Среда, 2020-10-21, 10:46 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Региональные особенности музеев Западной Сибири в современных условиях. Клюев, Юрий Владимирович бесплатно
0:12 AM
Скачать Региональные особенности музеев Западной Сибири в современных условиях. Клюев, Юрий Владимирович бесплатно

Региональные особенности музеев Западной Сибири в современных условиях

Диссертация

Автор: Клюев, Юрий Владимирович

Название: Региональные особенности музеев Западной Сибири в современных условиях

Справка: Клюев, Юрий Владимирович. Региональные особенности музеев Западной Сибири в современных условиях : диссертация кандидата культурологии : 24.00.03 / Клюев Юрий Владимирович; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств] - Кемерово, 2009 - Количество страниц: 296 с. ил. Кемерово, 2009 296 c. :

Объем: 296 стр.

Информация: Кемерово, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Историко-культурные и социо-культурные предпосылки появления музейного маркетинга
11 Музей как социокультурный институт
12 Изменение функциональных приоритетов в деятельности музеев в контексте культурной ситуации России конца XX века
13 Зарождение и развитие отечественного музейного маркетинга
Глава 2 Зарубежный и отечественный опыт применения музейного маркетинга
21 Музейный маркетинг за рубежом
22 Музейный маркетинг в отечественной практике
Глава 3 Маркетинговая деятельность музея как культурообразующий фактор в рамках регионального пространства
31 Комплексное использование маркетинга в музейных учреждениях Кемеровской, Омской областей и Алтайского края и его структурно-функциональное развитие
32 Адаптация маркетинга в организационной структуре музеев Кемеровской, Омской областях и в Алтайском крае

Введение:

Актуальность исследования. Деятельность музеев составляет важную область общественной жизни, является частью культурно-исторической, научной и познавательной системы в социуме, социальном воспитании, организации досуговой деятельности людей в соответствии с их потребностями в саморазвитии.
Изменения в политике и экономике нашей страны в конце XX века существенно повлияли на роль музеев в обществе, на содержание их деятельности.
Переход от плановой, командно-административной системы к рыночной поставил музеи в новые условия их деятельности, каких не было ранее и к которым музеи были не приспособлены.
Формирование демократических основ управления хозяйствующих субъектов привело к значительному росту самостоятельности в деятельности музейных учреждений, в том числе и в системе их финансирования в условиях рынка. Эти новые экономические условия их функционирования, а также новое отношение общества к музею, музейным ценностям, системе отношений социума к музею, использованию , музейного пространства выдвинули необходимость использования новых управленческих технологий, пересмотра структуры музейного учреждения. В современных условиях музеям необходимо создавать такие структуры своих учреждений, которые бы функционировали адекватно потребностям общества с учетом условий рыночной экономики. Ведь прежние структуры российских музеев с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями сотрудников, ориентированные на «спокойную» среду, — на сегодняшний день потеряли свою актуальность.
Музеи испытывают сегодня немало трудностей с удовлетворением запросов потребителей, которые с каждым днем возрастают. Старые методы f работы оказались неэффективны в новых условиях общественной жизни. Поэтому возникла необходимость научно проанализировать насколько музеи реагируют на современные запросы, какова степень использования инновационных технологий, помогающих изменению содержания и методов работы музеев.
Среди применяемых сегодня методов особое значение приобретает музейный маркетинг, который помогает уверенно действовать на рынке культурных благ, отслеживать и прогнозировать изменяющиеся потребности посетителей, формировать музейный продукт, отвечающий современным потребностям населения и привлекать внебюджетные средства, что относится к прикладному музееведению.
Музейный маркетинг, как показывает опыт зарубежных музеев, способствует увеличению потока посетителей за счет повышения уровня и количества предлагаемых услуг, новой системы информации, формирования современного имиджа музея, делает его деятельность конкурентоспособной на рынке культурных благ и влияет на изменение общественного самосознания.
Музейный маркетинг в результате умелого его применения на практике, исходя из специфики работы музеев, становится культурообразующим фактором.
Актуальность темы научного исследования определяется тем, что за период реформирования многие музеи России, особенно районные и городские краеведческие, в разной степени адаптируясь к работе в новых условиях, так и не смогли перестроить свою работу и, до сих пор испытывая проблемы в установлении диалога с обществом, играют пассивную роль в формировании культуры современного человека.
Актуальность темы обусловлена необходимостью научного обобщения опыта отечественных музейных учреждений функционировать в условиях рыночной экономики, необходимостью проанализировать применение маркетинга в практике музейных учреждений. Эта проблема в диссертации рассматривается на конкретном материале музеев трех регионов Западной Сибири: Кемеровской области, Омской области и Алтайского края.
Степень разработанности проблемы. Произведенный анализ публикаций показал, что проблемы маркетинга культурных благ в целом и музейной деятельности в частности находили свое отражение, в основном, в зарубежных исследованиях. В отечественной науке эта проблема до начала 90-х годов XX века не разрабатывалась вообще. Отечественные музеи работали в иных условиях, выполняя культурно-просветительские и партийно-идеологические функции планового идеологизированного общества. Музейный маркетинг практически и теоретически в то время был вообще не нужен.
Первые публикации по музейному маркетингу начали появляться только с 1995 года в виде небольших статей, которых было совсем немного. Однако с 2003 года интерес к музейному маркетингу значительно возрос.
Если в целом рассматривать проблему применения маркетинга в музейной практике, то можно выделить две основные группы работ: зарубежных авторов и отечественных, которые, в свою очередь, подразделяются на теоретические разработки и работы, обобщающие конкретный опыт применения маркетинга в практике работы музеев.
Из зарубежных авторов необходимо отметить работы Дж. Асворта, М. Бернарда, А. Жубо, Ф. и Н. Котлер, Г. Кнерра, К. Конибира, Б. и Г. Лорд, Д. Пеша, С. Раньярд, Р. Майлза, Дж. Пул и др., из отечественных музееведов - публикации М. Драгичевич-Сесич, В. Дукельского, А. Калякиной, И. Косовой, Д. Каранлыковой, В. Ковригиной, Е. Медведевой, Н. Никишина, И. Николаева, Е. Окладниковой, Н. Поповой, JI. Скрипкиной, Е. Соболевой, Е. Сологуба, JL Шляхтиной, М. Эпштейн и др. В них поднимаются в целом проблемы маркетинга или отдельные моменты деятельности музеев.
Следует особо отметить первые диссертации российских авторов, посвященные данной теме, таких как А. Змеул и Ю. Комлев. Однако, очень мало научных работ, рассматривающих проблему интегрированное™ (адаптации) музейного маркетинга на региональном уровне. Практически отсутствуют исследования о комплексном применении музейного маркетинга в деятельности музейных учреждений. Что же касается работ непосредственно по Кемеровской и Омской областям, а также по Алтайскому краю, то их вообще нет.
Такие специалисты как В. Новаторов, М. Гнедовский, С. Раньярд, Р. Майлз и др. едины во мнении о необходимости использования маркетинга в деятельности музейных учреждений, они же и заложили первые теоретические основы использования маркетинга в музееведении.
Проблема настоящей работы заключается в том, что отсутствует концептуальное осмысление музейного маркетинга с позиций структурно-функционального и адаптивно-деятельностного подходов в рамках музейного учреждения, которое негативно сказывается на практической деятельности местных музеев, так и в плане научных разработок.
Объектом исследования являются государственные музеи Кемеровской, Омской областей и Алтайского края.
Предметом исследования — специфика маркетинга в деятельности государственных музеев Кемеровской, Омской областей и Алтайского края.
Цель диссертационной работы - исследовать музейный маркетинг и выявить возможные варианты интеграции маркетинга в деятельность музейных учреждений.
Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть музей как социокультурный институт;
• установить функциональные приоритеты в деятельности музейного учреждения в контексте культурной ситуации России конца XX века;
• определить место маркетинга в деятельности музейного учреждения и проследить его историческое развитие в России;
• обобщить зарубежный опыт маркетинговой деятельности музеев в рамках концепции музейного маркетинга;
• изучить отечественный опыт маркетинговой деятельности музеев в рамках концепции музейного маркетинга;
• исследовать комплексное использование маркетинга в музейных учреждениях Кемеровской области, Омской области и Алтайского края и его структурно-функциональное развитие;
• предложить варианты адаптации маркетинга в организационной структуре музеев Кемеровской, Омской областях и в Алтайском крае.
Методологические основы исследования. В работе использовались теоретические концепции структурно-функционального и адаптивно-деятельностного подходов.
Структурно-функциональную методологию мы применяем для анализа социокультурной системы в единстве интегрированности и саморазвития ее элементов в культурной среде. В своей работе мы опираемся на труды Б.Малиновского и А. Рэдклиффа-Брауна.
Адаптивно-деятельностный подход опирается на работы А.Я. Флиера и Э.С. Маркаряна.
В ходе исследования нами применялись общенаучные методы анализа и синтеза, эмпирические методы, такие как статистический анализ, контент-анализ и опрос. Нами была разработана анкета, выявляющая степень интеграции маркетинговых элементов в деятельности музейных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработан и обоснован категориальный аппарат исследования, где в качестве основных понятий выступают культурный потенциал маркетинга, культурообразующий маркетинг, музейный маркетинг, образовательно-рекреационная функция. Тем самым задается культурологическая специфика исследования в отличие от философской, исторической, социологической, экономической. С другой стороны, использование указанных категорий акцентирует внимание на всеобщности культурного бытия человека.
2. Разработана и обоснована структура музейной деятельности, в которой в современных условиях основой является маркетинговый комплекс для музейных учреждений, состоящий из одиннадцати элементов: маркетинговые исследования, внутренняя и внешняя реклама, связь с общественностью, посредники, место распространения и размещения музейного продукта, разработка и реализация новых музейных услуг, разработка товаров музейного содержания, сервис, ценообразование.
3. Осуществлен анализ государственных музеев Кемеровской, Омской областей и Алтайского края с точки зрения комплексного использования музейного маркетинга, а также проанализировано структурно-функциональное развитие маркетинга в музейных учреждениях указанных регионов. Результаты исследования подтвердили прямую зависимость между созданием в организационной структуре музея отдела маркетинга и/или введения в штат специалиста по музейному маркетингу и интенсивностью посещения музея жителями региона.
4. Предложены и обоснованы рекомендации по адаптации маркетинга в организационной структуре музейных учреждений и дифференцированному подходу к созданию службы маркетинга в музейных учреждениях, в основе которых лежит адаптированные к региональным условиям функциональная, матричная и проектная службы маркетинга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система, включающая культурный потенциал, культурообразующий маркетинг, музейный маркетинг и их функционирование определяют развитие музейного учреждения в современных условиях.
2. Музейный маркетинг, интегрированный в структурную деятельность музея, способствует его современному развитию, формированию интереса общественности к культурным продуктам, его востребованности обществом.
3. Применение музейного маркетинга в его структурно-функциональной определенности и эффективном использовании обусловлено его ресурсной базой, детерминированной региональными особенностями.
4. Оптимальное сочетание функциональной, матричной и проектной служб маркетинга позволяют адаптировать музейный маркетинг к региональным условиям и перспективам развития музейной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в ведении сопряженных понятий из других наук: история, этнография, краеведение, экономика, а также в разработке понятия музейного маркетинга применительно к условиям конкретных регионов. Тем самым вносится вклад в культурную регионалистику, связывающую музееведение, историю, экономику, право.
Практическая значимость.
Результаты данного исследования могут быть использованы для совершенствования деятельности музейных учреждений Кемеровской и Омской областях, и Алтайского края в современных условиях, а также в других регионах страны.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса музеологии, а также при подготовке учебного пособия и лекционного курса по музейному маркетингу.
Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Музеология, музеи в меняющемся мире» (Новосибирск, 2008); международном симпозиуме «Роль музеев в сохранении культурного наследия народов Сибири. Сохранения этнокультуры коренных народов
Алтая» организованном ICOFOM, ICOM, UNESCO (Барнаул, 2003); всероссийской научно-практической конференции «Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами» (Махачкала, 2008); всероссийской' научно-практической конференции «Практика использования концепции .маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами» (Махачкала, 2009); межрегиональной научно-практической конференции «Место и роль муниципальных музеев в сохранении и воспроизводстве культурного наследия народов Сибири (Барнаул, 2003); межрегиональной научно-практической конференции «Место и роль муниципальных музеев в сохранении и воспроизводстве культурного наследия народов Сибири (Барнаул, 2005); научно-практической конференции «Молодые ученые -Кузбассу» (Кемерово, 2002); научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Кемерово, 2007).
По материалам диссертации в 2008 году была опубликована монография — «Музейный маркетинг в контексте современной культуры». -Кемерово, 2008. - 192 с.
Работа в полном объеме обсуждалась на кафедре музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы из 276 названий. Исследование, изложенное на 296 страницах машинописного текста, включает 15 таблиц, 22 рисунка и 5 приложений, в которых содержатся: структура выборки исследования; бланк анкеты-опроса; рекомендации по сохранению старых потребителей и привлечению новых; ресурсообеспеченность музеев Кемеровской и Омской областей, Алтайского края; причины удовлетворительного положения музеев данных регионов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 137 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz