Четверг, 2024-03-28, 3:50 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Социально-экономическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне. Вулфолк, Наталия Валериевна бесплатно
6:37 AM
Скачать Социально-экономическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне. Вулфолк, Наталия Валериевна бесплатно

Социально-экономическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне

Диссертация

Автор: Вулфолк, Наталия Валериевна

Название: Социально-экономическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне

Справка: Вулфолк, Наталия Валериевна. Социально-экономическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01, 08.00.04 Волгоград, 2000 231 c. : 61 01-8/2001-4

Объем: 231 стр.

Информация: Волгоград, 2000


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
11 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
12 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
13 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕГИОНАХ РОССИИ :
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ
21 РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
22 ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
23 ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

Введение:

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития российского общества происходит ухудшение ситуации в развитии человеческого потенциала. В настоящее время речь идет не столько о его развитии, сколько о поддержании и сохранении.К одной из принципиальных характеристик социально-экономического развития России в настоящее время можно отнести растущую дифференциацию условий обеспечения человеческого развития в различных регионах, различия между которыми по структуре экономики, ее открытости и способности к модернизации, а также по составу населения, уровню и качеству его жизни очень велики. В советский период в результате политики, направленной на повышение концентрации и специализации производства, возникли огромные диспропорции региональных экономических потенциалов. Процесс социально-экономической поляризации регионов России в конце 90-х гг. привел к их расслоению на несколько групп, ^ имеющих различные величины индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).Финансовый кризис 1998 г. и последующее экономическое развитие России показали ограниченность ресурсов, которые государство может выделить для развития человеческого потенциала и решения всего комплекса социально-экономических проблем, и доказали, что преодоление кризиса возможно только путем форсированного развития рыночных механизмов.Лишь в случае начала реального устойчивого роста производства и экономического роста в целом можно будет в полной мере осуществить программы, необходимые для сохранения и, в дальнейшем, развития человеческого потенциала страны.Экономический рост лежит в основе и создает условия для человеческого развития, в т.ч. и для роста образованности. Высокие темпы изменений, происходящих сегодня во всем мире, обусловливают необходимость и возможность получения качественного образования. it Происходящие в российском обществе глубокие экономические и j ^ политические трансформации привели к крупным изменениям в системе образования и затронули практически все ее компоненты: содержание, методы и формы обучения, приемы оценки результатов, управленческие структуры, финансирование и т.д. Поэтому в рамках проблемы исследования интересным представляется анализ ситуации, сложившейся в системе образования Волгоградской области, и новой программы развития системы образования в 2001-2005 гг., что позволяет говорить о возможности корректировки региональной структуры системы образования, а также целей и задач, стоящих перед ней.Степень разработанности проблемы. Экономический рост относится к числу тех проблем, которые актуальны и исследуемы на протяжении многих лет в трудах А. Смита, А. Маршалла, Д. Кейнса, К. Маркса, Р. Солоу, Э. Денисова, Кузнеца, А. Льюиса, К. Макконелла и Брю и др. Проблема же развития человеческого потенциала в свете этих концепций относительно I нова и вызывает живую дискуссию среди ученых-экономистов, социологов, экологов, аналитиков в области права, политологии.Так, важный вклад в процесс выработки автором концепции диссертации внесли научные труды зарубежных ученых А. Сена, А. Печчеи, Э. Пестеля, Д. Мюрдаля, П. Ромера, Р. Лукаса и ряда других, посвященные современным аспектам общественного развития, прогресса и роста.Вопросы развития человеческого потенциала и его компонентов (здоровья и продолжительности жизни, уровня образованности и материального уровня жизни) во всем многообразии составляющих их аспектов освещены в трудах таких российских ученых, как Е. Ясин, Глазьев, Л. Якобсон, Иванов, Е. Андреев, Н. Баркалов, Валентей, Рощин, А. Саградов, Н. Римашевская. Свой вклад в исследование региональных аспектов проблемы развития социально-экономической системы внесла школа волгоградских ученых-экономистов - О. Иншаков, Л. Васюнина, И. Шабунина, О. Ломовцева и др. I *-.Особое значение при написании работы имели издаваемые Организацией Объединенных Наций всемирные и национальные доклады о человеческом развитии, различные программы, реализуемые под эгидой мирового сообщества.Несмотря на растущее число исследовательских работ в области развития человеческого потенциала и составляющих его компонентов, данная проблематика, будучи очень многогранной и сложной, требует постоянных системных разработок и исследований при анализе влияния отдельных факторов на состояние человеческого потенциала, их взаимодействия между собой.Научная актуальность и практическая значимость комплексного изучения данной проблематики предопределили выбор темы настоящего исследования, его целей и поэтапных задач.Целью диссертационного исследования является анализ количественных и качественных составляющих человеческого потенциала и щ подходов к его оценке на региональном уровне и основных направлений преодоления спада их развития и дальнейшего роста в России.Поставленная цель потребовала решения следующих задач: • обобщить и систематизировать концептуальные подходы к определению экономического роста и развития, основные критерии, современные условия и средства его достижения; • выявить факторы, оказывающие непосредственное воздействие на состояние человеческого потенциала и его компонентов как на страновом, так и на региональном уровнях; • определить общее и особенное в понятии человеческого потенциала на страновом и региональном уровнях; • предложить методические подходы к оценке человеческого потенциала и его развития на региональном уровне; • оценить ситуацию, складывающуюся в отношении развития человеческого потенциала и его составляющих в России и ее регионах; 'Г • определить роль и место образовательной подсистемы в формировании важнейших компонентов человеческого потенциала и основные направления развития регионального образовательного пространства.Объектом исследования является человеческий потенциал региона и система институтов и институций, участвующих в его формировании и развитии.Предметом исследования являются свойства человеческого потенциала и система социально-экономических отношений по поводу его формирования и развития на различных уровнях управления.Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные классические и современные труды зарубежных и российских экономистов, управленцев, социологов, политологов, экологов, программные и прогнозные разработки государственных федеральных и региональных органов власти и управления.При рассмотрении уровня развития человеческого потенциала в различных регионах России применялись воспроизводственный и системный подходы, конкретизированные структурно-функциональным, экономико-статистическим, монографическим методами исследования.Эмпирической базой исследования и обеспечения доказательности концептуальных положений работы стали: статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ и региональных органов статистики; экспертные оценки и разработки российских и зарубежных ученых различных направлений науки; статистические данные, эксклюзивные и переводные материалы Программы Развития Организации Объединенных Наций, публикации в научной литературе и периодической печати, а также авторские исследования и расчеты.Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: 1. Человеческий потенциал представляет собой системную характеристику '^ (оценочную и прогностическую) определенного типа социально-экономической общности людей, с одной стороны, и совокупности личностных потенциалов членов социума - с другой. Его экономическое содержание обусловлено функционированием человеческого капитала как фактора производства при определенном уровне достигнутого благосостояния общества, что в современных условиях социализации, гуманизации, информатизации, экологизации и глобализации региональных хозяйственных систем выдвигает развитие человеческого потенциала в качестве главной цели экономического роста.2. Современные тенденции рыночной трансформации в России обусловливают необходимость поддержания и сохранения человеческого потенциала, что требует системы экономических, административных, правовых и фискальных методов, адекватных стратегическим приоритетам инвестирования, обеспечивающего устойчивый экономический рост при такой динамике человеческого потенциала, которая обеспечивает: а) сохранение и поддержание его ранее созданных конструктивных элементов; б) формирование адаптационных элементов, соответствующих изменениям, происходящим в среде; в) развитие и наращивание перспективных элементов стратегического назначения.3. В методическом аспекте в системе показателей оценки состояния и развития человеческого потенциала выделяются непосредственные -продолжительность жизни, уровень образования и уровень доходов, и опосредованные (косвенные) показатели - состояние рынка труда, институционально-финансовой среды, экономического потенциала и инвестиционной привлекательности региона, сочетание которых позволяет дать наиболее точную качественно-количественную оценку состояния человеческого потенциала на региональном уровне. i 4. Развитие человеческого потенциала обусловлено процессами социализации личности в постоянно меняющейся среде. Условием роста горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций выступает реформирование системы образования, отвечающее стратегическим целям развития российского общества. Региональная специфика развития системы образования проявляется в реализованных структуре, функциях, уровнях, специальностях, программах образования, рационализация которых становится актуальной задачей развития человеческого потенциала в регионе.Научная новизна исследования состоит в следующем: • уточнено понятие человеческого потенциала" в социально-организационном, экономическом, социально-экологическом, демографическом, экзистенциальном контекстах для обоснования системы государственного и рыночного регулирования его формирования и развития; • выявлены факторы развития человеческого потенциала, учитывающие ожидаемую продолжительность жизни, уровень развития образования, доходов населения, состояние рынка труда, институционально-финансовой среды и инвестиционного климата, экономический потенциал региона и предложен методический инструментарий их диагностики и оценки; • введено понятие «образовательное пространство региона» как обеспечивающее адаптивность и стратегическую гибкость человеческого потенциала к изменениям внешней среды, включающее в себя различные уровни и формы образования, его организационно-функциональную структуру, направления, специальности и программы подготовки в их системном многообразии и взаимодействии; • проведена диагностика и оценка уровня развития человеческого потенциала и его составляющих в Волгоградской области, что позволило конкретизировать стратегические приоритеты развития системы образования: повышение качества; диверсификация и вариативность; внедрение регионального компонента содержания; проведение научно-исследовательских работ и инновационных проектов и др.; • предложена структурно-логическая схема согласования институциональных полномочий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой образования, направленных на реализацию программно-целевой поддержки.Теоретическая и практическая значимость. Разработка концепции человеческого развития и ИРЧП позволила сформулировать качественно новый подход к пониманию общественного прогресса, и предложить значительно более емкий его индикатор, чем ВВП, для ранжирования стран и регионов по уровню человеческого развития, оценки его динамики в стране или регионе, сопоставления достижений в различных аспектах измерений человеческого развития. Сравнение индексов продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни дает возможность выявить приоритетность программ человеческого развития.Апробация диссертационного исследования проводилась на региональных, всероссийских и международных конференциях, семинарах, «круглых столах» в период с 1998 по 2000 гг. в городах Волгограде, Москве, Пензе.Предложения и рекомендации, разработанные в процессе исследования тематики, нашли применение при подготовке проекта региональной программы развития системы образования.Отдельные положения и выводы автора внедрены в учебных дисциплинах «Менеджмент социальной работы», «Экономика социальной работы», «Педагогика» на юридическом и экономическом факультетах Волгоградского государственного университета.По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,7 п.л.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 282 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz