Воскресенье, 2020-10-25, 8:51 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Совершенствование работы речных портов. Ситнов, Александр Николаевич бесплатно
7:18 AM
Скачать Совершенствование работы речных портов. Ситнов, Александр Николаевич бесплатно

Совершенствование работы речных портов

Диссертация

Автор: Ситнов, Александр Николаевич

Название: Совершенствование работы речных портов

Справка: Ситнов, Александр Николаевич. Совершенствование работы речных портов : диссертация доктора технических наук : 05.22.19 Нижний Новгород, 2002 362 c. : 71 03-5/113-4

Объем: 362 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2002


Содержание:

Введение
Раздел 1 Проблема совершенствования работы речных портов в современных условиях
Глава 1 Рациональное использование производственных ресурсов как основа решения исследуемой проблемы
11 Современное состояние управления речными портами и обоснование выбора путей совершенствования их работы
12 Характеристика производственных ресурсов речных портов и критерии эффективности их использования в рыночных условиях
13 Анализ научных работ и обоснование состава задач повышения эффективности использования ресурсов в эксплуатационной работе портов
14 Разработка вопросов и структуры проблемы совершенствования работы речных портов в современных условиях
Глава 2 Обоснование и разработка условий и методов обеспечения эффективной работы речных портов
21 Анализ и разработка предложений по совершенствованию работы аппарата управления речных портов в условиях изменяющейся среды
22 Сущность системы контроллинга и предложения по ее использованию в работе речных портов
23 Развитие системы нормирования в эксплуатационно-экономической работе речных портов
24 Совершенствование методов планирования эксплуатационно-экономической работы портов
Раздел 2 Совершенствование управления производственными ресурсами речных портов
Глава 3 Обоснование рациональной интенсивности грузовой обработки судов у причального фронта
31 Методические подходы к определению рациональной интенсивности грузовой обработки судов
32 Совершенствование методики обоснования продолжительности обслуживания грузовых судов у причального фронта
33 Разработка моделирующего алгоритма обслуживания судов у причального фронта и анализ полученных результатов
Глава 4 Разработка комплексной системы эффективного использования технических средств портов
41 Постановка и экономико-математическая модель решения задачи эффективного использования технических средств портов
42 Методические основы расчета эксплуатационно-экономических параметров транспортно-перегрузочных комплексов
43 Методические особенности учета влияния способов использования технических ресурсов на эффективность работы порта
44 Методологические аспекты решения задачи эффективного использования технических ресурсов портов
Глава 5 Эффективность использования комплексных бригад в речных портах
51 Постановка и экономико-математическая модель задачи обоснования рационального использования береговых производственных ресурсов
52 Методические вопросы оптимизации использования береговых производственных ресурсов портов
53 Обоснование условий эффективного использования рабочих комплексных бригад при производстве перегрузочных работ
Глава 6 Совершенствование методов определения потребности в производственных ресурсах портов
61 Обоснование методологических подходов к определению потребности в производственных ресурсах портов
62 Методические особенности расчета численности рабочих укрупненных комплексных бригад на перегрузочных работах
Раздел 3 Обоснование параметров коммерческого обеспечения и системы оценки труда работников портов
Глава 7 Методические основы разработки тарифов, сборов и арендных ставок
71 Методические вопросы определения тарифов и сборов на транспортных и перегрузочных работах в рыночных условиях
72 Методическое обоснование величины арендных ставок по техническим средствам при интегрированном взаимодействии речных транспортных предприятий
Глава 8 Совершенствование оценки труда работников речных портов
81 Обоснование методических подходов к расчету параметров системы оценки труда работников портов в современных условиях
82 Методические основы разработки комплексной системы оценки труда работников речных портов

Введение:

Речные порты являются важной частью транспортного комплекса на внутренних водных путях (ВВП) и их эффективное функционирование оказывает заметное влияние на результаты функционирования всей экономики страны в целом.
Обладая значительными материально-технической базой, развитой инфраструктурой, трудовыми, информационными и другими ресурсами, порты способны оказывать большой объем транспортно-перегрузочных и других специфических услуг потребителям. Достаточно сказать, что по одному из основных традиционных видов деятельности - перегрузочным работам, объем переработки грузов по Минречфлоту в 1990 г. составлял около 900 млн.т.
К сожалению, становление рыночных отношений в экономике России сопровождается экономическим кризисом, проявившимся в спаде производства, почти полном прекращении инвестиций в воспроизводство и стремительном старении основных фондов, росте цен на энергоносители, сокращении рабочих мест и т.д. Вследствие этого на транспорте характерным стали падение объемов перевозок грузов и снижение эффективности работы предприятий. Это в большой степени коснулось речного транспорта. По данным Минтранса России объем грузовых перевозок в 1998 г. составил 17,8% от уровня 1990 г. или сократился почти в шесть раз при общем двукратном снижении по стране. Затраты на единицу продукции увеличились в несколько раз. В 1998 г. 47,7% всех речных транспортных предприятий Минтранса РФ были убыточными. Характерным примером отрицательных тенденций в производстве стал один из крупнейших и передовых на ВВП речных портов - Нижегородский, по которому объем переработки грузов сократился по сравнению с 1990 г. (100%) до 9,0% в 2000 г., в том числе по основным видам и родам грузов: навалочным - до 7,5%; лесным - до 8,5%; тарно-штучным - до 4,4%; кооперированным - до 24,3%; песку собственной добычи - до 5,1%.
Коренным образом изменились условия функционирования и среда, в которых приходится работать речным портам. Распад централизованной системы государственного управления транспортным процессом и преобразование государственных эксплуатационных предприятий речного транспорта в предприятия различных организационно-правовых форм привели к необходимости перестройки системы управления работой портов. Обладая экономической самостоятельностью и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности, порты должны сформировать у себя систему управления, обеспечивающую им высокую эффективность, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке транспортных услуг.
В управлении портами появился целый комплекс задач, имеющих для них в рыночных условиях принципиально важное значение. Сюда относится совершенствование систем учета и контроля производственно-экономической деятельности в порту, совершенствование организационной структуры порта, поиск наиболее эффективных методов управления, совершенствование мотивации действий работников и др.
Выживание порта, как транспортного предприятия в условиях спада производства и сильной конкуренции на рынке транспортных услуг, возможно при создании и поддержке в перспективе конкурентных преимуществ за счет наиболее полного и эффективного использования всех видов ресурсов. Наиболее актуальным является решение вопроса рационального использования ресурсов в перегрузочной и перевозочной деятельности порта. Именно здесь сосредоточены основные производственные ресурсы. Под ними в работе понимаются технические средства (плавучие и портальные краны, земснаряды, гидроперегружатели, транспортные суда и др.), а также трудовые ресурсы, в качестве которых рассматриваются рабочие комплексных бригад, экипажи плавсредств и судов, административно-управленческий персонал. В этой области деятельности создается основная масса доходов, формируется большая часть затрат и здесь заложены основные резервы улучшения работы порта.
Обеспечивающими условиями эффективной работы является гибкое и приспособленное к изменениям внешней и внутренней среды функционирование аппарата управления по контролю, оценке, прогнозу и отслеживанию деятельности порта; управление производством в современных условиях необходимо осуществлять на основе управления затратами, что требует развитой системы нормирования расходования топливно-энергетических ресурсов и совершенствования методов планирования эксплуатационно-экономической работы порта. Это ставит задачу обоснования целесообразности создания координационного органа в управлении портом (он предложен в форме Центра экономики и маркетинговых исследований - ЦЭМИ) и разработки системы контроллинга. Они являются инструментарием решения задач эффективного использования ресурсов, разработки тарифов и других задач.
Важное место при решении оптимизационных управленческих задач имеют критерии эффективности отбора лучших вариантов. Анализ научных работ показал на значительное их число, а выполненные расчеты подтвердили возможность получения разных решений при использовании разных критериев. Это обусловило необходимость проведения исследований по уточнению системы критериев и выработке рекомендаций по их использованию в расчетах.
Рациональный режим работы судов и перегрузочных машин в порту, обеспечивающий выполнение заданных целей с наибольшей эффективностью, подразумевает, в первую очередь, определение обоснованной интенсивности участвующих в выполнении работ технических средств и выработки тактики управленческого поведения в отношении использования имеющихся ресурсов.
Своеобразие текущего момента состоит в несоответствии объемов предъявляемой работы наличию ресурсов. Если ранее, в доперестроечное время, ресурсов, как правило, не хватало, то в настоящий период из-за снижения объемов работ многие их виды в избытке и не доиспользуются. Анализ показал, что комплексного решения задачи использования ресурсов с позиций порта в целом не производилось и это связано с ее сложностью, большим размером, а также отсутствием необходимых методических проработок. В диссертации разработаны методические основы использования производственных ресурсов порта с позиции системного подхода на примере транспортно-перегрузочных комплексов (ТГЖ), включающих плавучие перегрузочные средства и транспортные суда . Они выбраны в качестве объекта рассмотрения, как обеспечивающие возможность получения наибольшей экономии от их эффективного использования.
Решение задачи рационального использования ресурсов позволило по-новому подойти к другим важным проблемам порта. Одна из основных - обоснование потребности в производственных ресурсах. Адекватное объему работы количество используемых ресурсов является основой эффективного функционирования порта. Анализ научных работ показал на отсутствие или недостаточную методическую проработку указанных вопросов. Решения имеются в отношении береговых технических ресурсов. В отношении плавучих перегрузочных машин и судов портового флота обоснованных решений с позиции порта в целом не было.
В существующих методах расчета численности рабочих имеется ряд недостатков, связанных с не принятием во внимание важных производственных факторов: механовооруженности перегрузочных комплексов, распределения работ по времени суток, физиологически обоснованного чередования труда и отдыха и т.д.
Численность управленческого персонала портов определяется на базе устаревшей статистики при учете ограниченного числа факторов.
Эффективное управление ресурсами позволяет выполнять производственные процессы наиболее экономично и определять рациональный уровень себестоимости работ, что является основой установления тарифов и сборов. В диссертации разработан метод расчета тарифов и сборов на транспортно-перегрузочные работы порта с учетом факторов рыночного характера, принимающий во внимание интересы как порта, так и потребителя указанных услуг. Береговая техника рассматривается в составе ТПК, если она участвует в обработке местного и транзитного флота
Принципиальной особенностью метода является системный подход к установлению тарифов с позиций порта в целом, позволяющий варьировать их величиной в приемлемом для порта и клиента диапазоне, т.е. вести адаптационное та-рифообразование. Решение в силу многовариантности задачи предложено получать с использованием ПЭВМ, выступающей в качестве «советника».
Важной составляющей совершенствования работы портов являются арендные ставки, по которым транспортные предприятия сдают-принимают в аренду друг у друга транспортные и плавучие перегрузочные средства. Существующая практика установления арендных ставок не учитывает в полной мере интересы арендатора и арендодателя, так как не принимается во внимание та интенсивность, с которой арендованное средство работает у арендатора. В диссертации предложен механизм такого учета и дается методическое обоснование величины арендных ставок при интегрированном взаимодействии речных транспортных предприятий, что будет способствовать развитию этих отношений в интересах сдающей и принимающей в аренду средства сторон. Организация выполнения предложенных решений может осуществляться через ЦЭМИ портов.
Отыскиваемые в процессе оптимизации использования ресурсов интенсивность работы производственных подразделений и потребность в технических средствах являются основополагающими моментами при разработке рациональных систем материального стимулирования в порту.
Задачей эффективного управления является создание такой мотивацион-ной среды, которая способствовала бы в наибольшей степени достижению целей порта. Причем цели, реализуемые в системе определенных критериев и показателей, перед каждым подразделением могут и должны ставиться разные с тем, чтобы они были понятны и доступны работнику, достижимы и зависимы от него. Разработка этих частных целей, направленных на достижение общих целей порта, соответствующих этим целям критериев и показателей, является сложной задачей, решение которой основано на хорошем знании производства, особенностей технологии и специфики работы отдельных подразделений и т.д. Однако основная трудность состоит в разработке параметров эксплуатационно-экономической системы, которая бы в комплексе учитывала интересы и возможности самого порта (направлена на достижение конечных целей порта с учетом ограничений по его финансово-экономическим возможностям), так и отдельного подразделения и работника.
Анализ существующих систем стимулирования труда показал, что для условий рыночных отношений они по тем или иным параметрам не отвечают предъявляемым требованиям. Автором с учетом передового опыта в этой области разработана и предложена к реализации модель системы материального стимулирования с использованием нормативов оплаты труда на единицу продукции преимущественно в натуральном выражении. Для расчета нормативов использовались рациональные параметры по интенсивности выполнения работы разными производственными подразделениями и по потребности в технических средствах, полученные при оптимизации функционирования ТПК.
Указанные нормативы нацеливают на рост дохода через постоянный поиск работы и эффективное использование рабочего времени в подразделениях. Однако для реализации принципов хозрасчета в системе предусмотрено также поощрение за снижение расходов по топливно-энергетическим ресурсам, непосредственно зависящих от работников.
Стимулирование за производительную работу осуществляется по результатам обработки транспортных средств, зависящей в числе других от такого значимого фактора, как концентрация технологических линий на судах. Для этого в диссертации потребовалось разработать методические основы определения среднего уровня концентрации технологических линий для конкретных условий береговых перегрузочных комплексов.
Опыт внедрения системы материального стимулирования в ряде речных портов показал, что целесообразно применять ее не в отдельном подразделении, г в целом по порту, т.е. использовать системный подход.
Спад объемов производства в настоящее время привел к отказу во многих портах от системы материального стимулирования и соответственно к потере заинтересованности портовых рабочих в эффективном выполнении работ и достижении лучших конечных результатов своего труда. Этому способствуют также существующие параметры тарифных ставок при оплате труда по сдельной системе с применением наряд-заданий, когда ставки на сдельных и повременных работах отличаются незначительно, а оплата простоев рабочих не по их вине производится в доле от основных ставок (еще более тяжелое положение при повременной оплате труда рабочих без использования систем материального стимулирования).
Анализ работ бригад портовых рабочих, проведенные натурные наблюдения, а также ранее выполненные исследования других ученых показали, что при сдельной системе оплаты с использованием нарядов-заданий и существующих тарифных ставках часть простоев скрываются в фиктивных повременных работах. Результатом этого является необоснованное увеличение расходов порта на оплату труда рабочих. Кроме этого, возникают противоречия в интересах порта (работодателя, администрации) и рабочих, проявляющиеся в разной тактике выполнения работ. Для производства наиболее предпочтительными вариантами использования ресурсов являются те, при которых обеспечивается целесообразная производительность технологического процесса, достигаемая при рациональной концентрации имеющихся технических средств; для работника важно обеспечить максимальную производительность труда, от которой зависит заработная плата, и это в ряде случаев приводит в рассредоточению береговых перегрузочных машин по объектам работ.
Перечисленное выше вызывает необходимость взаимоувязки интересов сторон в целях рационального использования ресурсов. В такой постановке данный вопрос в рыночных условиях с приобретением предприятиями самостоятельности в установлении систем оплаты и стимулирования труда не рассматривался. Для решения задачи в работе потребовалось исследовать вопросы, связанные с определением рациональных параметров использования береговых ресурсов порта, разработать экономико-математическую модель обоснования рационального режима их эксплуатации, а также методические основы количественной оценки факторов, учитываемых при реализации данного режима.
Актуальность исследований определяется постановкой и разработкой проблемных вопросов совершенствования работы речных портов в современных условиях.
Научная новизна исследования состоит в разработке новых и совершенствовании существующих методов решения актуальных производственных задач, обуславливающих повышение эффективности работы речных портов.
Теоретической базой исследований в диссертации явились ранее выполненные в рассматриваемой области работы ученых и практиков. Для решения поставленных в диссертации задач использовались обобщение производственного опыта речных портов, натурные наблюдения и анализ перегрузочных процессов, результаты численных экспериментов на ПЭВМ, полученные с применением оптимизационных и логико-имитационных методов.
Методологическая основа исследований включает в себя результаты анализа и обобщения многочисленных методик по использованию ресурсов портов, определению численности портовых рабочих и административно-управленческого персонала, системам материального стимулирования и др. В качестве механизма проводимых исследований использовались методы имитационного и математического моделирования, динамического и линейного программирования, статистического анализа.
Таким образом, на защиту по диссертационной работе выносятся научно-методические решения проблемы совершенствования работы речных портов в составе следующих вопросов:
1) совершенствование методических основ расчета параметров обслуживания транспортных судов в порту при эффективном использовании береговых технических средств;
2) оптимизация работы ТПК при выполнении транспортных и перегрузочных работ в порту;
3) обоснование условий эффективного использования рабочих комплексных бригад;
4) определение потребности в производственных ресурсах порта в условиях меняющейся внутренней и внешней среды;
5) методическое обоснование адаптационного формирования системы тарифов, сборов и арендных ставок по техническим средствам порта;
6) совершенствование оценки труда работников порта.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz