Пятница, 2024-04-26, 10:45 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников. Каминская, Татьяна Юльяновна бесплатно
8:55 PM
Скачать Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников. Каминская, Татьяна Юльяновна бесплатно
Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников

Диссертация

Автор: Каминская, Татьяна Юльяновна

Название: Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников

Справка: Каминская, Татьяна Юльяновна. Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Каминская Татьяна Юльяновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] - Москва, 2010 - Количество страниц: 235 с. Москва, 2010 235 c. :

Объем: 235 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Актуальность исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Гипотезы:
Задачи исследования:
Методологическая основа
Методы исследования
Достоверность
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Практическая значимость
Положения, выносимые на защиту
Глава 1: «Проблема изучения возрастных особенностей Образа-Я учащихся в психологопедагогической литературе»
§1 Анализ понятийного аппарата и методов изучения Образа-Я
§2 Анализ работ по изучению возрастных особенностей развития Образа-Я
§3 Теоретические предпосылки построения эмпирического исследования
Глава 2: «Эмпирическое исследование возрастных особенностей развития Образа-Я у учащихся»
§1 Цели и задачи эмпирического исследования, выбор испытуемых
§2 Принципы построения специального варианта ценностно-нормативной методики
ЦНМ) для изучения возрастной динамики в развитии Образа-Я
§3 Принципы обработки ценностно-нормативного метода исследования при изучении особенностей формирования Образа-Я
§4 Обсуждение результатов
Выводы

Введение:

Актуальность исследования
В истории философии, психологии и педагогики всегда был актуален вопрос о личности, ее составляющих, в частности, о том каким себя представляет человек, каков его Образ-Я. И здесь же возникает вопрос о том, как влияет Образ-Я на поведение человека, как используется это образование в жизнедеятельности человека? Как присваиваются и используются материальные и духовные ценности, которые преподаются в процессе школьного обучения? Ведь важно не только познать Образ-Я ребенка, но и узнать, а что с этим делать, стоит ли учить чему-то новому. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных этой проблеме, говорит о том, что пока наблюдается недостаток данных о генезе и функционировании Образа-Я, как регулятора жизнедеятельности человека в целом. Пробелы в этих знаниях во многом тормозят создание для них эффективных, научно обоснованных программ развития и психологического сопровождения.
Проблема изучения Образа-Я не является новой в психологической литературе. Накоплен материал о содержании Образа-Я и его структуре (Р. Берне [14], Л. Венгер [28], У. Джемс [44], И. Кон [76-79], Е. Климов [74], Ч. Кули [83], Дж.Мид [194], А. Налачджан [107], С. Пантилеев [116], М. Розенберг [197], Е. Соколова [144-145], И. Чеснокова [166], Т. Шибутани [169], S. Epistein [185], P. Lecky [190], W. Strein [198] и др.). Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании своего «Я» (Р. Берне[14], Л.Божович [20-22], Г. Залесский [49-58], Р. Крайг [80], И. Чеснокова [166], W.J. Livesley, В. Bromley [191] и др.). Служил предметом специального психологического исследования и вопрос об уровнях развития Образа-Я (И. Кон [76-79], В. Мейли [101], Р. Мерлин [99], М. Розенберг [197] и др.), овладение которыми в разных возрастных группах может означать не только знание своего «Я», но и готовность его реализовать. В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения Образа-Я, или его компонентов.
Данная работа была выполнена в рамках сформулированного Г.Е. Залесским ценностно-деятельностного подхода, когда в качестве предмета изучения выступают ценностные (мотивационные) образования личности, к которым относится Образ-Я. В рамках ценностно-деятельностного подхода выделяется два компонента Образа-Я — когнитивный и мотивационный. Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе, что в целом соответствует традиционному представлению об Образе-Я в психологии. Мотивационный блок представляет собой связь Образа-Я как когнитивного образования с ценностно-мотивационной сферой личности[58].
Однако вопрос о роли мотивационного компонента Образа-Я недостаточно исследован. При этом ряд авторов подчеркивает, что в процессе жизнедеятельности у человека формируется некоторое стабильное психическое образование — образ самого себя, позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать (Андреева Г.М.[5]; Бурменская Г.В. [25]; Захарова А.В.[60]; Карабанова О.А., [68]; Мухина B.C. [104]; Обухова Л.Ф. [110]; ОрестоваВ.Р. [113]; ОлесикА.М., [111]; И. Чеснокова [166]; М. Розенберг [197] и др.).
Вместе с этим, при достаточно большом количестве материалов о механизме связи типов ценностно-смысловой ориентировки (ЦСО) с особенностями развития самосознания, самооценки (А.С. Герасимова [36], Г.Е. Залесский [49-58], Н.В. Зубова [65], Н.В. Куприянова [84],
Г.П. Редя [132], Е.Б. Редькина [58]), отсутствуют данные о влиянии разных типов личного способа ценностно-смысловой ориентировки (ситуативный, конформный, мировоззренческий) на формирование и развитие Образа-Я.
Недостаточно изученным остается вопрос и о способах выделения уровней развития Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов, показателей выделения этих уровней, которые в литературе представлены в виде основных этапов формирования обобщенных и иерархизированных представлений о себе и своих качествах. В методиках изучения развития «Я» роль мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) учтена недостаточно, а данные о содержании выделяемых личностных качеств раскрываются без опоры на мотивацию.
Объект исследования
Развитие самосознания личности.
Предмет исследования
Характер связи между когнитивным и мотивационным компонентами Образа-Я, условия формирования качеств Образа-Я как ценностно-смысловых образований личности.
Цель исследования
Цель исследования — выявление возрастных особенностей формирования Образа-Я в единстве взаимодействия двух компонентов — когнитивного и мотивационного (связь Образа-Я с мотивацией).
Гипотезы:
1. Существуют возрастно-психологические особенности развития Образа
Я, обусловленные его мотивационным компонентом:
• Развитие «Я» в младших классах (2-4-й классы) обусловлено развитием только когнитивного компонента Образа-Я.
• Формирование мотивационного компонента Образа-Я начинается в средней школе (4-6-й классы) и обусловлено осознанием связи качеств с деятельностью целеполагания.
• В старших классах Образ-Я может выполнять функцию регулятора поведения.
2. Для достоверности целесообразно изучать Образ-Я школьников в конкретной деятельности, что обусловлено зависимостью выделяемых учащимися личностных качеств от ситуации.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ и оценка предлагаемых в психологической литературе подходов к изучению проблемы возрастных особенностей развития Образа-Я, роли мотивационного компонента в функционировании этого образования.
2. Разработка диагностической ценностно-нормативной методики (ЦНМ) исследования Образа-Я во взаимодействии двух компонентов.
3. Анализ особенностей развития Образа-Я у учащихся разных возрастных групп, характера связи между его когнитивным и мотивационным компонентами.
4. Анализ качеств Образа-Я заявленных учащимися вне деятельности и в ситуациях конфликтного общения у детей школьного возраста.
Методологическая основа
Методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности (о деятельностном характере психологических процессов, условиях их выработки); учение о роли ориентировочной деятельности, ее мотивационного компонента в формировании понятий и действий с ними (Гальперин П.Я. [32-34], Талызина Н.Ф. [151]), данные ценностно-деятельностной концепции о наличии тесной связи между характером ценностно-смысловой ориентировки личности и особенностями ее убеждений, ориентаций, качеств (Залесский Г.Е. [49-58]).
Методы исследования
Исследование проводилось методом возрастных срезов. В качестве конкретных диагностических методик использовались: специально разработанные опросники, направленные на выявление уровней сформированности когнитивного компонента Образа-Я; структурированное интервью, основанное на составленном предварительно опроснике; авторский вариант ЦНМ, позволяющий оценить мотивационную значимость выделяемых качеств Образа-Я (насколько эти качества выполняют функцию ориентиров при выборе поведения в конфликтных ситуациях), а также позволяющий сформулировать критерии выделения уровней сформированности Образа-Я в единстве взаимодействия когнитивного и мотивационного компонентов; включенное наблюдение и беседа.
Достоверность
Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической обоснованностью выдвинутых гипотез, репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки (N=352), комплексным характером исследования, сочетанием адекватных методов статистической обработки полученных данных с их качественным анализом.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
1. В работе впервые проведен анализ предлагаемых в литературе подходов к изучению роли мотивационного компонента (связи Образа-Я и поведения) в развитии Образа-Я.
2. Получены данные, свидетельствующие о необходимости учитывать при изучении Образа-Я, мотивационный компонент, то есть уровень применения качеств в ЦСО (выполняют ли они в сознании учащихся роль личностных ценностей, как регуляторы оценки ситуаций, выбора целей и способа поведения в них).
3. Впервые выделены возрастные особенности развития Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов, получены данные о приобретении качествами статуса регуляторов поведения в подростковом возрасте.
4. Показано расхождение в описании качеств Образа-Я в зависимости от типа деятельности («присущих вообще» и в конкретной ситуации), из чего вытекает целесообразность ставить учащихся в конкретные ситуации при изучении Образа-Я.
5. Подтверждена возможность и целесообразность распространения ценностно-нормативного метода диагностики (Г.Е. Залесский) для изучения особенностей формирования Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов.
Практическая значимость
1. Разработанный и апробированный авторский вариант ЦНМ может быть использован для диагностики возрастных особенностей становления Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов.
2. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в средних образовательных учреждениях, при построении личностно-ориентированного обучения, а также в обучающих программах по педагогической, возрастной и социальной психологии при обучении студентов-психологов, педагогов и социальных работников.
Положения, выносимые на защиту
1. Качества, входящие в Образ-Я, начинают выполнять роль ценностносмысловых образований в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте эти качества не имеют побудительной силы. В раннем подростковом периоде качества выступают как побудители, источники активности, и затем у школьников с 6-го и по 11-й класс, происходит включение их в структуру ценностно-смысловой ориентировки, качества начинают играть роль ценностей.
2. Без специального формирования у учащихся Образа-Я, личностные качества, выделяемые как положительные, не всегда включаются в структуру личностных ценностей, а потому не участвуют в ценностно-смысловой ориентировке, не являются критерием выбора способа поведения.
3. При построении методик по изучению Образа-Я необходимо руководствоваться соотнесением их с конкретной деятельностью, так как в результате исследования было выявлено различие между ответами на вопросы о выборе качеств вне деятельности и в связи с конкретной деятельностью.
4. Разработанный вариант ценностно-нормативной методики, апробированный в исследовании, реализует основные принципы психодиагностики и служит адекватным подходом к выявлению возрастных особенностей формирования Образа-Я в единстве его когнитивного и мотивационного компонентов (Образ-Я как регулятор поведения).
Апробация и внедрение результатов исследования
Апробация результатов исследования проводилась на кафедре психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова (2009г.), на научном совете по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме научной академии образования (2004 г.). Результаты исследований обсуждались на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» (Москва, МГУ, 2006, 2007, 2008 гг.). На основании материалов диссертации подготовлен факультатив по теме «Введение в психологию: особенности формирования стержневых образований личности» для 10-11-х классов лицея №1 им. Г.С.Титова г. Краснознаменска Московской области, так же материалы диссертации используются на уроках литературы в средней школе №9 г. Рузаевки. Материалы исследования нашли свое отражение в 4 опубликованных работах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 239 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz