Четверг, 2020-10-22, 11:57 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Регулирование рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования. Ибрагимова, Лола Фатиховна бесплатно
7:06 AM
Скачать Регулирование рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования. Ибрагимова, Лола Фатиховна бесплатно

Регулирование рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования

Диссертация

Автор: Ибрагимова, Лола Фатиховна

Название: Регулирование рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования

Справка: Ибрагимова, Лола Фатиховна. Регулирование рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 1999 173 c. : 61 99-8/994-9

Объем: 173 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Введение
Глава I Системный подход к анализу и регулированию рынка ^ срочных сделок
11 Рынок срочных сделок и его особенности как объект исследования
12 Место и роль рынка срочных сделок в системе рыночного хозяйствования
13 Организационно-правовой механизм управления рисками в системе регулирования рынка срочных сделок
Глава II Влияние государственных институтов на становление рынка срочных сделок в условиях переходной экономики
21 Специфика становления и развития рынка срочных сделок в России
22 Особенности государственного регулирования рынка срочных сделок
23 Роль Банка России в регулировании деятельности кредитных организаций на рынке срочных сделок
Глава III Основы формирования концепции развития рынка срочных сделок в России и его государственного регулирования
31 Роль государства в развитии рынка срочных сделок
32 Механизм и направления государственного регулирования рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночной эконо- 9g мике
33 Регулирующая роль участников рынка и саморегулирующих цб организаций на рынке срочных сделок

Введение:

Процесс перехода России к рыночным отношениям требует поиска новых путей создания устойчивых экономических и финансовых взаимосвязей, обеспечивающих эффективное развитие реального сектора экономики. Ориентированная, как правило, в будущее экономическая деятельность человека связана с неуверенностью, неопределенностью и рисками1, являющимися неотъемлемой частью развития товарного производства, товарно-денежных отношений, рынка и экономической жизни в целом. Хозяйствующие субъекты помимо обмена продукцией и услугами делят между собой и обмениваются возникающими в процессе их деятельности рисками, формируя рынок срочных сделок2.
Логика эволюции рыночной экономики диктует появление механизма, на основе которого может осуществляться страхование процесса хозяйствования от рисков экономических потерь и убытков, связанных с изменением рыночных условий, и нацеленной на уменьшение внутренней и внешней неопределенности. Данную функцию способны выполнять срочные сделки, позволяющие хозяйствующим субъектам рыночной экономики делить между собой и обмениваться возникающими в процессе их деятельности рисками. Выработка устойчивой методологии ценообразования на вовлекаемые в будущем в оборот товары, услуги, финансовые инструменты и другие базисные активы вносит в народнохозяйственные связи определенный элемент стабилизации и определяет направление будущего развития экономики. В российской экономической науке иссле
1 Риски реализуются в экономических и финансовых убытках. Так, с 1982 по 1992 гг. 13 крутшейших операторов на рынке срочных сделок понесли убытки в размере 2 244 млн. долл. США. В период с 1993 по 1997 гг. убытки удвоившегося числа крупнейших операторов составили 11 256 млн. долл. США.
2 Существуют различные толкования данного явления, вплоть до полного опровержения правомерности его использования. Вместе с тем, диссертант, понимая условность данного термина, вводит его по названию существующего механизма минимизации рисков, поскольку он не только укоренился в практике, но и помогает исследовать существо проблемы, выражая важный срез экономических отношений хозяйствующих субъектов. дования процессов становления и развития рынка срочных сделок, по мнению диссертанта, со временем займут особое место, поскольку он должен сыграть важную роль в поддержке отечественного производителя в процессе укрепления рыночных отношений.
При господстве планово-административных методов хозяйствования все риски внутри национальной хозяйственной системы брало на себя государство, неся ответственность за весь воспроизводственный процесс от НИОКР до реализации, формируя спрос, предложение и устанавливая цены. По существу, только во внешнеэкономической деятельности государства за пределами монополии внешней торговли проявлялась необходимость применять иной способ хозяйствования, связанный с участием в процессе рыночного хозяйствования иных стран.
Россия, вступив на путь рыночных преобразований в национальной экономике, уже сталкивается с неизбежностью зарождения, становления и развития в стране рынка срочных сделок, который берет начало в самых глубинах экономических рыночных отношений и, как живой организм, со временем набирает силу, разрастается и крепнет. Если деятельность на нем не встречает на своем пути ограничений в виде государственного регулирования и контроля, то рынок превращается в монстра, готового все и всех подмять, каких бы масштабов и степени зрелости не были бы экономические системы. Недооценка неотъемлемости данного рынка от всей системы национального рыночного хозяйствования приводит к тому, что либо хозяйствующие субъекты лишены будущего и им выгодно бездействие, что вызывает упадок в экономической жизни, либо деятельность участников оказывается пущенной на самотек, что ведет к превышению ими необходимой степени самосохранения. Доказательством этому служит нынешнее состояние российской экономики.
Возникает объективная необходимость разработки четкой концепции государственного регулирования деятельности на рынке срочных сделок с целью внесения в народнохозяйственные связи элемента стабилизации и определения направления будущего развития экономики. Актуальным становится глубокое изучение процесса функционирования рынка срочных сделок, его особенностей, места и роли в системе хозяйствования, взаимосвязей и взаимозависимости его экономических, организационных и правовых проблем, механизма его регулирования.
Автор проведенного исследования видит свою задачу в том, чтобы исследуя экономические, организационные и правовые проблемы рынка срочных сделок в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости, обосновать методологические подходы и систему мер, исходящую от государства, для достижения большей стабильности в экономике переходного периода за счет регулирования деятельности на срочном рынке. Эти и другие факторы предопределили выбор темы научного исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретическое осмысление проблем рынка срочных сделок с точки зрения его регулирования в целях достижения экономического роста и стабильности как самостоятельного объекта исследования ранее не проводилось и только начинается. В российской и зарубежной экономической литературе некоторые аспекты исследуемой проблемы изучались в рамках двух основных направлений: общая теория рынка, современная рыночная экономика и проблемы ее регулирования на микро- и макро уровнях (Н. Бабинцева, Р. Белоусов, Б. Бернанке, С. Глазьев, Дж. Кейнс, Р. Коуз, В. Кулигин, А. Лившиц, Д. Львов, А. Муравьев, А. Некипелов, В. Пинигин, В. Рыбалкин, Дж. Сакс, А. Смит, С. Солдаткин, Дж. Хикс и др.); внешнеэкономическая и биржевая деятельность, организация операций на товарных и финансовых рынках, хозяйственные и предпринимательские риски, отдельные виды срочных сделок, производные финансовые инструменты и финансовая инженерия (А. Балабушкин, А. Буренин, А. Воловик, В. Галайда, В. Галанов, И. Герчикова, Г. Дефоссе, О. Дегтярева, Л. Зубченко, А. Иващенко, К.
Капнер, Р. Колб, Д. Корафас, Л. Красавина, В. Комиссаров, Р. Ли, Г. Малер, Дж. Маршалл, С. Нисон, М. Оленев, О. Рохина, Г. Салыч, С. Смирнов, А. Турусина, М. Фельдман, Р. Хит, М. Чернов, Ф. Шварц, В. Щетинин и др.).
В целом в литературе пока не нашли должного отражения вопросы, связанные с анализом экономической сути срочного рынка, его предметности, особенностей, места и роли в системе современного способа рыночного хозяйствования, а также взаимосвязи и взаимодействия интересов и задач хозяйствующих субъектов с их участием на данном рынке. За рамками исследований остались также вопросы, относящиеся к регулированию деятельности на рынке срочных сделок, его механизму и специфике, необходимости участия государства в становлении и развитии национального срочного рынка. В самостоятельный предмет исследования проблеме рынка срочных сделок и его регулирования, по мнению диссертанта, еще предстоит выделиться. В отношении нее должно произойти то, о чем писал В.И. Вернадский: «Рост научных знаний XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам»1.
Предметом исследования являются экономические, социально-правовые и организационные отношения, возникающие между субъектами рынка срочных сделок.
Объектом исследования является рынок срочных сделок в системе национального рыночного хозяйствования и механизм его регулирования в условиях экономики переходного периода.
Целью настоящего исследования являются раскрытие экономического содержания рынка срочных сделок в его современных формах, определение места в национальной системой хозяйствования и разработка
1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. -М.: 1977. - С. 54. основ концепции развития срочного рынка в России и основных направлений его регулирования государством в процессе перехода к рыночным отношениям.
Исходя из поставленной цели и учитывая степень разработанности вопроса основные задачи исследования сводились к следующему:
• теоретическому обоснованию экономического содержания срочного рынка, выявлению его особенностей, определению его механизма, места и роли в современных условиях рыночного хозяйствования;
• исследованию условий и противоречий становления, развития и регулирования рынка срочных сделок в России в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования;
• обоснованию необходимости и форм государственного регулирования деятельности на срочном рынке в процессе его становления и в условиях отсутствия должных подготовленности и опыта участников рынка, в том числе хозяйствующих субъектов;
• разработке предложений по принятию основных мер государственного регулирования деятельности на срочном рынке.
В соответствии с поставленными задачами и логикой их исследования построена структура диссертации, состоящей из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения. В приложение вынесены графики и статистические таблицы, данные из которых используются в главах диссертации.
Основные положения диссертации изложены автором в опубликованных работах (общий объем 8,2 п.л.), в инструктивных и нормативных материалах, подготовленных и подготовляемых Банком России и получившим экспертную оценку МВФ, Международной ассоциации по свопам и деривативам (ISDA), в лекциях, почитанных перед сотрудниками Банка России, представителями коммерческих структур и кредитных организаций (с 1992 г. по н/в). Материалы лекций получили одобрение.
Теоретическая и методологическая основа. Изучены и использованы труды классиков экономической мысли и современных авторов. В принципах и приемах исследования диссертант исходил из методов диалектического познания, научного абстрагирования, анализа и синтеза. Применялись по мере возможности современные методы экономического, статистического, сравнительного, системного и ситуационного анализа. В основном применялся описательный метод, использовавшийся на первых порах становления экономической науки, из-за сложного характера объекта исследования; не устоявшихся в экономической науке определений и толкований; недостатка готового исследовательского теоретического материала.
Статистической и информационной базой послужили нормативно-правовые документы Российской Федерации, публикации Банка России, МВФ, МБРР, ОЭСР, БМР, Базельского комитета, Международной ассоциацией по свопам и деривативам (ISDA), статистические издания БМР, выступления политических деятелей и бизнесменов, монографии, авторефераты и статьи отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Автор также опирался на опыт, приобретенный в ходе работы над инструктивными документами Банка России в части, относящейся к проблемам регулирования и контроля над деятельностью кредитных организаций на срочном рынке.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• определен объективный критерий очерчивания рынка срочных сделок, коим является риск, непосредственно связанный с хозяйственной и предпринимательской деятельностью, основанной на рыночных отношениях. В этом контексте по экономической сути рынок срочных сделок превращается в оптовый рынок риска, на котором происходит его распределение и перераспределение через механизм срочных сделок и для которого кумулятивным фактором выступает время, порождающее высокую концентрацию всех видов рисков. Выявлены и систематизированы особенности срочного рынка; определены его место и роль в системе рыночного хозяйствования, связанные с объективной необходимостью минимизировать нестабильность, неуверенность и риски. Проанализированы основные виды срочных сделок, выступающие в качестве механизма минимизации и управления рисками, на основе чего предложены более точные и полные определения как самого рынка срочных сделок, так и видов осуществляемых на нем сделок. Дана аргументация по уточнению на законодательном уровне понятия «даты валютирования» для осуществляемых на срочном рынке операций как даты одновременной смены прав собственности на базисный актив и денежные средства;
• проанализированы и сопоставлены механизмы трех уровней регулирования деятельности на рынке срочных сделок: участниками рынка, саморегулирующими органами и государством. Даны теоретические обоснования необходимости и форм участия государства в процессе становления и развития национального срочного рынка и в регулировании деятельности его участников. Показано, что на первых стадиях формирования срочного рынка только государство обладает достаточным арсеналом инструментов обеспечения сбалансированности его взаимосвязей с национальной системой хозяйствования, применение которых способствует внесению реальной стабилизации развития экономики;
• выявлены противоречия российского срочного рынка, вызванные практически полной до сих пор отстраненностью государства от его регулирования, что проявилось в его оторванности от национальной системы хозяйствования и стратегий отдельных ее субъектов, в сверх спекулятивном характере рынка и превалировании на нем коммерческих банков, в создании механизмов обхода норм существующего законодательства, утечки капитала и др.;
• обоснованы первостепенные направления государственного регулирования рынка срочных сделок в условиях перехода к рыночным отношениям: принятие административно-управленческих мер по уменьшению на рынке спекулятивных тенденций, доли на нем коммерческих банков, создание благоприятных условий хеджирующимся хозяйственным субъектам и экономическим агентам, снижение до минимума юридического, бухгалтерского и институционально-странового рисков;
• уточнены основные условия и формы развития и управления государством национальным рынком срочных сделок. Обращено особое внимание на следующие меры: внесение в существующую нормативно-правовую базу изменений и дополнений, определяющих срочный рынок, его организационную структуру, права и обязанности сторон при осуществлении деятельности на данном рынке, порядок разрешения споров, санкции, возможные виды деятельности, механизм использования производных инструментов срочного рынка, налогообложения; создание национальной системы статистического наблюдения за деятельностью участников рынка срочных сделок; введение адекватных правил и принципов бухгалтерского учета операций на срочном рынке; лицензирование профессиональной деятельности, предусматривающей выход на срочный рынок; установление обязательных экономических нормативов для всех без исключения участников рынка срочных сделок;
• обобщены применяемые мировой практикой критерии организованного срочного рынка и определены способы их воплощения в деятельность соответствующих органов российского государства;
• разработана методология статистического наблюдения и отчетности по деятельности на срочном рынке для использования в оперативной деятельности экономических субъектов, а также для предоставления статистических данных регулирующим, контролирующим и налоговым органам.
Практическая значимость работы Теоретические выводы, положения и практические рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, преобразованы в конкретные инструктивные и нормативные документы Банка России по созданию системы внутреннего контроля в кредитных организациях, системы учета операций на срочном рынке и статистической отчетности (последние получили экспертную оценку МВФ, БМР, Международной ассоциации по свопам и деривати-вам); в принятом Налоговом Кодексе; в проекте Федерального закона Российской Федерации «О биржах и биржевой деятельности», принятом во втором чтении, в совместном проекте Банка России и Ноу-хау Фонда (Великобритания) «Регулирование деятельности кредитных организаций на срочном рынке», в разработке проекта Федерального закона Российской Федерации «О клиринговой деятельности», «Государственной программы развития срочного рынка» и «Порядка регулирования отношений на срочном рынке».
Положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей более детальной разработке проблем рынка срочных сделок и его регулирования на разных институциональных уровнях, а также могут представлять определенный интерес для отечественных хозяйствующих производственных субъектов, финансовых и кредитных организаций, проводящих свою деятельность на срочном рынке, для государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор за деятельностью на рынке срочных сделок, в том числе для Банка России, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, ФКЦБ РФ, Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), налоговых органов; а также в преподавании различных экономических курсов, рассматривающих проблемы становления и развития рыночного хозяйствования и государственного регулирования экономических процессов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz