Вторник, 2024-04-16, 7:04 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения. Охремчук, Сергей Иванович бесплатно
1:49 AM
Скачать Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения. Охремчук, Сергей Иванович бесплатно

Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения

Диссертация

Автор: Охремчук, Сергей Иванович

Название: Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения

Справка: Охремчук, Сергей Иванович. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Магнитогорск, 2002 192 c. : 61 02-13/1130-2

Объем: 192 стр.

Информация: Магнитогорск, 2002


Содержание:

Глава 1 Социально-педагогическая адаптация курсантов к условиям военно-педагогического процесса, как педагогическая проблема
11 Состояние проблемы в теории и практике педагогики
12 Структурно-функциональная модель социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высших военно-учебных заведений
13 Педагогические условия социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военного учебного заведения
21 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
22 Педагогические условия реализации структурно-функциональной модели социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военного учебного заведения
23 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военного учебного заведения

Введение:

Актуальность исследования Происходящие в обществе социально-экономические изменения, политические преобразования, вызывают необходимость коренных изменений во всех сферах »сизнедеятельности общества, в том числе и в военной сфере.На сегодняшний момент, когда российская общественность подвергается серьезным испытаниям, возникает необходимость отстоять, сохранить и приумножить духовный потенциал России, ее Вооруженных Сил. В период реформирования и становления Российской армии одной из главных частей процесса является разностороннее развитие духовно- нравственных качеств военнослужащих до уровня лучших образцов российских воинских и гражданских доблестей. В настоящее время в России определена государственная политика в области военного образования, которую определяет Президент как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Министерством обороны РФ разработана программа совершенствования системы военного образования, которая является логическим продолжением предыдущих этапов развития российской военной школы, аккумулирует в себе значительный опыт теоретических исследований этой области и призвана обеспечить преемственность и целенаправленность развития системы военного образования. Она разработана в рамках реализации основных положений «Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2010г.».В связи с этим большую обеспокоенность вызывает то, что в системе образования Министерства Обороны РФ наметилась негативная тенденция увеличения количества отчисленных курсантов старших курсов военных заведений по причине нежелания учиться и острой нехватки офицерских кадров начального звена. Все это обусловило необходимость поиска новых подходов в решении такой важной проблемы, как социально-педагогическая адаптация Ф курсантов к условиям образовательного процесса в высшем военном учебном заведении.Несмотря на положительные результаты по реализации задач, связанных с адаптацией курсантов в условиях высших военных учебных заведений, в действительности практика показывает, что имеется множество проблем, которые связаны с использованием необходимых научных средств по эффективности данного процесса.Различные аспекты проблемы социально-педагогической адаптации исследовались философами, психологами, педагогами, основу которых составили труды таких ученых, как Г. М. Андреева, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.Т. Лисовский, А.В. Петровский, Л. Рубинштейн и др. ЗначительЦ ное место в разработке социально-педагогической адаптации занимают работы В.А. Беликова, Г.Г. Гранатова, Р.А. Литвак, А.В. Мудрика, А.Я, Наина, В.Д. i I Семенова и др., которые рассматривали влияние среды и других факторов на процесс адаптации. Роль положительных и отрицательных эмоций в механизмах индивидуальной адаптации человека раскрыта в работах И. В. Дубровиной, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Вопросы индивидуальных особенностей личности и механизма адаптации раскрыты учеными В.И. Андреевым, В.П. Беспалько, В.И. Слободчиковым и др. Проблемы адаптации молодежи к условиям военной службы исследовали А.Н. Глушко, И.Ф. Дьяконов, А.А. • Камышев, Ю.Ф. Кушелев, Б.В. Овчинников и др.В настоящее время получили признание исследования В.Г. МихайловII ского, Л.Г. Лаптева, В.Н. Новикова и др., в которых сформирована целостная I организационно-педагогическая основа образования личного состава Вооруженных Сил РФ. В ней утверждается необходимость акмеологопедагогического подхода и методов профессионализации военных кадров; психолого-педагогических основ, включающих концептуальные и формальноматематические модели учебно-познавательной и практической деятельности ^ военных педагогов; организационных основ, отражающих архитектонику опf тимальнои системы всесторонней подготовки и военно-профессионального развития курсантов высших военно-учебных заведений.Вместе с тем анализ проведенных исследований указывает на острую потребность в разработке теоретических и методических основ процесса социально- педагогической адаптации с учетом создавшихся условий в системе образования Вооруженных Сил РФ. На основании анализа научной военнопедагогической литературы, изученного военно-педагогического процесса высших военно-учебных заведений была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между возрастающей потребностью общества и Вооруженных Сил в личности, способной к самореализации и самоопределению, социально устойчивой, адаптирующейся в социальной среде и в недостаточной теоретической и методической разработанности основ социально-педагогической адаптации курсантов к военной службе.Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между: •необходимостью создания благоприятных условий для социально- педагогической адаптации курсантов к высшему военному учебному заведению и недостаточной разработанностью в теоретико-методическом плане основ социально-педагогической адаптации; • потребностями будущих офицеров в формировании необходимых качеств личности, способствующих успешной адаптации курсантов к новой среде '^ и отсутствии инновационных подходов, основанных на содержании педагогиf ческих технологий, ориентированных на социально-педагогическую адаптацию I курсанта; I'f • потребностями будущих офицеров в самоактуализации в новой профес сиональной среде и традиционной системой образования в высших военных учебных заведениях, направленной лишь на формирование профессиональных качеств офицера.Теоретическое и практическое значение данной проблемы и ее недостаi точная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: J «Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения».Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия успешности социально-педагогической адаптации курсантов высшего военного учебного заведения.Объект исследования - процесс социально-педагогической адаптации курсантов высших военных учебных заведений.Предмет исследования - педагогические условия, способствующие эффективности процесса социально- педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военного учебного заведения Вооруженных Сил РФ. Гипотеза исследования - процесс социально-педагогической адаптации | | курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения будет эффективным, если; • реализовать личностно-ориентированный подход как теоретикометодологическую базу развития социально-педагогической адаптации курсантов; • раскрыть и конкретизировать сущность понятия «социальнопедагогическая адаптация» курсантов и выявить особенности процесса социально-педагогической адаптации в период обучения курсантов в высшем военном учебном заведении Министерства Обороны РФ; • разработать и апробировать структурно-функциональную модель социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военноучебного заведения; • выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие решению эффективности процесса социально-педагогической адаптации курсантов: создание положительной мотивации личности курсанта к военной службе; применение комплекса интегрированных учебнопознавательных задач и заданий; формирование необходимых качеств военного специалиста у курсантов, способствующих адаптации к профессиональной деятельности.4! в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи.Задачи исследования: 1. Изучить степень разработанности проблемы социальнопедагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения.2. Определить сущность, специфику и уточнить понятие социальнопедагогической адаптации курсантов в условиях военно-учебного заведения.3. Определить уровни социально-педагогической адаптации курсантов.4. Разработать структурно-функциональную модель процесса социально-педагогической адаптации курсантов высших военных заведений.5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности процесса социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения.Методологической основой исследования являются философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития, концепция целостного подхода к личности и процессу ее формирования.Исследования в значительной степени опираются на теорию структурных систем и теорию адаптации (П. В. Алексеев, П. К. Анохин, В.А. Сластелин, В. А Петровский и др.); теорию инновационных процессов в сфере образования и воспитания (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, М.М. Паташник, А. В. Усова и др.); теорию непрерывного образования (Б. Гершунский, Г. Вершловский, В.Г. Онушкин и др.); теорию системного подхода (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В.М. Распопов, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); теорию педагогического творчества (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин и др.); теорию формирования личности педагога (В.А Беликов, Т.Е. Климова, Н.В. Кузьмина, А.Я. Наин и др.).Существенное значение в коицептуальном плане для нашего исследования имеют идеи личностно-ориентированного подхода (В.Д. Белухин, Е.В. Бондаревская, Н.Н. Нечаев и др.). В военной педагогической науке и практике для решения нашей проблемы значение имеют труды А.И. Александрова, А.В. Барабанщикова, П.А. Корчемного, Н.Г. Мирошниченко и др.Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Определено и конкретизировано современное содержание понятия социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военноучебного заведения.2. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель социально-педагогической адаптации курсантов к условиям высшего военного учебного заведения, построенная на принципах личностно-ориентированого подхода.3. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие решению эффективности процесса социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения: создание положительной мотивации личности курсанта к военной службе; применение комплекса интегрированных учебно-познавательных задач и заданий; формирование необходимых качеств военного специалиста у курсантов, способствующих адаптации к профессиональной деятельности.Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущностной характеристики и уточнения понятия «социально-педагогической адаптации курсантов» в условиях высшего военно-учебного заведения, которое мы рассматриваем как сенсорное, интеллектуальное, мотивационное и эмоциональное преобразование личности под воздействием внешних и внутренних факторов; в анализе содержания основных компонентов социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения; в теоретическом обосновании уровней социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения: ориентационнопознавательный, познавательно-закрепляющий, рефлексивно-творческий и завершающе-ориентировочный . t * т --• Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты и теоретические выводы положены в основу научнометодических рекомендаций, позволяющих научно обосновать и спрогнозировать содержание основных уровней социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения, что способствует совершенствованию профессионально-педагогической деятельности будущих офицеров, а также служащей для руководства профессорскопреподавательского состава и командиров курсантских подразделений по эффективности процесса социально-педагогической адаптации курсантов.Материалы настоящей работы могут быть использованы в педагогической практике персонала высшей военной школы, в процессе проведения учебно-методических сборов командиров и начальников всех степеней, а также при создании системы повышения квалификации и спецкзфсов. Предложенные научно-методические рекомендации позволяют научно обосновать и отработать содержание, формы и методы процесса социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военного учебного заведения.Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась нами в три этапа в течение 19932001 гг. на базе Челябинского высшего танкового командного училища, преобразованного в Челябинский танковый институт в 1998 году. Всего в эксперименте приняли участие 250 курсантов и выпускников высшего военного учебного заведения, 54 преподавателя и 27 командиров курсантских подразделений.На первом этапе (1993-1995 гг.) констатирующем - изучалась философская, военно-педагогическая и специальная литература по проблеме социально-педагогической адаптации; выявлялись пути совершенствования программы диагностики уровня готовности курсантов к военно-педагогическому процессу; сформирована рабочая гипотеза; конкретизирована цель и задачи работы; был разработан понятийный аппарат исследования.Основными методами исследования на данном этапе были: анализ учебных планов, планов воспитательной работы и программы обучения в вые^ шей военной школе; анализ состояния воинской дисциплины и успеваемости; анализ литературы; изучение педагогического опыта в аспекте исследуемой проблемы; методы опроса (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование); педагогическое наблюдение и обобщение передового педагогического опыта.На втором этапе (1995-2000 гг.) - формирующем - была проведена экспериментальная апробация системы социально-педагогической адаптации и педагогических условий ее эффективного функционирования в рамках современной высшей военной школы; уточнялась гипотеза исследования; корректировались показатели и критерии оценки опытно-экспериментальной работы; разработана структурно-функциональная модель социально-педагогической адаптаЦ ции курсантов к условиям высшего военного учебного заведения; проводился пробный обучающий эксперимент, предусматривающий проверку каждого условия; разрабатывалась и внедрялась в учебный процесс вариативная составляющая учебных планов и программ. W Основные методы исследования: теоретическое моделирование; иаблюУ дение за служебной деятельностью курсантов; прогностические методы (экспериментальная оценка, оценка, самооценка и др.); диагностические (интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.); педагогический анализ; статистические методы первичной обработки результатов эксперимента, методы математической статистики.Третий этап (2000 - 2001 гг.) контрольно-корректирующий был посвящен обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, корректировке положений; уточнялись теоретико-экспериментальные выводы; осуществлялась разработка методических рекомендаций для руководящего состава высшего военного учебного заведения, профессорско-преподавательского состава и командирам курсантских подразделений; оформлялись материалы диссертационного исследования.Методами исследования контрольно-корректирующего этапа были: качественный и количественный анализ результатов работы, математическая и и статистическая обработка данных; построение диаграмм и графиков в среде Microsoft Office, анализ и обобщение теоретических выводов.На защиту выносятся следующие положения: 1. Сущностная характеристика социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения, которая рассматривается нами как процесс формирования умений и навыков творчески организовать профессиональную деятельность в новой среде и направленный на создание социальной и культурной среды, способствующей развитию адаптационных потребностей курсантов (развитие профессионального интереса и направленности личности; принятие норм и требований военно-педагогического процесса); развитию адаптационных способностей у курсантов (формирование необходимых навыков и развитие профессионально-значимых качеств личности 11 офицеров). It ! W t if* 2. Структурно-функциональная модель социально-педагогической р^ адаптации курсантов к условиям высшего военного учебного заведения, вклюЦ ] I ' чающая: цель, содержание, средства, результат и оценку с учетом выполнения профессиональных задач, позволяющих оценить эффективность процесса социально-педагогической адаптации.3. Уровни социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения: ориентационно-познавательный, познавательно-закрепляющий, рефлексивно-творческий и завершающе-ориентировоч ный.4. Педагогические условия, способствующие эффективности социально-педагогической адаптации курсантов в условиях высшего военно-учебного заведения, включающие в себя создание положительной мотивации личности курсанта к военной службе; применение комплекса интегрированных учебнопознавательных задач и заданий; формирование необходимых качеств военного специалиста у курсантов, способствующих адаптации к профессиональной деятельности. в р Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений военно-педагогической науки: выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования; учетом требований современной теории воспитания, формирования и развития личности; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; разработкой комплекса диагностических методик; подтверждением гипотезы исследования; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием ЭВМ. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования; выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей ЧТИ и ЧГПУ (19962001 гг.), на методических совещаниях руководящего состава вуза, преподавателей и командиров курсантских подразделений (1994-2001гг.), на ученых советах Челябинского танкового института (1995-2001гг.).Проблемы диссертационного исследования докладывались на заседаниях Управления образования Сухопутных войск Министерства Обороны РФ (1996,1997г.), Главного Управления образования Министерства Обороны РФ (1999 г.), на Всероссийской научно-практической конференции "Изменяющаяся Россия: проблемы безопасности и пограничной политики" (2001 г., г. Челябинск), на городской научно-методической конференции "Научные исследования и опыт работы кафедр - основа образовательной деятельности института" (2001 г., г. Челябинск), на региональной научно-практической конференции "Задачи подготовки военных специалистов в свете новой военной доктрины РФ и пути их решения" (2001 г., г. Челябинск).Структура диссертационного исследования определена задачами работы, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографии и приложений. в Глоссарий Воеино-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.Качества личности - сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.Курсант - военнослужащий рядового и сержантского состава, а также прапорщик или мичман, обучающийся в учебной части (центре), школе, среднем или высшем военно-учебном заведении Вооруженных Сил РФ. Направленность личности система потребностей - доминант ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.Профессионально-значимые качества - постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, к себе, к труду, людям, природе, вещам; определенная система мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются, т.е. объединяет внутреннее и внешнее, выделяет и конкретизирует главное в предметном содержании и регуляции поведения.Самовоспитание это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанным потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.Социализация - процесс и результат усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества.Социально-педагогическая адаптация курсантов - есть процесс поэтапного формирования профессионально значимых качеств личности офицера, обусловленных совокупностью взаимоотношений и взаимодействием педагогов и курсантов, способствующих профессиональному самовыражению и самореализации будущего военного специалиста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 230 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz