Пятница, 2024-04-26, 1:09 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 10 » Скачать Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования. Моногарова, Ирина Ивановна бесплатно
0:52 AM
Скачать Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования. Моногарова, Ирина Ивановна бесплатно
Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования

Диссертация

Автор: Моногарова, Ирина Ивановна

Название: Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования

Справка: Моногарова, Ирина Ивановна. Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2006 179 c. : 61 06-13/1012

Объем: 179 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

Введение
Глава1 Исторический экскурс проблематики дополнительного образования
§11 Становление и развитие внешкольного образования в России
§12 Дополнительное образование детей в период социально-экономических реформ
Выводы по главе 1
Глава2 Теоретико-методологические ориентиры развития творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования
§21 Основные ценности и функции дополнительного образования
§22 Специфика и^егр/вцйй основного и дополнительного образования
§23 Развитие творческой индивидуальности в условиях дополнительного образования
§24 Психолого-педагогические условия становления творческой индивидуальности
Выводы по 2 главе
ГлаваЗ Реализация модели развивающего пространства дополнительного образования как средства развития творческой индивидуальности в условиях гимназии
§31 Изменение состояния системы дополнительного образования в современной гимназии
§32 Динамика становления творческой индивидуальности учащихся в системе дополнительного образования
§33 Условия развития и востребованности творческой индивидуальности педагогов дополнительного образования
Выводы по 3 главе

Введение:

Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. В современных геополитических условиях российская школа, являясь достаточно динамичной системой, активно прорабатывает вопросы реформирования образования, так как "неотъемлемым условием модернизации общества выступает повышение качества человеческого капитала, освоение молодыми новых социальных навыков и ролей, культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества". В этих условиях приоритетной задачей школы является обеспечение целостного развертывания творческой личности. «Творчество может стимулироваться не столько многообразием знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим стереотипы» (П. Порренс.)
В системе общего образования, подчиненного в целом нормативам, стандартам, в школах с единой в основном программой обучения и унифицированной методикой преподавания, вероятно, сложно совместить между собой развитие индивидуальности ребенка, педагога и регламентированность школьного обучения.
Приоритет творчества вносит новые смыслы в развитие дополнительного образования детей. В настоящий момент перед дополнительным образованием детей встает задача не столько вооружения прочными знаниями и умениями учеников, сколько формирования свободной творческой личности в процессе сотворчества субъектов. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования. Именно в этом пространстве возможно организовать субъектно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную новаторскую и творческую деятельность. Ведь только в условиях свободы тенденция самореализации действует в полной мере, обеспечивая "движение человека к более полноценной творческой жизни" что дает возможность восхождения человека " к самому себе - лучшему" (В.В.Горшкова).
К настоящему времени в российской и зарубежной педагогической науке накоплен значительный теоретический материал, раскрывающий сущность педагогического творчества в разных аспектах. Вопросам развития личности в системе дополнительного образования и его влияния на дифференциацию и индивидуализацию целей образования посвящены ч исследования ученых современности (Р.У.Богданова, Е.Б.Евладова,
Р.Д.Каверина, О.Е.Лебедев, А.М.Митина, В.И. Панов, Н.Ф.Радионова, Б.А. Титов, С.Н.Щеглова, С.Ф.Эхов и др.)
Проблема творчества принадлежит к числу вечных проблем, интерес к которой в различные периоды истории проявляли философы, психологи, педагоги и другие ученые. В процессе ее развития определено понятие творчества (А.Н.Лук, Ф.В.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и др.), раскрыт содержательный аспект творческой деятельности, ее личностное и социальное значение (Августин, Аристотель, Н.Бердяев, Ф.Бекон, А.Вольтер, Т.Гобс, Д.Декарт, Калидаса, И.Кант, А.Маслоу, К. и Н. Роджерсы, Ж.Ж. Руссо, Д. Юм, Ф. Франкл, Э. Фромм, и др.), рассмотрено соотношение творчества и деятельности (Г.С.Батищев, К.Маркс и Ф.Энгельс, A.JI. Никифоров, В.С.Швырев), источники и психологические аспекты механизма творчества (Я.А Пономарев, Г.Уоллес, В.Н.Пушкин), изучены способности человека к творчеству и особенности творческой личности (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, В.Н.Дружинин, JI.M. Термен, Е.Торранс, J1. Халас, В.Д.Шадриков и др.), а также условия становления творческой активности человека (Е.Г.Алиев, Л.СВыготский, В.Н.Максимова,
A.M. Матюшкин, ДВ.Ушаков и др.).
В понимании сущности и значимости феномена творчества видится источник ценностного отношения к субъектам СО-творчества, как стимул к собственной творческой деятельности. Реализация поставленных творческих целей не возможна вне общества, вне социума, вне других субъектов. Современная парадигма образования ориентируется на субъектно -субъектное взаимодействие в образовательном процессе, создавая условия для самореализации и саморазвития, как личности учащегося, так и личности учителя (Г.С.Батищев, В.С.Библер, В.В.Горшкова и др.)
Анализ современной педагогической литературы позволяет констатировать интерес педагогической теории и практики к разным аспектам учительского творчества, социально-философский аспект данного явления рассматривали такие авторы, как В.В. Давыдов, В.И.Загвязинский, М.Ф.Печенко; специфические особенности творческой педагогической деятельности изучали Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, Я.А.Пономарев, Г.С. Сухобская и др; проявления творчества в разных областях педагогического труда описывали
B.А. Канн-Калик, АК.Маркова, А.В. Мудрик, В.Н. Харькин. По мнению ряда ученых (О.А.Абдуллиной, Б.Г.Ананьева, Ю.К. Бабанского, Е.П. Белозерцева, Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.), творчество занимает достойное место в перечне необходимых профессионально-значимых качеств учителя.
В ряде исследований, разработанных в русле современных тенденций в российском образовании (В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, З.И. Васильева, В.П.Зинченко, Д.А. Леонтьев, М.В.Кларин, И.А. Невский, В.А.Сластенин, и др.), изучаются возможности подготовки учителя к профессиональной творческой деятельности через личностные механизмы: на базе развития творческой индивидуальности (Н.И. Пилюгина, Б.М.Теплов, Н.Г.Осухова).
Однако, как правило, педагоги, ориентированные на трансляцию знаний, умений, навыков, удовлетворены лишь хорошей успеваемостью своих учеников и далеки от их интересов и талантов. Отсутствие творческой позиции к профессиональной деятельности и ее субъектам превращает труд учителя, как правило, для него в стереотипную систему действий, делает однообразным, механическим, что ведет к потере интереса к профессии и личностным деформациям.
Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим особую важность имеет одна из важнейших функций образования -культурно-опережающая (В.В.Горшкова, А.М.Новиков и др.) и способствующая социализации ребенка, под которой понимается приобщение его к культуре, ее ценностям и нравственным нормам. Именно это обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей -гражданина, работника, родителя. Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность.
В этом контексте дополнительное образование выступает как средство самоориентации учащихся, как процесс формирования опыта, решения значимых для них проблем на основе использования социального опыта старших и осмысления собственного жизненного опыта, где социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, творческого поиска, возросших возможностях выбора своей социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных обстоятельств.
В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий для развития творческой активности учащихся, реализация при этом профессионального потенциала педагога является одной из приоритетных педагогических задач. Показать учащимся роль его собственного приобщения к ценностям - как непременного условия взросления в смысле приобретения способности «думать своим умом и ориентироваться без наставников и авторитетов» (М.К. Мамардашвили) в силу объективных причин сегодня возможно более эффективно в пространстве дополнительного образования.
В силу того, что дополнительное образование не имеет стандартов, не ограничено временными рамками, многое в содержании и организации образовательного процесса в целом зависит от образованности педагога дополнительного образования, его умений, желания актуализировать разнообразные творческие возможности субъектов.
Инновационное образование, возникшее в ответ на административно-командную систему обучения, актуализировало индивидуальность учащегося, выявив уязвимые позиции педагога дополнительного образования, в какой-то степени потерявшегося в мире новшеств и преобразований.
В данных обстоятельствах выделяются следующие противоречия: между широко распространившейся коммерциализацией дополнительного образования и ограниченными материальными возможностями граждан и центров дополнительного образования в России;
• между объективными потребностями системы современного дополнительного образования в неординарном и творческом педагоге, человеке культуры, неформальном лидере и не сложившейся системой подготовки креативного педагога дополнительного образования в современных вузах;
• между готовностью учащихся к творческому самовыражению и неспособностью традиционного общего и дополнительного образования удовлетворить эти потребности.
Объективность и социальная значимость этих противоречий обозначили проблемуисследования - выявить педагогические условия, обеспечивающие каждому субъекту в пространстве дополнительного образования возможности для творческого развития.
Данная проблема определила тему исследования: «Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования» (на примере Центра дополнительного образования гимназии). ц Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность, определить педагогические условия, способствующие индивидуальному творческому развитию субъектов в пространстве дополнительного образования на примере Центра дополнительного образования гимназии.
Объект исследования: пространство дополнительного образования в современной гимназии.
Предмет исследования: процесс развития творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования гимназии.
Гипотеза исследования: созидательное развитие творческой индивидуальности учащегося и педагога будет успешно осуществляться в пространстве дополнительного образования гимназии, если:
•дополнительное образование будет рассматриваться как стратегический ресурс реализации творческого потенциала современного человека;
•будет создана атмосфера межсубъектного творчества участников образовательного процесса в пространстве дополнительного образования, реализован принцип свободы созидания в их совместной деятельности;
•развитие творческой индивидуальности будет положительно влиять на коррекцию или преодоление негативного поведения воспитанников, * усовершенствование их жизнедеятельности в целом;
•позиция, стиль работы педагога дополнительного образования будут непрерывно направлены на актуализацию креативного самовыражения и самореализацию участников совместной творческой деятельности; адекватное восприятие феномена творчества в Центре дополнительного образования гимназии будет способствовать созданию индивидуальных и совместных продуктов творческой деятельности ее участников, будет осуществлен их рефлексивный анализ в условиях событийности творческого сосуществования в едином культурно-образовательном пространстве.
Задачи исследования:
1 .Рассмотреть основные понятия и направления исследования, определить психолого-педагогические подходы к проблеме развития творческой индивидуальности субъектов образовательного процесса.
2.Изучить степень разработанности проблемы, охарактеризовать пространство дополнительного образования в гимназии как развивающего феномена творчества и своеобразного реабилитационного центра для определенной категории учащихся.
3.Определить комплекс методик для диагностики уровней сформированности творческой индивидуальности субъектов образовательного процесса в пространстве дополнительного образования гимназии.
Сконструировать модель развивающего пространства дополнительного образования на примере Центра дополнительного образования гимназии.
Ч 5.Разработать и апробировать систему условий для реализации творческой активности субъектов системы дополнительного образования.
Теоретике - методологическую основу исследования составили научные положения, подходы, концепции, идеи о:
• гуманистической философии и педагогики развития человека в процессе образования и творческой деятельности (Б.С.Гершунский, С.И.Гессен, А.Н.Леонтьев и др.); теоретических основах дополнительного образования детей (А.Г.Асмолов, А.К.Бруднов, В.А. Горский, О.Е. Лебедев и др.) и взрослых (А.М.Митина и др.); специфике дополнительного образования как личностно-ориентированной развивающей досуговой среде (С,И.Гессен, В.А.Горский, Л.Ю.Ляшко, О.М.Мотков, И.В,Пильдес, Е.А.Ямбург, В.А.Ясвин и др.); гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, В.В.Горшкова, В.В.Сериков,
И.С.Якиманская и др.);
• непрерывном образовании педагогов и других профессиональных категорий взрослых (В.И.Подобед, А.И.Жилина, Ю.Н.Кулюткин, А.Е.Марон, В.Г.Онушкин и др.);
• теории творческой педагогической деятельности (Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, Я.А.Пономарев, А.П.Тряпицына, Г.С.Сухобская и др.), особенностях творчества как необходимого профессионально-значимого качества учителя (О.А.Абдуллина, Б.Г.Ананьев, Е.П.Белозерцев, Н.М.Борытко, Н.В.Кузьмина, Л.М.Лузина, В.Н.Максимова, В.А.Сластенин, А.И.Щербакова и др.); межсубъектном творчестве участников педагогического процесса (Г.С.Батищев, В.В.Горшкова, Е.Н.Ильин, Б.Ф.Ломов, М.С.Каган и др.);
• образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, А.А.Макареня, Н.Н.Суртаева, Г.И.Щукина и др.).
Методы исследования: Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования:
• теоретический анализ и синтез (сравнительно- сопоставительный, логический, ретроспективный) философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности и содержания проблемы;
• диагностические методы (различные типы наблюдений, социометрия, анкетирование, интервью, беседа, изучение продуктов творческой деятельности и др.);
• психолого-педагогическое моделирование;
• констатирующий и преобразующий педагогический эксперимент;
• анализ собственной педагогической деятельности, изучение и обобщение опыта педагогов дополнительного образования.
Опытно-экспериментальная база: гимназия№446, Дворец Творчества детей и Молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга (учащиеся 5-11-х классов).
Этапы исследования:
Первый этап - констатирующий (1996-2001 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; нормативных документов органов образования; определение гипотезы, понятийного аппарата и программы исследования. Анализ состояния проблемы в современных условиях, выявление и систематизация передового педагогического опыта по ряду социокультурных проектов в системе дополнительного образования; обоснование проблемы, разработка исходных теоретических положений.
Второй этап - формирующий (2001-2003 гг.) - актуализация проблемы в современных социальных условиях, осмысление и использование результатов предыдущего этапа исследования, критический анализ опыта работы в пространстве дополнительного образования; уточнение понятийного аппарата исследования, разработка и апробация программы исследования.
Третий этап - завершающий (2003-2005гг.) - разработка и реализация модели развивающего пространства дополнительного образования в современном инновационном учреждении; проведение исследования по реализации разноуровневых программ в пространстве дополнительного образования; осмысление полученных теоретических и практических результатов. Обработка и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, определение практической значимости изыскания, подготовка экспериментальных материалов для специалистов системы дополнительного образования.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
1. На основе существующих теорий развития и саморазвития личности, научных положений о специфике и содержании дополнительного образования сформулированы концептуальные характеристики феномена творческой индивидуальности, разработана идея развивающего пространства дополнительного образования как стратегического ресурса реализации творческого потенциала человека.
2. Обогащен понятийный аппарат педагогической науки путем инновационной актуализации и научной интерпретации понятия «пространство дополнительного образования», уточнено педагогическое содержание критериев творческой индивидуальности как высшего уровня развития субъектности человека.
3. Сконструирована и экспериментально проверена модель развивающего пространства дополнительного образования современной гимназии, основанная на межсубъектном и полисубъектном взаимодействии.
Ь 4. Разработана и апробирована системная диагностика творческого развития субъектов в условиях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
• в арсенал педагогической теории введено и обосновано новое понятие «пространство дополнительного образования»;
• дано теоретическое обоснование модели развивающего пространства дополнительного образования в современной гимназии;
• разработаны педагогические условия творческого развития субъектов в пространстве дополнительного образования; раскрыт социально-культурологический потенциал пространства дополнительного образования, способствующего актуализации и развитию творческой индивидуальности учащихся, их ответственного самоопределения в условиях современного социума;
• раскрыта специфика своеобразной реабилитационной функции дополнительного образования для некоторой категории учащихся.
Практическая значимость: материалы исследования могу быть использованы учреждениями и Центрами дополнительного образования на базе современных инновационных учреждений; для разработки авторских программ, педагогических технологий, ориентированных на креативное развитие учащихся в Домах творчества детей и молодежи; для разработки спецкурсов для педагогических вузов и системы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, методических объединений классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологией исследования, ее соответствием поставленной проблеме; применением комплекса методов и методик теоретического и экспериментального исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследования; сопоставлением полученных данных с имеющимся педагогическим опытом диссертанта; апробацией выводов в массовой аудитории, личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Дополнительное образование является стратегическим ресурсом развития творческой индивидуальности современного человека и создает качественно новый уровень образования, который ведет к созданию единого культурно-образовательного пространства гимназии.
2.Инновационное содержание понятия «пространство дополнительного образования», которое способствует полноценному развитию креативной личности в ситуациях диалога, сотворчества, совместного культурного бытия.
3.Мод ель развивающего пространства дополнительного образования в условиях современной гимназии позволяет раскрыть систему креативного индивидуального развития, которая опирается на механизм саморазвития и самореализации.
4.0пределяющим условием творческого развития субъектов в пространстве дополнительного образования на примере гимназии является атмосфера межсубъектного творчества, в которой осуществляется:
• творческая актуализация, позволяющая учащимся в будущем находить свое место в современном обществе и нивелировать возможные негативные влияния социума;
• творческая деятельность, в процессе которой осуществляется свободное осознание и обогащение духовных потребностей, что ведет к развитию творческой индивидуальности субъектов;
• креативное отношение, позволяющее реализовывать личностные смыслы, являющиеся основой ответственной свободы выражения в самотворении и сотворчестве.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей, участие в работе методологических семинаров, конференций и форумов: II международный форум «Наша общая окружающая среда» 1998 г. - СПб.; 4-ая Межрегиональная научно-практическая конференция 2003 г. - СПБ; Международная научно-практическая конференция 2003 г. - СПб.; Всероссийская конференция молодых ученых 2004 г. - СПб.; Научная конференция «Актуальные проблемы современного воспитания» 2004 г. - Волгоград; Всероссийская научно-практическая конференция 2005г. - СПб.; Региональная научно-практическая конференция 2005 г. - Тобольск; Всероссийская научно-практическая конференция 2005 г. - Тюмень; через опытно-экспериментальную работу в гимназии № 446, международное сотрудничество с гимназиями ассоциативными членами стран Балтийского региона.
Структура диссертации определена задачами диссертационного исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 265 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz