Пятница, 2024-04-26, 8:26 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Типологические особенности Литературной газеты. (В связи с конкретно-социологическими исследованиями ее аудитории). Пшеничный, бесплатно
9:03 PM
Скачать Типологические особенности Литературной газеты. (В связи с конкретно-социологическими исследованиями ее аудитории). Пшеничный, бесплатно
Типологические особенности "Литературной газеты". (В связи с конкретно-социологическими исследованиями ее аудитории)

Диссертация

Автор: Пшеничный, Георгий Михайлович

Название: Типологические особенности "Литературной газеты". (В связи с конкретно-социологическими исследованиями ее аудитории)

Справка: Пшеничный, Георгий Михайлович. Типологические особенности "Литературной газеты". (В связи с конкретно-социологическими исследованиями ее аудитории) : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.10 Москва, 1984 196 c. : 61 85-10/714

Объем: 196 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ХАРАКТЕР АУДИТОРИИ КАК ТИП00ЕРАЗУ1СЩИЙ ПРИЗНАК
ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ"
§ I Типообразуицие признаки изданий в ходе их реального функционирования
§ 2 Сведения о читателе в оптимизаций деятельности "Литературной газеты"
§ 3 Структура аудитории "Литературной газеты" и ее развитие
§ 4 "Литературная газета" в круге чтения своей аудитории и мотивы выбора издания
ГЛАВА П ТИПОЛОГИЧЕСКИ!'! ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ "ЛИТЕРАТУРНОЙ
ГАЗЕТЫ" И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ЧИТАТЕЛЕЙ
§ I Отношение читателей к проблемно-тематическим
разделам газеты
§ 2 Читатели о литературных и общественнополитических разделах "Литературной газеты"
§ 3 "Литературная газета" во взаимоотношениях с общественностью, социальными институтами и читателями
§ 4 Отношение читателей к характеру обсуждения проблем, предлагаемому "Литературной газетой"

Введение:

Разработка концепции развитого социализма поставлена ХХУ1 съездом КПСС на первое место среди важнейших достижений в области марксистско-ленинской теории. Опираясь на нее, партия определила как задачи сегодняшнего дня, так и стратегическую линию на длительную перспективу.
Трудно переоценить роль идеологической работы в процессе совершенствования развитого социализма. "Надо добиться, -сказано в отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии, - чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы отвечали современным запросам и потребностям советских люде?. Долговременная программа идеологической деятельности партии дана на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. В докладе на Пленуме К.У.Черненко сказал: "Сегодня партия и народ решают задачи небывалых масштабов. Мы осуществляем крупнейшие комплексные социально-экономические программы, в том числе Цродовольствен-ную и Энергетическую, добиваемся интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса, меняем облик громадных регионов. Мы настойчиво боремся за то, чтобы колоссальные возможности нашей экономики, науки, культуры, наши природные ресурсы использовались как можно полнее и эффективнее. И понятно, что идеологическая работа должна соответствовать всем этим задачам. От того, как мы сумеем мобилизовать духовную энергию народа, поднять его трудовую и социальную активность, во многом зависят осуществление пятилетнего плана,
1 Материалы ХОТ съезда КПСС. - М., 1981, с. 75. темпы нашего движения вперед и,конечно же,укрепление обороноспособности страны"^".
В Советском Союзе выходит более 8 тысяч газет, разовый тираж которых превышает 170 миллионов экземпляров. При такой распространенности печатного слова трудно переоценить роль газеты как действенного инструмента социального управления, йражения и формирования общественного мнения, идеологического воздействия на все стороны жизни общества. Об этом еще раз было заявлено в итоговом документе июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС - постановлении "Актуальные воцросы идеологической, массово-политической работы партии". Центральный комитет подчеркнул здесь, что пресса - это ". важнейший институт социалистической демо1фатии, средство привлечения трудящихся к обсуждению и решению злободневных вопросов. Она успешно выполняет свою воспитательную и организующую роль, когда концентрирует внимание на главных направлениях деятельности партии и народа, серьезном анализе проблем, распространении передового опыта. Выступления печати, телевидения и радио должны увлекать и убеждать глубиной проникновения в жизнь, аргументированностью доводов, свежестью мысли и слова, умело пропагандировать преимущества нашего строя, ярко рас1фывать характер и облик строителя нового общества - подлинного героя нар шей эпохи" . С особой актуальностью звучат сейчас ленинские слова о том, что "чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и созна Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с. 29.
2 Там же, с. 74. тельное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые I миллионы и десятки миллионов" .
В условиях, когда многомиллионная аудитория имеет широкий выбор источников информации, когда каждый человек может выписать практически без ограничений (или прочитать в библиотеке, красном уголке, на стенде) интересущую его газету, редакция любого издания не может не задумываться о месте своей газеты в структуре чтения аудитории. Отмечая, что "газетная политика - тоже политика", Ф.Энгельс подчеркнул, что вопрос лишь в том как 'икакой мере вмешиваться в пор литику*.
В.И.Ленин видел в печати эффективное средство выработки не только коллективного знания, убеждения, но и коллективного решения, а поэтому и действия в широком политическом, хозяйственном масштабе. Удовлетворяя читательские интересы, обращенные именно к нему (уже самим фактом выбора), каждое издание своими специфическими средствами ведет общественное обсуждение проблем, ищет пути реализации поставленных задач, помня ленинское требование о том, что "организация революционных сил, дисцишшнирование их. невозможны без обсуждения всех этих воцросов,. без коллективной выработки известных Форм и правил ведения дела^. I
Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 140. о
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 17, с. 417. о
Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 4, с. 191.
Один из исследователей многообразной практики црессы А.Г.Менделеев* пишет, например, о так называемом "феномене" "Труда": за четыре года эта газета увеличила разовый тираж более чем в 2 раза. Сейчас он достиг 16,5млн. экземпляров. Заговорили даже о "секретах" проведения подписки на "Труд".
Характерные особенности газеты, сделавшие ее популярной, отр мечены в постановлении ЦК КПСС, посвященном этому изданию , постановлении, актуальном для всей советской журналистики. Газета достаточно хорошо сумела найти именно своего читателя, сделать материалы интересными прежде всего рабочей аудитории. "Се1фет", таким образом, заключался в том, что газета смогла осуществить специфические задачи для специфической аудитории.
Процесс развития структуры прессы в связи с ее реальным функционированием непрерывен. "Как и сама жизнь, - писал К.Маркс, - пресса находится всегда в становлении,и ничто в ней никогда не закончено . Таким образом, в деятельности каждого печатного органа постоянно возникает необходимость в коррекции программы в связи с состоянием системы журналистики, изменением указаний издателя и требований аудитории. Поэтому значительно возрастает актуальность теоретической и практической разработки вопросов типологии печати в связи с действием обозначенных факторов. Эти исследования позволяют выявить конкретные особенности функционирования издания, специфику проведения отдельных пропагандистских акций, методы См.: Менделеев А.Г. Что за газетным словом? - М., 1979. -180 с. р
0 работе газеты "Труд". - В кн.: Об идеологической работе КПСС. -М., 1983, с. 533-537. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 166. ведения дискуссий и главное - реакцию аудитории на них. Одно из плодотворных нацравлений журналистской науки - определение места данного печатного органа в многообразном воздействии на аудиторию. При этом становится возможным не только выделение существенных цризнаков и черт одной газеты в сравнении с другими, но и уточнение оснований для такого рода сравнений. Именно этим объясняется интерес исследователей журналистики к проблемам типологии, заметный в последние десятилетия и связанный с выявлением типологических особенностей конкретных изданий, закономерностей цроцесса дифференциации печати на определенных исторических этапах ее развития*.
Неделя" - пример еженедельника для всех, даже для читателей-дошколят, со своей страничкой "Неделька", "Экономическая газета", "За рубежом", "Футбол-хоккей" и новейшее издание -"Собеседник" - еженедельники для определенной аудитории, желающей получить информацию углубляющего характера по интересующей тематике. Исследования показывают, что аудитория таких узко специализированных еженедельников достаточно однородна по своим читательским запросам.
Особое место среди существующих еженедельников занимает "Литературная газета". И дело здесь не только в том, что с изменением периодичности, т.е. с I января 1967 года газета стала иной по внешнему облику, объему и т.д. В своем нынешнем т х ЦК КПСС в известном постановлении "О дальнейшем улучшении деятельности районных и городских газет" предоставил ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам КПСС право изменять объем и периодичность выхода районных и городских газет. о
Менделеев А.Г. Что за газетным словом? - М., 1979, с. 169. виде она сложилась как издание, успешно сочетающее литературную тематику с обращением к широкому спектру многочисленных проблем общественной жизни. Для "писательской" по своей изначальной природе газеты это естественно и органично, ведь литература сама отражает жизнь во всей ее глубине и сложности. Широта тематики ежнедельника "ЛГ"* практически мало отличается от общеполитической ежедневной газеты, но характер обсуждения проблем, уровень взаимоотношений с аудиторией сделали газету авторитетной и популярной в стране и за рубежом. Успехи "ЛГ" на идеологическом фронте были особенно подчеркнуты в дни празднования ее полувекового юбилея и на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР, посвященном пятидесятилетию Союза.
Представляют несомненный интерес в этой связи воспоминания писателя С.Дангулова, посвященные перестройке работы газеты и приходу туда нового главного редактора - А.Чаковского. Газета такого типа, какой она цредставлялась новому главному редактору, по словам С.Дангулова, отпугивала многих тем, что якобы она переставала быть газетой, а,следовательно, обрекала себя на постоянное отставание от того, что происходит в мире. Нельзя не согласиться с автором воспоминаний в/том, что время и реальная практика "ЛГ" рассудила спорящих, и реорганизация "Литгазеты" и столь широкий успех ее у читателей явились, пожалуй, важнейшим событием в цроцессе перестройки органов пе Далее наряду с полным названием "Литературная газета" будет употребляться аббревиатура "ЛГ" - достаточно привычная для читателей и общеупотребительная в официальных документах редколлегии. чати. Автор статьи в "Журналисте" дает публицистически точную оценку обновленной "Литературной газеты". Он пишет: "Но, коли речь зашла о достоинствах газеты, пусть будет разрешено мне высказать мнение, которое, быть может, является лишь моим личным мнением, но которым я не хотел бы поступиться. Первое. Я высоко ценю оперативность газеты, которая, несмотря на недельные паузы, ухитряется опережать в изложении фактов, а особенно в их толковании многие наши ежедневные издания. Второе. Мне импонируют поиски жанра материалов, публикуемых газетой, - это всегда ново и "читабельно". Третье. Мне симпатичен состав авторов газеты - ничто не может сплотить вокруг газеты столь авторитетный коллектив в большей мере, чем цресI тиж самого издания" .
Многообразная практика деятельности газет разного типа требует теоретического осмысления сложившихся форм и методов работы редакций. При этом, наряду с удачными попытками глубокого и всестороннего рассмотрения всей системы газет^, для выработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию этой системы требуется и изучение особенностей функционирования отдельных изданий в связи с взаимодействием их со своей аудиторией. Дангулов С. Главный редактор. - Журналист, 1983, $ 8, с. 9. о
См.: Шкондин М.В. Печать: основы организации и управления. -М., 1982. - 173 е.; Прохоров Е.П. Эффективность журналистской деятельности: Постановка проблемы и определение понятий. - В кн.: Журналистика развитого социализма. Вопросы теории и методики. - Свердловск, 1980, с. 5-18.
Назревшая необходимость рассмотреть типологические особенности "Литературной газеты" в связи с ее сложившейся аудиторией, представлениями читателей о газете для определения путей совершенствования не только популярного в стране и за рубежом еженедельника, но и всей црессы - определяет актуальность данного исследования.
С необходимостью определения типа издания сталкиваются как исследователи журналистики, так и ее практические работники всякий раз, когда задумываются о месте того или иного издания в общем строю, когда предпринимается даже минимальная перестройка печатного органа в связи с задачами издателя и интересами аудитории.
Исследователи проблем журналистики используют типологию как общенаучный метод познания, "в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных цризнаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Проблемы типологии возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу множествами объектов (как правило дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств.
С утверждением в научном познании идеи развития возникает трактовка типологии, связанная с историческим пониманием типа и с представлением о типологии как отображении системы в ее развитии.
Методы типологии широко используются в марксизме-ленинизме как средство научного анализа социальных явлений, обществен
1i т ных отношений, классовой структуры общества, личности. .
К сожалению, в журналистской науке до сих пор не выработалась единая точка зрения на типы газет и принципы их типоло-гизации, хотя многие ученые решают эти проблемы. Одним из первых попытку оцределить типсформирующие признаки газет дал в 1925 году С.С.Раецкий2.
В современном понимании, - пишет Б.Г.Тяпкин, - типология -упорядоченное описание объектов научного знания, позволяющее характеризовать явления или предметы, устанавливать сходство или различия между ними, выделять и описывать новые явления, объекты. Одновременно типология - способ разработки законов и понятий, которые позволяют отделить предмет данной науки от предметов смежных наук. Конечная цель типизации - изучение з закономерностей развития данной группы явлений или цредметов" .
А.В.Гребнев, например, дает следующую классификацию газет: центральные всесоюзные: общеполитические, отраслевые промышленные, сельскохозяйственные, строительные, литературные, медицинские, учительские, спортивные, детские; республиканские: общеполитические, отраслевые,промышленные, сельскохозяйственные, молодежные»литературные, по отраслям литературы и искус4 ства, спортивные, детские .
1 См.: БСЭ. - 3-е изд. - М., т. 25, с. 563; Елауберг И. и др. Системный подход: предпосылки, проблеш,трудности. -М., 1969. - 48 с. 2
Раецкий С.С. Очерки по технике газетного дела. - В кн.: Газетный и книжный мир. - М., 1925, с. 3. Тяпкин Б.Г. Вопросе типологии в современном книговедении. Обзор литературы: 1962-1972 гг. - М., 1974, с. 4. ^ Гребнев А.В. Газета. Организация работы редакции. - М., 1974, с. 13.
В книге "Газетный мир" газеты СССР классифицируются по таким типам: а) центральные общеполитические; б) центральные отраслевые и специализированные; в) местные общеполитические массовые; г) местные отраслевые и специализированные; д) районные и объединенные; е) низовая печать - многотиражные; ж) общеполитические газеты на иностранных языках*.
Все выходящие в нашей стране газеты, - пишет Е.Ф.Роман-чук, - подразделяются на общеполитические и отраслевые всесоо юзного значения, областные (краевые), городские и районные" . Исследователь молодежной црессы Т.И.Харламова отмечает:"Очень приблизительно, вероятно, можно говорить о следующих типах газет: I) центральные; 2) областные, городские; 3) районные о и многотиражные; 4) молодежные; 5) отраслевые .
Приведенные работы, ставящие своей задачей построение классификации советской прессы, хотя и содержат термины "тип", "типология", тем не менее, еще не ставят данную проблему в соответствии с современным уровнем знания. В журналистской науке лишь предприняты первые попытки определить объем понятий "тип", "типоформирущий фактор", "типологическая характеристика", нет теоретического обоснования этих категорий. В своей работе АД1.Бочаров, поддержанный многими исследователями,справедливо заявил: "На нынешнем уровне изучения журналистики и состояния социологии в СССР пока еще нет отработанной методологии, по
1 Газетный мир. - М., 1971, с. 6. 2
Романчук Е.Ф. Редакционные кадры республиканских газет. -Вопроси тесрии и практики массовых средств пропаганды, 1970, вып. 3, с. 328. о
Харламова Т.И. Лицо читателя и деятельность газет. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. журналистика, 1969, В 2, с. 55. зволявдей дать всесторонний анализ типологии современных журналов"*, да и всех других периодических изданий. Значительный вклад в решение проблем типологии в журналистике внесли работы, которые написали в последние годы Р.Г.Абдуллина, А.И.Акопов, Г.Ф.Вороненкова, В.Н.Воронина, В.М.Горохов, А.М.Гребе-нина, А.М.Данилевич, Б.И.Есин, А.В.Западов, Р.А.Иванова, Э.А.Лазаревич, Е.А.Корнилов, Т.И.Машуков, Е.П.Прохоров, Н.М.Тобольцева, А.Я.Черняк, Г.Г.Шуйская, В.М.Шкондин, В.С.Хе-лемендик и другие^. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. журналистика, 1973, ? 3, с. 32. о
См.: Абдуллина Р.Г. Многотиражная газета как массовая трибуна рабочих. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1973; Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1979; Воро-ненкова Г.Ф. Система печати Германской Демократической Республики: становление и развитие. 1945-1980 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1980; Воронина В.Н. Становление советской вечерней газеты как типа издания (1918 -1925 гг.). Автореф. дис.,„канд. ист. наук. М., 1973; Горохов В.М. Журналистское мастерство. - М., 1981. - 64 е.; Гребенина A.M. Массовая "Рабочая газета", ее типологические особенности и роль в борьбе за создание фундамента социалистической экономики. Автореф. дис.„канд. ист. наук. М., 1971; Данилевич A.M. Газета "Известия" Становление. Типология. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1978. - 130 е.; Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории. В кн.: Типология периодических изданий.-Ростов н/Д, 1984, с. 7-31; Машуков Т.И. Молодежная газета как тип периодического издания. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1974; Тобольцева Н.М. "Крестьянская газета" в период социалистической реконструкции сельского хозяй
Значительный толчок поискам в разработке типологии советской печати дала Всесоюзная конференция "Проблемы типологии в советской журналистике и редакционно-издательском деле на современном этапе" (1975 г.). Большой интерес у участников конференции вызвал доклад профессора Б.Д.Дацюка. Основываясь на двух принципах определения типа (читательское предназначение издания и субъект управления) Б.Д.Дацюк предложил разделить советскую печать на три основных типа: общеполитические издания; отраслевые и специализированные; внутриколлективные -с последующей дальнейшей классификацией газет внутри этих типов по видам. В этой типологизации наиболее интересно определение двух основных типоформирущих признаков с дальнейшей классификацией по целому ряду вторичных признаков.
Существувдая еще неразработанность, сложность и,порой,запутанность в выделении типоформирущих цризнаков привели к тому, что еще нет логичной, четкой и основательной типологии советских газет. Большая часть приведенных здесь и существующих в литературе типологических описаний построена на основе выделения одного-двух цризнаков и привлечения в качестве доства (1923-1933 гг.). Автореф. дио.канд. ист. наук. М., М., 1979; Ученова В.В. Публицистика и политика. - М., 1979. -232 е.; Черняк А.Я. О типологии цроизведений литературы. -В кн.: Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела. Вторая Всесоюзная науч. конф. по пробл. книговедения. Секция типологии книги. Тез. докл. -М., 1974, с. 3-16; Шуйская Г.Г. Особенности формирования и функционирования молодежной печати СССР. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., I960; Шкондин М.В. Печать: основы организации и управления. ГЛ., 1982. - 173 е.; Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры: Опыт системного исследования. - М., 1977. - 316 с. и др. полнительных еще одного-двух цризнаков (обычно круг читателей, профиль издания).
Основной причиной, на наш взгляд, некоторой ограниченности и искусственности описанных и приведенных в литературе типологий является оцределенный отход их авторов от реально существующей структуры советской печати. Система наших газет складывалась десятилетиями, ее основы были заложены еще в постановлениях первых лет Советской власти, партийных решениях по вопросам печати. Развитие и дифференциация, изменение лица того или иного издания отражали особенности определенного этапа развития страны, потребности читателей в том или ином виде информации. Именно поэтому трудно построить универсальную классификацию, удовлетворившую бы нужды любого исследователя.
Но можно ли вообще построить стройную картину структуры печати на основе небольшого числа типологических критериев? Достаточны ли они для отражения всех особенностей газет того или иного типа, определения сущностных черт издания? Ряд исследователей обратился к матричному методу классификации"1". Сущность его в том, что с помощью системного анализа исторически сложившейся структуры печати выделяются характеристики, на основе которых дифференцируются типы газет. Разрабатывается сетка типоформирующих цризнаков, имещая универсальный характер. А при кошфетном анализе того или иного издания данного типа, используются лишь те цризнаки, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование и функционирование газет или газеты данного типа. Георгиев Д. Рекламата в печате. Функции, специфика, планира-не. - София, 1974, с. 31.
Специфика данного исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка проанализировать, насколько устойчиво проявляются в материалах газеты, в деятельности редакции существенные черты издания - его типологические особенности -существующие так или иначе в сознании аудитории, по ряду мотивов избравшей "Литературную газету" для подписки и чтения. Этот подход представляется плодотворным потому, что подученные выводы можно использовать не только для характеристики частного явления, каким является функционирование отдельного издания, пусть весьма популярного, но и для программирования путей повышения эффективности воздействия на читателей других изданий. В данном случае речь, конечно, может идти не о копировании подходов "ЛГ", а об учете особенностей отношения читателей к определенным формам и методам, найденным редакцией в системе "аудитория - журналист - аудитория". Осознание журналистами, партийным руководством средствами массовой информации и пропаганды "фактора аудитории" именно в связи с типом конфетного издания, работающего для данного читателя, было бы реальным претворением в жизнь ленинского положения: "Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой"1.
Исследования, анализирующие устойчивость типологических особенностей газеты в связи с социологическим изучением ее аудитории и повседневной практикой данного печатного органа
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 21. ранее не проводились. Полученные результаты не имеют аналогов в научной литературе. В этом новизна диссертационного исследования.
Методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина по идеологическим проблемам, истории и теории журналистики. Широко используются работы, в которых затрагиваются теоретико-методологические принципы и практические вопросы организации эффективной деятельности журналистики. Произведения основоположников научного коммунизма, обращенные к прессе, посвящены постоянному и систематическому изучению того, как распространяются газеты и журналы, как отзываются о них читатели, какие затруднения могут встретиться аудитории при чтении газет, как учитывать пожелания читателей из различных слоев общества. Наряду с работами классиков марксизма-ленинизма автор опирается на важнейшие документы Коммунистической партии и Советского государства: постановления ЦК КПСС, выступления ведущих деятелей партии и правительства.
Вопросы изучения аудитории, пути оптимизации многообразной деятельности средств массовой информации и пропаганды, анализ повседневной практики "Литературной газеты", проблематики ее выступлений, форм и методов работы, эффективности рассматриваются с точки зрения современного состояния марксистскскленинской теории пропаганды, теории журналистики, нашедшего
I 2 отражение в трудах философов и теоретиков журналистики . Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М., 1975. - 408 е.; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968. - 226 е.; Добриянов B.C. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. -М., 1968. - 319 е.; Здравомыслов А.Г. Методология и процеду
Продолжение сносок см. на след. стр.)
Основными делями данного исследования являются: выявление особенностей функционирования "Литературной газеты" как ежера социологических исследований. М., 1969. - 204 е.; Хаан Э. Исторический материализм и марксистская социология. М., 1971. - 243 е.; Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1972. - 239 с. и др. о
• выявить мотивы обращения аудитории "ЛГ" именно к этой газете, заявленные црямо или косвенно в ходе опроса;
• соотнести проблемно-тематические ожидания аудитории, удовлетворяемые или неудовлетворяемые газетой, с реальной практикой "Ж1";
• соотнести отношение аудитории к важнейшим для "ЛГ" аспектам деятельности газеты, особенностям ее содержания - подбору авторов, характеру использования источников информации, способам "подачи" материалов, целям и результатам выступлений, вовлеченности читателей в процесс программирования и осуществления "газетной политики"-с реальной практикой "ЛГ";
• наметить пути более полного удовлетворения социально важных интересов и зацросов аудитории для стабилизации и совершенствования изданий типа "Литературной газеты".
При известных успехах "Литературной газеты" у своей аудитории в задачи исследования и данной работы входит выявление путей дальнейшего совершенствования издания в его взаимоотношениях с читателями. Эти взаимоотношения - один из важнейших путей перестройки любого печатного органа, который ставит своей задачей быть боевым, действенным, энергично вмешиваться в жизнь.
Конечно, значение абсолютных показателей, полученных в ходе исследования, могло измениться. Так в кратком сообщении об итогах исследования "ЛГ"-85* редакция сообщала, что среди читателей одинаковое число мужчин и женщин. Но число читателей с высшим образованием осталось прежним - 75 процентов. Поднимается доля рабочих и молодежи среди читателей газеты. По результатам исследований, анализа откликов и писем газета оперативно корректирует свою программу. Однако выявление тенденций в реальном функционировании "ЛГ" остается задачей актуальной, информация, полученная в аудитории в ходе прошедших опросов, может сослужить для этого добрую службу.
Так, с момента сбора данных в обширном комплексном кошфетносоциологическом исследовании в Таганроге до публикации моноо графии по этому исследованию прошло почти 10 лет, но книга была встречена с большим интересом именно потому, что в ней на основе обширнейшего эмпирического материала шел разговор о закономерностях массовых информационных цроцессов в среднем промышленном городе. Не отрицая вообще проблемы "старения" эмпирических данных, авторы книги справедливо считают основным фактором такого "старения" влияние новых (подчеркнуто авторами книги - Г.П.) явлений. Но так ли много появляется этих новых явлений? Гораздо чаще газеты, журналы, телевидение пишут, говорят о явлениях, бывших ранее актуальными для одних объектов, а ныне - для других. Журналисты, да и читатели могут на См.: Литературная газета, 1984, 25 июля, с. I. о
Массовая информация в советском цромышленном городе. - М., 1980. - 446 с. звать 2-3 десятка тем, к которым вполне подходит определение -"вечная". И при этом журналисты на эти темы пишут, а читатели встречают эти публикации с той или иной степенью заинтересованности: ". информация имеет силу для всех ситуаций, отме-чаицихся аналогичными характеристиками. полученная информация будет сохранять свое непосредственное актуальное значение в рамках описания данных объектов"^".
Значительная часть социологической информации, собранная в ходе исследования по заказу "ЛГ", касается особенностей аудиторного поведения ее читателей, а это мир довольно сложных связей, зависимостей, не касащихся, подчас, самой газеты. Особенности индивидуально-психологические, социально-психологические, спектр жизненных потребностей, интересов - все?,,эти стороны изучаемой социальной действительности "ведут себя" принципиально иначе, обладают несравненно большей устойчир востью (подчеркнуто авторами - Г.П.) во времени" .
В соответствии с исследовательскими задачами диссертации объектом рассмотрения является "Литературная газета", орган Союза писателей СССР и ее аудитория, данные о которой получены в ходе опроса, проведенного по хоздоговору с "Литературной газетой" в 1973 году на основе цредставительной выборки по црограмме, составленной коллективом лаборатории по изучению функционирования печати, радио и телевидения факультета журналистики МГУ под руководством доктора филологических наук, профессора Е.П.Прохорова и кандидата филологических наук Массовая информация в советском промышленном городе. - М., 1980, с. 80.
2 Там же.
И.Д.Фомичевой. Автор диссертации был членом научного совета исследования, принимал участие в выработке программы, подготовке полевых документов, опросе в различных регионах страны, обработке результатов, составлении итогового отчета, написании коллективной монографии по результатам исследования"'". Совместно с Л.Г.Свитич им написаны разделы отчета "Структура аудитории "ЛГ" и ее развитие" и "Чтение разделов газеты". Кроме того, автор как при составлении программы, так и цри подготовке отчета самостоятельно занимался разделом "Отношение аудитории к "внетематическим" характеристикам газеты'. В двухтомном отчете им, таким образом, написано около 3 а.л. текста. В коллективной монографии объем материалов, принадлежащих ему, - около 1,5 а.л.
При содействии руководства редакции динамика типологических признаков "ЛГ" рассматривается с привлечением сведений об аудио тории, полученных в ходе опроса в 1984 году . Исследование это проводилось по несколько иной методике и выборке, однако, опрашивалась, как и ранее, лишь городская аудитория. Материалы исследования находятся в редакции в виде отчета, при написании которого, естественно, принималась во внимание информация, зафиксированная в 1973 году. Автор выражает свою признательность за возможность воспользоваться полученной информацией, проанализировать устойчивость выделенных типологических черт издания в связи с задачами именно данной работы. См.: "Литературная газета" и ее аудитория. - М., 1978. -147 с. о
Опрос был проведен сотрудниками И СИ АН СССР под руководством доктора философских наук В.С.Коробейникова.
Предмет диссертационного исследования - типологические особенности издания, выявляемые в связи с изучением аудитории "Литературной газеты", тематики и проблематики ее выступлений, анализом деятельности редакции.
Исследование дало возможность выявить читательские предпочтения, связанные с тематикой выступлений, сформулировать на основе наблюдений за повседневной практикой "JET" некоторые основания выбора аудиторией тех или иных материалов газеты, проследить в связи с этой информацией "газетную политику" издания, сделать некоторые выводы относительно влияния тех или иных способов организации материалов "Литературной газеты", имеющих систематический характер, на типологический облик издания.
Б диссертации содержатся практические рекомендации, которые могут быть использованы в деятельности редакционных коллективов, рассчитанной на максимальное привлечение аудитории с высоким образовательным уровнем не только к чтению газеты, но и к повседневному "реальному участию в -работе печатного органа, определении тематики выступлений, дискуссий, повышении результативности издания, т.е., в конечном итоге, более успешном осуществлении пропагандистской, агитационной и организаторской функций^. Выводы, полученные автором в ходе исследования, используются редакцией "ЛГ", а также в учебном процессе на факультете: в курсе "Методика и техника конкретно-социологических исследований в журналистике", при подготовке дипломных работ,
Активность аудитории в повседневном участии в деятельности газеты зафиксирована и в ходе опроса ИСИ АН СССР в 1984 г. См.: "Литературная газета", 1984, 25 июля, с. I. касающихся отдельных сторон деятельности "Литературной газеты", в семинарских занятиях по курсам "Введение в журналистику" и "Теория и практика партийно-советской печати", в ходе семинаров в вечернем университете марксизма-ленинизма МГК КПСС. В этом практическая значимость диссертационного исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библи ографиче ск ог о опи сания.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 214 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz