Пятница, 2024-05-10, 4:07 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 14 » Скачать Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде. Шабалдас, Алексей Егорович бесплатно
11:06 PM
Скачать Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде. Шабалдас, Алексей Егорович бесплатно

Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде

Диссертация

Автор: Шабалдас, Алексей Егорович

Название: Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде

Справка: Шабалдас, Алексей Егорович. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Ставрополь, 2005 318 c. : 71 05-13/296

Объем: 318 стр.

Информация: Ставрополь, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования личности школьника в поликультурной среде
11 Поликультурная среда как объект социально-педагогического исследования
12 Воспитательные потенциалы субъект-объектного взаимодействия личности школьника и ее социального окружения
13 Психолого-педагогические принципы формирования социальной толерантности школьника
ГЛАВА II Особенности процесса формирования личности школьника в этнически разнообразном окружении
21 Социальная среда - комплексный фактор и пространство формирования социального опыта школьника
22 Приобщение школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии
23 Критерии эффективности процесса формирования личности школьника в поликультурной среде
ГЛАВА III Организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования личности в поликультурной среде
31 Обогащение содержания взаимодействия личности школьника с поликультурной средой
32 Использование личностно ориентированных технологий в процессе межэтнического взаимодействия в поликультурной среде
33 Кадровое и методическое обеспечение процесса формирования личности школьника в поликультурной среде

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования. Перед современной Россией как многоэтническим и поликультурным государством особенно остро стоит задача поиска и нахождения продуктивных путей мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создания в обществе атмосферы согласия, дружбы и взаимопонимания, равенства и справедливости, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов.
Проблема эта, актуальная для нашей страны ныне и на ближайшую историческую перспективу, имеет давние и глубокие традиции изучения разными социальными науками.
Выдающиеся педагоги прошлого Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, В.И.Водовозов, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и другие указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности, на достижение высокого уровня подготовки учителей, позволяющего обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей.
В работах видных отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского обосновывается исключительная важность социально-педагогической поддержки развития детства.
Общим философско-методологическим аспектам формирования личности посвящены труды Н.А.Бердяева, Г.Гегеля, И.Канта, В.Лейбница, М.Монтеня, Ж.-Ж.Руссо, Э.Фромма и др. Их идеи обращаются к философскому постижению внутренней сущности характера человека: доброго или злого, величественного или ничтожного.
Современные ученые, осознающие важность и актуальность решения общетеоретических проблем межкультурного диалогического взаимодействия, создали новые философские теории: диалогизма (М.Бубер), коммуникации (К.Ясперс), неосократизма (Г.Марсель), диалогической герменевтики (Х.Г.Гадамер) и др. Различные аспекты социального развития личности исследованы в работах И.С.Кона, А.В.Петровского, Е.М.Рыбинского, Е.Н.Сорочинской, Л.И.Уманского, Д.И.Фельдштейна и др.
Широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики социального опыта ребенка в поликультурном образовательном пространстве, рассматривается в трудах зарубежных психологов и педагогов Э.Берна, Р.Бернса, У.Глассера, З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Юнга р др.
Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта рассматриваемой проблемы внесли крупные отечественные психологи и t педагоги Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.А.Кан-Калик, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Л.И.Новикова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов и др.
Теоретические основы формирования личности в поликультурном образовательном пространстве опираются на исследования, посвященные природе педагогического знания (В.В.Краевский), целостности образовательного процесса (В.С.Ильин), специфике социально-педагогической деятельности (В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик), которые в своей методологии отражают естественнонаучный подход к образованию.
Для понимания сущности феномена личности ребенка в поликультурной среде большое значение имеют этнологические теории и концепции С.М. Арутюняна, Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева. Весьма ценным в русле нашего исследования является обоснование содержательных и функциональных оснований поликультурного * образования, представленное в трудах М.Н.Кузьмина, В.В.Макаева,
З.А.Мальковой, Л.Л.Супруновой, а также проблем народной педагогики в научных изысканиях К.Ш. Ахиярова, Г.И.Батуриной, Г.Н.Волкова, О.С.Газмана, Т.Ф.Кузиной, М.Г.Тайчинова, Е.Л.Христовой и др.
Работы А.Д.Алферова, Е.В.Бондаревской, В.И.Горовой, Г.Д.Дмитриева, Н.В.Кузьминой, Р.М.Куличенко, В.А.Сластенина и др. содержат идеи целенаправленной подготовки учителя инновационного типа, его профессиональной компетентности. В своих исследованиях И.В.Дубровина, Ю.З.Гильбух, В.С.Мухина, А.А.Тюкова актуализируют и обосновывают проблему создания и формирования социальных служб помощи ребенку в поликультурном образовании, маргинальным детям в условиях низкого социально-экономического уровня их семей.
Таким образом, анализ названных и других источников позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, в науке имеются существенные предпосылки для исследования общих теоретико-методических проблем формирования личности школьника в поликультурной среде, а с другой, -существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой, содержанием и структурой поликультурного образовательного пространства, с обоснованием содержания, личностно ориентированных технологий и организационно-педагогических условий продуктивного взаимодействия школьников с межэтнической средой.
Сказанное стало основанием и для выявления следующих противоречий, актуализирующих изучение рассмотренных вопросов:
• между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории гуманистического воспитания, современных концепций перехода на личностно ориентированную парадигму образования и недостаточной разработанностью теории поликультурного образования, обеспечивающего формирование личности ребенка в этнически разнообразном окружении;
• между потребностью ребенка быть защищенным в период социальных и экономических катаклизмов^ кризиса общества и неготовностью общества, педагогических коллективов и социального окружения обеспечить удовлетворение этой потребности;
• между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, отражающего кросс-культурный диалог и основывающегося на национальных и общечеловеческих ценностях, принципах глобализма, и сохраняющейся ориентацией на соблюдение интересов определенной общности, группы, класса, нации;
• между потребностью в индивидуально-личностной поддержке и адаптации учащегося к условиям поликультурного образования и социума и разобщенностью знаний в сфере межкультурного диалога, обеспечивающего толерантное усвоение личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического содержания;
• между объективной потребностью системы образования в высоком уровне развития профессиональной и методической культуры педагогических работников, их гражданской и личностной позиции и реальной социально-психологической и профессиональной готовностью педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве, к поддержке и защите в нем личности.
Важностью задач преодоления названных противоречий актуализируется проблема выявления и реализации социальных и педагогических возможностей поликультурной среды как одного из существенных факторов формирования личности школьника.
Недостаточность теоретической изученности и практики решения данной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования, цель которого - разработка теоретико-методологических и методических основ процесса формирования личности школьника в поликультурной среде.
Объект исследования — личность школьника в поликультурной среде.
Предмет исследования - процесс формирования личности школьника в этнически разнообразном окружении.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, сформулированы следующие его задачи:
1. Обосновать гуманистическую парадигму педагогического аспекта исследуемой проблемы: изучение ее в контексте современного поликультурного общества, мировой и региональной социокультурной ситуации; выделение сущности, признаков, функций поликультурного образовательного пространства как среды социальной адаптации, реабилитации и образования учащихся; исследование особенностей, способов, условий социально-педагогической деятельности как важнейшего направления работы с детьми в поликультурном образовательном пространстве.
2. Осуществив сравнительный анализ изученности исследуемой проблемы в теории и реализации ее в практике отечественного и зарубежного образования, на этой базе обосновать такие понятия, характеризующие систему работы образовательных учреждений по формированию личности школьника в поликультурной среде, как полиэтническая образовательная среда, межэтническое взаимодействие, социальная среда, поликультурная среда, этническая толерантность, этнокультурная компетентность.
3. Выявить особенности поликультурного образования и раскрыть их сущность, разработать теоретико-прогностическую модель адаптационного поликультурного образовательного пространства как среды формирования социально толерантной личности школьника.
4. Разработать технологический, диагностический инструментарий, необходимый для осуществления мониторинга особенностей взаимодействия личности с полиэтнической средой, причин, обусловливающих особенности развития личности школьника.
5. Предложить теоретические основы педагогической работы с детьми в процессе формирования личности школьника в поликультурной среде.
6. Обосновать социально-педагогические аспекты структуры и содержания работы полиэтнической школы в поликультурном образовательном пространстве.
7. Определить пути подготовки педагога к осуществлению и организации образовательного процесса в полиэтнической школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования личности школьника в поликультурной среде эффективен, если: он базируется на современном теоретико-методологическом гуманистическом представлении об особенностях развития личности школьника в этнически разнообразном окружении; обоснованы и учитываются сущность, содержание, возможности поликультурной среды как фактора социализации личности школьника; обеспеченны организационно-педагогические условия формирования толерантной личности школьника на основе инновационных личностно ориентированных технологий межкультурного взаимодействия учащихся в полиэтнической среде; отработана и реализуется адекватная модель социально-педагогического сотрудничества образовательного учреждения с социумом; обеспечена целенаправленная работа по подготовке и повышению квалификации кадров, работающих со школьниками в поликультурой среде.
Общую методологическую базу исследования составили идеи социальной обусловленности развития человека как личности; учение о ценности, своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; вопросы приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества; положения философии гуманизма о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса и развития культуры.
Общепедагогической методологической основой исследования стали личностно ориентированный подход, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения процесса педагогической поддержки и защиты учащихся в поликультурном образовательном пространстве.
Исследуя поставленную проблему, мы учитывали взгляды философов и историков прошлого и современных исследователей (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, ЮЛковен), раскрывших сущность классического и перспективы современного образования в целостности культурно-исторического развития человечества.
Для осмысления идеи социально-педагогического синергетизма мы опирались на работы Р.Бенедикта, Е.Н.Князева, С.В.Кульневича, И.Р.Пригожина, С.Г.Хакена, С.С.Шевелева и др., в которых обосновывается способность личности к самоорганизации, самопреобразованию и саморазвитию.
Теоретической основой исследования стали: достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах ГШ.Блонского, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревской, Б.З.Вульфова, Л.С.Выготского, П.Ф.Каптерева, Н.Н.Малофеева, Л.И.Новиковой, С.Л.Рубинштейна, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, И.С.Якиманской и др.; инновации и течения в педагогике, основанные на ценностях гуманистических идеалов и определяющие пути и технологии поддержки и защиты личности: педагогика сотрудничества, раскрывающая идеи гуманного опережающего развития человека и новую педагогическую технологию, в центре которой - личность учащегося, учение без принуждения, доверие и заинтересованность в положительном результате (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский и др.); -ф педагогика диалога, обращающаяся к педагогическому взаимодействию на принципах поддержки, защиты и плюрализма мнений (М.М.Бахтин,
B.С.Библер, Б.М.Бим-Бад и др.); педагогика свободы, рассматривающая свободу ребенка и его педагогическую поддержку как антропологическую константу гуманистического мировоззрения и практики (А.Г.Асмолов,
C.А.Беличева, О.С.Газман); педагогика творчества, отражающая акмеологический подход в развитии личности, проявление свободного духа, защищенности и поддержки (Ю.П.Азаров, Т.А.Барышева, А.Ф.Никитин и др-); современные концепции личностно ориентированного образования: психолого-дидакгическая (И.С.Якиманская); культурологическая (Е.В.Бондаревская); проективная модель личностно ориентированного обучения (Н.И.Алексеев); аксиологическая концепция воспитания личности (И.Б.Котова, А.В.Петровский и др.); дидактическая модель личностно ориентированного образования (В.В.Сериков, В.Т.Фоменко); концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В.Кульневич); ft исследования сравнительной педагогики, способствовавшие определению инновационных подходов к разработке теории формирования личности в поликультурной среде (В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, Л.Н.Гончаров, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров, К.И.Салимова и др.); теоретико-методические основы этнопедагогической подготовки учителя (Г.Н.Волков, А.Г.Гмырин, И.Ф.Гончаров, А.П.Орлова, М.Г.Харитонов и др.); ведущие исследования в области теории и методологии ^ социальной педагогики и социальной работы (С.А.Беличева, В.Г.Бочарова,
Б.З.Вульфов, С.И.Григорьев, В.Н.Гуров, В.Д.Иванов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Е.Н.Сорочинская, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.). ф Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ историко-педагогических учений классиков философии, педагогики и психологии; междисциплинарное изучение исследуемой проблемы в философии, этике, культурологии, этнологии, этнографии, социологии, правоведении, синергетике; интегративный и дифференцированный терминологический анализ содержания и основных понятий исследования (контент-анализ); изучение и обобщение передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности, монографические характеристики и биографический метод); опытно-экспериментальная работа; диагностические методы (анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, самооценка, экспертные оценки; моделирование).
Организация и этапы исследования. Основной базой исследования стали общеобразовательные учреждения Ставропольского края (городов Ставрополь, Кисловодск, Михайловск, Невинномысск, Новоалександровск,
Светлоград, села Красногвардейское Красногвардейского района, аула Эдельбай Благодарненского района, пос. Дёмино Шпаковского района), работавшие в 2001-2005 гг. в режиме опытно-экспериментальных площадок Краевой научно-исследовательской лаборатории по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде. Всего изучено 8924 семьи, 10567 детей, 721 педагог, 337 руководителей образовательных учреждений.
Исследование выполнялось в 3 этапа: * I этап (1998-2000 гг.) - проблемно-поисковый - связан с изучением идей социализации и формирования личности, основ народного воспитания в мировой историко-педагогической мысли, выявлением тенденций развития поликультурного образования в отечественном и зарубежном опыте, анализом состояния проблемы в философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и синергетике. В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентиры формирования личности в поликультурном образовательном пространстве.
II этап (2000-2002 гг.) — теоретико-методологический — связан с разработкой теоретических аспектов поликультурного образования и поликультурной среды, а также теоретико-прогностической модели адаптационного поликультурного образовательного пространства формирования социального опыта ребенка. На данном этапе осуществлялось начальное методологическое обоснование сущности и содержательных характеристик работы с детьми, обеспечивающей реализацию личностно ориентированных технологий взаимодействия личности с межэтнической средой. Проводилось частичное пилотажное введение авторских идей в педагогическую деятельность и содержание инновационной работы в школах и образовательном пространстве региона.
III этап (2002-2005 гг.) — теоретико-практический — включал в себя раскрытие, обоснование причин трудностей в работе с учащимися; осуществление опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей поликультурного образовательного пространства региона, интеграцию человековедческих знаний в практику воспитания детей; теоретико-методическое обоснование педагогической работы с детьми в поликультурной среде. На данном этапе завершено оформление материалов и результатов исследования в монографии и данной диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: осуществлен феноменологический анализ гуманистических течений в педагогике, философии, культурологии (теорий гуманизма, синергетики, кросс-культурализма) в контексте методологического обоснования личностно ориентированной педагогики, основанной на идеях поддержки и защиты личности в поликультурной среде; проанализированы педагогические модели адаптационного поликультурного образовательного пространства по формированию социального опыта ребенка в поликультурной среде, реализуемые в различных странах; выявлены особенности и проблемы развития личности школьника в условиях поликультурной образовательной среды; раскрыта сущность поликультурного образовательного пространства как среды формирования социально толерантной личности школьника; впервые в новой социальной реальности определены структура и содержание поликультурного образовательного пространства, разработана его теоретико-прогностическая модель, обеспечивающая благоприятные условия для обучения и развития школьников; определены пути и средства подготовки учителя и исследованы критерии его готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены категории, ведущие понятия, принципы и технологии формирования личности школьника в поликультурной среде; расширен категориальный аппарат теории формирования личности школьника: введены или уточнены понятия полиэтническая образовательная среда, межэтническое взаимодействие, социальная среда, поликультурная среда, этническая толерантность, этнокультурная компетентность; определена совокупность путей и средств формирования личности школьника в поликультурной среде; разработана теоретико-прогностическая модель адаптационного поликультурного пространства, обеспечивающая формирование толерантной личности школьника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно обобщает опыт гуманистических, ценностных, культурологических и личностных ориентаций педагогического процесса социальной поддержки учащихся в полиэтнической среде; разработанные теоретико-прогностические основы поликультурной образовательной среды могут служить научно-методическим обоснованием практической деятельности в целях обогащения взаимодействия личности учащегося с межэтнической средой с учетом как региональных, местных условий, определяемых социально-экономической, культурно-национальной ситуацией, так и реальных возможностей конкретного общеобразовательного учреждения. Теоретические основы педагогики работы с детьми в поликультурной образовательной среде могут стать научно-методическим инструментарием ориентации образовательных заведений, педагогов, практических работников социальных служб на усиление взаимодействия всех социальных институтов и общественных организаций по защите учащихся, их адаптации к иной культуре. Разработанные интегративные курсы «Региональные аспекты управления образованием», «Подготовка молодежи к жизни в разноэтнической семье как одно из средств формирования толерантной личности», «Подготовка педагогических кадров для работы в полиэтнической образовательной среде по формированию толерантной личности», «Основы межкультурного общения», «Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности» могут способствовать совершенствованию системы подготовки социальных педагогов^ учителей^ студентов к организации и осуществлению социально-педагогической поддержки учащихся в поликультурной образовательной среде.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены его адекватными исходными методологическими положениями, связанными с культурологическим, аксиологическим, системно-структурным, целостным, личностно ориентированным, синергетическим подходами; сопоставлением данных, полученных с использованием различных, в том числе авторских, методик, сравнением показателей, выявленных в ходе исследования, с результатами, полученными другими способами; привлечением к исследованию учителей и учащихся, студентов, аспирантов и преподавателей Ставропольского государственного университета, социальных работников. Кроме того, результаты подтверждены обсуждением идей диссертации в различных аудиториях и их признанием педагогической общественностью; успешной защитой студентами курсовых и дипломных работ по названной проблеме, обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественных и качественных методов исследования, контент-анализа, что позволило сформулировать обобщенные выводы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Формирование личности школьника - педагогическая проблема, методологическим базисом изучения которой выступают системный подход, философия гуманизма, кросс-культурализм и синергетика. Личность учащегося с позиций гуманизма рассматривается как субъект гуманных отношений; с позиций кросс-культурализма — как субъект культуры; с позиций синергетики - как субъект собственной жизни.
2. Обоснование диагностического и технологического инструментария и мониторинга, характеризующих облик школьника и особенности, определяющие его личность, трудности работы с ним. Важнейшими такими психологическими особенностями являются выраженность культурной дистанции, способность к социальной адаптации, личностные характеристики - «зрелость личности», ценностные ориентации, особенности характера, психики и др. Типичные трудности в работе с детьми -социальные, психологические и педагогические проблемы.
3. Сущностная характеристика поликультурного образовательного пространства: взаимосвязь общечеловеческого, интернационального и национального в среде реабилитации, социальной адаптации учащихся. В поликультурной образовательной среде признаются равноценность и равноправие всех этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста; среда эта должна помочь человеку осознать его корни и определить то место, которое он занимает в мире, а также привить ему уважение к другим культурам, сформировать многогранную картину мира и обеспечить быструю адаптацию в изменяющихся жизненных условиях. Основаниями среды являются культура, миролюбие, интеграционные процессы в образовании; педагогическая поддержка; культурная идентификация, педагогическая и религиозно-этническая культура народа.
4. Теоретико-методологическая основа исследования поликультурной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития детей, отражающей глобальное стремление к гармонии, продуктивной интеграции, поиск способов и средств культурной идентификации личности, ее поддержки, духовно-нравственного становления и самореализации учащихся в новой социокультурной ситуации. Теоретико-методологическая основа исследования поликультурной образовательной среды представлена двумя взаимосвязанными уровнями: на уровне системы - как объективные потребности общества в инновационных технологиях поликультурного образования в многокультурном социуме, отражающие его сущностную, содержательную и методическую характеристики; на уровне территориальной поликультурной среды - как условия и средства удовлетворения потребностей в образовании, адаптации, поддержке различных этнических общностей и отдельной личности учащегося на основе диалога, взаимообщения и взаимодействия культур.
5. Социально-педагогические условия формирования толерантной личности в поликультурной среде, их сущностная характеристика в качестве интегрированной области современной педагогики, изучающая и обеспечивающая процесс адаптации, реабилитации и поддержки детей и их семей в иноязычной поликультурной среде; категориями данной научной области выступают межкультурное образование, фоновые знания, социокультурная адаптация, реабилитация, диалог культур, культурный шок, личность на рубеже культур.
6. Особенности содержания и технологий подготовки педагогов к работе в полиэтнической образовательной среде: комплексный и интегрированный подход к личности учащегося, его адаптации и реабилитации в новых социокультурных условиях; анализ социально-педагогической деятельности как многоуровневой и многофункциональной системы, выступающей компонентом теории педагогики и элементом региональной и государственной социальной политики в реализации прав и интересов детей, системообразующим фактором обеспечения социально-педагогической поддержки учащихся, средством повышения культуры народа, смягчения социально-психологической напряженности в условиях поликультурного социума.
7. Обоснование программно-методического обеспечения процесса подготовки педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности по формированию толерантной личности школьника в поликультурной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертант принимал непосредственное участие в организации и проведении экспериментальной и практической работы на всех этапах исследования в качестве научного консультанта Краевой научно-исследовательской лаборатории, профессора кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, министра образования Ставропольского края.
Результаты исследования отражены в монографиях, учебных пособиях, научных разработках, концепциях развития образования в регионе, научных статьях, в том числе в журналах «Народное образование», «Педагогическое образование и наука», «Вестник Ставропольского государственного университета», «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета». Они обсуждались и получили одобрение на межрегиональных (Ставрополь, 2002-2004), региональных (Ставрополь, 1999-2004), краевых (Ставрополь, 2002-2004), университетских (Ставрополь, 2001, 2005) научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах и педагогических чтениях.
Основные материалы диссертационного исследования вошли в авторские учебные курсы «Региональные аспекты управления образованием», «Подготовка молодежи к жизни в разноэтнической семье как одно из средств формирования толерантной личности», «Подготовка педагогических кадров для работы в полиэтнической образовательной среде по формированию толерантной личности», «Основы межкультурного общения», «Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности» на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета и в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 318 страницах, содержит 9 таблиц и состоит из введения, трех глав, заключения, списка

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 278 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz