Среда, 2020-10-28, 3:16 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Республики в системе взаимоотношений Центр - регионы: политологический анализ российского и зарубежного опыта. Кочетков, бесплатно
6:52 AM
Скачать Республики в системе взаимоотношений Центр - регионы: политологический анализ российского и зарубежного опыта. Кочетков, бесплатно

Республики в системе взаимоотношений "Центр - регионы": политологический анализ российского и зарубежного опыта

Диссертация

Автор: Кочетков, Егор Евгеньевич

Название: Республики в системе взаимоотношений "Центр - регионы": политологический анализ российского и зарубежного опыта

Справка: Кочетков, Егор Евгеньевич. Республики в системе взаимоотношений "Центр - регионы" : политологический анализ российского и зарубежного опыта : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 / Кочетков Егор Евгеньевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] - Москва, 2009 - Количество страниц: 194 с. Москва, 2009 194 c. :

Объем: 194 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты политологического анализа республики как субъекта федерации
11 Федеративная форма территориально-политического устройства: особенности, основные модели, типы субъектов
12 Основные подходы к пониманию природы, генезиса и сущностных черт республик как формы организации политического пространства федерации
13 Типы и модели республиканских форм организации политического пространства федеративного государства
Глава 2 Республики в системе российского федерализма: исторический опыт, современные реалии и перспективы
21 Предпосылки возникновения и особенности развития республиканской формы организации регионального политического пространства в России
22 Специфика использования республиканской формы организации регионального политического пространства в РСФСР
23 Республиканская форма организации регионального политического пространства в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена целым комплексом вопросов теоретико-методологического и практического свойства - как общего, так и частного характера.
Наиболее общей является глобализация и связанные с ней проблемы: превращение мира в целостность, в неорганически формирующееся- гомогенное пространство, при значительной^ утрате национальными сообществами своих экономических, политических, социальных, культурных, конфессиональных и- т.д. особенностей; как следствие - регионализация и «этноренессанс», выход на арену и« активное включений в политические процессы разного уровня — от локальных до< глобального — социальных групп, обладающих определенной этничностью и идентифицирующих себя с конкретным ареалом, проживания; обострение существующих и появление новых глобальных проблем - циклические экономические кризисы, всплески международного терроризма, значительное возрастание силовой составляющей в международных отношениях и т.п.
Все эти; и связанные с ними вопросы, характеризующие' проблемную ситуацию в' общем, имеют конкретные преломления, так или иначе связанные с кардинальной трансформацией мира политического, одной из существенных сторон которой является* утрата былого, являвшегося на протяжении- нескольких тысячелетий незыблемым, статуса государства как центрального' субъекта политики -субъекта, не просто активно участвующего в политических отношениях различного типа и направленности, но и определяющего формат и характер этих отношений;
Если говорить еще более конкретно, то необходимо отметить утрату суверенитетом над национальной территорией свойств существенного признака государства, а равно снижение значимости контроля над этой территорией как показателя» самостоятельности государственной политики внутри страны и на международной арене.
Безусловно, процессы глобализации и связанные с ними негативные тенденции общественного развития человечества в целом и отдельных наций в частности не являются тотальными и неизбежными. Аналогичным образом государство не может быть однозначно и бесповоротно отнесено к группе социальных институтов, окончательно потерявших свою политическую субъектность и попавших в зависимость от других акторов и структур. Ибо оно пока ещё способно оказывать решающее воздействие на развитие политических институтов, отношений и процессов во всем многообразии их форм и проявлений.
Одним из существенных факторов, определяющих данную способность, является форма территориально-политического устройства, существующая в каждом конкретном государстве, а также — что, пожалуй, наиболее существенно в современных условиях — степень ее адекватности сегодняшним реалиям; оптимальности сочетания в ней традиций и инноваций, устойчивости перед угрозами и вызовами, наконец, адаптивности к стремительно меняющемуся внутри- и внешнеполитическому контексту.
Особую актуальность и остроту данные проблемы приобретают для современной-России:- самого крупного по занимаемой территории государства мира, включающего в себя необычайно контрастные, с точки зрения стартовых возможностей, условий и результатов развития, регионы, к тому же, в силу целого ряда исторических причин, населенные социально, этнически, конфессионально, культурно и т.д. неоднородными слоями и группами. От того, насколько оптимальным и эффективным будет территориально-политическое устройство нашей страны сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса и прочих негативных явлений, а также в обозримой перспективе, зависит не только ее конкурентоспособность на мировой арене, но- и будущее России- как. суверенного государства, полноправного участника международных отношений.
Все это делает обращение к идейно-теоретическим истокам, конкретно-историческим предпосылкам, объективным факторам, основным траекториям, эволюции и возможным^ институциональным искажениям федерализма - формы территориально-политического' устройства, опыт формального < декларирования и практической реализации которого насчитывает в России без малого целое столетие — весьма^ востребованным. Причем именно в рамках, политической науки,-теоретико-методологический инструментарий1 которой* позволяет задействовать - весьма- широкий, спектр исследовательских парадигм и междисциплинарных подходов.
Степень, разработанности проблемы. В последние годы в политологической и смежной, литературе дискутируется вопрос о . политико-правовой природе, российского федерализма, о наиболее приемлемых моделях взаимоотношений Российской Федерации и ее: субъектов. При этом анализируется опыт и практика- не только советского федерализма, но и зарубежных государств.
Разнообразие мнений^ относительно выбора, развития. России1, по путш подлинно демократического федеративного государственного устройства диктует необходимость всестороннего комплексного анализа, отечественной государственности на всех этапах ее становления и эволюции-для выявления, наиболее значимых факторов-и предпосылок, данного* процесса - экономических, социальных, культурных, этноконфессиональных, геополитических и т.д. Эти и связанные с ними* вопросы становились» предметом исследования в работах виднейших российских ученых и мыслителей H.H. Алексеева, H.A. Бердяева, Н.Я.
Данилевского, И.А. Ильина, Ф.Ф. Кокошкина, П.А. Кропоткина, К.Н. Леонтьева, ИЖ. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, A.C. Ященко и др.1
В, наши дни вопросы общей теории федерализма, опыта становления и практики функционирования федеративных территориально-политических систем в ведущих зарубежных государствах, в том числе под политологическим углом зрения, рассматривались - такими видными российскими исследователями, как Р.Г. Абдулатипов, С.Н. Бабурин, A.B. Баранов, И.М. Бусыгина, A.A. Вартумян, Г.В. Каменская, В'. А. Колосов, Н.П. Медведев, Н.С. Мироненко; JI.B': Сморгунов,. А.И. Соловьев, Р.Ф. Туровский, В.Е. о
Чиркин и др.
Основные предпосылки и этапы, эволюции!, территориально-политического устройства Российского" государства, специфика существовавших в. нем в прошлые периоды и особенности функционирующих в настоящее время, моделей* взаимоотношений* «Центр — регионы», а также проблемы и перспективы реформирования современного российского федерализма рассматриваются' в работах известных отечественных ученых. В' их числе: Л.Ф. Болтенкова, В.Я'. Гельман, С.И. Каспэ, В:Н: Лексин, Т.В. Островская, С.И. Рыженков, о
М.Х. Фарукшин, А.Н. Швецов, И.Г. Яковенко, Ю.И. Яров и др.
1 См.: Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998; Бердяев H.A. Русская ндея. Судьба России. М., 1997; Данилевский НЯ. Россия и Европа. М.: Книга, 1991; Ильин И.А. Жизненные основы федерации // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993; Кокошкин Ф.Ф. Автономия и федерация. Пг., 1917; Кропоткин П.А. Сочинения. В 7 т. СПб., 1906-1907; Леонтьев КН. Избранное. М., 1993; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991; Ященко A.C. Теория федерализма Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912; и др.
2 Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004; Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997; Баранов A.B., Вартумян A.A. Политическая регионалистика. Курс лекций. В 5 вып. М.: МГСУ, 2003-2005; Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М., 2006; Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М.: РАН ИМЭМО, 1998; Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. Учебник для студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005; Медведев Н.П. Политическая регионалистика. Учебное пособие. M., 2005; Сморгунов JI.B. Современная сравнительная политология. М.: РОССПЭН, 2002; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии, М.: Аспект Пресс, 2001; Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: ГУ ВШЭ, 2006; Чиркин В.Е. Современное федеративное устройство. М., 1997; и др.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн. 1. М.: Республика, 1992; Гельман В.Я. Региональная власть в современной России, институты, режимы и практики // Полис. 1998. № 1; Каст С Империя и модернизация: общая модель и российская
Среди зарубежных исследований особого внимания заслуживают работы, посвященные анализу федеративной формы территориально-политического устройства государства, предпосылок ее становления и факторов трансформации в условиях реальной политики. В. числе наиболее видных авторов следует назвать таких, как: М. Гродзинс, Т. Дай, И; Дючесек, Дж. Зиммерман, П. Кинг, Т. Конлан, А. Моммен, Р: Нойштадт, В. Остром, У. Райкер, К. Сейвер, Дж. Таккер, Г. Таллок, Р. Уотте, К. Фрейдерих, Т. Фрэнк, Д. Элейзер и др.4
Общие и специальные исследования особенностей федеративных отношений и региональной политики, а также основных предпосылок развертывания, условий и направлений протекания* региональных политических процессов-в России в их прошлом и настоящем, равно как-и попытки прогнозирования данных общественно-политических феноменов в ближайшей, средне- и долгосрочной перспективе, предпринимались такими зарубежными' исследователями -представителями различных отраслей знания и приверженцами широкого спектра научных парадигм, как: Дж. Армстронг, Т. Герр, Д. Горовитц, Дж. Каутски, М: Кокс, У. Коннор, С. Коэн, У. Лакер, Д. Орловски, Дж. Ротшильд, Б. Рубищ Дж. Хоу и др.5 специфика. М., 2001; Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 2-е издание, М.: ЛКИ, 2007; Островская Т.В. Формирование региональной политики в условиях трансформации государственного устройства России (1991-1996 гг.). М., 1997; Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова. М., 2000; Фарукшин М.Х. Федерализм через призму асимметрии // Научный Татарстан. 1996. № 10; Яковенко И.Г. От империи к национальному государству (Попытка концептуализации процесса) // Полис. 1996. № 6; и т.д.
4 См.: Кинг П. Классифицирование федерации // Полис. 2000. № 5; Моммен А. Федерализм и национальное государство (к истории вопроса) // Полис. 1992. № 4; Hoiiutmadm Р. Об американском федерализме // Вестник московской школы политических исследований. 1996. № б; Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993; Таллок Г. Новый федерализм. М., 1993; Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5; Conlan Т. New federalism: Intergovernmental reform from Nixon to Reagan. Washington, 1988; Duchaceck I. Comparative federalism: The Territorial dimension of politics. Lanham etc, 1987; Dye T.R. American Federalism: Competition Governments. Toronto. 1990; Elazar D. Exploring Federalism. Tuscaloosa, 1987; Frank Th. Why federations Fail: An inquiry into the requisites for successful federalism. N.Y.: New York University Press, 1968; Grodzins M. The Federal System. N.Y., 1960; Rikcr W. Federalism. Origin, Operation, Significans. Boston - Toronto, 1964; Sawer K. Modern Federalism. L. - N.Y. - Т., 1969; Watts ft Comparing Federal Systems. Kingston, Ont.: McGill-Queen's University Press, 1999; Zimmerman J. Contemporary American Federalism. The Growth of National Power. Leicester-L.: Leicester University Press, 1992; etc.
5 См.: Armstrong J. New essays in sovietological introspection // Post-Soviet Affairs. 1993. № 9; Beyond Soviet studies. Ed. by Orlovsky D. Washington, 1995; Choen S. Failed crusade: America and the tragedy of
Проблематика федерализма и региональной политики в ее конкретном преломлении, связанном с изучением предпосылок возникновения в составе России в XX в. таких национально-государственных образований, как республики, а также с исследованием эволюции их политико-правового статуса и места в системе взаимоотношений «Центр - регионы» в советский и постсоветский периоды, в некоторых своих аспектах рассматривалась в ряде диссертационных исследований по политическим и юридическим наукам6.
Объект исследования - республика как форма организации политического пространства.
Предмет исследования - республиканская форма организации регионального политического пространства в России, предпосылки ее формирования, особенности функционирования, траектории и перспективы эволюции. post-communist Russia. N.Y., 2000; Connor W. Nation-building or Nation-destroying // World Politics. 1972. Vol. 24. № 3; Gurr T.R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington, 1993; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley - Los Angeles - L., 1985; Hough J. The Soviet Union and social science theory. Cambridge, 1977; Kautsky J. Comparative communism versus comparative politics // Studies in comparative communism. 1973. Vol. 6. Is, 2; Laqueur W. The dream that failed: Reflections on the Soviet Union. N.Y., 1994; Rethinking the Soviet collapse: Sovietology, the death of communism and the new Russia. Ed. by Cox M. L. -N.Y., 1998; Rothschild J. Ethnopolitics. A Conceptual Framework. N.Y., 1981; Rubin B.R. Russian Hegemony and State Breakdown in the Periphery: Causes and Consequences of the Civil War in Tajikistan // Post-Soviet Political Order. L., 1998; etc.
6 Бахлов И.В. От империи к федерации: процессы и механизмы трансформации Российского государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. M., 2005; Вердиев Р. Т. Особенности социально-политических процессов в Республике Северная Осетия -Алания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2008; Карадаг Мухаммед. Область как субъект федеративных отношений РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: М., 2003; Карапетян JI.M. Федеративное государство и правовой статус народов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1996; Магомедов Ш.Б Российский Федерализм и правовой статус Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 1998; Нуреев Р. А. Федерализм в России как посткризисная форма укрепления государственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2005; Султыгов А.-ХА. Урегулирование этнополитических конфликтов в современных условиях: зарубежный опыт и Россия. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2006; Фгшипов О.А. Юридический статус наднационального субъекта Федерации (теоретико-правовой аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб., 2000; Цечоев И.А. Особенности социально-политических процессов в Республике Ингушетия в условиях современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2007; Юсупов Э.С. Республика - субъект Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Томск, 1997; и др.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является, с одной стороны, политологический анализ генезиса и функционирования республики как формы организации регионального политического пространства, с другой стороны, комплексное исследование процессов становления и развития данной формы в России.
Для реализации данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) проанализировать основные подходы < к пониманию природы, генезиса и сущностных черт республик как. формы организации политического пространства федерации;
2)' выявить типы и модели республиканских форм организации политического пространства федеративного государства;
3) рассмотреть предпосылки возникновения и особенности развития республиканской* формы* организации регионального политического пространства в России;
4) исследовать специфику использования-республиканской* формы организации регионального политического пространства в РСФСР;
5) обозначить перспективные и проблемные аспекты л существования* республиканской' формы организации регионального политического пространства в Российской Федерации в5 настоящее время и в .будущем.
Теоретико-методологические основы исследования включают в себя:, системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы; методологические принципы единства, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности; широкий спектр методов современной политологии и ряда других смежных наук. Задействовав их в различных сочетаниях и на разных этапах исследования, автор проанализировал, в частности, сущностные черты и особенности республиканской формы организации политического- пространства федеративного государства, предпосылки ее возникновения и основные траектории эволюции.
Одно из центральных мест в теоретико-методологическом арсенале диссертационного исследования занимают концепции и подходы, развиваемые политической регионалистикой, в частности, положения общей теории и практики федерализма, новые научные парадигмы анализа взаимоотношений «центр — регионы» в I федеративных государствах, современные теории регионального развития, концепции территориального управления, теории местного самоуправления. Так, задействование методологии исследований региональной политики федеративных государств продемонстрировало высокую результативность при анализе роли республиканской формы организации политического пространства в механизме формирования политико-правовых оснований системы взаимоотношений «центр — регионы», а также позволило автору, применив принцип избирательной взаимодополняемости, выявить актуальные и потенциальные возможности и проблемы существования данной формы в федеративных государствах.
Большое теоретико-методологическое значение для диссертации имеет правовой (юридический) подход, благодаря которому в том числе сформировалась концептуальная схема анализа региональной политики государства. Использование данного подхода на всем, протяжении исследования в ретроспективном и перспективном ключе позволяет рассмотреть нормативно-правовые рамки и условия деятельности общегосударственных (центральных) и региональных политико-властных институтов и структур, способствует более всестороннему пониманию их природы и специфики функционирования.
Институциональный подход в существенной мере дополняет юридический в том отношении, что благодаря ему обращается внимание в том числе на неформальные институты и структуры, так или иначе участвующие в политических процессах разного уровня, направленности и динамики, включая, прежде всего, общенациональный и региональные. Кроме того, он позволяет рассмотреть субъекты федерации, в том числе республики, в качестве обладающих собственными экономическими, социальными, культурными, этноконфессиональными и т.п. интересами и устремлениями территориально-политических образований, напрямую или опосредованно участвующих в региональных политических процессах. Тем самым теоретико-методологическая база диссертационного исследования значительно обогащается такими новыми научными парадигмами анализа моделей взаимоотношений «регион — центр», как концепция регионального лоббизма, концепция политического участия региональных лидеров и элит, плюралистическая концепция посредничества и т.д.
При исследовании основных этапов эволюции взаимоотношений «Центр — регионы» в России, а также особенностей политики федерального Центра в отношении республик, автор опирался на результаты исследований крупнейших представителей политологической, философской, правовой и социологической мысли, использовал труды российских и зарубежных ученых прошлого и настоящего.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Республика как субъект федерации представляет собой часть внутренней территории федеративного государства — региональное политическое пространство, населенное одним или несколькими титульными этносами, с четкими административными границами, закрепленными в политико-правовых документах, и определенной системой государственного устройства, обладающей возможностями ограниченного^ использования части общегосударственного суверенитета в собственных целях.
2. Республика как форма организации регионального политического пространства' возникает при сочетании определенных факторов и условий, наиболее- существенными из которых являются: существование предпосылок к федеративной форме государственного устройства, т.е. наличие в истории1 государства событий или обстоятельств, когда прошлое развитие* и нынешнее фактическое состояние определенных территорий не позволяют применить к ним общие модели и правила регионального и местного управления; наличие неоднородного этнического состава населения, отдельные группы которого проживают более или менее компактно, обладают своими элитами «и разветвленной системой интересов — экономических, политических, социокультурных, конфессиональных и т.д.; возникновение и развитие в национальной- и региональной общественной» мысли республиканских идей- территориально-политической организации общества; существование естественно-географических, природно-климатических, пространственных, ресурсных и т.д. объективных контрастов; внутри» государства} и обусловленных ими политических, экономических, социальных, культурных и т.п. диспропорций развития регионов.
3. К числу наиболее важных особенностей республики как субъекта федерации относятся: наличие части- государственного суверенитета у республики, закрепленного в политико-правовых документах; государственная территория^ с одним доминирующим центром, принимающим властные решения в отношении всего региона; наличие исключительной сферы компетенции республики, не входящей в общефедеральную систему ведения; наличие одного или нескольких титульных этносов и развитие государственного устройства республики на национально-территориальной основе.
4. В политической истории России существует три этапа* становления и развития республики как формы организации регионального политического пространства. В! течение первого — имперского - периода вызревают предпосылки и причины для последующего фактического возникновения и политико-правового конституирования республики. Второй — советский - период ознаменовался практической реализацией республиканской региональной территориально-политической системы, показавшей свою востребованность и определенную эффективность при решении проблемы обеспечения единства и целостности страны, нейтрализации этнополитических противоречий, проведении в жизнь иных задач национально-государственного строительства сначала в России, а затем и в СССР. Третий — современный — период является результатом в целом неорганической трансформации РСФСР в Российскую Федерацию при сохранении ряда показавших ранее свою неэффективность и становящихся сегодня потенциально деструктивными для единства и территориальной целостности государства политических институтов и практик, в том числе модели асимметричной федерации с доминированием в- ней субъектов с республиканским политико-правовым статусом.
5. Республики Российской Федерации, обладая наибольшей степенью национально-государственной автономии и особым положением в системе взаимоотношений «Центр — регионы», как региональные территориально-политические системы в то же время находятся на различных стадиях своей эволюции. Это не только усиливает асимметрию и без того отличающегося чрезвычайной политико-правовой и фактической разностатусностью субъектов современного российского федерализма, но и способствует возникновению и углублению асимметрии внутри самих республик, что в определенной перспективе ставит проблему корректировки их статуса
• либо в сторону уравнивания с другими субъектами РФ, т.е. фактически отказа от собственно республиканских привилегий, либо в сторону уравнивания друг с другом, что чревато обретением российским федерализмом еще большей политико-правовой асимметрии.
Научная новизна диссертации определяется. рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по сходной тематике. Они заключаются в следующем:
• проведен комплексный анализ основных подходов к понятию «республика» и сформулировано его авторское определение, в котором учитываются основные особенности республики как формы организации регионального политического пространства и уточняются ее сущностные территориально-политические характеристики;
• изучен накопленный опыт типологизации республики в различных отраслях научного знания, и предложена политологическая типология республики по наиболее значимым основаниям;
• исследованы основные этапы и направления взаимоотношений национально-территориальных образований и Центра в политической истории России;
• показаны перспективные направления эволюции российского федерализма, а также трудности, связанные с функционированием республики как формы организации регионального политического пространства.
Теоретическая и практическая значимость работы, имеющей методологическую направленность, заключается в том, что она может способствовать как оптимизации имеющихся, так и поиску новых, адекватных' существующим реалиям форм и моделей взаимоотношений образованных по этническому, этнокультурному, этноконфессиональному, этнолингвистическому и т.д. признакам субъектов федеративных государств и федерального центра, их политической и правовой институционализации, а тем самым привлечь еще большее внимание ученых и практиков к весьма актуальной проблеме совершенствования федеративных отношений и региональной * политики в современных федерациях, в том числе в России, к сглаживанию политико-правовой асимметрии входящих в ее состав национально-государственных, национально-территориальных и административно-территориальных образований.
Кроме того, основные выводы и положения, обоснованные в диссертации, могут быть использованы: при подготовке в органах власти и управления различного уровня законотворческих инициатив по уточнению политико-правового статуса республик в составе РФ; для корректировки текущего курса государства в отношении национально-государственных образований, региональной политики в целом; в определении политическими партиями, другими институтами гражданского общества позиций по вопросу о будущем этнофедерализма в России; для уточнения самими республиками форм и методов политического участия, в том числе с учетом своих этнических интересов; в конкретных политологических исследованиях, а также при подготовке учебных и учебно-методических пособий, лекций и семинаров по теории и истории политики, сравнительной политологии, современной российской политике, политической регионалистике и этнополитологии и т.д.
Апробация, диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.
По теме диссертации автором сделаны доклады на XII (г. Москва, 2005 г.), XIII (г. Москва, 2006 г.), XIV (г. Москва, 2007 г.), XV (г. Москва, 2008 г.), XVI (г. Москва, 2009 г.) Международной научной конференции студентов, аспирантов молодых ученых «Ломоносов»; на научных конференциях «Политические отношения, институты и процессы: общемировые тенденции и российская специфика» (г.
Москва, 2006 г.), «Актуальные проблемы мировой и российской политики» (г. Москва, 2007 г.), «Политическая наука и политологическое образование в России (к 20-летию преподавания современной политологии в системе университетского образования страны)» (г. Москва, 2009 г.), а также на круглом столе «Актуальные проблемы региональных политических исследований» (г. Москва, 2008 г.).
Практическое применение материалов исследования осуществляется автором в ходе ведения семинарских занятий по учебным курсам «Политическая история России» и «Политические отношения и политический процесс в современной России» на факультете политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также при осуществлении научно-вспомогательной работы на кафедре российской политики этого факультета.
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz