиционных детских субкультур остаются за рамками официальных, общественных и научных интересов.
Предположение о том, что традиционная детская субкультура Кубани является особой сферой культуры российского общества, имеет под собой достаточно серьезные основания и не может быть сведено к констатации того, что она обладает определенным набором культурных характеристик.
К сожалению, российская культура на рубеже веков утратила функции духовно-нравственного самоопределения человека, механизмы культурной преемственности поколений деформировались, а резкие ценностно-нормативные изменения и их неопределенность самым негативным образом сказались на культуре молодого поколения кубанцев.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена: необходимостью определения места и роли традиционной детской субкультуры в жизни ребенка и общества; важностью реализации через традиционную детскую субкультуру высоких духовных ценностей традиционной культуры казаков Кубани; потребностью критического осмысления теоретических разработок и практической деятельности в области пространства культуры детей; отсутствием культурологических исследований, вскрывающих современное состояние и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры кубанского региона; практической неизученностью данной проблемы.
Состояние теоретической разработанности темы исследования.
Несомненно, эта работа потребовала изучения многих материалов: трудов отечественных философов, культурологов, историков и социологов; деятельности Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор» и его подразделений; Научно-исследовательского центра народной культуры Кубани; опыта педагогов-теоретиков и педагогов-практиков; работ регионоведов; полевых исследований, публицистики и др.
Проблема изучения традиционной детской субкультуры в современной науке до сих пор не получила широкого специализированного исследования. Однако следует заметить, что в той или иной степени она затрагивалась в работах как зарубежных авторов (определенный вклад в изучение проблемы детской субкультуры внесли М. Мид, Й. Хейзинга и др.1), так и отечественных ученых советского исторического периода. Одним из первых российских ученых был Г. С. Виноградов - известный советский фольклорист, этнограф, литературовед. Он разработал и составил программу по собиранию этнографических и фольклорных материалов. В двадцатые годы прошлого столетия вышли его книги «Народная педагогика. Отрывки и наброски», «Детский фольклор и быт. Программа наблюдений»1, в которых он охватил почти все жанры детской устной словесности, все стороны детского быта и культуры. Фундаментальный труд Г. С. Виноградова -«Русский детский фольклор. Игровые прелюдии» - посвящен детской прозе: считалкам, коротким стишкам и т. д.
Известный знаток детской литературы и популяризатор детского фольклора О. И. Капица в 1927 г. в книге «Детский фольклор» показал необходимость и важность изучения такого раздела детской культуры, как школьный фольклор, который является редким видом детского творчества и культуры.
Одним из первых, кто изучал мир ребенка еще в XIX в., был и Е. А. Покровский: главные его труды - «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России» и «Детские игры, преимущественно русские»4. В целом, их можно рассматривать как этнопедагогические работы.
Профессор И. С. Кон в монографии «Ребенок и общество»5 проанализировал возрастные категории, особенности социализации девочек и мальчиков, рассмотрел специфику родительских функций в разных культурных обществах.
Психологическим и педагогическим аспектам исследования традиционной детской субкультуры в отечественной науке были посвящены и другие работы И. С. Кона, а также труды Д. Б. Эльконина и др.6
1 Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Отрывки и наброски. - Иркутск, 1924; Он же. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. - Иркутск, 1925.
2 Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1930.
3 Капица, О.И. Детский фольклор. - Л., 1928.
4 Покровский, Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. Он же. Детские игры, преимущественно русские. - СПб., 1994.
3 Кои И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
6 Кон, И. С. В поисках себя. - М., 1984. Он же. Дружба: Этико-психологический очерк. -М., 1987; Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989 и др.
Отдельные теоретические аспекты традиционной субкультуры были освещены в работах российских ученых - А. К. Байбурина, Jl. Н. Виноградовой, Н. И. Толстого1.
Историческое осмысление проблем традиционной субкультуры кубанского казачества осуществили Н. И. Бондарь, О. В. Матвеев, Н. И. Кирей, JI. Н. Кропачева и др.2
В контексте исследуемой темы нужно отметить важность обобщающих исторических работ таких региональных ученых, как И. И. Алексеенко, Н. И. Бондаря, А. И. Манаенкова, В. И. Лях, В. Е. Науменко, Н. Г. Пугачевой. Все они рассматривали культуру Кубани не только как часть российской культуры, но и как смысловую универсалию, развивающуюся во времени и пространстве3.
1 Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб, 1993; Виноградова, JI.H. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) //Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М., 1981; Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славяноведению, мифологии и этнолингвистике. -М., 1995 и др.
1 Матвеев, О. В. Слово о кубанском казачестве. - Краснодар, 1995; Кирей, II. И., Бондарь, Н. И. Праздник нового года. - Краснодар, 1985; Бондарь, Н. И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества. Календарные праздники и обряды конца XVIII - начала XX вв. - Л., 1989; Кропачева, Л. Н. Святки как часть традиционной календарной обрядности славянского населения Кубани // Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения. - Краснодар, 1992 и др.
Социокультурным исследованиям различных проблем традиционной детской субкультуры восточнославянского населения Кубани были посвящены труды Г. С. Александрова, Н. И. Бондаря, С. А. Жигановой и др1.
После некоторого перерыва в настоящее время теоретические и полевые исследования в регионе активизировались. Данная тенденция явно прослеживается в работах сотрудников Научно-исследовательского центра народной культуры Кубани - В. В. Воронина, И. Г. Гавриловой, 10. Н. Бахмет, С. А. Жигановой, А. Н. Мануйлова, О. Н. Фоменко, Г. П. Ушаковой и др.
Научные исследования молодых российских ученых Э. А. Куруленко, Г. л
В. Брындиной, В. А. Шонина, А. А. Батуры и др. показали некоторые общие закономерности истории культуры кубанского региона, дали ряд интересных наблюдений о некоторых особенностях детской культуры в пространстве России на рубеже XX - XXI вв., определили поиск культурных обоснований для разрешения конфликтов между поколениями.
Среди новейших публикаций необходимо отметить уникальный полевой материал, представленный в серии научных публикаций краеведческого характера, И. И. Бойко, С. И. Иванова, Н. К Пархоменко и др., а также в научных статьях традиционных «Кубанских литературно - исторических чтений»3.
1 Александров, Г. С. Народные подвижные игры кубанского казачества. - Краснодар, 1997; Бондарь, Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные труды. -Краснодар, 1999; Жиганова, С.А. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни //Традиционная культура и дети. — Краснодар, 1994 и др.
2 Куруленко, Э. А. Творчество в пространстве культуры детства: Автореф. дисс. доктор культурологии. - СПб, 1999; Брындина, Г. В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: Автореф. дисс. канд. культурологии. - СПб., 1999; Шонин, В. А. Эстетическое воспитание в сельском социуме: региональный аспект: Автореф. дисс. канд. культурологии. - Краснодар, 2000; Батура, А. А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции: Автореф. дисс. канд. философ, наук. - Краснодар, 2000 и др.
3 Бойко, И. И. Ставьте ушки на макушки - есть кубанские частушки //Народное творчество. - 2002. -№ 4. - С. 49 - 51; Иванов, С. И. Песни Кубанских станиц: Сб. песен. - Краснодар, 1998; Пархоменко, Н. К. Русские песни казаков Дона и Кубани. - Краснодар,
В отечественной публицистике последнего десятилетия XX в. и начала нового, XXI в. нашлось место для освещения, к сожалению, только некоторых проблемных аспектов традиционной детской субкультуры. В частности, интересны статьи Ю. И. Кужель «Кукла требует игры», А. И. Абросимовой «Создал человек игрушку.», И. М. Агаевой «Кукла А нгелочек» и «Кузьма и Демьян - покровители семейного очага и ремесел» и некоторые другие1.
Пониманию вопросов федеральной и региональной культурной политики в области детства на рубеже XX - XXI вв. помогают законодательные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также нормативные материалы Краснодарского края2.
1998; Кубанские литературно - исторические чтения (см.: 1999-2003 гг. ежегодные выпуски) и др.
Отдельные вопросы традиционной детской субкультуры на рубеже XX -XXI вв. освещались молодыми учеными на научно-практических конференциях разного уровня. В частности, на Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и соискателей «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научной конференции с международным участием «культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX - начало XXI в.») (Омск, 2003 г.), Международной научной конференции «Культура и образование в информационном обществе» (Москва - Краснодар, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг. (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга)» (Омск, 2003 г.) и др. Важным, пожалуй, знаковым моментом мы считаем такое обращение молодых ученых к отечественной истории культуры . желание не только знать культурные корни, но и дать им научную оценку, является показателем развития молодой научной мысли России.
Таким образом, можно констатировать, что при существующем широком круге публикаций о Кубани исследуемого периода в целом и ее культуре в частности затрагиваются в той или иной мере некоторые проблемы данной работы. Тем не менее комплексного научного исследования по ней не создано. Этими обстоятельствами и обусловлены выбор и основные направления диссертационного исследования. деятельности молодежных и детских общественных объединений» //Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. - Краснодар, 1996. - № 13. — С. 40 - 49; Закон Краснодарского края «О культуре» //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. - Краснодар, 2001. - № 20 (50) - Ч. 2. -С. 18 — 26 и др.
Объектом исследования является духовная сфера традиционной детской субкультуры Кубани как важнейшая составляющая современной культуры региона.
Предмет исследовательской работы - закономерности развития традиционной детской субкультуры Кубани, сущность и содержание процессов ее сохранения и трансляции.
Цель исследования состоит в изучении традиционной детской субкультуры Кубани с точки зрения культурологического знания.'
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• уточнить понятие «традиционная детская субкультура Кубани», ее содержание, структуру и функции;
• охарактеризовать традиционную детскую субкультуру Кубани в исследуемый период;
• проследить трансформацию функциональных аспектов региональной детской субкультуры в конце XX - начале XXI столетий;
• выявить состояние традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.
Методологическая основа н методы
Методологическую основу настоящей исследовательской работы составляет научное наследие ведущих отечественных культурологов, историков, этнографов; труды современных зарубежных и российских ученых по проблеме эволюции методов ' и методологических подходов в исследованиях культуры; работы по истории культуры России и Кубани, а также материалы научных конференций и дискуссий.
Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование.
Для полноты рассмотрения проблемы автором привлекались и другие методы научного исследования: исторический, логический, метод терминологического анализа. В полевой работе активно применялись методы наблюдения, опроса, интервьюирования.
Научная новизна диссертационной работы определяется поставленными задачами и состоит в следующем:
• уточнены понятия «субкультура», «детская субкультура», «традиционная детская субкультура Кубани», «детство» и др.;
• дана характеристика состояния традиционной детской субкультуры Кубани в исследуемый период;
• выявлены региональные функциональные особенности традиционной детской субкультуры на рубеже XX - XXI вв.;
• определено состояние и перспективы развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические позиции, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке отдельных аспектов региональной культурной политики в области детства; в учебном процессе образовательных учреждений Российской Федерации и на Кубани; в работе учреждений культуры, центров народного творчества и национальных культур.
На защиту выносятся положения:
1. Традиционная детская субкультура Кубани на рубеже XX - XXI вв. изменилась и представляет собой систему ценностных идей и принципов различных социальных групп.
2.Гармонизация федеральных и региональных компонентов культурной политики в области детства на современном этапе есть главное условие оптимизации сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани.
3.Традиционная детская субкультура рассматриваемого региона нуждается в социальной, психологической и культурной защите от агрессивных тенденций зарубежной культуры.
4.Необходим системный подход в изучении проблем детства и традиционной детской субкультуры Кубани современного исторического периода.
5.Позитивные результаты культурно-образовательной политики в области традиционных культур и традиционной детской субкультуры Южного федерального округа обеспечат принятие положительных решений Правительством Российской Федерации и местными органами власти и управления по социальным, образовательным и культурным вопросам кубанского региона.
Апробация и внедрение результатов диссертационной работы осуществлялись в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Православие и культура» (г. Краснодар, 2000 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых (г. Краснодар, 2000 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Российская культура XXI в. глазами молодых ученых» (г. Краснодар, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и соискателей «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (г. Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Социум. Творчество» (г. Омск, 2003 г.) и др.; в педагогическом коллективе СОШ № 10 г. Горячий ключ (1999 г.); на заседаниях кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (г. Краснодар, 2001 - 2003 гг.).
Структура исследования состоит из введения, двух разделов с шестью подразделами, заключения, списка использованных источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz