Суббота, 2024-04-27, 1:40 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре. Михайлова, Евгения Владимировна бесплатно
11:04 PM
Скачать Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре. Михайлова, Евгения Владимировна бесплатно

Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре

Диссертация

Автор: Михайлова, Евгения Владимировна

Название: Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре

Справка: Михайлова, Евгения Владимировна. Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 / Михайлова Евгения Владимировна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств] - Барнаул, 2009 - Количество страниц: 160 с. Барнаул, 2009 160 c. :

Объем: 160 стр.

Информация: Барнаул, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 «Модель мира» в парадигмах гуманитарных исследований
§1 Понятие «модель мира»: историографический и концептуальный аспекты
§2 Вариант конструирования модели мира в магических практиках архаических культур
§3 Модель Вселенной в наследии архаических цивилизаций
Глава 2 Специфика художественного воплощения модели мира в наследии русской традиционной культуры
§ 1 Символические составляющие модели мира в формах русской традиционной культуры
§2 Семантика символов «вертикали» и «горизонтали» модели мира в формах русской традиционной культуры
§3 Категория «пути» в русской традиционной культуре
§4 Общее и особенное в воссоздании модели мира в русской традиционной культуре и наследии архаических цивилизаций

Введение:

Актуальность исследования. На рубеже XX—XXI веков в гуманитарных науках отчетливо заметен процесс переосмысления духовно-художественного наследия архаических и традиционных культур. Великие археологические открытия XIX—XX веков опровергли долго доминировавшую в западноевропейской науке концепцию эволюционного развития человечества, а новейшие исследования в области мифологии и фольклора (А. Пелипенко, А. Чучина-Русова, К. Хюбнера и других) доказывают, что эти феномены не только представляют интерес с точки зрения анализа специфики архаического и традиционного сознания, но содержат элементы рациональности, вполне актуальной для современной фундаментальной науки и бытовой и ритуальной культуры.
Изменения культурных и художественных стилей и направлений, формирование новых гипотез о строении и происхождении мира в динамике культуры вполне естественны и неизбежны. Тем не менее, в череде изменяющихся явлений культуры очевидна цепочка преемственности, изучение которой позволяет обнаружить мировоззренческий фундамент культуры - ее сакральное ядро (Р. Бенедикт, Ю.М. Лотман, В. Найдыш, Р. Редфильд и другие), сохраняющее этническую целостность культуры посредством действия защитных механизмов: наличие комплекса универсальных символических обрядов, обладающих качеством полисемантичности, и устойчивость традиции. Одной из важнейших составляющих сакрального ядра культуры является принципиальный для любого этноса блок информации об устройстве мира - места обитания человеческого сообщества, прежде всего этнического. В современной гуманитаристике этот блок информации получил определение «картина мира», или «модель мира» и интерпретируется как концепт, составляющий одну из важнейших культурных констант этноса: макро- и микромиры устроены по принципу голограммы, где любая малая часть несет в себе содержание целого.
Изучение духовно-художественного наследия традиционных культур с точки зрения содержащегося в нем универсального типа рациональности и специфики его художественного оформления вполне продуктивно и обеспечивает объективность выводов в том случае, когда культура сохраняет традицию и в современном обществе. В случае серьезного размывания традиции исследователю приходится иметь дело с поздно (в XVIII-XX веках) записанными текстами, где вариативность как органичная особенность традиционной культуры затемняет инвариант.
Это обстоятельство еще более актуализирует исследования традиционного мировоззрения и способов его художественного воплощения в различных формах и текстах культуры (в данном случае — русской традиционной культуры).
Степень научной разработанности проблемы. Исследования, имеющие прямое или косвенное отношение к теме диссертационного исследования, можно систематизировать по нескольким направлениям:
1. Философские исследования, посвященные анализу концепта «модель мира». Это работы М. Хайдеггера, А. Уайтхеда и других, фундаментально проанализировавших основные содержательные оттенки концепта в пределах разных философских направлений и доказавших универсальность концепта «модель мира» для разных областей научного знания. В исследованиях М.Г. Корсунцева содержится определение интересующего нас понятия и описание процесса моделирования как фундаментального для человеческого сознания упорядочивания частей в целое.
Работы А. Косарева имеют отношение не только исследованию базового понятия «модель мира», но и рассматривают его на материале русской традиционной культуры.
Большое значение для исследования имеют изыскания в области философского понимания концепта «модель мира» В.М. Найдыша, И.В. Андреевой и других.
2. Культурологические исследования, в частности, А.Я. Гуревича,
В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, А.Я. Флиера и других, где на материале разных типов культур, различных культурных текстов восстанавливается художественно представленная горизонталь и вертикаль мира, запечатленного в слове авторского или фольклорного произведения.
3. Исследования в области традиционной культуры. Работы В.П. Аникина, A.M. Асова, А.Н. Афанасьева, В.И. Даля, В.Я. Проппа, П.П. Червинского, А.В. Юдина и других позволили определить специфику волшебной сказки и заговорного текста как феноменов русской традиционной культуры; выделить основные символические образы, составляющие в совокупности модель мира; выявить основные сюжеты, где эта модель представлена в наиболее отчетливом варианте.
В эту же группу включаются работы ведущих специалистов в области изучения вербального наследия архаических цивилизаций: Э. Баджа, Г. М. Бонгард-Левина, Т.П. Григорьевой, В.И. Гуляева, М.И. Кравцовой, К. Леви-Строса, В.В. Малявина, М. Матье, М. Элиаде и других. Указанные авторы, исследуя мифопоэтические, сказочные (тесно связанные с мифом) тексты, заговорную традицию и специфику заговорного текста древних культур, позволили осуществить сравнительный анализ образов, элементов сюжета произведений глубокой архаики и соотносимых с ними в жанровом отношении произведений русской традиционной культуры.
4. Четвертую группу исследований составили работы, посвященные исследованию феномена магического в культуре и магическим жанрам архаических культур, в частности. Это работы С.Е. Гречишникова, Ю.М. Лотмана, В. Тернера, С.А. Токарева, Д. Фрезера, Т.В. Цивьян и других. Обращение к данному блоку исследований обусловлено, во-первых, включением в источниковую базу жанра заговора, и, во-вторых, фактом обязательного наличия элементов сверхъестественного в волшебной сказке.
5. Работы этнолингвистов, этнологов Р. Редфильда, Ф. Боаса, С.В. Лурье и других отражают специфику понимания «модели» и «картины мира». Они рассматривают названные понятия через призму ментальных особенностей этносов и считают, что модель мира не только содержит информацию об этносе, но и выполняет функцию адаптации.
6. Источники, составляющие базу исследования, представлены текстами волшебных сказок из собрания А.Н. Афанасьева и тексты заговоров академика И.П. Сахарова.
Объемная и разноплановая литература по исследуемой теме позволила обнаружить следующее противоречие: собран и систематизирован колоссальный материал по символическому оформлению модели мира в магической культуре и мифологии архаических цивилизаций, но специфика символико-семантических элементов модели мира в устном творчестве русской традиционной культуры не определена.
Данное противоречие обусловило цель исследования: выявить специфику художественно оформленной модели мира в формах русской традиционной культуры (на материале волшебной сказки и заговора).
Объектом исследования является модель мира в русской традиционной культуре.
Предметом исследования является специфика символико-семантических компонентов модели мира в русской традиционной культуре (на материале волшебной сказки и заговора).
В соответствии с целью исследования в работе сформулированы следующие задачи:
1. Обосновать продуктивность использования понятия «модель мира» в культурологических исследованиях различных составляющих традиционной культуры;
2. Определить место вербальных жанров в магической культуре;
3. Рассмотреть варианты конструирования модели мира в архаических цивилизациях как исходных для наследующих их традиции культур;
4. Выявить специфическую символику и семантику компонентов модели мира в русской традиционной культуре (волшебной сказке и заговоре);
5. Выделить основные элементы и символы модели мира по горизонтали и вертикали в формах русской традиционной культуры;
6. Установить наличие общих для архаических цивилизаций и русской традиционной культуры мотивов и символов, составляющих модель мира.
Методологическая основа исследования. Системный анализ применялся при анализе текстов волшебной сказки и заговора, где символические образы существуют как элементы системы :и лишь в совокупности, обеспечивающей систему, составляют модель мира. Сравнительно-исторический метод применялся при исследовании динамики русской традиционной культуры и символических смыслов основных образов и элементов сюжета.
Проблемно-логический метод позволил установить преемственность основных символических образов, составляющих модель мира, в хронологической и культурно-географической локализации.
При анализе текстов культуры использовался метод реконструирования.
Серьезное методологическое значение для диссертационного исследования имели идеи В.В. Иванова, Ю.М. Лотмана, A.M. Мелетинского, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Выявлены основные мировоззренческие компоненты: художественное воплощение категорий времени и пространства, символы и коды, образы и персонажи, в совокупности представляющие модель мира в словесных жанрах русской традиционной культуры (волшебной сказке и заговоре).
2. Определены основные символические компоненты модели мира: яйцо, остров, вода, дерево, которые в жанре заговора представляют целостную модель, а в жанре волшебной сказки — ее фрагменты, позволяющие реконструировать модель мира.
3. Доказано, что символическим образам — фрагментам модели мира присуща сакральная природа и, следовательно, они имеют отношение к магической культуре древности. Объединяющим мотивом, позволяющим реконструировать (сказка) или воспроизвести (заговор) модель мира, является мотив «пути-путешествия», осуществляющего функцию медиатора между сакральными и профанными областями модели мира.
4. Установлено, что модель мира, представленная в русской волшебной сказке и заговоре, имеет трехчастную организацию по вертикали и пятичастную по горизонтали, где центр обладает всеми признаками самостоятельности.
5. Обнаружены общие для словесных жанров русской традиционной культуры и текстов архаических цивилизаций мотивы и символы, составляющие модель мира; выявлено общее и особенное в приемах оформления сакрального пространства. Сравнительный анализ русской волшебной сказки и заговора с соотносимыми жанрами архаических цивилизаций показал, что универсальными жанровыми образами-символами являются вода, дерево, гора (камень), что приводит к выводу о единой основе космологического моделирования. Вместе с тем, обнаружены специфические для русского прозаического фольклора образы: например, камень-указатель; особенность оформления мотива бытования души вне тела и соединение этого мотива с оформлением модели мира (цикл сказок о Кощее Бессмертном); остров-Буян, где находится «то, не знаю, что» и т.д. На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ текстов волшебной сказки и заговора показал, что генетическое родство с мифом и мифологической моделью мира наиболее характерно для этих жанров. Так, заговорный текст сохранил целостную сакральную информацию о строении мира (его космологической модели). Символические образы волшебной сказки позволяют реконструировать модель мира, совпадающую с представленной в заговоре.
2. Исследование текстов волшебной сказки и заговора позволило выделить основные компоненты модели мира: яйцо, вода, остров, дерево. Названные образы-символы оформляют сакральное пространство, маркируют положительные и отрицательные уровни космологической модели.
3. Изучение системы магического знания позволило определить характер связи волшебной сказки и заговора с вербальными формами магии, проследить процесс относительной автономизации фольклорных жанров. При этом отмечено, что заговор сохраняет специфику качественной градации магического знания на «белую» и «черную», а сказка восходит преимущественно к формам «белой» магии.
4. Сакральная информация о космологической модели, сохранившаяся в волшебной сказке и заговоре, включает в себя представления о строении мира по вертикали и горизонтали, о профанном и сверхъестественном, о системе этнических ценностей. Следовательно, модель мира, представленная в вербальных жанрах русской традиционной культуры, имеет непосредственное отношение к сакральному ядру культуры.
5. Мотив «пути-путешествия» в волшебной сказке и заговоре осуществляет функцию медиатора между сакральными и профанными элементами модели мира. Этот мотив является не только универсальным сюжетообразующим приемом, но и позволяет декодировать семантику элементов модели мира. Отсюда мотив «пути» может рассматриваться как мифологема движения, обозначающая относительное единство областей мироздания, с одной стороны, и указывающая «способы проникновения» в сакральные области — с другой.
6. В русских вербальных формах (волшебной сказке и заговоре) область «центра» в горизонтали космологической модели имеет самостоятельное значение — самой сакрализованной области, где могут совершаться наиболее фундаментальные события. Основными символами, маркирующими центр, являются остров, гора, дерево.
7. Сравнительный анализ русской волшебной сказки и заговора с соотносимыми жанрами архаических цивилизаций показал, что универсальными жанровыми образами-символами являются вода, дерево, гора (камень), что приводит к выводу о единой основе космологического моделирования. Вместе с тем, обнаружены специфические для русского прозаического фольклора образы: например, камень-указатель; особенность оформления мотива бытования души вне тела и соединение этого мотива с оформлением модели мира (цикл сказок о Кощее Бессмертном); остров-Буян, где находится «то, не знаю, что» и т.д.
Теоретическая значимость исследования.
Исследование доказало, что в формах русской традиционной культуры (волшебной сказке и заговоре) сохранилась и продолжает транслироваться архаическая модель мира, восходящая к эпохе славянского язычества и, вероятнее всего, к периоду индоевропейской общности. Универсальные компоненты выявленной космологической модели подтверждаются данными народного декоративно-прикладного творчества, элементами ритуально-обрядовой культуры.
Эксплицированное понятие «модель мира» отражает сложные междисциплинарные связи между философией, культурологией, этнологией, лингвокультурологией, этнографией и фольклористикой.
Эксплицированное диссертантом понятие «модель мира» может использоваться в теоретических исследованиях традиционных культур.
Практическая значимость исследования.
Наблюдения и выводы, представленные в диссертации, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников культуры и искусства; в этнокультурных центрах и научно-методических лабораториях по изучению проблем народной художественной культуры и фольклора, в частности.
Материалы диссертации использовались при разработке и чтении курсов «Устное народное творчество», «Народная художественная культура», «Мифология».
Апробация исследования.
Основные положения диссертации были представлены и обсуждались на следующих научных конференциях: международного статуса: «Формирование научной картины мира человека XXI в.» (Горно-Алтайск, 2006); «Россия-Германия: диалог культур, взаимопонимание наций» (Барнаул, 2006); «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 2007); «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул, 2007); и региональных «Информационные ресурсы, культура, искусство, образование: традиции и современность» (Барнаул, 2008); «Информационные ресурсы, культура, искусство, образование: традиции и современность» (Барнаул, 2009).
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре теории и истории художественной культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем текста 160 страниц, таблиц 10, схем 11. Список литературы включает 144 наименования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 279 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz