Воскресенье, 2020-10-25, 2:39 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации. Россель, Эдуард Эргартович бесплатно
7:31 AM
Скачать Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации. Россель, Эдуард Эргартович бесплатно
Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации

Диссертация

Автор: Россель, Эдуард Эргартович

Название: Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации

Справка: Россель, Эдуард Эргартович. Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 Москва, 2001 328 c. : 71 02-8/35-X

Объем: 328 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

Глава! ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАРШЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОНИЯ
11 Экономическая политика субъекта федерации как инструмент государственного регулирования
12Предпосылки формирования эффективной и реалистичной экономической политики субъекта федерации
13Координация взаимодействия уровней власти при разработке региональной экономической политики
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО И ЭКСПОРТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
21 Инновационно-инвестиционный фактор формирования промышленной политики
22 Внешнеэкономический фактор
Глава 3 РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ РШФРАСТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНО- МИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
31 Реформирование отношений собственности
32 Развитие малого предпринимательства
33 Формирование и развитие фондового рынка
Глава 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФРШАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ
41 Формирование подходов к активизации использования фактора развития региональной финансово-кредитной инфраструктуры
42 Смягчение последствий проявления проблемы неплате жей
Глава 5 ФОРМР1РОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
51 Разработка концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
52 Основные тенденции формирования финансовых и межбюджетных отношений региона (на примере Свердловской области)
53 Особенности методологии формирования межбюджетных отношений и налоговой политики Свердловской области в
2001 году как направления движения к унитарному государству
54 Нормативный подход к формированию межбюджетных отношений на уровне «регион муниципальное образование»
Глава 6 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО И ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (на примере Свердловской области)
61 Ситуационно-элиминирующий подход к разработке экономической политики субъекта федерации
62 Стратегия социально-экономического развития области на период до 2015 года ЗАКЛЮЧЕНР1Е

Введение:

Актуальность темы исследования. Регулирование сложной системы как экономика субъекта федерации требует комплексного анализа и многокритериальной оценки альтернатив использования внутренних производственных факторов территории, а также з^ета внешних и далеко не всегда благоприятных для региона параметров и условий трансформации единого экономического, политического и правового пространства. С момента образования независимой России начался новый виток радикальных преобразований, который сопровождается также и негативными последствиями.Становится очевидным, что применение государством регулирующих мер исключительно на федеральном уровне с опорой на монетаристские, кейнсианские или иные методы макроэкономического регулирования не способно привести к системным позитивным рыночным преобразованиям, поскольку такие меры объективно могут носить только унифицированный характер. В условиях глубокой межрегиональной дифференциации становится трудно выполнимой оптимизация всех деталей единой общероссийской концепции выхода из системного кризиса.Сохранение единого экономического пространства в рамках федеративного государства предполагает, с одной стороны, учет региональных особенностей и строгое разделение полномочий в общефедеральной политике, а с другой стороны — обеспечение универсальности хозяйственного механизма и норм экономической деятельности на всей территории страны. До сих пор нет полной ясности по ключевым вопросам организации системы экономического федерализма.Кризисная экономическая и финансовая ситуация подталкивает регионы к поиску дополнительных источников дохода через требования или особых экономических условий, или перевода под свой контроль дополнительных природных, финансовых и товарных ресурсов. Такие действия создают определенную угрозу федеративным отношениям и сохранению единого экономического и правового пространства страны.Многократный разрыв между регионами по уровню доходов населения и экономического развития, глубокая дотационность многих региональных бюджетов серьезно затрудняют развитие федеративных отношений, повышение самостоятельности и ответственности органов власти субъектов федерации.Опережающий рост цен на услуги транспорта и связи, пассивная роль государства в проведении региональной политики способствовала дезинтеграции единого экономического пространства страны, разрушению хозяйственных связей между удаленными регионами, их переориентации на внешнеэкономические связи с близлежащими странами.Региональная экономическая политика как часть системы государственного регулирования экономики субъекта федерации и одновременно как ядро субфедерального регулирования, еще не стала продуктом компромисса между устоявшимися формами и методами регулирования, с одной стороны, и новейшим инструментарием установления рыночных экономических отношений, с другой. Требуют своего решения жизненно важные для развития страны разносторонние и многоаспектные проблемы разработки экономической политики субъекта федерации (ЭПСФ) в процессе становления и развития реального российского федерализма, реформирования государственной системы регулирования экономики, реализации принципа «территориальной справедливости» при формировании межбюджетных отношений, анализа качественных сдвигов и определения концептуальных направлений дальнейшего продвижения реформ на региональном уровне. Много нерешенных проблем связано с подготовкой и принятием регулирующих стратегических управленческих решений в промышленно развитых регионах-донорах, где на многоцелевые инвестиционно-инновационные процессы структурной настройки экономики региона влияют существенные ограничения экономического государственного регулирования.Разработанность темы исследования. Научные аспекты данного исследования формировались на основе изучения, анализа, переосмысления теоретических и методологических разработок как отечественных, так и зарубежных ученых по проблемам государственного регулирования региональной экономикой.Исследование проблем государственного регулирования на федеральном уровне нашло свое отражение в работах таких авторов, как Абалкин Л.И., Аганбегян А.Г, Адаме Дж., Винсент О., Ивантер В.В., Леонтьев В., Павленко В.Ф., Попов Г.Х., Пробст А.Е., Федоренко Н.П., Шаталин С, Шмелев Н.П., Эрхард Л., Ясин Е.Г и др.Вопросы исследования государственного регулирования на уровне субъектов федерации стали предметом внимания как отечественных, так и зарубежных ученых - Абдулатипова Р.Г., Анимицы Е.Г., Бандмана А.К., Валентея Д., Гранберга А.Г., Дмитриевой О.Г., Дымова Д.Е., Игнатова В.Г., Ковалевой Г.А., Ковачева Д.А., Лексина В.Н., Лузина Г.П., Марченко Г.В., Маршаловой А.С., Мильнера Г.В., Некрасова Н.Н., Новоселова А., Романова Л.А., Татаркина А.И., Чичканова В.П., Чумаченко Н.Г., Шнипера Р.И., Штульберга Б.М., Элазара Д.Дж., и др.Проблемы бюджетного федерализма в последнее время активно исследуются такими учеными нашей страны, как Богачев О.В., Илларионов А.Н., Лавров А., Позднякова Т.А., Сибиряков А., Ходорович М.И., Хурсевич П., и др.Проблемы государственного регулирования, и в частности, формирования сбалансированной региональной экономической политики сложны, многогранны, многоаспектны и требуют адаптации к новейшим российским условиям. В теоретическом плане остаются дискуссионными вопросы, касающиеся сущности региональной экономической политики, её структурных составляющих, выработки направлений становления российского федерализма, взаимодействия процессов разработки государственной и региональной экономической политики, и др. В методологическом плане требуется исследование проблем реального бюджетного федерализма, анализа и разработки стратегий развития регионов как основных компонентов мониторинга и формирования активной региональной экономической политики, в особенности применительно к промышленно развитым, экспортно-ориентированным регионам-донорам.Практика настоятельно требует изыскания новых подходов для углубления экономических обоснований рыночных трансформаций в процессе формирования и реализации экономической политики субъектов федерации.Неразрешенность этих проблем ведет к потере системности и логичности региональной политики, дезактивации регионального фактора макроэкономического роста. Это и предопределило выбор темы настоящего исследования.Основная цель диссертационного исследования заключалась в повышении научной обоснованности ряда концептуальных положений субфедерального регулирования, касающихся определения эффективной и реалистичной экономической политики субъекта федерации в ходе рыночных трансформаций, и подходов к реализации этой политики. В соответствии с поставленной целью работа была ориентирована на решение следующих основных, логически связанных задач: уточнение концептуальных основ формирования активной рыночной стратегии субъекта федерации; раскрытие механизма формирования и реализации экономической политики субъекта федерации в условиях становления федерализма; определение направлений регулирования секторов рыночной экономики и институциональной инфраструктуры региона; определение концептуальных направлений и механизма реформирования межбюджетных отношений; разработка стратегических направлений социально-экономического развития промышленно развитого и экспортно-ориентированного субъекта федерации.Предмет исследования: экономические отношения субфедерального регулирования промышленно развитых субъектов Российской Федерации.Объект исследования: хозяйственный комплекс промышленно развитого субъекта Российской Федерации.Информационной базой исследования послужили: данные Госкомстата Российской Федерации, статистические материалы, опубликованные в экономической литературе и периодической печати; фактологический материал, содержащийся в работах отечественных и зарубежных экономистов, собственные исследования автора.Теоретическая и методологическая основа исследования.Настоящее исследование базируется на современной экономической теории в нашей стране и за рубежом, а также на действующем законодательстве Российской Федерации и субъектов федерации, и других официальных документах, касающихся регулирования региональной экономики.Концептуальные положения и выводы, содержащиеся в работе, основываются на научном методе познания, предполагающем системность, единство логического и исторического подходов, количественного и качественного анализа, функционального и сравнительного анализа.Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретикометодологическом обосновании целостной совокупности решений в области разработки социально-экономической политики субъекта федерации как центрального звена государственного регулирования на региональном уровне. На этой основе в диссертации обосновываются новые концептуальные направления и подходы, выдвигаемые на защиту: 1. Научно обоснована необходимость функциональноструктурной настройки экономики региона, адекватной быстроменяющимся макроэкономическим условиям. При этом сформулированы новые подходы к достижению консенсуса между экономическими и политическими интересами федерального центра, субъектов федерации и муниципальных образований в рамках действующего экономического и правового поля. На этой основе разрабатываются: • региональная экономическая политика - основное звено и ядро механизма регионального регулирования, содержащего: обоснованную миссию (видение социально- экономического развития территории), систему экономических прогнозов, программ, организационных и мотивационных механизмов развития региона; • логико-процессная, предметно-циклическая модели формирования стратегий социально-экономического развития региона.Даны рекомендации к их использованию.2. Выдвинуты новые концептуальные направления системного развития принципов федерализма и местного самоуправления, бюджетного устройства, налоговой политики, выравнивания уровня региональной дифференциации и уточнения стратегии государственного регулирования промышленно развитых регионов-доноров.3. Обоснованы шесть базовых стратегий формирования ЭСПФ: социальности, экономичности, дифференциации, сегментирования, инновационного продвижения, оперативного изменения региональной общеэкономической ситуации, позволяющие сформировать интегрированную стратегию регулирования развития региона. Для мониторинга регионального развития, подготовки регулирующих решений предложена матрица идентификации типов региональной экономической политики в зависимости от характера взаимодействия федерального центра и субъекта федерации.4. Впервые предложены и реализованы в Свердловской области принцип «внутреннего дополнения» и ситуационно-элиминирующий механизм формирования социально-экономической стратегии субъекта федерации, усиливающие адаптационные возможности региональной экономической политики к состоянию и ресурсному потенциалу экономики, позволяющие обосновать и выделить приоритетные направления регулирования: • институциональная и налогово-финансовая поддержка ограниченного числа высокотехнологических и конкурентоспособных производств, отраслей ВПК, атомной энергетики, спецметаллургии, биотехнологии; • обеспечение развития межотраслевой интеграции: ВПК - химия — медицина; ТЭК - металлургия - машиностроение - транспорт и другие; • усиление мониторинга экспортно-импортных операций и сравнительного уровня цен мирового рынка на продукцию экспортноориентированных и импорто-заменяющих отраслей с целью повышения оперативности рыночного регулирования; • снижение уровней социальной напряженности, экологической загрязненности и развитие социальной инфраструктуры в регионе; • стимулирование дальнейшего развития малого предпринимательства; внедрение залоговых форм обеспечения долговых обязательств субъекта федерации.5. Сформулирована и обоснована концептуальная позиция автора по формированию и развитию бюджетного федерализма, предусматривающая: • выявление и устранение факторов высокой региональной дифференциации уровня социально-экономического развитры; • устранение встречных потоков финансовых ресурсов, острой вертикальной несбалансированности бюджетной системы (превышении объема фактически сложившихся расходных полномочий консолидированных бюджетов субъектов федерации по сравнению с их бюджетной обеспеченностью); • внедрение принципа долевого участия бюджетов нижестоящего уровня в получении «квот» налоговой ставки по доходам, принадлежащим вышестоящему звену бюджетной системы; • устранение недостатков действующей системы расчета трансфертов - излишней усложненности формул расчета, широкого круга территорий, имеющих право на получение трансферта, отсутствие целевой направленности финансовой поддержки субъектов федерации, и другие; • разграничение бюджета на текущий бюджет и бюджет развития, выделение текущего и стратегического видов поддержки, прямой, косвенной и внебюджетной форм федеральной бюджетной поддержки; • выдвижение в качестве базового условия формирования межбюджетных отношений разграничение доходов между уровнями бюджетной системы, полномочий и функций между уровнями власти.Практическая значимость и апробация работы. Полученные диссертантом результаты могут быть использованы для дальнейшего повышения уровня научной обоснованности экономической политики субъектов Российской Федерации, развития экономического и бюджетного федерализма, а также в ходе совершенствования механизмов регулирования основных рыночных секторов в экономическом поле субъекта федерации, в том числе механизма государственного стимулирования развития промышленно развитых регионов-доноров, механизмов государственной поддержки и регулирования фондового рынка, малого предпринимательства, внешнеэкономических связей, проведения инвестиционно-инновационной, социальной, финансово-бюджетной, финансово-кредитной политики.В целях продвижения экономических разработок диссертант организовал проведение ежегодного российского экономического форума (РЭФ) в г. Екатеринбурге, где выступал с пленарными докладами, основал руководимый им научный экономический совет как исполнительный орган РЭФ. Материалы и резолюции первого российского экономического форума «О неотложных мерах по оздоровлению экономики России», второго российского экономического форума «Экономические реформы в России: итоги и перспективы», третьего российского экономического форума «Экономика России: состояние и перспективы», четвертого российского экономического форума «Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения» и пятого российского экономического форума «Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь развития» разработаны с участием автора и направлены для рассмотрения и использования Президентом Российской Федерации, Правительством России, Государственной Думой и Федеральным Собранием Российской Федерации в 1996-2000 годах.Региональные законодательные акты, подготовленные с непосредственным участием автора - Законы Свердловской области «О бюджетном регулировании и межбюджетных отношениях», «О бюджетном процессе в Свердловской области», «О программе приватизации в Свердловской области» (ежегодные - в 1996-2000 гг.), «Об уполномоченных банках Свердловской области», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О государственных минимальных социальных стандартах (нормативах)». Законы Свердловской области о бюджетах на очередной финансовый год (ежегодные в течение 1996-2000 гг.) приняты Законодательным собранием Свердловской области и нашли практическое применение в деятельности Губернатора и Правительства Свердловской области.Сформулированная в диссертации стратегия социальноэкономического развития Свердловской области на длительную перспективу - одного из основных регионов-доноров Российской Федерации, будет способствовать повышению эффективности деятельности как самого региона, так и регионов, получающих федеральные дотационные трансферты.Разработанные методики, аналитические материалы, рекомендации востребованы научно-исследовательскими институтами соответствующего профиля, становятся необходимыми материалами для использования экономическими кафедрами вузов, в том числе Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Уральского государственного экономического университета. Уральской академии государственной службы, при чтении таких дисциплин как основы рыночной экономики, региональная и муниципальная экономика, стратегическое управление, спецкурсов при об5Д1ении государственных служащих.Основные результаты работы нашли отражение в практической деятельности Губернатора и Правительства Свердловской области при подготовке в 1995-2000 годах докладов о внутреннем и внешнем положении Свердловской области, бюджетных Посланий Губернатора области Законодательному собранию региона, аналитических записок и писем в Администрацию Президента и лично Президенту Российской Федерации, в другие высшие органы государственной власти.Основные положения диссертации докладывались на Международной конференции «Инвестиции в горнопромышленный комплекс Урала» (Екатеринбург, 1995), Конгрессе «Экономические реформы в Росссии: новый этап» (Москва, 1996г.), Международной конференции «Проблемы федерализма и перспективы социально-экономического роста в России» (Нижний Новгород, 1996г.), Первом Российском экономическом форуме «О неотложных мерах по оздоровлению экономики России» (Екатеринбург, 1996г.), Экономическом Форуме стран СНГ (Санкт-Петербург, 1997г.), Науманновских чтениях (ФРГ, Дюссельдорф, 1997г.), Межрегиональном совещании по рассмотрению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» (Екатеринбург, 1997г.), Российско-американской конференции по проблемам конверсии оборонных предприятий (Екатеринбург, 1997г.), Всероссийской конференции финансистов (Москва, 1997г.), Межрегиональной конференции по проблемам техногенного влияния производства на окружающую среду (Екатеринбург, 1997г.), Всероссийская конференция «Муниципальные облигации и их роль в развитии региональной инфраструктуры» (Екатеринбург, 1997г.), Международной конференции по проблемам развития народного хозяйства регионов России (ФРГ, Нюрнберг, 1997г.), Втором Российском экономическом форуме «Экономические реформы в России: итоги и перспективы» (Екатеринбург, 1997г.), Всероссийской конференции «Роль региональных банков в стабилизации банковской системы России и подъеме российской экономики» (Екатеринбург, 1998г.), Третьем Российском экономическом форуме «К экономическому росту», (Екатеринбург, 1998), Всероссийском совещании по вопросам реформ местного самоуправления (Екатеринбург, 1998г.), Межведомственном совете Госстроя России (Екатеринбург, 1998г.), Международном форуме «Открытая Россия: {инвестиционные возможности в регионах» (Бельгия, Брюссель, 1999г.), Четвертом Российском экономическом форуме «Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения» (Екатеринбург, 1999г.), Шестой российско-германской конференции «Экономика и экология Урала и России» (Екатеринбург, 1999г,), Научно-практической конференции «Опыт переработки отходов горно-металлургического комплекса» (Нижний Тагил, 2000г.), Пятом Российском экономическом форуме «Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь развития» (Екатеринбург, 2000г.), и других.Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы из 213 наименований, 56 таблиц, 15 рисунков, 9 формул, 14 приложений, объем диссертационного исследования состоит из 309 страниц машинописного текста.По вопросам, рассматриваемым в диссертации, опубликовано 27 научных работ объемом 70,1 печатных листа, в том числе - 2 монографии объемом 51 п.л.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz