Среда, 2020-10-21, 10:51 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей. Сербина, бесплатно
0:43 AM
Скачать Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей. Сербина, бесплатно

Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей

Диссертация

Автор: Сербина, Любовь Федоровна

Название: Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей

Справка: Сербина, Любовь Федоровна. Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01, 19.00.07 Москва, 1999 277 c. : 71 00-13/123-8

Объем: 277 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Глава / Теоретические основы исследования проблемы индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей
11 Психолого-педагогический анализ развития и социализации детей
12 Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям в процессе развития и социализации
13Оказание индивидуальной помощи детям в региональной системе образования как социальная и психолого-педагогическая проблема
140боснование системного подхода в обеспечении индивидуальной помоцщ детям в масштабах региона
Глава
II Регион как фактор развития и социализации детей (на примере Ставропольского края)
21 Психологические особенности детей как субъектов развития и социализации
22 Психолого-педагогическая характеристика позиции родителей и педагогов в процессе развития и социализации детей
23 Социально-педагогическая характеристика региона
Глава
III Создание региональной системы индивидуальной помощи в развитии и социализации детей
31 Общая характеристика системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей и ее становление
32 Основные направления индивидуальной психолого-педагогической помопщ детям в региональной системе образования
33 Направления деятельности в региональной системе помощи детям с проблемами в развития и социализации
34 Подготовка специалистов для работы в системе обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помопщ детям

Введение:

Актуальность и постановка проблемы. Кризисное состояние в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах российского общества с необычайной остротой и рельефностью обнажили многие проблемы детства - сохранения здоровья, развития, социализации, воспитания, образования.Для решения проблем детства делается немало как государственными органами, так и педагогической наукой и практикой это и создание новых типов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, колледжей), психологической службы в образовательных учреждениях, центров психолого-педагогической диагностики и реабилитации, снятие многих ограничений в регламентации педагогической деятельности и многое другое. Тем не менее, результаты многочисленных исследований, изучение практики работы современньрс образовательных учреждений, свидетельствуют о том, что в допшольных учреждениях и в общеобразовательной школе наблюдается усиление неоднородности состава воспитанников по уровню физического, психического и социального развития.Факторы, создающие ситуации риска для здоровья, развития и социализации детей в современной социокультурной ситуации чрезвычайно многообразны. Это и биологические факторы (соматическое состояние организма), и социальные (условия семейного, общественного воспитания, взаимоотношения в референтных общностях и др.), экологические (неблагоприятные условия жизни ребенка) и многие другие.Исследования показывают, что многие недостатки в развитии и социализации личности ребенка остаются незамеченными, не устраненными в силу того, что педагоги и родители, в период детства известного своей сензитивностью к воспитательным влияниям, не зная сущности проблем детского развития и социализации, не в состоянии решить задачу их выявления, а тем более ранней профилактики и коррекции. Это положение связано с недостаточной разработанностью проблемы в научном плане и отсутствием специальной подготовки педагогов к использованию в своей деятельности методов индивидуального подхода, которые базируются на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимании проблем и трудностей, обусловленных этими особенностями.Обострение проблем в развитии и социализации детей на современном этапе развития общества, сотрудничество науки и практики в этих областях, мировой опыт привели к осознанию необходимости создания системы обеспечения индивидуальной помощи в развитии и социализации детей на всех этапах онтогенеза в сфере образования.К настоящему времени разработаны продуктивные подходы к созданию теоретической базы и определению концептуальных основ системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей.Й^ В первую очередь к ним можно отнести отечественные (В.В. Абраменкова, Г.М, Андреева, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.) и зарубежные (А. Адлер, А. Бандура, Дж. Болдуин, Г. Гартман, Э. Дюркгейм, Дж.. Мид, М. Мид, Г. Оллпорт, Т. Парсонс, К. Роджерс, Б. Скиннер, Э. Торндайк, Дж.Уотсон, Р, Уолтере, и др.) исследования, посвященные суищости и механизмам социализации и социальной адаптации личности; • исследования, связанные с изучением развития личности в процессе социализации и воспитания (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А. Маслоу, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Г. Салливан, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).В этих исследованиях признается доминирующая роль социокультурных и психолого-педагогических факторов в развитии ребенка, особо выделяется при этом роль совместной деятельности, общения ребенка со взрослым, обучения, воспитания и активности самого ребенка. Однако эти процессы эффективны лишь при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей развития и социализации ребенка, гуманного к нему отнощения и создания благоприятных условий для проявления его собственной активности в воспитательном микросоциуме.Истоки идеи о необходимости оказания помощи ребенку в процессе воспитания и обучения обнаруживаются в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, Я. Корчака, Френе.В настоящее время существует ряд научных подходов к организации психологической помощи в системе образования (И.В. Дубровина, Ю.З. Гильбух, Р.В. Овчарова, О.Н. Усанова и др.), помощи ф «социальной» и «социально-педагогической» направленности (В.Г. jj Бочарова , А. Беличева) , «реабилитационной педагогики» (Б.Н. Алмазов , )! В.П. Кащенко и др.).Заслуживает внимания практика формирования специализированных служб помощи за рубежом - в США (И. Бардон, А. Беннет, К. Рейдалс), в Канаде (Р. Рамзей, Смит, Б. Тейлор-Хилтон, К. Тиндал), в Чехословакии (И. Шванцара, В. Черны, А. Пожар,), в Эстонии (Х.И. Лийметс, Ю.Л. Сыэрд) и других странах. Мировой опыт показывает, что проблемы обеспечения индивидуальной помощи в развитии и социализации детей эффективнее рещаются на региональном уровне. i t i Федеральное устройство нашей страны предполагает принцип ориентированности образования на региональные социальноэкономические, этническо-национальные, природно-экологические и другие специфические особенности и потребности жителей конкретных регионов. Научные разработки Л.М. Андрюхиной, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, В.М. Петровичева, В.И. Слободчикова и др. активизировали процессы регионализации образования и позволили определять региональную образовательную политику. Регионализация предполагает использование различных подходов и региональных ресурсов в развитии образования, в поиске путей и способов решения проблем, возникающих в процессе развития и социализации детей в реальной социокультурной ситуации.В целом можно констатировать, что на сегодняшний день обнаруживается противоречие между тем, что, с одной стороны, в практике резко обострилась необходимость оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в условиях нестабильного состояния российского общества, а с другой - эта проблема не получила адекватного решения в психолого-педагогической науке, в частности остаются не исследованными и региональные возможности оказания помощи.Исходя из этого сделан выбор темы исследования" «Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия создания и функционирования региональной системы обеспечения индивидуальной помощи детям в развитии и социализации? Решение этой проблемы составляет цель исследования.Объект исследования - развитие и социализация детей дошкольного и младшего школьного возрастов. 'i Предмет исследования - создание региональной системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей в сфере образования.Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Обосновать совокупность положений, составляющих методологические и теоретические основы исследования проблемы.2. Охарактеризовать региональный фактор развития и социализации детей.3. Выявить психологические особенности дошкольника и младщего школьника, характеризуюище уровень его личностного и социального развития, а также типичные проблемы, возникающие в процессах развития и социализации детей.4. Разработать теоретические основы создания региональной системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в развитии и социализации в сфере образования.5. Создать и экспериментально проверить функционирование региональной системы обеспечения индивидуальной помощи детям в развитии и социализации в сфере образования.6. Определить содержание и способы оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в развитии и социализации в региональной системе образования.7. Раскрыть содержание подготовки и переподготовки педагогических кадров по оказанию индивидуальной психологопедагогической помонщ детям в системе образования.Общую методологическую основу исследования составляют важнейшие положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития, идеи общего, особенного и единичного в развитии и социализации личности (К.А. АбульхановаСлавская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, B.C. Братусь, Л.С. Выготский, В.Е. Каган, И.С. Кон, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, В.Н, Мясищев, А.В. Петровский, Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); о субъектности и неравномерности индивидуального характера развития, наличия сензитивных периодов, интеграции психики, пластичности и возможности компенсации, формирования личности в результате активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях и общении (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); о ведущей роли воспитания в развитии и социализации ребенка (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, Н.Я. Данилевский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, Вл. Соловьев, К.Д. Ушинский, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко, В.А. С>осомлинский, СТ. Шацкий и др.); положения о гуманизации целостного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, А.И. Мищенко, И.Ф. Исаев, В.А. Ситаров, Е.Н. Шиянов и др.), о профессиональной подготовке педагога (СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев, М.Я. Виленский, Н.Е. Мажар, Н.М. Назарова и др.).Особое значение для нашего исследования имеют работы В.А. Сластенина о подготовке педагога и развитии его инновационной культуры, о целостном педагогическом процессе, об особенностях социально-педагогической деятельности.В основу исследования была положена гипотеза о том, что обеспечение индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей в региональной системе образования будет эффективным, если: •• изучены психолого-педагогические основы развития и социализации детей; - выявлены индивидуально-психологические особенности детей и определены проблемы, возникающие в процессе их развития и социализации; - разработана концептуальная модель системы помощи как инновационной социально-педагогической деятельности, определен ее правовой статус; создана многоуровневая инфраструктура, интегрированная в единую региональную систему; - система помощи носит комплексный характер и ориентирована на развитие активности ребенка как субъекта самосознания, общения, социально значимой деятельности; гуманизацию воспитательного микросоциума; смягчение социально-психологической напряженности в детской, родительской и педагогической среде; - определены содержание и способы оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей; - выявлены условия эффективного функционирования региональной системы обеспечения индивидуальной помощи в развитии и социализации детей; - разработано содержание подготовки и переподготовки кадров к оказанию индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования.Методы и база исследования. Для решения поставленньпс задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный), диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, рейтинг, прямое и косвенное наблюдение, анализ продуктов деятельности, психодиагностические методики). изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, моделирование, социальнно-педагогический эксперимент, социологические математико-статистические методы.Опытно-экпериментальной базой исследования были 476 дошкольных и школьных образовательных учреждений, 300 семей, на разных этапах исследованием было охвачено 1500 родителей и 5000 педагогов образовательных учреждений Ставропольского края.Организация и этапы исследования. Работа вьшолнялась в рамках государственной программы «Дети России», а также в рамках целевой научно-исследовательской программы Южно-Российского отделения РАО «Личностно-развивающие системы Южно-Российского региона». Личное участие автора состоит в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой проблеме, в непосредственном руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в качестве руководителя ВНИК Министерства образования края, научного консультанта опытноэкспериментальных площадок в дошкольньгс, школьных учреждениях, центрах психолого-педагогической диагностики и реабилитации детей и подростков, руководителя научно-методического объединения специалистов края.В процессе исследования можно выделить следующие основные этапы: I этап (1989-92) - практическое знакомство с процессами воспитания и обучения детей с проблемами в развитии и социализации, оказания им психолого-педагогической помощи; теоретическая и экспериментальная работа в связи с подготовкой кандидатской диссертации по внедрению психолого-педагогических аспектов гуманизации профессиональной подготовки учителя; II этап (1992-1994) - историко-педагогический и сравнительносопоставительный анализ проблем социализации, развития, воспитания и обучения детей; выявление приоритетных проблем сферы детства, изучение структуры помощи детям в процессе развития и социализации; построение общей гипотезы исследования; III этап (1994-1996) - изучение особенностей личностного и социального развития, социальной ситуации развития детей, разработка концептуальной основы региональной системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей; IV этап (1996-1998) - опытно-экспериментальная апробация региональной системы индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в сфере образования; V этап (1998-1999) - систематизация теоретических выводов и практических рекомендаций, подготовка и издание монографии по проблеме исследования, литературное оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.На защиту выносятся следующие основные положения: * В основе решения проблемы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей лежит положение о том, что развитие личности является единым процессом социализации и индивидуализации, источником которого выступает противоречие между индивидом и социальной средой. Уровень, характер развития обусловлены особенностями общества конкретного региона и особенностями самого ребенка. Психофизиологические закономерности развития детей стадии первичной социализации определяют избирательность л^иности к воздействиям среды, а отсутствие необходимого психолого-педагогического внимания к индивидуальности ребенка приводят к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарущении хода и темпа нормального развития.Практическая значимость исследования определяется тем, что ^ содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обоснования создания и развития в сфере образования системы обеспечения индивидуальной психологопедагогической помощи детям, родителям, педагогам, направленной на совершенствование воспитания, социализации, образования личности, оказание положительного влияния на личность, нуждающуюся в помощи и поддержке в решении личностных и социализационных проблем.Выявленные негативные особенности социализации и развития дошкольников и младших школьников в современных социокультурных условиях позволяют осуществлять целенаправленную социальнопедагогическую деятельность, способствующую позитивному развитию и социализации с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.Разработанные модель и механизм функционирования региональной системы обеспечения индивидуальной психологопедагогической помощи в развитии и социализации детей, её целевой содержательный, операционально-технологический и функциональный компоненты могут использоваться в практике создания системы помощи в образовательной системе Российской Федерации.Экспериментальные концепции, программы, пособия, монография, изданные по материалам исследования, непосредственно используются в практической деятельности психологов, педагогов, родителей, в подготовке и переподготовке специалистов.Прогностический потенциал проведенного исследования обусловлен потенциальной возможностью организации на его основе дальнейшей научно-исследовательской работы по изучению важных с точки зрения социального воспитания проблем развития и социализации личности, экспериментальной разработке технологий реализации помощи детям, родителям, педагогам в решении личностных и социализационных проблем в условиях региона.Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных методологических позиций, I ! реализующих системный, комплексный, субъектный подходы к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам и логике; соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; длительным характером изучения практики, организацией и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных результатов, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Коллегии Министерства образования Российской Федерации 1994г., коллегии Министерства образования правительства Ставропольского края 1998г.; материалы исследования докладывались на международных (гг. Москва, 1994,1995, 1997; Екатеринбург, 1993; Н. Новгород, 1994, 1995; Петербург, 1995, Сочи, 1997, Новосибирск 1999), республиканских (Москва,1997; Ростов-на-Дону, 1996, Краснодар, 1998, Саранск, 1998; Махачкала, 1997; Курск, 1998, Ставрополь, 1999 и др.) региональных (Ставрополь, 1992 - 1999 гг. Пятигорск 1992, 1995, 1997; Карачаевок, 1997,1998,1999), университетских (Ставрополь 1992-1999) научных, научно-практических и научно-методических конференциях и семинарах, посвященных проблемам здоровья, развития, социализации, воспитания, обучения детей и подготовки педагогов и психологов в системе высшего профессионального образования; на заседаниях кафедр коррекционной педагогики и психологии СГУ, психологии МПГУ, психологии и педагогики высшей школы МПГУ. Внедрение результатов исследования. Они нашли отражение в монографии, учебном пособии, пособиях для педагогов и родителей, программах, методических рекомендациях, научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Ростове - наДону, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Курске, Саранске, Сочи, Краснодаре, Махачкале, Ставрополе, Пятигорске, Карачаевске и др.Материалы исследования использовались в разработке краевых, законодательных актов, в научном руководстве аспирантами и соискателями кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, в учебно-воспитательном процессе Ставропольского государственного университета в форме специализаций, спецкурсов, лекций, спецсеминаров, на курсах повышения квалификации Ставропольского краевого ИПКРО, в практической деятельности образовательных учреждений края.Структура диссертации включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется проблема, определяются цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования, представлены организация, база и методы исследования, положения, выносимые на защиту, охарактеризованы научная новизна и практическая значимость исследования.В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей» дан методологический анализ проблемы развития и социализации; определены психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям в процессе развития и социализации; представлено социальное и психолого-педагогическое обоснование индивидуальной помощи детям в региональной системе образования; обоснован системный подход в обеспечении индивидуальной помощи детям в масштабах региона.Во второй главе «Регион как фактор развития и социализации детей» проанализирована социально-педагогическая ситуации в Ставропольском регионе и представлены материалы эмпирического изучения психологических особенностей детей как субъектов развития и социализации, психолого-педагогической позиции родителей и педагогов в процессе развития и социализации детей.В третьей главе «Создание региональной системы индивидуальной помощи в развитии и социализации детей» описывается процесс создания региональной системы обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей; раскрываются основные направления деятельности региональной системы помощи детям с проблемами в развитии и социализации; характеризуется особенности подготовки специалистов для работы в системе обеспечения индивидуальной психологопедагогической помощи детям.В Заключении формулируются выводы исследования и определятся проблемы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 147 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz