Среда, 2024-04-24, 10:42 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Становление и развитие законодательства о высшей школе в российском государстве : Историко-правовой аспект. Попова, Людмила бесплатно
9:20 PM
Скачать Становление и развитие законодательства о высшей школе в российском государстве : Историко-правовой аспект. Попова, Людмила бесплатно

Становление и развитие законодательства о высшей школе в российском государстве : Историко-правовой аспект

Диссертация

Автор: Попова, Людмила Анатольевна

Название: Становление и развитие законодательства о высшей школе в российском государстве : Историко-правовой аспект

Справка: Попова, Людмила Анатольевна. Становление и развитие законодательства о высшей школе в российском государстве : Историко-правовой аспект : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 Краснодар, 2005 184 c. : 61 06-12/330

Объем: 184 стр.

Информация: Краснодар, 2005


Содержание:

Введение3
Глава I Понятие и сущность образовательных правоотношений
11 Понятие образовательных правоотношений16
12 Сущность, правовая природа образовательных отношений31
Глава II Зарождение и развитие образовательного законодательства в XVIII веке - 70-х годов XX века
21 Зарождение и развитие законодательства Российской Империи, регулирующего образовательные отношения46
22 Становление законодательства высшей школы советского периода, регулирующего образовательные отношения68
Глава III Нормативно-правовое регулирование высшего образования в 80-е -90-е годы XX века
31 Изменения в регулировании законодательной базы высшей школы в 80-е годы93
32 Развитие законодательства об образовательных правоотношениях 90-е годы XX века110
33 Правовые основы регулирования высшего образования в зарубежных странах133

Введение:

Актуальность темы исследования. Реформы в России делают необходимым переосмысление сущности системы высшей школы в свете появления новых аспектов взаимодействия государства и образования. Перестройка основ государственного строительства потребовала повышения эффективности такого социального института, как высшее образование. Требует осмысления с точки зрения разумности, эффективности и роли в жизни общества современное состояние деятельности российского государства в сфере высшего образования. Это особенно важно, когда система высшего образования постоянно подвергается сокращению бюджетного финансирования. Высшее образование фактически остается один на один с неэффективностью правовых и экономических механизмов, которые ведут к негативным последствиям и сказываются на его качестве.
Проводимые в последнее десятилетие реформы направлены на качественный подъем обучения. Цели высшего образования кардинально изменились. Основной задачей стало удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского образования.
Состояние образования и перспективы его развития в любом правовом государстве, в первую очередь, определяются образовательным законодательством. Любые социальные системы не могут эффективно функционировать в обществе, а тем более свободно развиваться, без соответствующей правовой базы. Не является исключением и система образования.
Сложившийся в России за последнее десятилетие внешне монолитный массив образовательного законодательства, при детальном изучении и анализе, являет собой разрозненный и внутренне противоречивый набор юридических актов, многие из которых концептуально не связанны между собой.
Несмотря на всю фундаментальность Закона РФ «Об образовании», и Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», они не могут быть единственными нормативными актами, регулирующими сферу высшего образования. Актуальны споры о необходимости принятия Кодекса об образовании. Его роль, состоит в систематизации нормативно-правовых актов регулирующих всю систему образования, в том числе высшего.
Сложность в том, что в сфере высшего образования существуют не только отношения образовательные, но и те которые подпадают под действие гражданского, трудового, административного и других отраслей права.
В целях совершенствования правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере образования существует необходимость в легальном определении понятия «образовательные отношения». Что способствовало формированию специальной отрасли - образовательное право.
В решении задач укрепления российской государственности важная роль принадлежит высшей школе. Это один из немногих факторов, которым может гордиться Россия. Явление конца XX века - «утечка умов», убедительно доказывает бесспорные достоинства и преимущества российского высшего образования. Уровень подготовки специалистов обнаружил весьма высокую конкурентоспособность на мировом рынке интеллектуальных услуг. Причины, по которым происходит это явление -низкая заработная плата и пенсия специалистов, отсутствие материально-технической базы для молодых ученых, неустроенный быт, вопросы жилья, социальной поддержки студентов и аспирантов. Все это составляет комплекс социальных проблем, не учитывающийся в современном законодательстве. Социальная направленность образовательной политики нуждается в продуманной правовой основе.
Российская система высшего образования признана одной из лучших в мире, но страна меняется и вместе с ней должна меняться система образования. Назначение высшей школы - в поднятии и обеспечении престижа страны на мировом уровне. Необходимость соответствия международным стандартам законодательной базы, не должно разрушить ту сторону системы высшего образования, которой она сильна. Выработка правовой основы деятельности системы высшего образования должна иметь глубоко продуманный и сбалансированный характер с учетом специфики российских условий и традиций.
В этой связи разумная правовая организация на государственном уровне взаимодействия российской высшей школы и высшими школами других стран и регионов, может существенно повысить и расширить участие России в студенческой и преподавательской мобильности. Что положительно повлияет на весь экономический потенциал страны. Проведение реформ должно строиться на основе научного прогнозирования и социально-экономического конструирования, не забывая, о принципах, на которых традиционно строилась и развивалась система высшего образования -государственности, всесословности и фундаментальности.
Система высшего образования нуждается в постоянной модернизации (или реформировании), прежде всего, она должна быть программой поэтапного исполнения действующего законодательства, потенциал которого далеко не исчерпан.
Поддержание высокого уровня высшего образования в стране, всегда было делом государственной политики. В последнее десятилетие мы впервые сталкиваемся с попытками радикально поменять взгляд на роль государства в образовании, который общество всякий раз отвергало. Будущее высшего образование зависит от того, насколько правильно определены приоритеты и задачи государственной политики в сфере высшего образования. Высшая школа должна обладать автономией, но поддерживаться государством.
Бесспорно, особое внимание заслуживает законодательный опыт становления и развития высшего образования. История становления и развития убедительно показывают, что опыт заложенный в XIX веке коренным образом изменил систему просвещения в России. Советский период развития положил в ее основу идею массовой светской школы, правильно организованной в масштабе страны.
Середина 80-х годов прошлого столетия стала переломными в системе образования. Взятый курс на гуманизацию и демократизацию общества затронул и высшую школу. Привнесли новые формы и методы в сам образовательный процесс, новые способы регулирования отношений в этой сфере образования.
За последние десять лет XX века система российского высшего образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области высшего образования, других нормативных документов, в которых нашло воплощение принципы образовательной политики государства. В первую очередь это Закон Российской Федерации «Об образовании». Важной вехой в становлении и развитии высшего образования стал Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, в котором закреплены основные принципы организации и деятельности высшей школы на современном этапе.
Затянувшиеся преобразования в обществе создали условия нестабильности высшей школы, снижение авторитета высшей школы, что нашло отражение в ее правовых основах.
Исследования места высшего образования в развитии страны, совершенствование структуры правовой основы высшего образования, форм и методов государственного регулирования этой сферы является важнейшей задачей юридической науки на современном этапе.
Россия имеет богатый и разнообразный опыт становления и развития правовой основы высшей школы, который накапливался на протяжении длительного исторического периода. Изучение исторического опыта деятельности высшей школы в России способно послужить основой для совершенствования правового развития высшей школы на современном этапе.
Отношение к зарубежному опыту в сфере регулирования высшего образования - проблема волновавшая российское общество на протяжении предыдущих веков и продолжает глубоко интересовать сегодня.
Изложенное предопределило актуальность исследования и стало основным мотивом для обращения диссертанта к комплексному анализу становления и развития российской высшей школы в переходный период конца XX века.
Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, регулирующих деятельность высшего образования на различных этапах их эволюции.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере высшего образования.
Степень научной разработанности проблемы исследования свидетельствует об отсутствии специальных обобщающих трудов, в которых был бы дан комплексный анализ всех аспектов законодательства высшей школы.
Правовая основа деятельности высшей школы являлась предметом изучения многих ученых. Среди них известные правоведы советского периода: Дорохова Г.А, Сапаргалиев Г.С., Петров Г.И., Штамм С.И.; современного периода: Волчанская M.JL, Карягин Н.Е, Куров C.B., Малеина М.Н., Федорова М.Ю., Шкатулла В.И.1 и др. Они являлись авторами трудов, в которых проводился анализ образовательных отношений, специфика образовательных правоотношений.
1 Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании: Теоретические проблемы совершенствования
М.: «Наука», 1985; Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства о народном образовании //
Одним из ведущих авторов, разрабатывающих проблему л образовательного права, является В.М Сырых . Ученый сформулировал основные подходы к выделению образовательного права как самостоятельной отрасли российской системы права, также особое внимание уделил характеристике объекта, субъекта и содержания образовательных правоотношений.
Фундаментальные исследования, посвященные истории принятия университетских уставов, проводились Кинелевым В.Г., Щетининой Г.И., Эймонтовой Р.Г3. Авторами исследуются предпосылки принятия университетских уставов. Их исследования реализованы на широкой источниковой базе и представляют объективную картину трансформации университетской жизни после принятия уставов, а также раскрывают позитивные взгляды общества на роль и значения университетов как на ученых и учебных заведений. Авторами неоднозначно оценивалась роль царского правительства в правовом становлении университетов и их развитии.
В советский период авторами делается акцент на «идеологизации» и «пролетаризации» в управлении высшей школой.4 Построению новой системы высшего образования в период советской власти посвящена монографическая работа Ш.Х. Чанбарисова «Формирование советской университетской системы». Автор рассматривает основные этапы
3 Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред. В.Г. Кинелева. - M.: НИИ ВО, 1995; Щетинина Г.И. Университеты в России и Устав 1884 года/ АН СССР; Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1976; Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. - M.; Наука, 1985; Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. - M., 1993.
4 Сафразьян Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921-1927 гг.), - M., 1977; Хренов Н.И. Из опыта деятельности КПСС по развитию высшей школы. - M.: Знание, 1974; Шевченко А.Ф.Руководство коммунистической партии строительством высшей школы в восстановительный период (1921-1925 гг.). Автореф. канд. ист. наук. - Краснодар. - 1975. становления университетского образования, основываясь на широкой законодательной базе, в период с 1917 годов до конца 1930-х годов 5.
Среди научных исследований, отразивших перемены в высшем образовании и государственной политике в этой области особое место занимают труды ученых: Авруса А.И., Герасимова И.В., Гневко В.А., Галкина И.С., Егорова Н.С., Елютина В.И. ,Ерошкина Н.П., Змеева В.А., Жукова В.И., Иванова А.Е., Колесникова В.И., Круглова Ю.Г, Олесеюк В.Е., Попова О.В., Сиверцева H.JL, Хотеенко В., Хренова Н.И., Чернеты В6, и др.
Середина и конец 80-х годов XX века были связаны с перестройкой системы высшего образования. Проблемы реформирования высшей школы, её обновления стали основными темами исследования таких ученых, как Галан А.И., Леднев B.C., Никулищева Е.И, Татур Ю.Г., Таций В.Я7.
В 1990-е годы идет поиск путей развития высшей школы. Принятые законодательные акты свидетельствуют как о позитивных, так и о негативных моментах в реформировании высшего образования. Среди работ следует отметить труды Ермошина Г.Т., Глушковой Л.И., Куракова Л.П., Озерова В.А., Садовничего В.А., Смолина О., Чепурных Е.Е.8.
5 Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы.- М.: Высш. шк., 1988.
7 Высшая школа СССР в условиях перестройки: Обзор информ./ НИИ проблемы высш. школы., А.И. Галан и др, - М., 1988; Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. изд. -М.: Высш. шк., 1991; Никулищев Е.И. Перестройка высшего образования: состояние и перспективы / Гос. ком. СССР по науке и технике. - М., 1988; Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 4; Он же. Прогноз на завтра - Высшее образование в России -1995 - № 1.
Корягин Н.И. в монографии «Вузы: правовые основы деятельности»9 исследует проблемы совершенствования гражданско-правового регулирования статуса и деятельности вуза, взаимодействие гражданского и образовательного права, выделяет роль гражданского права в регулировании отношений в сфере высшей школы, рассматривает правовой статус вузов как некоммерческих организаций, исследует роль договора в деятельности вузов.
В монографии Волохова Е.Д.10 рассматриваются вопросы исторического формирования права на образование, анализируются теоретические и практические проблемы обеспечения права на образование в условиях современной России, даются предложения по совершенствованию законодательного процесса правового регулирования, в том числе по вопросу кодификации норм об образовании.
Многие аспекты правового регулирования образования так или иначе рассматривались в диссертационных работах. Так, Л.А. Резванова11 выявляет сущность социального государства и ее проявление в сфере образования, в том числе обращает внимание на взаимоотношения
19 государства и индивида. В.В. Штыков одну из проблем, стоящих в современных условиях перед высшим образованием, видит в определении роли и степени участия государства в управлении таким социальным институтом, как высшая школа, выработке эффективного правового механизма в управлении высшим образованием.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1724 года до начала XX века. Начальная дата определяется утверждением императором Петром I Проекта учреждения Академии наук и художеств от 24 января 1724 года. Конечная дата исследования совпадает с формированием нового законодательства о высшем образовании.
9 Карягин Н.И. Вузы: правовые основы деятельности,- Казань: издательство «Таглимат», 2000.
10 Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации, М.: Готика, 2004.
11 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. соиск. уч. степ. канд. юр. наук.(12.00.01) / Сев-Кав. академии гос. службы. - Ростов-на-Дону, 2004.
12 Штыков В. В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием: региональный аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- Хабаровск, 2001.
Источниковая база. Диссертационное исследование выполнено на основе опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по изучаемой теме. Весь массив источников можно разделить на несколько связанных между собой групп: нормативно-правовые акты, сборники документов и материалов, архивные документы, материалы периодической печати.
Основная группа источниковой базы представлена нормативно-правовыми актами. Хронологические рамки исследования потребовали привлечения к изучению следующих законодательных актов: «Проект учреждения Академии наук и художеств», утвержденный Сенатом и подписанный императором Петром I, Манифест Александра I от 8 сентября 1802 года об учреждении Министерства народного просвещения, «Уставы императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов» (1804), «Общий устав императорских Российских университетов» (1835), «Общий устав императорских Российских университетов» (1863), «Высочайше утвержденный общий устав императорских Российских университетов» (1884). Представляют интерес первые документы по становлению системы советской высшей школы: Декрет от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения», отменивший все ограничения при поступлении в университеты, и декрет СНК РСФСР «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР», имевший большое идеологическое значение для советской власти.
Основы образовательной политики нашли отражение в Конституции СССР 1936 года и 1977 года, в Законе СССР «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» 1973 года, в Конституции РФ 1993 года, в Законе «Об образовании» 1992 года, в Федеральном законе «О высшем послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.
Ко второй группе источников относятся сборники документов, в которых опубликованы постановления, положения, инструкции: Сборник
Постановлений по Министерству народного просвещения (1802-1825); Постановлений по Министерству народного просвещения (1855-1864); Постановлений по Министерству народного просвещения (1825-1839); журналы по Министерству народного просвещения, Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию (с 28 октября 1917 года по 7 ноября 1918 год), Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, Основные направления перестройки высшего и средне специального образования в стране: (Сборник постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ) - 1987 год. Данная группа источников позволяет проанализировать изменения нормативно-правовой базы функционирования высшего образования в России.
В качестве важнейших источников выступают неопубликованные материалы, находящиеся в Государственном Архиве Ставропольского края (ГАСК). К ним, в частности, относятся материалы, хранящиеся в фондах Ставропольского государственного педагогического института.
Также автором привлекались нормативно-правовые акты зарубежных стран, регулирующие систему высшего образования: Конституции государств Европейского Союза, США, Канады, Конституции государств -участников СНГ, Закон об образовании США (2002), Основной закон о высшей школе Германии (1987), Закон № 4 Республики Италия (1999), «Шведский образовательный акт» (2000), Программный закон о высшем образовании № 89-489 (1989) и правительственные постановления (2002) Французской Республики.
В исследовании использовались материалы периодической печати, освещающие определенные аспекты исследуемой темы.
В целом, совокупность всех групп использованных источников обеспечила базу для проведения диссертационного исследования.
Целью исследования является комплексное рассмотрение истории становления и развития законодательства о высшей школе в российской государственности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
•рассмотреть генезис представлений о предмете, сущности, правовой природе образовательных отношений;
• выявить сущность и особенности образовательных отношений в России в XVIII, XIX, XX веках;
•провести анализ законодательства, регулирующего образовательные отношения в сфере высшей школы;
• раскрыть роль государства в становлении и развитии высшей школы, а также их взаимодействие в сфере регулирования общественных отношений;
• изучить правовые предпосылки и особенности демократических преобразований в высшей школе в 1980-1990 годы;
• выделить основные направления и подходы в развитии законодательства об образовании в зарубежных странах, с точки зрения сравнительного анализа с российской правовой системой.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, научной объективности и системности, рассмотрение общественных явлений в динамике, с учетом всей совокупности юридических и исторических фактов.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: системный, исторический, конкретно-исторический, социальный. В диссертации использовались и специальные методы исследования: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический.
Использование историко-правового метода позволило воспроизвести в правовом плане реальную историю объекта в его развитии, показать причинно-следственные связи, закономерности развития законодательства о высшей школе. Использование сравнительно-правового метода способствовало выявлению объективных закономерностей развития моделей законодательного регулирования высшей школы. Сравнительно-правовой метод дал возможность выделить общее и особенное в изучении исследуемой темы, определить общую картину развития отношений в сфере высшего образования на протяжении длительного времени.
Выбор данных методов зависел как от объекта, предмета и хронологических рамок работы, так и от поставленных задач.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что исследование является первым комплексным и системным историко-правовым исследованием развития образовательных отношений в высшей школе на разных исторических этапах. С учетом опыта правотворческой и правоприменительной деятельности, изменений и дополнений действовавших нормативно-правовых актов, автором произведен сравнительный анализ отдельных этапов правового становления развития высшей школы в России.
В научный оборот были введены ранее не известные архивные источники.
Диссертантом представлена авторская концепция правового становления и развития высшей школы, обстоятельно исследовано взаимодействие государства и высшего образования. Проведено комплексное исследование теоретических проблем правовых основ высшей школы, механизма государственного регулирования системы высшего образования с целью формирования демократического общества и экономического роста страны.
Автор раскрывает позитивную роль российской высшей школы, а также необходимость в правовой защите её национальных особенностей.
Теоретическое значение исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют существенно расширить знания об истории высшего образования в России. Теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представить определенный научный интерес в изучении истории развития законодательства о высшей школе.
Практическая значимость исследования. Проведенный в диссертации историко-правовой анализ может быть использован в практической деятельности институтов государственного управления образовательной сферой в учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов по дисциплине «Образовательное право», в процессе преподавания курса «Правовые основы организации высшего образования в России», стать основой для создания учебных пособий, спецкурсов по законодательству РФ об образовании, при подготовке учебников и учебных пособий.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка используемой литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 207 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz