Среда, 2020-10-28, 6:15 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Темпоральность правовых норм : На материале социально-философского анализа русского правосознания XIX-XX веков. Смазнова, бесплатно
9:22 PM
Скачать Темпоральность правовых норм : На материале социально-философского анализа русского правосознания XIX-XX веков. Смазнова, бесплатно

Темпоральность правовых норм : На материале социально-философского анализа русского правосознания XIX-XX веков

Диссертация

Автор: Смазнова, Ольга Федоровна

Название: Темпоральность правовых норм : На материале социально-философского анализа русского правосознания XIX-XX веков

Справка: Смазнова, Ольга Федоровна. Темпоральность правовых норм : На материале социально-философского анализа русского правосознания XIX-XX веков : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Великий Новгород, 2003 198 c. : 61 03-9/453-1

Объем: 198 стр.

Информация: Великий Новгород, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Темпоральность правовых норм и правосознание как предмет философского осмысления
11 Правосознание как ценностно-временной феномен Темпоральный смысл правовых норм
12 Методология временного анализа нормативно-ценностных оснований правосознания
13 Ценность права в русском философском правопонимании: темпоральный аспект
Глава 2 Фактор времени и адекватность правосознания темпоральной направленности правовых норм
21 Темпоральные особенности социального целеполагания и правосознание российского общества Х1Х-ХХ веков
22 Ценностно-временной смысл норм права в аспекте социального времени российского общества Х1Х-ХХ веков
23 Диалектика социального и личностного времени как фактор развития русского правосознания Х1Х-ХХ веков
24 Темпоральный анализ перспектив развития правосознания в современной России

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблемы современного реформирования правовой системы Российской Федерации, включенные в контекст обращения постсоветской политической и культурной систем к идеалу правового государства, определяют необходимость исследований правовой культуры и правосознания российского общества. Одним из аспектов этих исследований выступает изучение темпорального смысла правовых норм, анализ нормативно-ценностных оснований правосознания, факторов и особенностей его развития. При этом целесообразно обратиться к периоду новейшей истории нашей страны, то есть к изучению процессов социально-временной детерминации развития русского правосознания в Х1Х-ХХ веках. Это обусловлено тем, что именно с этого периода можно говорить о совершившемся восприятии идей правового государства отечественной философской мыслью. С начала XIX века в России появляются оригинальные философско-правовые источники, показательные с точки зрения развитости правовой культуры общества. В то же время, целесообразность обращения к изучению русского правосознания на протяжении последних двух веков определяется возможностью проведения культурных, исторических, философских и социально-временных параллелей, позволяющих говорить о том, что в этот период сформировались основные черты национального правосознания, сохраняющиеся и на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Без ясного представления о ценностно-временном механизме закрепления и дальнейшего развития этих черт русского правосознания и правовой культуры процесс реализации реформ, происходящих в современной России, может быть значительно затруднен, а без учета исторически и культурно обусловленных ценностных ориентаций российского общества их рациональное планирование и эффективность проведения останутся сомнительными. Несмотря на наличие проблемной ситуации в сфере правового реформирования, исследований, посвященных глубокому изучению национального правосознания, не так уж много. Только на конец 80-х - начало 90-х годов приходится возрождение интереса к проблеме развития правосознания в современной России. Начинается возвращение к достижениям русской школы естественного права, к исследованиям русской философии права, касающимся проблемы смысла правовых норм, оснований их императивности и ценностных основ правосознания. Но, тем не менее, исследовательские ресурсы отечественной социальной философии по-прежнему остаются практически неиспользованными. Поэтому актуальность изучения русского правосознания, предполагающее активное обращение к достижениям социально-философской мысли России Х1Х-начала XX веков, обусловлена и необходимостью вовлечения их в процесс разработки современной философско-правовой проблематики.
Сосредоточение на проблеме временных факторов развития русского правосознания последних двух столетий, вместе с тем, способно стать плодотворным материалом для прояснения темпорального значения правовых норм. Социально-философский анализ ценностно-временных установок российского общества в периоды рецидива модернизации - особенно на рубежах Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 столетий - позволяет выявить константный ценностно-временной смысл правовых норм, их темпоральный темперамент ярче и полнее, чем исследование истоков представлений о правах человека (в эпоху западноевропейской Реформации и век Просвещения).
Степень разработанности проблемы. Степень разработанности проблемы можно оценить по меньшей мере в двух аспектах, продиктованных целью и задачами данного исследования и тесно связанных друг с другом: в содержательном и методологическом. При оценке содержательного аспекта, касающегося изучения самих понятий права, правосознания (и философско-правовой части понятийного аппарата диссертации), необходимо учесть, что разработкой проблем правосознания и правовой культуры занимались многие мыслители как отечественной, так и зарубежной философской классики. Однако их исследования не всегда носили строго систематический характер, не многие из них стремились выделить структуру правосознания, описать его характеристики, В современных исследованиях, посвященных социально-философским аспектам права, понятие правосознания часто трактуется в духе юридического позитивизма, узконормативного (легистскош) подхода, и рассматривается как элементарное отражение в общественном и индивидуальном сознании данности позитивного права, что в принципе не позволяет описать его нормативно-ценностную структуру, а значит, не позволяет и рассматривать правосознание как пространство существования, признания и творческого осмысления правовых норм. Иногда отсутствием обоснованной методологической базы отличаются и исследования особенностей развития русской правовой культуры в целом: они могут носить описательно-метафорический (а иногда и откровенно мифологический) характер, и слабо разрабатываемое в данном контексте понятие правосознания не всегда осмысленно подменяется понятием менталитета в целом (которое также некритически используется). А исследований, посвященных развитию правосознания в аспекте его адекватности темпоральному смыслу правовых норм, фактически не проводилось.
Поэтому другим важным аспектом оценки разработанности проблемы является аспект методологический. Здесь можно говорить о достаточной разработанности понятий социального и личностного времени, поскольку к исследованию времени обращались многие отечественные и зарубежные философы на протяжении почти всей истории философской мысли. В контексте данной диссертационной работы целесообразно использование в основном современных наработок, касающихся применения методологии темпорального анализа к явлениям социальной действительности.
Если говорить о содержательном аспекте разработанности проблемы развития правосознания, то необходимо отметить, что понятия правосознания, права, правовой нормы, правовой культуры, правового государства достаточно активно использовались представителями самых разных философских направлений. Выявление сущности правовой нормы, структуры правосознания, соотношения правосознания и нравственности было проведено в немецкой классической (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель) и русской религиозной философии (В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев, С.Л.Франк, И.А.Ильин). Исследование правосознания как формы общественного сознания и важнейшего компонента мировоззрения находится в центре внимания таких современных исследователей, как В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, Л.С.Мамут, Э.Ю.Соловьев, А.К.Уледов. Понятие права и проблемы его ценностных оснований изучались в конце XIX-начале XX века Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Б.П.Вышеславцевым, Л.Н.Толстым, в современности -С.С.Алексеевым, К.С.Гаджиевым, В.Л.Иноземцевым, Л.В.Коганом, В.А.Лекторским, В.С.Нерсесянцем. Особая заслуга в разработке понятийного аппарата для философского рассмотрения социально-правовых явлений принадлежит русской школе естественного права и представителям философии неолиберализма (Б.Н.Чичерин, В.С.Соловьев, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, С.И.Гессен, Е.Н.Трубецкой, Е .В .Спекторский).
Изучение особенностей собственно русского правосознания и специфики русской правовой культуры также имеет солидную традицию в отечественной философии: к нему обращались еще ранние славянофилы и западники (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев). Однако необходимо отметить, что их интересы были сосредоточены часто на исследовании «русского национального характера» в целом, без явного акцента на философско-правовой проблематике. Эта же черта отличает и более поздние работы, посвященные изучению нравственной и правовой культуры русского (российского) общества в целом или отдельных страт, - исследования Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, Н.О.Лосского, Д.С.Мережковского, Ф.Степу на. В советский и постсоветский период это характерно для работ таких отечественных и зарубежных философов и культурологов, как Е.В.Барабанов, А.Валицкий, Э. Ван дер Звеерде, А.Игнатов, В.К.Кантор, М.К.Мамардашвили, Дж.П.Скэнлан, Г.Л.Тульчинский и другие. Можно говорить также о том, что в определенной степени проблемой развития культуры осмысления правовых норм в России занимались и русские философы-правоведы просветительской эпохи просветительской эпохи (ХУШ-начало XIX века) - С.Е.Десницкий,
B.Т.Золотницкий, А.П.Куницын - и их более поздние последователи в деле становления философско-правовых исследований в России (А.Д.Градовский, К.А.Неволин, П.Г.Редкин, В.Д.Катков, Н.М.Коркунов, М.М.Ковалевский,
C.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич). Но важно при этом понимать, что этих авторов, часто являющихся профессионалами-юристами, интересовала в основном непосредственная правоведческо-просветительская работа, направленная на развитие теории права, а не исследование нормативно-ценностных оснований правосознания самих по себе. Поиском характерных для русской культуры неизменных, постоянных особенностей таких форм общественного сознания, как правовое, нравственное, политическое сознание, активно занимаются отечественные философы, историки и культурологи (С.С.Аверинцев, А.С.Ахиезер, В.П.Даркевич, В.М.Межуев, Л.Н.Пушкарев и др.). Однако не всегда выделяемые ими черты общественного сознания России той или иной эпохи могут быть истолкованы с точки зрения ценностного подхода, а значит, не всегда в их работах происходило выделение сущностного ядра из многочисленных характеристик исторически конкретного явления национального правосознания. Кроме того, исследователи не ставили перед собой и задачи определения ценностно-временных качеств правосознания и, соответственно, темпорального значения правовых норм.
Методологический аспект разработанности проблемы, связанный с исследованиями сущности социального и личностного времени, можно назвать достаточно активно и плодотворно исследуемым как в отечественной, так и в современной зарубежной философии. Теоретической базой современных исследований этой проблемы выступает философская классика второй половины Х1Х-первой половины XX веков: в этот период выяснением сущности и характеристик социального и личностного времени занимались экзистенциалисты (Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс), философы жизни
А.Бергсон, О.Шпенглер), в России - С.А.Аскольдов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, К.Н.Леонтьев, В.Н.Муравьев. В отечественной философии советского и постсоветского периодов - в работах Ю.А.Аксенова, А.С.Ахиезера, А.П.Донченко О.П.Зубец, М. С. Кагана, Б.Г.Капустина, Т.П.Лолаева, И.К.Пантина, Т.В.Панфиловой, Е.В.Петровской, Н.Н.Трубникова, В.Г.Федотовой, В.К.Карнауха - активно исследовались возможности применения темпоральной методологии к решению проблем этики и философии культуры (в частности, в разработке теорий социокультурной динамики), были намечены пути сопряжения методологии ценностного и временного подходов к проблемам правовой культуры и правосознания. Степень разработанности методологии ценностного анализа можно признать достаточно высокой. Теория ценностей создавалась и изучалась в отечественной философии (Г.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, В.П.Тугаринов, Н.З.Чавчавадзе, В.Н.Шердаков).
Цель и задачи исследования. Целью исследования является раскрытие ценностно-временной детерминации правосознания как сферы проявления константного темпорального смысла правовых норм.
В соответствии с этим выделяются задачи исследования:
• определить ценностно-временное значение правовых норм на основе анализа отечественной традиции осмысления философско-правовой проблематики;
• выявить методологические возможности рассмотрения динамики нормативно-ценностных оснований правосознания в аспекте социального и личностного времени;
• определить особенности правопонимания и их связь со спецификой осмысления социального времени в русской философии конца Х1Х-первой половины XX веков;
• установить зависимость культуры признания правовых норм от способа социального целеполагания и темпорального оформления образа будущего в российском обществе Х1Х-ХХ веков;
• определить модель социального времени, реализующуюся в российском обществе Х1Х-ХХ веков, и выявить ее ценностно-правовые характеристики;
• раскрыть зависимость темпоральной адекватности правосознания российского общества Х1Х-ХХ веков от особенностей диалектики социального и личностного времени;
• провести анализ перспектив развития правосознания современного российского общества.
Объектом исследования являются характеристики русского правосознания Х1Х-ХХ веков, выраженные и отраженные в социально-философских текстах этого периода. Предметом исследования выступают ценностно-временные основания правосознания как источник темпоральности правовых норм.
Методологическая основа и теоретические источники, используемые в работе. Исследование характеристик правосознания должно основываться на принципах аксиологического подхода, поскольку правосознание как форма общественного сознания и элемент мировоззрения личности является гч ценностным отношением к явлениям социальной действительности. В то же время, поскольку одной из ключевых задач работы является установление особенностей ценностно-временной детерминации развития русского правосознания, аксиологический подход должен применяться в сочетании с методологией временного анализа. Суть ценностно-временной (темпоральной) детерминации развития правосознания в направлении его адекватности временному значению правовых норм заключается в воздействии ценностно-временных установок общественного сознания и социально-временных особенностей деятельности на способ восприятия и осмысления права. При исследовании этого многоаспектного явления автором использовались теоретико-методологические подходы, выдвинутые отечественными философами А.П.Донченко, разрабатывающим методологию временного анализа (в частности, применительно к изучению нравственного развития личности), и Г.П.Выжлецовым, активно исследующим аксиологический аспект культуры. Особенно важными являются результаты философско-правовых исследований Э.Ю.Соловьева, который неоднократно обращался к теме ценностного и ценностно-временного смысла правовых норм и правосознания.
Теоретическая основа диссертационного исследования представляет собой комплекс источников, посвященных философским аспектам права, а также касающихся проблемы ценностных оснований русского правосознания и их взаимосвязи с темпоральными установками российского общества XIX-XX веков. При этом в процессе исследования методологически важно разделение источников на репрезентативные и критические. Репрезентативные источники представляются типичными для изучения особенностей русского правосознания и тесно смыкаются с массово распространенными в конкретную эпоху в отдельной социокультурной среде представлениями о правовых ценностях. Однако в них, как правило, не встречаются попытки рефлексии по поводу факторов (в том числе и социально-временных), оказавших влияние на формирование именно той ценностно-правовой парадигмы, которую они выражают. Рефлексивный анализ ценностно-правовых стереотипов русской культуры изучаемого периода и выделение факторов их развития - это функция критических источников, именно в них можно найти в явном или неакцентированном виде элементы темпорального анализа национального правосознания. Неразличение этих видов философских источников может привести к неправомерным выводам относительно социально-временных особенностей развития русского правосознания Х1Х-ХХ веков. Однако сложность заключается в том, что чисто репрезентативных или чисто критических философских источников не существует: любой философский текст является по определению критическим и, в то же время, репрезентативным, поскольку создавался в конкретных социокультурных условиях и не может не демонстрировать следы восприятия общепринятых ценностно-временных установок. Поэтому в процессе исследования целесообразно обращение не к анализу отдельных философско-правовых источников в целом, а поочередное использование репрезентативных и критических компонентов отдельных философских концепций в зависимости от задач каждого структурного элемента диссертационной работы. Особенно ценными в теоретико-методологическом отношении явились результаты исследований русской философии неолиберализма и школы естественного права - работы В.С.Соловьева, П.И.Новгородцева, Б.А.Кистяковского, С.И.Гессена и других философов конца Х1Х-первой половины XX.
Основные результаты исследования и их научная новизна:
• раскрыто ценностно-временное значение норм действующего права;
• применена методология темпорального (ценностно-временного) анализа к исследованию русского правосознания Х1Х-ХХ веков и показана возможность взаимодополнения аксиологического и темпорального подходов при изучении ценностных оснований правосознания;
• определена специфика правопонимания в русской философии Х1Х-ХХ веков и установлена ее связь с особенностями осмысления социального времени;
• выявлены темпоральные особенности социального целеполагания в русской философии и культуре Х1Х-ХХ веков и установлено их соответствие особенностям осмысления и восприятия правовых норм;
• определены ценностно-правовые характеристики модели социального времени, реализующейся в российском обществе Х1Х-ХХ веков;
• раскрыта зависимость адекватности правосознания российского общества Х1Х-ХХ веков темпоральному смыслу правовых норм от особенностей диалектики социального и личностного времени;
• показаны перспективы развития русского правосознания, основанные на темпоральном анализе социокультурной ситуации в современной России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Правосознание как осмысление и восприятие универсальных естественно-правовых норм и норм позитивного права имеет ценностновременную сущность, поскольку сами правовые нормы темпорально окрашены: право антирегрессивно и антиутопично.
2. Преобладающая в культуре модель социального времени является одним из существенных факторов развития правосознания и повышения культуры осмысления и признания правовых норм. В диссертационной работе предлагается выделить три модели социального времени (модели социального целеполагания): 1) традиционную, 2) инновационную и 3) модернизационную, или «квазитрадиционную».
3. Для русской философии Х1Х-ХХ веков характерны ценностно-временные установки, которые можно обозначить термином «сверхтемпоральность», - стремление рассматривать социально-философские и философско-правовые проблемы «с точки зрения вечности», с позиций «абсолютных целей истории». Коррелятом таких установок на уровне правосознания выступает правовой скептицизм.
4. Для русской культуры и российского общества Х1Х-ХХ веков в значительной степени характерен «проективный» процесс социального целеполагания. На уровне правосознания это отразилось в явлении правового нигилизма, поскольку такой способ оформления образа будущего противоречит антиутопическому смыслу правовых норм.
5. «Проективность» и утопичность в осмыслении категории «общего блага» - характерный признак модернизационной модели социального времени, реализовавшейся в российском обществе Х1Х-ХХ веков. «Квазитрадиционный» способ согласования социальных и личностных целей является ее существенной чертой, которая выражается в социальной практике авторитаризма и патерналистских установках правосознания.
6. Неустойчивая диалектика социального и личностного времени явилась фактором воспроизведения «проектного», утопического целеполагания и ускорительной, модернизационной модели социального времени, что послужило одной из причин закрепления утопичности общественного сознания и в социальной практике привело к внеправовьгм и антиправовым регрессиям.
7, Перспективы развития правосознания в России связаны с изменением темпорального способа целеполагания (модели социального времени); при этом необходимо обращение к ценностям гражданского общества и использование его организационных, управленческих и культурных возможностей в процессе постановки и реализации целей социально-политического развития.
Научно-практическая значимость исследования. Выдвигаемые в диссертации методологические и теоретические положения и выводы могут быть использованы:
• для дальнейшей разработки проблем развития правосознания и правовой культуры личности и общества, выяснения сущности и механизма действия норм права, изучения и решения методологических проблем философии права;
• для подготовки специальных учебных курсов по социальной философии и философии права, по истории русской философии;
• для углубления таких тем по курсу «Философия», как «Категория времени в философии», «Политика, право, мораль в жизни общества», «Духовная жизнь общества»;
• для выработки рекомендаций по проведению социологических исследований, посвященных изучению уровня правовой культуры, факторов и особенностей развития правосознания современного российского общества.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и выступлений на научных конференциях «Бренное и вечное: Проблемы развития и функционирования культуры» (Великий Новгород, 2000), «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» (Великий Новгород, 2001) и «Бренное и вечное: Динамика ценностей культуры в Российском государстве, в общественной и частной жизни» (Великий Новгород, 2002), на Юбилейной конференции, посвященной 60-летию философского факультета СПбГУ «Философия XX века: школы и концепции» (Санкт-Петербург, 2000), на Шестой Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов (Санкт-Петербург, 2001) и Научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей НовГУ (Великий Новгород, 2002).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на семь параграфов, заключения и библиографического списка. Первая глава, озаглавленная «Темпоральность правовых норм и правосознание как предмет философского осмысления», состоит из трех параграфов: «Правосознание как ценностно-временной феномен. Темпоральный смысл правовых норм», «Методология временного анализа нормативно-ценностных оснований правосознания» и «Ценность права в русском философском правопонимании: темпоральный аспект». Такое расположение частей обусловлено необходимостью изначально определить содержание понятий правовой нормы и правосознания, используемых в работе, раскрыть их темпоральный смысл, представить феномен правосознания в качестве поддающегося социально-философским методам исследования и предварительно очертить философско-культурный фон, на котором происходило развитие русского правосознания Х1Х-ХХ веков. Вторая глава «Фактор времени и адекватность правосознания темпоральной направленности правовых норм» подразделяется на четыре параграфа: «Темпоральные особенности социального целеполагания и правосознание российского общества Х1Х-ХХ веков», «Ценностно-временной смысл норм права в аспекте социального времени российского общества XIX-XX веков», «Диалектика социального и личностного времени как фактор развития русского правосознания Х1Х-ХХ веков» и «Темпоральный анализ перспектив развития правосознания в современной России». Цель этой части диссертационной работы - проследить взаимосвязь между способом осмысления и восприятия времени и темпоральной адекватностью

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 125 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz