Четверг, 2020-10-22, 11:58 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного бесплатно
7:58 AM
Скачать Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного бесплатно
Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения

Диссертация

Автор: Зинина, Снежана Михайловна

Название: Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения

Справка: Зинина, Снежана Михайловна. Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Нижний Новгород, 2004 210 c. : 61 04-19/290

Объем: 210 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 11 Проблема своеобразия воздействия искусства на личность в аспекте психологии искусства
1 2 Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога
13 Задачи использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения
14 Проблема психологической безопасности использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога
15Теоретический анализ психолого-педагогических технологий использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога
Выводы по первой главе
Глава 2 ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
21 Цель, задачи и этапы проведения констатирующего эксперимента по изучению состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений
22 Результаты экспериментального изучения состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений
Выводы по второй главе
Глава 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
31 Задачи и этапы реализации экспериментальной программы изучения специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ
32 Теоретическое обоснование содержательных аспектов использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога
33 Условия оптимального использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога ДОУ
34 Описание цикла развивающих занятий практического психолога с детьми, разработанных с учетом специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ
35 Метод изучения и результат развивающего эффекта цикла занятий психолога с детьми
Выводы по третьей главе
Глава 4 ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41 Изучение первоначальных представлений участников проблемно-тематического семинара о возможностях и специфике использования средств искусства в деятельности практического психолога ДОУ
42 Описание содержания и принципов организации программы повышения компетентности психологов ДОУ в рамках проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога»
43 Оценка эффективности программы повышения компетентности практических психологов ДОУ в использовании средств искусства в профессиональной деятельности
Выводы по четвертой главе

Введение:

Актуальность исследования.
Служба практической психологии образования, выдвигая на современном этапе своего развития первостепенную цель -психологическое здоровье детей, призвана противостоять росту бездуховности, практицизма, обезличенности и бессмысленности человеческого существования (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.Э. Пахальян, В.И. Слободчиков, Т.И. Чиркова, А.В. Шувалов и др.). Для решения столь сложной и уникальной задачи необходимы особые методы. Одним из них становится искусство.
С древнейших времен до настоящего времени искусство выступает средством общения, просвещения людей, обогащения их представлений о мире и о самих себе, способом воспитания на основе определенной системы ценностей, источником эстетических чувств. Особую значимость имеет искусство в становлении личности ребенка. (В.П. Аллахвердов, М.М. Бахтин, Л.С.Выготский, ДБ. Кабалевский, М.С. Каган, АН. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, Г. Мюнстерберг, С Л. Рубинштейн и др.).
Однако, несмотря на то, что всеми признается неисчерпаемое воспитательное и гармонизирующее влияние искусства на развивающуюся личность, его потенциал в системе образования до сих пор был востребован далеко не должным образом.
На современном этапе развития психологической службы образования наблюдается экспансивное внедрение всевозможного психологического инструментария для работы с детьми, так или иначе затрагивающего сферу искусства. Растет поток литературы отечественных и зарубежных авторов, описывающих современные методы и психотехники терапии художественным творчеством (Н. Аминова, И В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, С.К. Кожохина, Э. Кох, А.И. Копытин, В.И. Петрушин, Н. Роджерс, Г. Шоттенлоуэр и др.). К сожалению, методический арсенал психологов образования пополняется арттехниками различных психологических школ, о методологической основе которых практические психологи редко имеют четкое и полное представление. Наблюдается стихийность использования средств искусства, отсутствие целостности, соответствия некоторых методов и приёмов работы психологов методологии и цели психологической службы образования. По мнению И.В. Дубровиной, в настоящее время в развитии службы практической психологии образования актуальной стала разработка методических основ деятельности психолога. Период поиска методического инструментария сменился для практического психолога на необходимость сделать верный выбор среди обширного арсенала методических разработок.
Анализ практической деятельности психологов дошкольных образовательных учреждений показывает, что средства искусства используются психологами как вспомогательные, дополнительные, направленные на решение узко прагматических задач. При этом упускаются возможности влияния искусства на духовно-нравственное становление личности ребенка, приобщение детей к опыту духовной жизни прошлых поколений.
Отсутствие четкого целеполагания при использовании средств искусства практическими психологами, а также методов, соответствующих методологии отечественной службы практической психологии, недостаточное осознание ими механизма влияния искусства, специфики и возможностей его воздействия на личностное развитие детей тормозит развитие профессиональной компетентности практических психологов.
В результате из-за недостаточной определенности в теоретических основах использования средств искусства в деятельности практического психолога, отсутствия научно обоснованных критериев её эффективности в воздействии на ребенка, возникают противоречия между развивающими возможностями искусства и ограниченностью их использования в психологической практике. Разработка методических основ применения искусства в целях личностного развития и сохранения здоровья ребенка является особенно актуальной в современных условиях работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования: разработать теоретико-методические подходы к использованию средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения на основе изучения специфики воздействия искусства на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: профессиональная деятельность практического психолога ДОУ.
Предмет исследования: разработка теоретико-организационных основ программы повышения профессиональной компетентности практического психолога в использовании средств искусства в работе детьми.
Гипотезы исследования:
1. Целостное, гармонизирующее воздействие искусства на личность ребенка будет определять специфику использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ.
2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития детей средствами искусства возможно на специальных занятиях психолога с детьми, организованных с учетом своеобразия воздействия искусства на личность дошкольника.
3. Специфика использования средств искусства практическим психологом в профессиональной деятельности будет определять содержание и дидактическое своеобразие программы повышения квалификации психологов в применении средств искусства в работе с детьми.
4. Диагностическая программа констатирующего эксперимента позволит определить состояние использования средств искусства психологами образования и определить принципы конструирования программы повышения компетентности психологов в применении средств искусства для личностного развития детей.
5. Специально разработанная программа проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога» может способствовать оптимизации профессиональной компетентности психологов в использовании средств искусства в работе с детьми.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании решались следующие задачи.
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявить своеобразие воздействия искусства на личностное развитие ребенка дошкольного возраста
2. Изучить состояние использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений.
3. Разработать и экспериментально апробировать цикл занятий психолога с детьми для выявления специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога.
4. Разработать и апробировать программу оптимизации профессиональной компетентности практических психологов в использовании средств искусства в работе с детьми и оценить её эффективность.
Методологические позиции исследования определены на основе:
• культурно-исторического подхода к пониманию психического развития ребенка; концепции деятельностной сущности психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л .С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• учета специфики закономерностей психического развития детей в раннем и дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин, С.Г.Якобсон);
• концепции психологической службы образования (Г.А. Абрамова, А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, А.П. Прихожан, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман, Т.Н. Чиркова и др.);
• теории психологии искусства ( Л С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, С.Л. Рубинштей, Г.С. Тарасов и др.)
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы, касающейся объекта и предмета исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• анкетирование;
• изучение рабочих документов практических психологов образования ( годовых планов, аттестационных работ);
• теоретико-методическое моделирование системы занятий с детьми и взрослыми.
Обработка материалов исследования осуществлялась при помощи контент-анализа и методами математической статистики.
База исследования. Исследование проводилось в детском саду № 210 Приокского района г. Н.Новгорода с 1999г. по 2002г. В формирующем и контрольном экспериментах приняли участие 46 детей. В апробации цикла развивающих занятий психолога с детьми участвовали 52 ребенка. На кафедре психологии Нижегородского института развития образования за период с 2000г. по 2003г. в апробации программы «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога» приняли участие 70 практических психологов учреждений образования, в формирующем эксперименте приняли участие 25 практических психологов дошкольных образовательных учреждений. Анализу подвергнуто 164 анкеты, 359 рабочих документов практических психологов Нижегородской системы образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Систематизированы научные данные о своеобразии воздействия искусства на личность ребенка как целостного, многоаспектного, гармонизирующего и смыслообразующего процесса.
2.Теоретически обоснована специфика использования средств искусства в деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения, которая состоит в нацеленности на духовно-нравственное развитие ребенка и роли искусства как средства взаимодействия психолога и ребенка в совместной эстетической деятельности.
3.Собраны и систематизированы фактические данные о неблагополучном состоянии использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образования, которое заключается в широком применении различных средств искусства психологами, при отсутствии четкого осознания целей и специфики их использования.
4. Выявлены оптимальные условия использования средств искусства в работе психолога с детьми, состоящие в отборе видов и форм художественной деятельности и учете субъективных и объективных аспектов их организации.
5. Апробация программы цикла развивающих занятий психолога с детьми с использованием средств искусства убедила в том, что она способствует развитию творческого воображения детей, позитивному восприятию детьми окружающего мира, профилактике негативного воздействия средств массовой информации на детей-дошкольников.
6.Выделены принципы и содержательно-организационные аспекты повышения теоретической и методической компетенции психологов образования в использовании средств искусства в работе с детьми, определяемые особенностями целеполагания, содержанием профессиональной деятельности практического психолога в ДОУ, своеобразием эстетической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
• на основе результатов диссертационного исследования издано методическое пособие для детских практических психологов, содержащее теоретические, методические и прикладные аспекты использования средств искусства в работе психолога с детьми;
• разработанная на основе изучения специфики использования средств искусства в деятельности практического психолога образования система занятий психолога с детьми реализуется в деятельности практических психологов дошкольных образовательных учреждений и применяется при подготовке будущих психологов на психологическом факультете Нижегородского института развития образования; учебная программа проблемно-тематического семинара, направленная на оптимизацию теоретической и методической компетентности практических психологов образования в использовании средств искусства в работе с детьми, внедрена в систему повышения квалификации психолого-педагогических кадров в Нижегородском институте развития образования.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические разработки исследования докладывались и обсуждались на: международных научно-практических конференциях (Н. Новгород, апрель 2001г., январь 2003г.); российской научно-практической конференции (Курган, декабрь 2001г.); межрегиональных научно-практических конференциях (Саранск, октябрь 2001г., Москва - Н.Новгород, апрель 2002г.); региональных и городских конференциях ( Н.Новгород, ноябрь 1999г., сентябрь 2000г., сентябрь 2001г., декабрь 2001г., сентябрь 2002г.); заседаниях кафедры психологии Нижегородского института развития образования (1999-2003 гг.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целостное и многоаспектное воздействие искусства на личностное развитие ребенка гармонизирует его внутренний мир, способствует раскрытию личностных смыслов его жизнедеятельности. Своеобразие этого воздействия определяет специфику использования средств искусства практическим психологом в его профессиональной деятельности в дошкольном учреждении.
2. Специфика использования средств искусства практическим психологом ДОУ состоит в том, что они выступают способом организации познания, общения, творчества и ценностно-ориентационной деятельности как органичных составляющих совместной нравственно-эстетической деятельности психолога и ребенка и, следовательно, обеспечивают развитие ребенка в этих сферах целостно, в нерасторжимом единстве.
3. Использование средств искусства в деятельности практического психолога ДОУ нацелено на нравственное развитие ребенка через становление духовного потенциала развивающейся личности, её идеалов, ценностей, обретение личностных смыслов. Условия оптимального использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога ДОУ определяются, исходя из своеобразия искусства, как средства воздействия на личность ребенка, из возрастных психологических особенностей детей-дошкольников и специфики профессиональной деятельности психолога в ДОУ.
4. Максимально благоприятные условия для воздействия психолога средствами искусства на духовный потенциал личности старшего дошкольника создаются на специально организованных занятиях с использованием комплекса различных средств искусства, в котором основным и системообразующим средством искусства является классическая волшебная сказка.
5. Реализация программы цикла развивающих занятий практического психолога с детьми с использованием средств искусства способствует развитию творческого воображения детей, позитивному восприятию детьми окружающего мира, выступает способом профилактики негативного воздействия средств массовой информации на детей-дошкольников.
6. Содержательные и организационно-методические аспекты цикла развивающих занятий психолога с детьми являются основой программы повышения компетентности психологов в использовании средств искусства в работе с детьми-дошкольниками.
7. Программа проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога», построенная с учетом особенностей профессиональной деятельности практического психолога образования и специфики нравственно-эстетической деятельности, способствует повышению теоретической и методической компетентности психологов в использовании средств искусства в работе с детьми в ДОУ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (всего 221 наименование, из них на иностранном языке - 3), 5 приложений. Результаты работы отражены в 6 таблицах и одном рисунке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz