Пятница, 2020-10-30, 2:03 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке. Акишина, Екатерина Михайловна бесплатно
4:22 AM
Скачать Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке. Акишина, Екатерина Михайловна бесплатно

Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке

Диссертация

Автор: Акишина, Екатерина Михайловна

Название: Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке

Справка: Акишина, Екатерина Михайловна. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 Москва, 2003 268 c. : 61 03-17/122-7

Объем: 268 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

ГЛАВА I: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ С
1 Из истории семиотики С
2 Проблемы музыкальной семиотики в смежных науках (философия, эстетика, лингвистика) С
3 Семиотические подходы в музыковедении С
4 Семиотическая проблематика в работах российских музыковедов 1990-х гг С
ГЛАВА II: ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ А ШНИТКЕ СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАКА С
1 Первостепенная роль символа а) символы общемузыкальные б) символы индивидуально-авторские С
2 Этические понятия «добро и зло» как основа символики в творческом мышлении композитора а) Символика зла Зло инфернальное, или «Das Bose» Зло как «сломанное добро» б) Символика добра Катарсис как добро высшее Contritio (покаяние) как добро человеческое С
ГЛАВА III: СЕМАНТИКА ИКОНА И ИНДЕКСА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А ШНИТКЕ С
1 Особенности иконической стороны в музыке А Шнитке С
2 Эмоциональные процессы С
3 О специфике индекса С

Введение:

Данная диссертация посвящена выявлению семантических особенностей музыки А. Шнитке.Актуальность темы исследования. Творческое наследие А. Шнитке уже получило в музыкальной науке освещение, вполне достойное для крупнейшего композитора второй половины XX столетия.Здесь - капитальные монографии [Холопова, Чигарёва, 1990; Ivashkin, 1996], беседы и диалоги с автором, выявляющие уникальные черты его личности, художественную концепцию его музыки в целом и особенности замысла и истории создания отдельных произведений [Ивашкин, 1994; Холопова, 1990; Цыпин, 1999; Шульгин, 1993], многочисленные исследования, посвященные жанрово-стилистическим проблемам творчества композитора и частным особенностям его музыкального языка [Бобровский, 1990; Вартанова, 2001; Васильева, 2000; Демченко, 2001; Дъячкова,. 2001; Ивашкин, 1995, 1999; Казурова, 1999; Кочанова, 2001; Пономарев, 1999; Рыэюкин, 1990, 1999; Савенко, 1981, 1991; Севостьянова, 2000; Христиансен, 2000;Чг/гарёва, 1997, 1989; Cholopowa, 1994; Sawenko, 1990] (литература по проблемам музыкальной семиотики отдельно рассматривается в I главе диссертации). Бесспорно, что в подавляющем большинстве музыковедческих работ А. Шнитке предстает как композитор-философ, для которого музыка является необходимым способом интонационноэмоционального «озвучивания» мысли с очевидно повышенной степенью знаковости и символичности выражения. Однако, как это ни парадоксально, творчество А. Шнитке до сих пор в полной мере не представало в свете методологических принципов и понятийного аппарата той науки, которая видится нам необходимой для определения особенностей художественного мира композитора, а именно - музыкальной семиотики. Вместе с тем, необходимо принять во внимание и то положение вещей, при котором семиотика и ее важнейшая составляющая часть - семантика, оказывая мощное влияние на сферу современного гуманитарного знания, в своих музыковедческих интерпретациях выглядит весьма противоречиво. Закономерно возникает потребность в упорядочивании основных понятий и категорий музыкальной семиотики ради дальнейшего развития и уточнения новых методов музыковедческого анализа.Таким образом, формулируя главную цель диссертации представить творчество А. Шнитке в контексте семиотических проблем изучения музыкального искусства, - прежде всего нужно разрешить важнейшую частную задачу: выявить те концептуальные положения музыкальной семиотики, которые, на взгляд автора, наиболее соответствуют и специфике европейской музыки Нового времени в целом, и творчеству А. Шнитке в частности. Отсюда вытекает структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех Глав, из которых первая целиком посвящена обзору литературы и анализу семиотических концепций музыки, Заключения, Библиографии и Приложения, состоящего из нотных примеров и некоторых литературных текстов, использованных А. Шнитке.Новые положения диссертации, выносимые на защиту: 1.Впервые в полном объеме осуществляется проекция на творчество А. Шнитке важнейшей составляющей современной теории музыкального содержания — семиотической триады знаков Ч. Пирса (икон, индекс, символ) в избранной автором их музыковедческой интерпретации.2.Разветвленно выявляется специфика каждого из семиотических знаков у А. Шнитке. В частности, дается подробная классификация символов, сам же символ рассматривается как ведущий семиотический знак в творчестве этого композитора З.Новым является выдвигаемое положение о всеобщей для семантической картины творчества А. Шнитке этической диаде добра и зла, представленной практически во всех способах знаково-значимых проявлениях музыки композитора.4.0собое внимание в диссертации уделяется исследованию эмоциональной стороны творчества А. Шнитке, столь необходимое на общем фоне недостаточной теоретической изученности эмоций в музыке. При этом рассматриваются эмоции-состояния (как связанные с европейской традицией, так и принципиально новые) и эмоциональные процессы.5.Впервые указывается на наличие в музыке А. Шнитке особой сферы изобразительности - области незримого (духовно прозреваемого).Практическая ценность исследования. Полученные результаты диссертации могут быть использованы в специальных учебных курсах «Анализ музыкальных произведений», «Музыка как вид искусства», «Теория музыкального содержания», в курсах истории отечественной музыки. Возможно, они окажутся полезны для исполнителей разных специальностей, стремящихся точнее представлять и ярче передавать сложную образно-семантическую палитру современной музыки, а также найти отражение в научно-педагогической деятельности музыковедов-исследователей, заинтересованных в овладении новыми методами содержательного анализа музыкального искусства, которые становятся с каждым годом все более актуальными.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 178 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz