Четверг, 2024-04-18, 10:07 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Развитие представлений о формообразовании предметов у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: бесплатно
4:21 AM
Скачать Развитие представлений о формообразовании предметов у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: бесплатно
Развитие представлений о формообразовании предметов у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: на примере дисциплины "Основы черчения и начертательной геометрии"

Диссертация

Автор: Хлебников, Александр Сергеевич

Название: Развитие представлений о формообразовании предметов у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: на примере дисциплины "Основы черчения и начертательной геометрии"

Справка: Хлебников, Александр Сергеевич. Развитие представлений о формообразовании предметов у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов : на примере дисциплины "Основы черчения и начертательной геометрии" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Хлебников Александр Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т] - Москва, 2009 - Количество страниц: 181 с. ил. Москва, 2009 181 c. :

Объем: 181 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Теоретическое обоснование проблемы развития представлений о формообразовании предметов,,<
§ 11 Исторический аспект развития проблемы формообразования предметов
§ 12 Психологические особенности развития пространственных представлений
§ 13 Методические основы развития представлений о формообразовании предметов у студентов \ — 2 курсов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии»
Краткие выводы по главе
Глава II Экспериментальное исследование методики развития представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов
§ 21 Разработка критериев по определению уровня развития представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов: ::;;
§ 22 Диагностика начального уровня развития представлений о формообразовании предметов у студентов 1-2 курсов
§ 23 Методика обучения, направленная на развитие представлений о формообразовании предметов у студентов 1-2 курсов
§ 24 Результаты экспериментальной работы по развитию представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов

Введение:

Проблема исследования и её актуальность
Развитие современного общества требует от высшего профессионального образования подготовки высококвалифицированных учителей, умеющих творчески мыслить, быстро и эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изменения, происходящие в политике и идеологии, образовании и промышленности, межличностном общении и культуре неизбежно влияют на уровень профессиональной подготовки педагогов, связанных с преподаванием дизайна, изобразительного искусства, черчения в общеобразовательной школе.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России целью современного образования является формирование активной, творческой, всесторонне развитой личности. Содержание профессионального образования должно обеспечивать условия для самосовершенствования, самореализации личности, получения обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
Необходимо заметить, что будущее российского образования зависит от качества подготовки педагога с высоким культурным и нравственным уровнем, творческим потенциалом, обладающим необходимыми методическими знаниями и педагогическими умениям.
Эволюция культуры и научно-технического прогресса оказывает непосредственное воздействие на отношение человека к предметно-пространственной среде и влияет на процессы её формообразования. В связи с этим происходят изменения в приоритетах обучения студентов педвузов дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии» по специальности изобразительное искусство (код специальности 030800).
Возможности дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» позволяют изучать правила выполнения графических изображений, знакомиться с основными видами конструкторской документации (чертежи, технические рисунки и т.п.), активно осваивать приёмы формообразования предметов пространственной среды, с которыми человек сталкивается в быту, труде и отдыхе.
Успех подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности заключается в необходимости развития представлений о формообразовании предметов средствами черчения и начертательной геометрии. В данной работе исследуются различные приёмы и методы формообразования предметов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии». Процессы формообразования предметов рассматриваются на различных примерах: таких, как учебные модели, состоящие из различных комбинаций геометрических тел, детали машиностроительного производства, предметы, охватывающие всю предметно-пространственную среду, окружающую человека (мебель, элементы архитектуры, игрушки, предметы быта, ювелирные украшения, фурнитуру и т.д.). Актуальность введения в учебно-методическую программу расширенной группы предметов заключается в том, что:
• расширяется возможность изучения различных современных способов и методов формообразования предметов на занятиях черчением и начертательной геометрии;
• повышается профессиональная компетентность студентов (учебные программы для общеобразовательных школ содержат вопросы, связанные с формообразованием предметов);
Способы изображения предметов средствами дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» многообразны и универсальны. Это технические рисунки, эскизы, чертежи и схемы. Изучение основ графического языка, связанного с построением различных изображений на плоскости, происходит в начальный период обучения студентов, то есть на 1 и 2 курсах. Полученные знания в области выполнения чертежей, оказываются востребованными как с точки зрения их будущей профессиональной деятельности, так и оказываются необходимы для успешного обучения и выполнения работ и проектов по другим учебным дисциплинам, в течение всех лет обучения в педвузе. Ещё учась в педвузе, студенты, попав на педагогическую практику в общеобразовательную школу, начинают вести занятия по дисциплине «Черчение»; в частности, темы, связанные с формообразованием предметов. Выполняя работы по проектированию, конструированию, декоративно-прикладному искусству, студенты неизбежно сталкиваются с проблемами формообразования и способами изображения спроектированного предмета или изделия на плоскости. Изучение способов формообразования предметов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии» (особенно, таких, как функциональный и эстетический), введение заданий, основанных на использовании приёмов комбинирования и преобразования, являются важными компонентами, способствующими повышению уровня начального графического мастерства студентов. Таким образом, развитые представления о формообразовании предметов оказываются востребованными как с точки зрения профессиональной подготовки будущих учителей, так и в ходе дальнейшего обучения студентов. Вследствие этого, развитие представлений о формообразовании предметов требует своего пристального рассмотрения с методико-педагогической точки зрения с последующим их включением в учебно-методическую программу обучения студентов дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Принципы и способы построения геометрической формы предметов, рассматриваемые на занятиях по черченшо и начертательной геометрии, позволяют студентам глубже разобраться в структуре и свойствах формы, что, в свою очередь, облегчает построение необходимой формы предметов на чертежах. Знание основных принципов формообразования позволит студентам решать задачи, связанные с элементами проектной деятельности в области дизайна, архитектуры и техники.
Таким образом, проблема формы и формообразования является предметом пристального анализа и изучения на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Одним из условий успеха в развитии представлений о форме и формообразовании предметов у студентов являются пространственные представления. Пространственные представления позволяют запоминать и преобразовывать форму предметов, анализировать её пространственные свойства (геометрическую форму, величину, расположение и взаимоотношение элементов), читать чертежи.
Являясь частью технического мышления, пространственные представления тесно взаимосвязаны с процессами формообразования и являются платформой, на которой происходит комбинирование, преобразование, создание формы предметов.
Проведённый анализ целей, форм организации и методов обучения в системе общего и высшего профессионального образования, многолетний анализ графических работ (чертежей) студентов, проведённый на кафедре Изобразительного искусства, черчения, дизайна и методики их преподавания ГОУ ВПО Московского городского педагогического университета, свидетельствует о недостаточно разработанных методико-педагогических механизмах подготовки специалистов по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии» и о слабо развитых представлениях студентов о формообразовании предметов. Объяснить сложившуюся ситуацию можно следующим рядом причин: отношение в школе к черчению как к второстепенному предмету, вследствие чего начальные (базовые) знания в области формообразования предметов, пространственные представления и графическая подготовка студентов оказываются на крайне низком уровне; вопросам теории и методологии формообразования посвящён целый ряд специальных исследований, отличающихся различными точками зрения на видение проблемы, однако понятие «форма» и принципы формообразования не нашли своего необходимого отражения в методических разработках по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии» у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Возникает противоречие между: объективными, постоянно возрастающими требованиями общества к компетентности педагогов, с одной стороны, и неготовностью основной массы выпускников педвузов к эффективному преподаванию учебных тем связанных с формообразованием предметов на занятиях по дисциплине «Черчение» с другой стороны;
• необходимостью развития у студентов художественно-графических факультетов педвузов представлений о формообразовании предметов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики обучения студентов данной проблеме с другой стороны.
Вследствие этого, на наш взгляд, для более глубокого усвоения учебного материала, успешного развития графических умений и навыков, формирования знаний в области черчения и начертательной геометрии, развития пространственных представлений, представлений о формообразовании предметов, творческого мышления, профессиональной компетенции студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов необходимо разработать учебно-методическую программу, включающую задания, нацеленные на изучение различных приёмов и методов формообразования предметов.
Таким образом, проблемы развития пространственных представлений, представлений о формообразовании предметов и подготовка высококлассного специалиста неразрывно связанны между собой и не могут существовать и решаться по отдельности. Изучение формы предмета и способов её образования является центральным и ключевым моментом в течение всего учебного времени обучения студентов данной дисциплине. Проблемы, связанные с формообразованием предметов, органически замыкают на себе все темы и разделы черчения и начертательной геометрии, влияя на результаты и качество обучения, и подготовку студентов данной дисциплине.
Эти предположения побудили нас к всестороннему исследованию проблематики данного вопроса и к выявлению имеющихся потенциальных возможностей развития представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Степень разработанности проблемы
В ходе исследования понятия «форма» с философско-эстетической точки зрения были рассмотрены работы Платона, Аристотеля, И. Канта, Ф. Гегеля, О.М. Ноговницына и др.
Теоретическими исследованиями проблемы формы и формообразования в области изобразительного искусства занимались В.В. Кандинский, К.С. Малевич, И.В. Клюн, М.В. Матюшин.
В специальной литературе проблемы формообразования были разработаны И.Т. Волкотрубом, Б.В. Нешумовым, Г.Б. Минервиным, В:Н; Гамаюновым^ В.Ф; Рунге, С.О. Хан-Магомедовым; В: Гропиусом и др:
В ходе изучения проблем, связанных с восприятием предметов и их изображением, развитием пространственных представлений, были рассмотрены труды отечественных и зарубежных психологов JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, B.C. Кузина, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.С. Якиманской, Б.Ф. Ломова, Е.И. Игнатьева, Р. Арнхейма, Ж. Пиаже.
В области педагогики рассматривались работы А.А. Андреева, В.А. Сластёнина, В.М Арыдиной, М.Б. Позиной, С.Д. Смирнова и др.
Вопросы формообразования на занятиях по черчению рассматривали такие методисты как Г. Монж, П.И. Белан, С.К. Боголюбов, А.Д. Ботвинников, И.А. Воротников, В.А Гервер, Ю.Ф. Катханова, И.А. Гервер.
В свете исследуемых вопросов, связанных с развитием представлений о формообразовании предметов, нами был рассмотрен также ряд современных диссертационных исследований: P.M. Миначёвой, И.М. Рязанцевой, Г.Б. Минервина.
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий эффективного развития представлений о формообразовании предметов у студентов педвузов.
Поставленная проблема позволила сформулировать цель исследования.
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих развитию представлений о формообразовании предметов у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов 1-2 курсов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Предмет исследования - содержание и педагогические условия развития представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Гипотеза исследования — динамика и эффективность развития пространственных представлений и знаний в области формообразования предметов у студентов 1 — 2 курсов возрастёт, если в основу занятий по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии» будет заложена комплексная система м его дико-педагогических средств, включающая: создание специальной учебно-методической программы, позволяющей целенаправленно развить пространственные представления и знания в области образования формы предметов; разработку специальных графических заданий, нацеленных на овладение операциями преобразования и комбинирования; включение в задания разнообразных изделий из предметно-пространственной среды обитания человека; определение и реализация совокупности педагогических условий, влияющих на данный процесс: интеграцию психолого-педагогических, методических и технологических знаний, усиление практической направленности исследуемого процесса за счет сочетания учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки, сочетание стимулов, способствующих развитию положительной мотивации и интереса к дисциплине и дальнейшей профессиональной педагогической Деятельности.
В результате этого будут созданы благоприятные условия для развития представлений о формообразовании предметов у студентов 1-2 курсов на занятиях черчением и начертательной геометрией.
Задачи исследования : научное обоснование проблемы развития представлений о формообразовании предметов; анализ педагогических условий, средств, и методов, способствующих активизации процесса развития представлений о формообразовании студентов 1-2 курсов педагогических вузов; определение уровней развития пространственных представлений и знаний в области формообразования предметов; разработка эффективной учебной программы и методики обучения, нацеленной на изучение способов формообразования предметов и развитие пространственных представлений в процессе выполнения графических заданий;
• экспериментальная проверка методики, способствующей развитию представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Теоретико-методологическая оспова исследования опирается на концепцию моделирования профессиональной деятельности и личности педагога (А.А. Андреев, С.Д. Смирнов и др.), положения теории творчества и художественной деятельности (Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, B.C. Кузин), концепцию художественно-технического образования разработанную В. Гропиусом, дополненную и расширенную И. Иттеном, JI. Мохой-Надем, A.M. Родченко, В.Ф. Кринским, а также на работы А.Д. Ботвинникова, Й.11. Белана, В.А. Гервера, Ю.С. Сомова, Г.Б. Минервина, и др.
Методы исследования: йзучёниё философской, специальной, мётоДйчёскбй й псйхолбгб-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение за учебной деятельностью студентов, проведение тестирования и анкетирования; проведение научного эксперимента для проверки эффективности разработанной учебно-методической программы обучения студентов;
• анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования;
• метод математической обработки результатов эксперимента.
Этапы исследования.
Исследование проводилось поэтапно в течение пяти лет: первый этап — 2003 — 2005 (констатирующий) включал в себя изучение специальной, психолого-педагогической и методической литературы; определялись цели и задачи исследования; велось наблюдение, проводилось тестирование и анкетирование с целью определения начальных знаний, умений и навыков студентов; разрабатывалась экспериментальная учебно-методическая программа для проведения формирующего этапа эксперимента; разрабатывались критерии оценки графических работ студентов; торой этап - 2005 - 2007 (формирующий) соётойл й практической реализации, уточнении и корректировке экспериментальной учебно-методической программы и методики обучения, а также был посвящен изучению и систематизированию полученных в ходе формирующего эксперимента результатов; третий этап - 2007 — 2008 (контрольный) стал заключительным; была закреплена экспериментальная учебно-методическая программа и методика обучения; проведён анализ полученных результатов и подведён итог всех этапов эксперимента.
Опытно экспериментальной базой исследования являлись: ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (факультет ИЗО и дизайна), ГОУ ВПО Московский государственный педагогический университет (ХГФ), Столичный гуманитарный институт (факультет искусств), Институт индустрии моды (факультет дизайна). В эксперименте приняли участие 497 студентов 1 и 2 курсов. За всё время проведения эксперимента были проверены и проанализированы 4724 работы студентов.
Научная новизна исследования: обобщен и систематизирован материал о форме и формообразовании предметов; расширены возможности использования терминов «форма» и «формообразование» в преподавании основ черчения и начертательной геометрии для студентов 1 — 2 курсов вуза; определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию пространственных представлений у студентов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательная геометрия»; разработана и экспериментально проверена учебно-методическая программа нацеленная на развитие представлений о формообразовании предметов у студентов 1—2 курсов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: создана теоретическая модель развития представлений о формообразовании предметов у студентов на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии»; разработана методика обучения, направленная на повышение качества подготовки студентов по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана программа, позволяющая определить начальный уровень знаний студентов о формообразовании предметов; разработана методика, позволяющая студентам с различным уровнем начальной подготовки успешно изучать новый учебный материал; предложенная методика позволяет изучать новый учебный материал в области формообразования в рамках отведенных учебных часов и не требует дополнительного времени; полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы в организации процесса обучения на занятиях по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии».
Достоверность результатов исследования обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретико-методологические положения, применением комплекса методов адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, связью педагогического исследования с практической деятельностью и ориентацией на нее, качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация работы. Материалы и результаты исследования периодически анализировались на кафедре ИЗО, черчения, дизайна и методики их преподавания ГОУ ВПО МГЛУ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём диссертации составляет 181 страницу. Основной текст изложен на 149 страницах. Список литературы насчитывает 200 наименований. Приложения

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 267 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz