Воскресенье, 2020-11-29, 10:03 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ. Черникова, Елена бесплатно
10:50 PM
Скачать Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ. Черникова, Елена бесплатно

Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ

Диссертация

Автор: Черникова, Елена Геннадьевна

Название: Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ

Справка: Черникова, Елена Геннадьевна. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 / Черникова Елена Геннадьевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т] Екатеринбург, 2008 175 c. : 61 08-22/73

Объем: 175 стр.

Информация: Екатеринбург, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения социально-профессиональной адаптации молодых педагогов
11 Социально-профессиональная адаптация: сущность, специфика
12 Особенности и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых учителей
Глава 2 Современное состояние социально-профессиональной адаптации молодых педагогов
21 Факторы, влияющие на процесс социально-профессиональной адаптации молодых педагогов
22 Типология стратегий социально-профессиональной адаптации молодых педагогов

Введение:

Актуальность темы исследования. Необходимость исследования проблем социально-профессиональной адаптации различных социально-профессиональных групп в современных условиях приводит к разработке в отечественной социологии темы социально-профессиональной адаптации молодых педагогов института общего (среднего) образования. В настоящее время, данная, проблема сохраняет свою актуальность, так как, несмотря на достаточное количество исследований, проводимых социологами, психологами, педагогами, проблема закрепления- и сохранения молодых педагогов в образовательных учреждениях не решается. Немногие выпускники педучилищ и вузов идут в , школу. Механизм, способствующий закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях, не выработан. Связано это с тем, что институты образования не учитывают противоречия, сопровождающие процесс освоения педагогической профессии у молодых педагогов, влияние внешних и внутренних факторов,, способствующих или препятствующих социально-профессиональной адаптации молодых педагогов.
В современной России наблюдается снижение престижа профессии учителя по сравнению с СССР и странами Запада, обусловленное снижением престижа образования в обществе, недостаточным уровнем профессиональной подготовки и крайне низким уровнем материального благосостояния школьных учителей. Чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в образовании повлекло за собой негативные последствия в кадровом обеспечении образования, среди которых снижение профессиональной мотивации педагогических работников; включение
• учителей- в-дополнительную занятость в ущерб основной преподавательской* работе и, как следствие, снижение качества обучения и воспитания.
Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» направлена, прежде всего, на создание условий для системной модернизации и обеспечения качественного доступного образования. Однако качество образования во многом зависит и от финансирования. Реализация принятых в
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20063
2010 годы направлений «Поддержка лучших учителей» и «Дополнительное вознаграждение за классное руководство», а также выплата на муниципальном уровне ежемесячной надбавки в размере 40% к заработной плате молодым специалистам, оказание единовременной материальной помощи позволит поддержать учителя морально, материально, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры.1
В реализации стратегических целей реформы образования учитель остается ключевой^ фигурой. Современная ситуация вызывает необходимость быстрой и многоаспектной адаптации начинающих педагогов к реалиям сегодняшнего дня. Десятки тысяч выпускников педагогических вузов ежегодно вливаются в сферу образования. Смогут ли они отвечать этим запросам и быть успешными в избранной сфере деятельности? Анализ исследований социально-профессиональной адаптации показал, что начальный период вхождения в профессиональную деятельность и образовательную среду характеризуется повышенной напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли молодой учитель как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.
Анализ состояния социально-профессиональной адаптации молодых педагогов, выявление факторов и противоречий, влияющих на ее эффективность в учреждениях образования, необходимы для выработки программ, технологий сопровождения молодых специалистов в этом процессе. Исследование специфики и противоречий социально-профессиональной адаптации молодых педагогов важно с теоретической точки зрения. В работах российских ученых рассматривается процесс социальной адаптации в целом, социально-профессиональная адаптация^ представителей различных-профессий; но-работ,-посвященных- изучению социально-профессиональной адаптации молодых педагогов- института общего образования, явно недостаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.
1 Областная целевая программа по реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2010 годы. Челябинск.-2005.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Степень научной» разработанности темы исследования. На сегодняшний день, известно достаточно много публикаций- по проблеме социально-профессиональной- адаптации. Однако: в* социологии данный вопрос разработан недостаточно. В современной социологической науке не раскрыты основные противоречия; характеризующие специфику процесса социально-профессиональной адаптации. молодых педагогов учреждений! общего образования; Превалируют психологические и педагогические исследования этой проблемы, в то время как именно социологический анализ: дает возможность выявить существенные особенности этих процессов.
Изучение научной литературы, раскрывающей тему исследования; позволяет выделить несколько групп работ.
Первая группа работ посвящена изучению социальной адаптации. В диссертационном исследовании анализируются различные подходы: системный подход (А.Н.Аверьянов;: В.П.Беспалько, В.Новик, Л.А.Петрушенко, Л.Фон Берталанфи; и др:); с позиции которого адаптация может рассматриваться как переход систем из одного состояния в другое вследствие их взаимодействия с окружающей средой; информационный подход (Н.М. Амосов; В .Г. Афанасьев, Н. Винер,. В:А. Виноградов, В.З. Коган, А.Д. Урсул, Ф.И. Цыдря и др.), который основывается на современном представлении о многоплановой^ роли информации в жизни людей; в том числе в процессе социальной адаптации; феноменологическая теория (Э. Гуссерль, М. Шелер, А. Шюц и др.), где социальная реальность, «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникациях; нормативный подход (Э; Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Б. : Малиновский, Р.К. Мертон, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.), утверждающий; что главный способ активного' (в сущности, адаптивного) взаимодействия человека с миром - это деятельность, корректируемая нормами, ценностями, «навязанными» индивиду обществом, но благодаря которой появляется возможность не только целенаправленного преобразования природы, но и включения ее в сферу материальной и духовной культуры человека; деятельностный подход (О.С.Разумовский, Т.А.Петрушенко, Дж.Хоманс и др.), где содержание социальной адаптации отчасти связано с преодолением и предупреждением разнообразных адаптивных барьеров, противоречий и конфликтных ситуаций в жизнедеятельности индивидов; ' интерпретативный подход (М.Вебер, П.Бергер, М.А.Блумер, У.Джеймс, В.Дилтей, Т.Лукман, Дж. Г.Мид, Р.Нисбетт, JI.Pocc, Г.Томас, Э.Фромм, С.Эш), рассматривающий социальную адаптацию с точки зрения субъективной удовлетворенности значимыми для личности сторонами жизнедеятельности.
Вторая группа работ посвящена изучению социально-профессиональной адаптации в русле исследований социально-трудовых процессов. Это работы Е.М.Аврамовой, А.Г.Асмолова, М.Р.Битяновой, М. Вебера, В.Ю.Верещагина, А.Б.Георгиевского, И.С.Дискина, Р.Ю.Ильюченок, В.П.Казначеева, И.Д.Калайкова, Т.Л.Кончанина, П.С.Кузнецова, П.Линдсей, И.А.Милославовой, Д.Норманна, Т.Парсонса, А.В.Сухарева, Л.Фестингера, М.А.Шабановой, Л.Л.Шпак, Г.И.Царегородцева и др: Трудовую адаптацию в процессе профессионального обучения и становления рассматривали М.П.Будякина, Р.П.Колосова, А.Л.Русалимова, Б.М.Петров, Н.В.Полякова, Е.В.Руденский, В.А.Семиченко, Н.И.Стрелянова, А.Д.Субочева, Н.Н. Федотова, К.У.Чембеленге.
Третья группа работ посвящена всестороннему исследованию сущности, целей, содержания педагогической деятельности. Это- - работы Е.П.Белозерова, Ф.Н.Гоноболина, Г.В.Кондратьевой, В.А.Крутецкого, Н.В.Кузьминой, В.П.Кузовлева, А.К.Марковой, А.Г.Мороза, С.В.Овдей, Е.И.Рогова, В.А.Сластенина, М.И.Скубий, И.Ф.Талызиной, В.Н.Турченко,
A.Н.Ходакова, Г.М.Щербакова и др. — .- . -
Условия профессиональной адаптации молодого педагога раскрыты в работах О.А.Абдулиной, И.Ф:Исаева, С.Г.Вершловского, Н.Ф.Гоноболина, Г.В.Кондратьевой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой,
B.А.Сластенина, С.Г.Сухобской, А.Г.Мороз, С.В.Овдей, М.И.Скубий, П.А.Шептенко, О.А.Шиян и др. Авторы связывают процесс адаптации с условиями труда педагога и профессиональными требованиями к личности учителя.
Четвертую группу работ составляют прикладные исследования, послужившие основой для разработки инструментария, а также базой для проведения сравнительного анализа. Среди авторов этих исследований отметим Е.Н.Бурдастых, Е.С.Бурлаковскую, А.И. Матвееву, С.М.Редлиха и др. Не умаляя достоинств работ перечисленных авторов, мы полагаем, что тема социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в учреждениях общего образования разработана в отечественной социологии недостаточно.
Объект исследования - социально-профессиональная адаптация.
Предмет исследования. - состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в современных условиях.
Цель исследования — дать анализ особенностей и противоречий, определяющих современное состояние социально-профессиональной адаптации молодых педагогов института общего (среднего) образования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1) уточнить социологическое содержание понятия социально-профессиональной адаптации;
2) выявить содержание противоречий социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в современном образовании;
3) изучить характер влияния конкретных факторов на состояние социально-профессиональной адаптации молодых педагогов учреждений образования;
4) разработать типологию стратегий социально-профессиональной адаптации молодых педагогов- - - - - - -----
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, педагогов; посвященные исследованию педагогической деятельности, социально-профессиональной адаптации молодых учителей к педагогической деятельности. Изучение процесса социальнопрофессиональной адаптации молодых педагогов* опирается; на общеметодологические и частные социологические и, социально-психологические теории: социологию личности, социологию образования, теорию социальных институтов, социальную психологию.
Методологическую основу диссертационного исследования составили; принципы социологического анализа^ культурологического, деятельностного, сравнительно-исторического, подходов; С помощью сравнительно-исторического метода выявлены тенденции в развитии социально-профессиональной адаптации молодых педагогов. Деятельностный подход позволил изучить специфику педагогической деятельности, обеспечивающую адаптацию молодого педагога к профессиональной деятельности и образовательной среде учреждения; Культурологический подход позволил выделить мотивационно-ценностную составляющую процесса адаптации молодых педагогов. Использование общесоциологической методологии: и социологических методов дало возможность проанализировать эмпирические данные.
Эмпирическую базу диссертационного * исследования* составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2007 году в общеобразовательных школах города Челябинска. Методами сборам первичной информации выступал анкетный опрос, глубинное интервью, анализ нормативных документов по общему среднему образованию федерального, регионального и= муниципального уровней; данные статистики Министерства образования и науки РФ, органов управления образования Челябинской' области и города Челябинска. Опрошено- 476 молодых педагогов^ общеобразовательных. школ города Челябинска, выборка -квотная. Проведен опрос экспертов, в.качестве которых выступали директора --школит—заместители;— -директорам- - по?—учебногвоспитатёльнойт- — работе,-, руководители методических объединений учителей. Научная новизна исследования
• Уточнено социологическое содержание понятия социально-профессиональной адаптации, под которым понимается процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии.
• < Доказано, что социально-профессиональная; адаптация; молодых педагогов bv учреждениях образования детерминирована совокупностью внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов; при доминировании последних. Ведущими внешними факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации; являются: уровень материального благосостояния, престиж профессии учителя в обществе, средства массовой информации, образовательная среда; Ведущими^ внутренними факторами выступают: фактор мотивации, фактор профессиональных ценностей и профессионально значимых качеств, самообразование. Выделены и теоретически обоснованы особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов учреждений образования:.
• в современных социально-экономических условиях, когда внешние факторы не обеспечивают необходимых условий для скорейшего освоения профессии, социально-профессиональная адаптация молодых педагогов осуществляется преимущественно за счет внутренних резервов личности молодого педагога; социально-профессиональная адаптация молодых педагогов происходит при низком уровне профессиональной подготовленности, поэтому параллельно с. освоением , норм и: требований новой; для. молодого педагога деятельности в условиях конкретного образовательного учреждения1 продолжается: обучение; основам профессиональной» педагогической деятельности; В? процессе реализации? педагогическойtдеятельности молодой^ педагог приобретает необходимые знания и умения для успешного решения профессиональных задач в современномобразовании; социально-профессиональная адаптация молодых педагогов осуществляется, прежде всего, как адаптация к преподавательской деятельности, в то время как наибольшие трудности молодого учителя связаны с процессом воспитания;
• • социально-профессиональная/ адаптация молодого учителя осложняется противоречиями- между основными субъектами образовательного процесса в понимании цели и результатов образовательного процесса;,
• социально-профессиональная; адаптация;, молодых, педагогов сопровождается слабой направленностью ценностной системы молодых учителей на педагогическую деятельность.
• Выявлены противоречия, препятствующие социально-профессиональной адаптации; молодых педагогов: между декларируемой? заботой об учителе и реальным положением дел в образовании (предельно низкий уровень заработной^ платы, низкий престиж профессии учителя в обществе); между социальными, запросами общества, требующего* подготовки учителя, способного ориентироваться; и целесообразно действовать в нестандартной ситуации, и традиционной системой подготовки? учителя к работе в современной школе; между сформированным в процессе профессиональной подготовки представлением о профессионально важных качествах учителя и реальнойшизкой оценкой наличия необходимых качеств у молодых педагогов; между требованиями педагогической профессии и практики к личности учителя и низким уровнем развития профессионально значимых качеств и личностных ресурсов у молодых педагогов и др.
• На: основе анализа эмпирических данных разработаны две типологии стратегий социально-профессиональной адаптации- молодых педагогов; Первая типология основана, на. сочетании таких признаков^ как: степень принятия? норм профессиональной деятельности, наличие взаимодействия? педагога и образовательной среды; ценности; связанные с профессиональным статусом молодых учителей; и ценности; отражающие личное благополучие и самореализацию. В? результате выделены четыре типа: «активисты», «развивающиеся», «конформисты», «случайные минималисты».
Основанием второй, типологии стало сочетание таких признаков, как степень реализации субъект-субъектного взаимодействия, в деятельности
10 молодых педагогов и уровень профессиональной подготовки. Выделено три типа молодых педагогов: «учитель-начальник», «учитель-партнер», «неопределившийся».
Научно-практическая значимость
Выводы и результаты работы могут быть использованы:
• для дальнейшей разработки методологии и теории исследования проблемы социально-профессиональной адаптации; для теоретического осмысления вопросов социально-профессиональной адаптации специалистов в системе образования, а также системы ценностных ориентаций современных педагогов;
• для разработки и чтения спецкурсов для студентов социологических, психологических факультетов- в разделах «Социология образования», «Социология труда», «Социология управления», «Социальные процессы и социальные институты»;
• для разработки программ социальной и психологической поддержки молодых педагогов в процессе социально-профессиональной адаптации в учреждениях образования, муниципальных образованиях;
• для осуществления анализа качества управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по обеспечению оптимальных условий для молодых педагогов и др.
Апробация работы^ была* представлена в форме докладов и сообщений на Всероссийской научно-практической конференции
Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого функционирования» (Челябинск), 2005; XII Областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального .образования:, современные тенденции и подходы к обеспечению качества- образования» (Челябинск), 2005; Международной научно-практической конференции «Деструкции в самоопределении личности и способы ее коррекции» (Курган), 2006; Международной научнопрактической конференции «Инновации общего и профессионального образования» (Челябинск), 2006; VII Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы с
11 системами повышения квалификации кадров» (Челябинск), 2006; на городском конкурсе образовательных психопрофилактических программ «Идея - 2006» (Челябинск), 2006; III Международной научно-практической конференции «Дискурсология: методология, теория» (Екатеринбург), 2007; XI Международной конференции «Культура, личность, общество: методология, опыт эмпирического исследования» памяти профессора Л.Н. Когана (Екатеринбург), 2008.
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 253 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz