Четверг, 2024-03-28, 9:50 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики. бесплатно
2:41 AM
Скачать Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики. бесплатно
Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики

Диссертация

Автор: Соловьева, Наталья Геннадьевна

Название: Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики

Справка: Соловьева, Наталья Геннадьевна. Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2006 197 c. : 61 06-13/2219

Объем: 197 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Проблемы модернизации профобразования и управление развитием педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
11 Основные направления модернизации начального профессионального образования и характерные признаки педагогических коллективов УНПО
12 Профессионально-педагогическая характеристика инженерно — педагогических работников учреждений начального профессионального образования
13 Управление развитием педагогических коллективов учреждения начального профессионального образования
Выводы по первой главе
Глава 2Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
21 Факторы, влияющие на развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
22Вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
23Результаты социо - педагогического эксперимента по апробации вариативной модели развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования обусловлена переменами, происходящими во всех сферах российского образования. Задачи модернизации образования актуализируют новые требования к развитию педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования, так как обучать и воспитывать современное молодое поколение может только слаженный педагогический коллектив с общими профессиональными целями.
В России вдет процесс становления гражданского общества, ключевым ресурсом в этом процессе является образование, как совокупность условий, обеспечивающих включение человека в систему общественного воспроизводства.
Демократическое общество не только позволяет образованию реализовывать свой гуманистический потенциал, но и создает условия для его обогащения, выдвигая на первый план его развивающую функцию. Подобная направленность образования выражается в формировании открытой образовательной системы в отношении других социальных институтов, в широком взаимодействии между различными субъектами образования, в признании личностного развития учащегося в качестве ведущих целей. Соответственно формируется другой тип инженерно — педагогического работника, который трудится в слаженном педагогическом коллективе учреждения начального профессионального образования. Не все педагогические коллективы учреждения начального профессионального образования обладают благоприятным микроклиматом, хотя в основе развития педагогического коллектива лежат взаимоотношения между инженерно — педагогическими работниками. Наличие совместной деятельности, в том числе педагогической, не гарантирует, что коллектив организован и сплочен. Во многих случаях совместной работы существует только видимость общей цели цели учебно - воспитательной деятельности, но каждый преподаватель и мастер производственного обучения стремится достичь свою цель: цель воспитательной работы, учебной, инновационной, в результате нет организованности, педагогический коллектив разобщен. Необходимо присутствие цели саморазвития педагогического коллектива учреждения начального профессионального образования, благодаря которой у инженерно-педагогических работников возникает стремление к совместной деятельности, к достижению результатов.
Результаты ряда исследований, в том числе констатирующего эксперимента, проведенного автором в Московской области, показывают, что большинство педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования по своим соцно-педагогическим характеристикам не всегда готовы и способны решать задачи развития обучающихся из-за отсутствия общей цели, групповой рефлексии, системы оценки развития, мотивирования и стимулирования результатов педагогической деятельности. Лишь 3% молодых специалистов в исследуемых педагогических коллективах получали надбавки за первые три года педагогической деятельности, не улучшилась система пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования. Только 12% педагогических работников считают, что заработная плата будет доведена до средней по промышленности в 2006 г. В связи с модернизацией начального профессионального образования сократилось число учебных часов по многим предметам, что привело к уменьшению заработной платы.
Практика образования показывает, что диагностирование деятельности педагогических коллективов—важная проблема, так как только в сплоченных педагогических коллективах осуществляется развитие как преподавателей и мастеров производственного обучения, так и педагогических коллективов. От взаимоотношений в педагогических коллективах зависит повышение эффективности труда преподавателей и мастеров производственного обучения, устранение негативных явлений.
Социо — педагогическая диагностика способствует выявлению и устранению недостатков, стоящих в педагогическом коллективе, и, соответственно, влияет на его развитие, ее важно проводить в педагогическом коллективе регулярно, так как педагогический коллектив должен постоянно развиваться, влияя на учащихся.
Педагогическая диагностика, как система методов и средств шучения профессионального уровня преподавателя и мастера производственного обучения, помогает выявить затруднения в работе, способствует осознанию проблем и творческому поиску, позволяет определить сильные стороны педагогического коллектива, наметить конкретные способы их закрепления и развития, создать индивидуалы 1ый стиль работы в педагогической деятельности.
Проблема диагностики педагогической деятельности актуальна и значима для создания новой модели работы директора учреждения начального профессионального образования, заместителей директора, преподавателей и мастеров производствешюго обучения по отдельности и способствует удовлетворению профессиональных запросов и потребностей, выявлению и корректировке проблем.
Работы B.C. Грехнева, B.C. Лазарева, И.П.Смирнова, Е.В.Ткаченко в области социологии образования показывают, что без специальной методики развития педагогических коллективов невозможно решить задачи модернизации профессионального образования на локальном и республиканском уровнях. Практика образования свидетельствует, что диагностирование деятельности педагогических коллективов является важной, но недостаточно разработанной проблемой. Только в сплоченных педагогических коллективах осуществляется развитие как отдельных сотрудников (преподавателей и мастеров производствешюго обучения), так и коллективов в целом. От эффективности управления зависит создание согласованных действии и взаимоотношений в педагогических коллективах, повышение продуктивности труда работников, устранение негативных явлений, профессиональных деформаций, текучести кадров.
Управление педагогическим коллективом, как основной фактор, способствует качественной работе преподавателей и мастеров производственного обучения, побуждению педагогических кадров к работе в соответствие с их способностями, осуществлению поддержки и заинтересованности, постановке цели и проведению контроля за деятельностью, привлечению к работе и адаптации молодых специалистов. Только за счет процесса саморазвития руководителей образовательных учреждений могут развиваться педагогические коллективы. Комплексному развитию педагогических коллективов учреждений НПО в педагогической науке уделено недостаточно внимания. В основном, к объектам изучения относятся следующие проблемы: управление педагогическими коллективами (И.В.Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Т.Глазунов, М.Е. Демашева, P.JI. Кричевский, Н.Н.Михайлова, Р.Х. Шакуров и другие), повышение квалификации и ее влияние на развитие педагогического коллектива (С.Я.Батышев, Е.Е. Вяземский, МП. Сибирская и другие), развитие методической службы (P.M. Лизинский, Т.А. Сергеева, Н.М Уварова и другие), микроклимат и проблемы педагогического коллектива (Р.Х. Шакуров, В.В. Шпалинский), вопросы мотивации и контроля педагогической деятельности (Н. Зубов, B.C. Лазарев, А.К. Маркова, А. Маслоу, Т.А. Матис и другие). В работах авторы уделяют внимание какой-либо одной проблеме развития, не исследуя их в совокупности и не рассматривая весь спектр факторов, влияющих на развитие педагогических коллективов. Развитие педагогических коллективов на основе социо-педагогической диагностики остается мало исследованной проблемой.
Поэтому назрела необходимость разрешения следующих противоречий:
• между необходимостью повышения качества деятельности педагогических работников и отсутствием комплекса сформулированных факторов развития педагогических коллективов;
• между потребностью в развитии педагогических коллективов У НПО в целях повышения качества профессионального образования и неготовностью педагогических работников работать в условиях вариативной организации образовательного процесса;
• между необходимостью в устранении недостатков и проектировании деятельности педагогических работников в условиях модернизации профессионального образования и недостаточной разработанностью социо-педагогической диагностики по выявлению актуальных проблем педагогических коллективов УНПО.
Противоречия позволили определить тему исследования «Развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогической диагностики», выявить и сформулировать проблему исследования: развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования, их диагностика и выявление затруднений, применение факторов развития на практике.
Объект исследования: педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования.
Предмет исследования: вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование факторов развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования на основе социо-педагогического диагностирования, учета разновидностей педагогических коллективов и использования вариативной модели развития коллективов.
Гипотеза исследования: развитие педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования будет эффективным, если:
• выявить на основе социо — педагогической диагностики проблемы, стоящие в педагогических коллективах;
• определить факторы развития педагогических коллективов и их разновидности;
• использовать вариативную модель развития педагогических коллективов.
В соответствие с объектом, предметом и целью исследования определены задачи исследования:
Разработать и обосновать факторы развития педагогических коллективов.
2. Сформулировать разновидности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования и этапы развития.
3.Построить модель развития педагогических коллективов в зависимости от разновидностей.
4. Провести социо-педагогическое диагностирование педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования с целью определения микроклимата и их разновидностей. '
5. Экспериментально обосновать, проверить и внедрить вариативную модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования в зависимости от разновидностей.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о диалектическом методе познания; сущности деятельности, которая преобразует личность; теории личностио-деятелыюстиого подхода к изучению педагогических явлений; единстве теории и практики в познании; теории воспитания личности в коллективе.
В процессе исследовании изучена литература в области диагностики системы начального профессионального образования (В.И.Зверев, Ю.А.Конаржевский, ПЯЛернер, FLA, Литвинцева, А. Н. Майоров, В.Г.Максимов, Н.Н.Обозов, Е.Е. Соловцова, ЯП. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Т.И.Шамова,), работы в области профессионального образования (В.П.Беспалько, Е.Я.Бутко, А.Т. Глазунов, Н.К. Деева, А.К. Маркова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, С.А. Шапоринский), вопросы управления образовательными коллективами (И.В.Андреева, В.Г. Афанасьев,
A.Т.Глазунов, М.Е. Демашева, Р.Л. Кричевский, Р.Х. Шакуров и др.), повышения квалификации и ее влияния на развитие педагогического коллектива (С.Я.Батышев, МП. Сибирская и другие), развития методической службы (P.M. Лизинский, Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др.), микроклимата педагогических коллективов (A.B. Петровский, Ю.П. Платонов, Р.Х. Шакуров,
B.В. Шпалинский), мотивации и контроля педагогической деятельности (КЗубов, B.C. Лазарев и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ социологической, педагогической и психологической литературы;
• методы экспериментального исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование директоров, заместителей директоров, методистов, социальных педагогов, преподавателей, мастеров производственного обучения, констатирующий и формирующий эксперименты;
• методы математической статистики: выборочное среднее, дисперсия, выборочное отклонение.
Экспериментальная работа проводилась на базе Егорьевского промышленно-экономического техникума (ранее профессионального лицея №107) г. Егорьевска, профессионального лицея №96 Егорьевского района, профессионального лицея №15 г. Воскресенска, профессионального училища
5 г. Егорьевска и профессионального училища №31 г. Егорьевска при непосредственном участии диссертанта. Учреждениям НПО присвоены номера 1-5. Объем выборочной совокупности - 254 преподавателя и мастера производственного обучения.
Исследование проводилось в течение 2002-2006г.г. и включало два этапа:
I этап (2002-2004 г.г.) - изучение и анализ педагогической и психологической литературы, изучение проблемы, определение целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.
П этап (2004-2006 г.г.) — разработка экспериментальных материалов, диагностика и отбор результатов, формулирование разновидностей педагогических коллективов, построение вариантной модели развития, публикация статей, повторная диагностика, анализ полученных данных, обобщение результатов, формулирование выводов, оформление диссертации, участие в научно-практических конференциях в г. Егорьвске (октябрь 2004 г., март 2005 г.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
• разработана и внедрена система социо -педагогических измерителей - анкет, тестов, осуществлено интервьюирование и наблюдение педагогических работников, которые определяют профессиональную продуктивность педагогических коллективов, психологическую атмосферу, мотивацию, контроль, удовлетворенность педагогической деятельностью;
• определены с использованием социометрических методов разновидности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования: ассоциативный, кооперативный, корпоративный и продуктивный, даны их характеристики, этапы развития;
• определена, разработана и описана на основе социо-педагогической диагностики вариативная модель развития педагогических коллективов учреждении начального профессионального образования различных разновидностей для формирования продуктивного педагогического коллектива; определены и исследованы характеристики продуктивного педагогического коллектива.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• Разработанная вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования может быть использована руководителями, методистами учреждений начального профессионального образования для совершенствования работы педагогических коллективов и формирования их микроклимата, усиления развития.
• Разработанные анкеты и тесты способствуют выявлению проблем, стоящих в педагогических коллективах, помогают продиагностировать педагогических работников, определить составляющие характеристики педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.
• Разработанные разновидности и вариативную модель педагогических коллективов возможно применять не только учреждениям начального профессионального образования, но и педагогическим коллективам разных уровней образования.
Положения, выносимые на защиту:
1.Вариативная модель развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.
2. Систем а социо-педагогической диагностики для определения профессиональной продуктивности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования.
3.Факторы развития педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования: эффективность управления педагогическим коллективом, профессионально-педагогический профессионализм, целеполагание, мотивация, инновационная деятельность, креативность, система отношений с другими педагогическими коллективами, профессиональными союзами и работодателями, микроклимат, профессиональная корпоративность.
Достоверность н обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных научных психолого-педагогических позиций; длительностью и объемом экспериментальной работы; применением статистических методов обработки результатов (в частности, проверка достоверности экспериментальных данных проводилась путем расчета дисперсии, выборочного среднего и выборочного отклонения). Достоверность выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обеспечивает теоретико-методологическую обоснованность, адекватность методов исследования его целям и задачам, сущности и содержанию предмета исследования. Достоверность также определяется непосредственным участием диссертанта в исследовании и проверкой модели развития на практике.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе работы на базе Егорьевского промышленно-экономического техникума (ранее профессионального лицея №107) г. Егорьевска, профессионального лицея №96 Егорьевского района, профессионального лицея №15 г. Воскресенска, профессионального училища №5 г. Егорьевска и профессионального училища №31 г. Егорьевска, выступлений с докладом на районной научно-практической конференции учащихся, студентов и молодых ученых в г. Егорьевске Московской области (октябрь 2004 г., март 2005 г.), круглом столе в профессиональном лицее №107 г. Егорьевска (май 2004 г.).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем работы составляет 197 страниц. Список литературы включает 166 источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 207 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz