Среда, 2024-04-24, 6:55 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Социально-психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе. Ганоусек, бесплатно
6:43 AM
Скачать Социально-психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе. Ганоусек, бесплатно

Социально-психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе

Диссертация

Автор: Ганоусек, Эмил

Название: Социально-психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе

Справка: Ганоусек, Эмил. Социально-психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе : диссертация кандидата философских наук : 09.00.02 Москва, 1984 169 c. : 61 85-9/200

Объем: 169 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

ВВЕДШИЕ
Глава I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО РАБОЧЕГО
1 Социально-психологические особенности развития личности современного молодого рабочего
2 Активная жизненная позиция как интегральная социально-психологическая характеристика личности молодого рабочего
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
МОЛОДОГО РАБОЧЕГО В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1 Социально-психологические факторы, влияющие на становление активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе
2 Учет социально-психологических факторов процесса формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в деятельности первичной партийной и молодежной организаций

Введение:

Актуальность исследования. Преобразование общества на социалистических и коммунистических началах органически включает вопрос о воспитании каждого, вновь приходящего на историческую арену поколения в духе марксистско-ленинского мировоззрения, идей научного коммунизма. Именно поэтому вопросы воспитания молодежи постоянно находятся в сфере внимания коммунистической партии и государства в СССР и ЧССР, всех марксистско-ленинских партий стран социалистического содружества.
На ХХУ1 съезде КПСС было сказано: "Молодые люди, которым сегодня 18-25 лет, завтра образуют костяк нашего общества. Способствовать формированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей Родины - вот самое важное, самое главное."*. На вопросы воспитания молодежи обратил внимание и ХУ1 съезд КПЧ. В докладе т.Гусака сказано: "Жизнь. предъявляет повышенные требования к молодоьщг поколению, к его профессиональной подготовке, идейной зрелости и моральной стойкости, к о его способности успешно решать новые задачи . В.И. Ленин указывал, что воспитание молодежи направлено на то, чтобы юноши и девушки считали своим долгом отдавать все силы на общее дело -строительство коммунизма. "Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического общества. Поэтому нам нужно подробно остановиться на вопросе о том, чему мы должны учить и как должна учиться молодежь,
1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с. 67.
2. Материалы ХУ1 съезда КПЧ. - М.: Политиздат, 1982, с. 44. если она действительно хочет оправдать ззание коммунистической молодежи, и как подготовить ее к тому, чтобы она сумела достроить и довершить то, что мы начали. Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естественным ответом является то, что оогоз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму"*. Ибо только люди высокой идейной убежденности, политической зрелости, люди с высокой профессиональной подготовкой, сильные сознательной дисциплиной могут решить задачи строительства развитого социалистического общества. Для современного молодого человека учиться коммунизму значит: всегда стремиться быть активным участником коммунистического строительства, стать более квалифицированным работником; неустанно изучать теорию марксизма-ленинизма, вырабатывать в себе ясное понимание великого исторического дела, за которое борются партия и народ, быть твердо убежденным в правильности этой борьбы; воспитывать себя в духе пролетарского, социалистического интернационализма, активно участвовать в общественной жизни; словом и делом, личным примером утверждать нормы коммунистической морали, социалистической политики* На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК НПСС эта мысль была развита и конкретизирована: ".партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, мор ралью и интересами, высокой культурой труда и поведения .
При социализме для молодежи создаются практически все условия для всестороннего развития, реализации ее способностей и
1. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн. собр. соч., т. 41, с. 301.
2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 18. талантов, духовных поисков и социальной инициативы. Но каждое молодое поколение несет и большую ответственность перед обществом. На него возложена историческая задача активно продолжить и творчески развить дело строительства социализма и коммунизма. На важность воспитания молодежи с точки зрения исторической миссии рабочего класса обратил внимание уже в 1867 году К.Маркс, когда подчеркивал, что". наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, т всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения .
В реализации программы строительства развитого социалистического общества в Чехословакии возрастает и будет возрастать роль молодежи, молодого поколения рабочего класса. Численность молодых людей (в возрасте до 29 лет) в народном хозяйстве постоянно возрастает, что показывает следующая таблица: 1950 г. - I 626 994 чел. 1961 г. - I 934 444 чел. 1970 г. - 2 430 047 чел. 1981 г. - 2 459 ООО чел.2.
Все это позволяет сделать вывод, что воспитание подрастающего поколения в социалистическом обществе поистине всенародное дело. "Мы постоянно заботимся о том, - подчеркнул в своей речи перед избирателями т.Черненко К.У., - чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира. Такую молодень, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями .
1. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16 с. 198.
2. СМ.:Cmolfk 0. ,Varhol?k J.Pokolenf.-PrahasMP,1974,3.252-253;-Mlfiaf 8SSR/1981.- Praha, MP, 1982, s.7.
3. Чернннко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с. 16-17.
Социальный облик молодежи, в том числе и рабочей молодежи, складывается сегодня в сложной социально-исторической обстановке. Современная молодежь живет в условиях ускоренного социального и научно-технического прогресса, усложнения политических характеристик общественных тенденций и процессов, острой идеологической и психологической борьбы. И именно молодежь, прежде всего рабочая молодежь - социальный резерв рабочего класса, ведущего класса социалистического общества - подвергается массированным атакам наших идейных противников. "Западная пропаганда усиленно рекламирует те черты буржуазного образа жизни, которые с точки зрения эгоистического сознания могут показаться привлекательными, породить взрыв потребительских настроений. Особые усилия прилагают для того, чтобы привить молодежи социалистических стран вкус ко многим весьма сомнительным ценностям так нат. зываемой массовой 1$гльтуры буржуазного общества, увлечь ее проповедью анархического своеволия и аполитизма. Мы должны добиваться такой постановки воспитания молодежи, которая обеспечила бы ее гармоническое развитие - как в трудовом, так и в идейном, нравственном, эстетическом отношениях"*. Все это не может не проявиться в специфике тех условий, в которых складывается сознание и поведение современного молодого рабочего, его жизненная позиция.
Так современная идеологическая и социально-психологическая ситуация актуализирует и постоянно привлекает внимание исследователей, практических партийных работников к положению В,И. Ленина, что молодежь .Лпо необходимости вынуждена приближаться к социализм иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обста
I. Русаков К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. - М.: Политиздат, 1982^ с9 33* новке, как ее отцы"*. Анализ специфики становления мировоззренческой, политической зрелости, социальной активности молодого человека, молодого рабочего в современных условиях представляет, таким образом, актуальную исследовательскую задачу.
Автор концентрирует свое внимание на анализе социально-психологического аспекта формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе. "Все усилия по организации идейно-воспитательной работы, - указывается в постановлении июньского (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - в конечном счете реализуются в трудовом коллективе. Сюда и должно направлятьр ся основное внимание." . В докладе на ХУ съезде КПЧ было сказано: "Мы будем и в дальнейшем вести работу по воспитанию . Человек социалистического общества формируется там, где он живет, учится и работает. Активной воспитательной силой и важным фактором формирования человека социалистического общества являQ ется трудовой коллектив . Ведь именно в партийных, молодежных и комсомольских организациях трудовых коллективов определяются пути и способы конкретного решения задач, здесь молодые люди ищут поддержку своим начинаниям, помощь в преодолении трудностей, сюда идут за советом.
Состояние научной разработки проблемы. До настоящего времени в Чехословакии не велось комплексных исследований по вопросам формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе. Вырабатывались лишь общие подходы к анализу этой проблемы на уровне отдельных публикаций. В диссертации показаны некоторые подходы чехословацких авторов к этой
1. Ленин В.И. Интернационал молодежи. - Полн. собр. соч., т.30, с. 226.
2. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983. - М.: Политиздат, 1983, с. 77.
3. ХУ съезд КПЧ. - М.: Политиздат, 1977. с. 78. проблематике. В СССР исследования по проблемам активной жизненной позиции получили более широкое развитие. Накоплен определенный теоретический и эмпирический материал как по вопросам разработки сущности и содержания категории "активная жизненная позиция", так и по отдельным направлениям процесса ее формирования, в том числе и у рабочей молодежи. Автор опирается в своем анализе сущности и содержания активной жизненной позиции на работы таких авторов как Афанасьева А.И., Ветров Г.Н., Вол-ченко Л.Б., Ефимова В.Т., Иванов^ В.Г., Капто А.С., Киселев.
H.Н., Косолапов С.М., Лезгина. М.Л., Лясковскея И.Д., Маркин В.Н., Петров; В.В., Середв А.П., Соколов; В.М., Струков. Э.В. и др.
Вместе с тем анализ литературы показывает, что наименее разработанным в проблематике активной жизненной позиции выступает социально-психологический аспект процесса ее формирования. Данное состояние научной разработанности проблемы и определило выбор автором темы исследования.
Социально-психологический подход помогает нам проникнуть во "внутреннюю" личностную логику становления сознания и поведения молодых людей, определить пути дифференцированного, целенаправленного подхода к каждому человеку. Необходимость такого подхода подчеркивал В.И. Ленин. "К массам, - писал он, - надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т.п. этой массы"*. Надо знать каждого молодого члена коллектива, учитывать его политическую зрелость, уровень его знаний, культуры, социально-психологические особенности, психологические свойства и состояния данной личности - внимание, во
I. Ленин В.И. Тезисы ко П конгрессу коммунистического интернационала. - Полн. собр. соч., т. 41, с. 192. л ображение, способности, особенности мышления, эмоций, чувств, взглядов, ценностных ориентаций. Успех воспитательной работы в трудовом коллективе во многом зависит от того, какие взаимоотношения сложатся в этом коллективе, какая в нем морально-психологическая атмосфера, общественное (коллективное) мнение, а также .личностных качеств руководителя коллектива.
Цель и задачи исследования. Объект исследования - молодежь, пришедшая на промышленные предприятия из средних школ и профессионально-технических училищ, которая работает на предприятии от I года до 5-ти лет. Именно в данный период происходит наиболее интенсивно становление ее политического мировоззрения, классового нравственного самосознания, профессиональное самоопределение. Цель исследования - раскрыть сущность жизненной позиции личности, в данном случае молодого рабочего, уровни ее активности, социально-психологический аспект процесса формирования активной жизненной позиции личности в трудовом коллективе.
Автор поставил перед собой следующие конкретные задачи:
1. На основании анализа имеющихся научных публикаций и практики партийной работы, определить авторское отношение к сущности и содержанию категории: "Активная жизненная позиция личности".
2. Раскрыть содержание социально-психологического аспекта процесса формирования активной жизненной позиции личности молодого рабочего в трудовом коллективе.
3. Рассмотреть социально-психологические особенности развития личности молодого рабочего. Определить значимость их учета для процесса формирования у него активной жизненной позиции.
4. Обобщить опыт работы первичных партийных, молодежных и комсомольских организаций по учету социально-психологических факторов в процессе формирования активной жизненной позиции молодого рабочего.
5. На основании материалов исследования, сделать соответствующие теоретические выводы по анализируемой проблема Разработать на этой основе практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы партийных, молодежных и комсомольских организаций по формированию активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе.
Методологическая основа и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы КПСС и КПЧ. В работе использованы материалы съездов партий, Пленумов ЦК КПСС, КПЧ, постановления ЦК КПСС и ЦК КПЧ, Программа и Устав КПСС и КПЧ, труды руководителей партии, документы партийных комитетов и организаций, характеризующие их работу по коммунистическому воспитанию молодежи, результаты социологических исследований по проблемам рабочей молодежи, материалы газет и партийных журналов КПЧ и КПСС.
Автор при изучении социально-психологических особенностей личности современного молодого рабочего опирался на труды советских и чехословацких ученых: Алексеевой В.Г., Гомоли М., Грузы П., Зиха Ф., Иконниковой С.Н., Ковалева С.М., Козела Ф., Кона И.С., Лавриненко В.Н., Лисовского В.Т., Махачка Л., Мехуро-вой А., Мужика Мялкина А.В., Плаксия С.И., Решетова П.Н., Розсыпала Ф., Соколова В.М., Фвзика А., Шумилина Е.А. и др.
При анализе идейно-воспитательной работы партийных организаций трудового коллектива по формированию активной жизненной позиции молодого рабочего использованы выводы и положения из работ: Байковой В.Г., Буевой Л.П., Выглядки Ф., Ерастова Н.П.,
Иванова В.Н., Качирка Б., Кейзерова Н.М., Кубалка М., Мостового С.Н., Ненашева Н.Ф., Парыгина Б.Д., Петровского А.В., Пеши-новой Г., Пономарева Л.Н., Цуймана И., Смирнова Г. Л., Тощен-ко Ж.Т., Уледова А.К., Шеляга В.В., Шепеля В.М., Яблоковой Е.А. и др.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы конкретного социологического исследования по социальной активности рабочей молодежи и деятельности партийных, молодежных и комсомольских работников, идеологических активистов по учету социально-психологических факторов трудового коллектива в процессе идейно-воспитательной работы с молодежью. Исследования осуществлены в Чехословакии в районе Мельник, на химических заводах "Каучук" и "Сполана".
Научная новизна и практическая значимость исследования. В диссертации проведен сравнительный анализ уровня разработанности проблемы активной жизненной позиции личности в СССР и ЧССР. Сделана попытка вццеления и разработки социально-психологического аспекта формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе; показана значимость использования в этом процессе социально-психологических факторов жизнедеятельности трудового коллектива (морально-психологической атмосферы, традиций, общественного мнения, авторитета и т.д.), учета социально-психологических особенностей развития личности молодого рабочего. На важность разработки вышеобозначенных проблем указывается в материалах ХХУ1 съезда КПСС и ХУ1 съезда КПЧ. Этим обусловливается научная новизна работы, ее практическая значимость. Материалы исследования составят основу конкретных рекомеедаций по совершенствованию процесса идеологической, политико-воспитательной работы с молодежью; повышению психолого-педагогической культуры партийных и молодежных работников, идеологических активистов (пропагандистов, агитаторов, наставников).
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы кафедр идеологической работы и социальной психологии и педагогики Академии общественных наук при ЦК КПСС. Основные положения, выводы и предложения диссертации доложены и обсуждены в районном комитете КПЧ в г.Мельник.
Основное содержание диссертации изложено в двух публикациях.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 219 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz