Четверг, 2020-10-22, 1:35 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Рецепция американской культуры в России в XVIII-XIX вв.. Левшина, Ольга Николаевна бесплатно
11:43 PM
Скачать Рецепция американской культуры в России в XVIII-XIX вв.. Левшина, Ольга Николаевна бесплатно

Рецепция американской культуры в России в XVIII-XIX вв.

Диссертация

Автор: Левшина, Ольга Николаевна

Название: Рецепция американской культуры в России в XVIII-XIX вв.

Справка: Левшина, Ольга Николаевна. Рецепция американской культуры в России в XVIII-XIX вв. : диссертация кандидата философских наук : 24.00.01 / Левшина Ольга Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 253 с. Санкт-Петербург, 2009 253 c. :

Объем: 253 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 «Становление и развитие российско-американской межкультурной коммуникации в XVIII-XIX вв»
1Л Теоретико-методологичие ования изучения межкультурной коммуникации и интеллектуальной рецепции
12 Становление рио-америкаой межкультурной коммуникации Бенджамин Франклин и Рия
13 Коммуникация между культурами России и США в конце XVIII-XIX вв
Глава 2 «Рецепция базовых принципов американской культуры в России в XVHI-XIX вв»
21 Идея «self-made man» и ее вриятие в Рии в XVIII-XIX вв
22 «Кодечи» Бенджамина Франклина в зеркале риой общвенной ми
23 Рецепция америкаих либерально-демократичих идей
24 Образ Америки в травелогах риих путешвенников
25 Идея ожного брака» и ее вриятие в Рии

Введение:

Диссертация посвящена проблеме взаимодействия культур. На примере российско-американских культурных связей в XVIII-XIX вв; рассматривается механизм межкультурной коммуникации и рецепции идей.
Актуальность исследования
Поскольку современная культура развивается по пути расширения сферы межкультурных взаимодействий, их изучение является одной из важнейших задач гуманитарных наук. Идея межкультурной коммуникации несет в себе мощный познавательный заряд, так как помогает понять механизмы развития культур и движения идей. В серьезном теоретическом осмыслении нуждается и проблема интеллектуальной рецепции. Она предоставляет ученым широкие возможности для изучения результатов и следствий контактов между культурами.
Вместе с тем проблемы межкультурной коммуникации и интеллектуальной рецепции остаются малоизученными. Это связано со сложностью и противоречивостью процессов культурного взаимодействия, а также влиянием множества факторов - от внешних условий до глубинных архетипических различий между культурами, под воздействием которых происходит изменение рецепции транслируемых в процессе коммуникации идей. Наиболее сложным представляется изучение рецепции американских идей в России. Если, по выражению Дени Дидро, идеи меняли свой цвет по дороге из Парижа в Петербург, то по пути из США в Россию они должны были пережить еще более значительную трансформацию.
Обращение к культуре США вызвано рядом причин. Во-первых, американская культура всегда вызывала существенный интерес в России, как реализация определенной социально-политической и культурной модели. Во-вторых, поскольку базовые принципы американской культуры представляют собой относительно устойчивые ментальные конструкты, изучение механизмов их трансляции и рецепции в XVIII-XIX вв. может прояснить особенности коммуникации между культурами России и США на современном этапе.
Необходимо ввести рабочие определения и прояснить соотношение понятий «межкультурная коммуникация», «российско-американская межкультурная коммуникация», «диалог культур», «культурные связи» и «рецепция». Под культурными связями мы понимаем контакты между культурами, которые могут иметь разные формы и осуществляться в различных сферах культуры. В качестве л i ел с кул ь ту pi i о й коммуникации мы рассматриваем движение идей от одной культуры к другой. Российско-американская межкультурная коммуникация представляет собой движение идей от культуры США к российской в XVIII-XIX вв. Она может быть как однонаправленной, так и двунаправленной, во втором случае мы имеем дело с диалогом культур. Рецепция представляет собой осмысление полученных в процессе коммуникации идей.
Диссертационное исследование направлено на изучение механизмов российско-американской межкультурной коммуникации, в ходе которой наряду с движением в Россию американских культурных текстов осуществлялась трансляция базовых принципов культуры США; а также особенностей их рецепции в интеллектуальном пространстве российской культуры. Особое внимание уделено восприятию в России идей выдающегося американского просветителя Бенджамина Франклина - одного из «отцов-основателей» не только США, но и американской культуры.
Объектом диссертационной работы выступают российско-американские культурные связи в XVIII-XIX вв.
Предмет исследования — основные формы, способы и результаты российско-американской межкультурной коммуникации в XVIII-XIX вв. Под результатом коммуникации подразумевается рецепция базовых принципов американской культуры в России в XVIII-XIX вв.
Хронологические рамки работы охватывают период XVIII-XIX вв. время становления и развития российско-американской межкультурной коммуникации. В это время были заложены основные каналы движения американских идей в Россию, которые послужили фундаментом для взаимодействия между культурами США и России в последующий период. Цели исследования:
1. изучение основных форм, способов и механизмов российско-американской межкультурной коммуникации в XVIII-XIX вв.;
2. изучение исторических форм и культурных особенностей рецепции базовых принципов американской культуры в России в XVIII-XIX вв.
В соответствии с указанными целями в диссертации решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные модели межкультурной коммуникации и диалога культур;
2. Выявить базовые принципы американской культуры, трансляция которых осуществлялась в процессе коммуникации между культурами России и США в XVIII-XIX вв.;
3. Определить каналы, формы и способы коммуникации между российской и американской культурами в XVIII-XIX вв.;
4. Проанализировать особенности рецепции базовых принципов американской культуры в России;
5. Выяснить причины изменения смысла базовых принципов американской культуры при переносе их в интеллектуальное пространство российской культуры в указанный хронологический период.
Степень научной разработанности проблемы
Исследования, направленные на изучение российско-американской межкультурной коммуникации, могут быть разделены на две группы: работы, посвященные изучению теоретических оснований межкультурной коммуникации и диалога культур; и исследования практического характера, в которых описана история российско-американских культурных связей. Диссертация призвана использовать достижения обоих подходов и верифицировать существующие теории и модели межкультурной коммуникации и диалога культур на конкретном историко-культурном материале, посвященном российско-американским культурным связям в XVIII-XIX вв.
Наиболее полно модели и механизмы межкультурного взаимодействия исследованы М.М. Бахтиным, B.C. Библером, Ю.М. Лотманом, Д.С. Лихачевым, Р. Коллинзом. Различные аспекты межкультурной коммуникации и диалога культур рассматривались в работах Г.Д. Гачева, С.А. Арутюнова, С.Н. Артановского, В.К. Кантора, Л.М. Мосоловой, С.Н. Иконниковой, Т.В. Артемьевой, М.И. Микешина, С.Г. Тер-Минасовой,
A.П. Садохина, Л.И. Гришаевой, Н.В. Кокшарова, Д.Б. Гудкова, С.Г. Ларченко, С. Хантингтона, Э. Холла и других ученых.
Исследованием российско-американских культурных связей занимались известные американисты: Э.А. Иванян, Г.П. Куропятник,
B.Н. Плешков, В.П. Шестаков, Р.Ф. Иванов, В.П. Петров, В.В. Согрин,
C.А. Исаев, И.М. Супоницкая, О.А. Леонтович, академики Н.Н. Болховитинов и А.А. Фурсенко. Наиболее изученными на данный момент являются литературные связи между США и Россией. Здесь следуют упомянуть работы А.Н. Николюкина, Н.Н. Болховитинова, А.И. Старцева. Научные связи анализировались в трудах Н.Н. Болховитинова, Е.М. Двойченко-Марковой, М.И. Радовского.
Наименее изученной является область интеллектуальных рецепций. К данной проблеме обращаются исследователи, работающие в рамках истории идей, интеллектуальной истории и философской компаративистики: А. Лавджой, Р. Коллинз, К. Скиннер, Т.В. Артемьева, A.M. Эткинд, А.А. Златопольская, М.И. Микешин, Л.П. Репина, А.С. Колесников, Т.В. Чумакова и др. С методологической точки зрения значительный интерес представляет исследование рецепции российской культуры в США в работах А.В. Павловской и И.И. Куриллы.
В целом, проблема российско-американской межкультурной коммуникации и рецепции базовых принципов американской культуры в России в XVIII-XIX вв. остается малоизученной.
Источниковедческая база исследования Источники исследования могут быть разделены на три группы. К первой группе можно отнести сочинения американских просветителей: Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона, Томаса Пейна, Сент Джона де Кревекера (трактаты, статьи, документы, письма), в которых отражены базовые принципы американской культуры. Уникальные документы: письма, статьи, публицистические и научные работы Франклина представлены в цифровом архиве Паккардского института гуманитарных исследований (The Packard Humanities Institute) (США).
В отдельную группу следует выделить научные работы, художественные произведения, статьи, мемуары российских ученых, литераторов, журналистов, общественных и политических деятелей, отражающие интерес к социально-политической и культурной жизни США в XVIII-XIX вв. Сюда можно отнести научные работы М.В. Ломоносова, Ф.У.Т. Эпинуса; публикации Н.И. Новикова, П.И. Богдановича, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Н.А. Полевого и др.; художественные произведения А.Н. Радищева, И.С. Тургенева,
H.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, В.Ф. Одоевского, В.Г. Короленко и других российских литераторов.
К третьей группе источников относятся травелоги (путевые заметки, очерки, дневники, письма) российских путешественников, посетивших США в конце XVIII-XIX вв.: Ф.В. Каржавина, П.П. Свиньина, П.И. Полетики, П.А. Чихачева, П.И. Огородникова, М.М. Владимирова, Д.И. Менделеева.
Гипотеза исследования Гипотеза исследования состоит в следующем:
I. Российско-американская межкультурная коммуникация приблизительно до 30-х гг. XIX в. имела опосредованный характер и осуществлялась при участии Франции, которая в указанное время играла ключевую роль в интеллектуальной жизни Европы; 2. В силу глубинных аксиологических, религиозных, исторических и общественно-политических различий в развитии России и США в XVIII-XIX вв., базовые принципы американской культуры в России были восприняты иначе, чем в Америке. На основании анализа большого объема историко-культурного материала первоначальная гипотеза получила подтверждение.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе российско-американской межкультурной коммуникации в XVIII-XIX вв. наряду с движением американских культурных текстов осуществлялась трансляция базовых принципов культуры США, к которым можно отнести: идею «self-made man» — идею активной личности, способной «сотворить» себя и добиться достатка и достойного положения в обществе вне зависимости от своего происхождения, национальной или религиозной принадлежности; принципы буржуазного этоса, получившие законченное выражение в «кодексе чести» Бенджамина Франклина; систему либерально-демократических идей, включающую в себя принципы аболиционизма и конституционализма.
Выделенные базовые принципы американской культуры по содержанию были близки к европейским, американским их делал лишь способ внешней репрезентации.
2. Приблизительно до 30-х гг. XIX в. российско-американская межкультурная коммуникация осуществлялась при посредничестве Франции, которая в указанный период была интеллектуальной столицей Европы и оказывала значительное влияние на развитие российской и американской культур. Кроме того, посредничество Франции объясняется и тем, что
Франция была традиционным участником межкультурной коммуникации для России.
3. Трансляция базовых принципов американской культуры в Россию в XVIII-XIX вв. осуществлялась по четырем основным каналам: академическому — через взаимодействие научно-образовательных и культурно-просветительских обществ России и США; через интеллектуальную элиту — ученых, литераторов, общественных и политических деятелей, состоявших в непосредственной и опосредованной связи с деятелями американской культуры: Ф.У.Т. Эпинуса, Д.А. Голицына, Е.Р. Дашкову, Н.И. Новикова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Н.А. Полевого, А.Н. Радищева, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, Д.И. Менделеева, В.Г. Короленко и др.; дипломатическому — через посредничество российских и американских дипломатов, которые были заинтересованы в развитии не только политических и экономических, но и культурных связей между Российской империей и США. Важный вклад в расширение сферы российско-американского межкультурного взаимодействия внесли: А.Г. Евстафьев, П.П. Свиньин, П.И. Полетика, Д.К. Адаме, Ю. Скайлер; государственному — при участии правительств России и США. Этот канал сложился лишь в конце XIX в, и был наименее развитым. Единственными культурными событиями, организованными при участии российского правительства, были. Всемирная промышленная выставка в Филадельфии (1876) и IX Всемирная художественно-промышленная выставка, состоявшаяся в 1893 году в Чикаго.
Два первых канала сложились раньше других, и движение американских идей в Россию по ним проходило наиболее интенсивно.
4. Наиболее активно трансляция идей между Россией и США на протяжении XVIII-XIX вв. осуществлялась в сфере науки и техники.
5. При переносе на российскую почву рецепция американских идей менялась. Это было вызвано фундаментальными различиями в ценностных основаниях российской и американской культур, а также особенностями общественно-политического развития России и США в указанный период.
Научная новизна исследования
1. В диссертационном исследовании впервые анализируется весь основной комплекс источников, посвященных российско-американским культурным связям в XVIII-XIX вв.
2. В работе представлен комплексный анализ российско-американской межкультурной коммуникации в сфере науки, техники, литературы и искусства на протяжении XVIII-XIX вв.
3. На основании анализа большого объема историко-культурного материала определены основные каналы, формы и способы российско-американской межкультурной коммуникации в XVIII—XIX вв.
4. В результате изучения творчества американских просветителей выявлены базовые принципы американской культуры, трансляция которых осуществлялась в процессе коммуникации между культурами России и США в XVHI-XIX вв.
5. Впервые изучена рецепция базовых принципов американской культуры в России в XVIII-XIX вв., выяснены причины, по которым в условиях российской интеллектуальной традиции они воспринимались иначе, чем в США.
6. В работе выявлен концептуальный и конкретно-исторический потенциал дальнейших теоретических изысканий в области изучения межкультурной коммуникации и рецепции идей.
Теоретическая и методологическая основа исследования Теоретическую основу исследования составляют концепции диалога культур М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана, модель «трансплантации» культуры академика Д.С. Лихачева, теория «интеллектуальных сетей» Р. Коллинза, модели коммуникации К.Э. Шеннона и Г.Д. Лассвелла.
Исследование имеет комплексный характер и проводится на основе истории идей, теории межкультурной коммуникации и диалога культур, философской и кросс-культурной компаративистики.
На основе сложившегося в рамках истории идей метода предполагается выявить в интеллектуальном пространстве американской культуры базовые принципы, трансляция которых осуществлялась в процессе коммуникации между США и Россией в XVIII—XIX вв. Философско-компаративный анализ позволяет осмыслить феномен движения идей и раскрыть способы их рецепций; проследить, как идеи переходят из одной культурной среды в другую. На основе данного метода проведен анализ движения базовых принципов американской культуры в Россию, выявлены каналы коммуникации и способы их рецепции в интеллектуальном пространстве российской культуры в XVIII-XIX вв.
Теоретическая и практическая значимость исследования Полученные теоретические выводы могут формировать стратегию исследования интеллектуальной рецепции и прогнозирования результатов контактов между культурами Россией и США на современном этапе. Поскольку в основании межкультурных контактов лежат сходные механизмы, выявленные в процессе исследования каналы, формы и способы коммуникации между культурами России и США в XVIII—XIX вв. могут быть использованы в качестве теоретической модели для изучения не только российско-американской, но и других межкультурных коммуникаций.
Полученные в результате исследования выводы и аналитический материал могут быть использованы при разработке программ учебных курсов и составлении пособий по философии и теории культуры, а также разделов курсов историко-культурной направленности, в которых была бы представлена панорама российско-американских культурных связей в XVIII-XIX вв.
Апробация и внедрение результатов работы
Основные положения диссертационного исследования были представлены на конференциях:
1. международная конференция «Реформа системы высшего образования в сфере гуманитарных и социальных наук: проблемы и перспективы - США и Россия» РГПУ им. А.И. Герцена, 15-17 марта 2006 г. (доклад «Научно-образовательные институты раннего американского Просвещения и их роль в построении гражданского общества»);
2. международная конференция «Бенджамин Франклин и Россия. К 300-летию со дня рождения» РГПУ им. А.И. Герцена, 22-24 июня 2006 г. (доклад «Научная деятельность Бенджамина Франклина»);
3. студенческий и аспирантский научно-практический семинар «Новые направления в исторических исследованиях» Европейский университет в Санкт-Петербурге, 17 марта 2007 г.;
4. международная конференция «Карл Линней в России. К 300-летию со дня рождения и 210-летию основания РГПУ им. А.И. Герцена», РГПУ им. А.И. Герцена, 15-16 июня 2007 г. (участие в круглом столе, посвященном проблеме межкультурной коммуникации);
5. всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в преподавании наук о культуре», СПбГУКиИ, 12 декабря 2007 г. (доклад «Преподавание наук о культуре в свете теории интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза»);
6. международная научная аспирантская конференция «Человек в философии Просвещения», РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербургское отделение Института философии РАН, 10-11 октября 2008 г. (доклад «Америка как российская утопия в конце XVIII — начале XIX вв.»).
Основное содержание работы отражено в девяти публикациях автора.
Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационного исследования составляет 253 страницы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 139 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz