Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников
Диссертация
Автор: Спирин, Валентин Константинович
Название: Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников
Справка: Спирин, Валентин Константинович. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04 Москва, 2002 499 c. : 71 03-13/156-2
Объем: 499 стр.
Информация: Москва, 2002
Содержание:
Введение
Глава
I Морфофункциональные, физическая подготовленность, городских и сельских школ нейродинамические показатели, состояние здоровья учащихся
11 Состояние здоровья учащихся городских и сельских школ и особенности структурных элементов подготовки
12 Морфофункциональные, нейродинамические показатели, физическая подготовленность учащихся городских школ разного пола, возраста и состояния здоровья
13 Морфофункциональные показатели, физическая подготовленность учащихся сельских школ разного пола, возраста и состояния здоровья v
14 Сравнительный анализ особенностей учащихся городских и сельских школ
15 Типологические особенности взаимосвязи физической подготовленности и частоты заболеваний детей
16 Заключение морфофункциональных показателей, физической подготовленности и состояния здоровья
Введение:
Актуальность. Для современного этапа реформаторских преобразований в России характерен пересмотр ценностных ориентации социального развития человека. На первый план выдвигается одна из важнейших ценностей человека его личное здоровье и жизнь. Проблема здоровья человека, в контексте общечеловеческих ценностей, приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего. По данным Минздрава России отмечается ухудшение демографических показателей россиян, в стране около 12% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье. Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают различными невротическими синдромами, 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья, число детей с нарушением осанки за 8 лет обучения в школе возрастает в 3 раза. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению (Б.В. Петровский и др. 1984). Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет двигательная активность, уровень проявления физической подготовленности. Наряду с заболеваниями в детском и подростковом возрасте встречаются также отклонения физиологических функций и состояний органов, которые не носят характера заболевания, а являются отражением критических состояний развития или адаптационных синдромов. В своих исследованиях Г.В. Новик (1997) установила, что в 62% случаев школьники третьих классов имели функциональные отклонения в системе опорнодвигательного аппарата, а также у 10-15% обследуемых детей выявлены отклонения в функциональном состоянии кардиореспираторнои системы. У школьников указанных старших классов процент случаев дисфункций важен для опорнодвигательного аппарата и кардиореспираторнои системы растет. Учет отклонений чрезвычайно организации индивидуального режима жизни ребенка. По данным P.M. Баевского (1979), все болезни происходят из состояния организма находяш;егося между нормой и патологией. В связи с социальными, экономическими и экологическими проблемами в таком угрожающим здоровью положении находятся все больше детей. Одна из основных задач оздоровительной обеспечить ему высокий уровень здоровья. Правильная организация двигательной активности школьника является общепризнанным и неоспоримым способом укрепления здоровья человека. Современные представления специалистов, занимающихся проблемами оздоровительной физической культуры (В.К. Бальсевич, 1988, 2000; В.Г. Никитушкин, 1995, 2000; В.В. Зайцева, 1995; В.И. Белов, 1996 и др.), сводятся к тому, что для оптимизации состояния здоровья человека необходим индивидуальный подход. В качестве опорного момента в методологии индивидуального физической критерий, подхода культуре в физическом воспитании соматотип, в и как оздоровительной морфологический использовался физической культуры заключается в том, чтобы вывести человека из этого состояния и традиционно используемый качестве основного при выделении типов конституции (Б.А. Никитюк, 1978; Э.Г. Мартиросов, 1982; В.В, Зайцева, 1995 и др.). Было выявлено, что признаки морфотипа сочетаются с признаками функциональной организации, двигательными возможностями, параметрами психотипа (Р. Кречмер, 1930; В.М. Зациорский, Л.П. Сергиенко, 1975; И.А. Никишин, 1993; Д.А. В.М. Зациорский, Л.П. Сергиенко, 1975; И.А. Никишин, 1993; Д.А. Фильченков, 1994; В.В. Зайцева, 1995 и др.)- Однако еще в 1926 году А.А. Богомолец подчеркивал, что конституция это понятие динамическое, проявляющееся, прежде всего в реакциях организма на эндо и экзогенные влияния. При определении конституции большое значение приобретает изучение реакций организма. Состояние процесса здоровья, от возникновение и развитие двух основных патологического характеристик зависят взаимодействия организма: реактивности и резистентности, определяемых конституцией человека. Для оценки реактивности и резистентности более важны не анатомические, а функциональные особенности организма, которые оценить, опираясь исключительно на его морфологические или антропометрические показатели, не представляется возможным (А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, 1998). Поэтому соматотип, как опорный пункт, в методологии индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре не может быть принятым в качестве единственного "информатора" о природе в конституции человека. Поиск функциональных особенностей организма, которые могут быть использованы в качестве опорного момента методологии индивидуального подхода в оздоровительной культуре, несомненно, актуален. Объект школьников. Предмет исследования: Система профилактики и коррекции здоровья школьников на основе оздоровительной тренировки индивидуальной направленности. Гипотеза исследования. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что выявление индивидуальных особенностей развития двигательных качеств с учетом наиболее эффективных темпов их исследования: Оздоровительная физическая культура физической