Пятница, 2020-10-30, 2:21 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ДЛАДШИХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ бесплатно
1:26 AM
Скачать РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ДЛАДШИХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ бесплатно
Тип: Дипломная работа
Предмет: Психология
Тема: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ДЛАДШИХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Страниц: 85  
Формат: doc  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогическое состояние развития памяти младших школьников как условие успешности обучения 8

1.1. Предметная деятельность и онтогенез познания 8

1.2. Память: понятие, суть, виды 19

1.3. Избирательность памяти и предметность мышления 26

1.4. Структура семантической памяти 28

1.5. Психологическое состояние младших школьников в учебной деятельности 44

Выводы по главе 51

Глава 2. Экспериментальная работа по памяти младших школьников 53

2.1. Система дидактических игр и упражнений как основа развития памяти младших школьников 53

2.2. Констатирующий эксперимент 57

2.3. Формирующий эксперимент 61

2.4. Контрольный эксперимент 73

Заключение 76

Список литературы 79

Приложение 82

Введение

Актуальность выбранной темы дипломного исследования обусловлена тем, что а настоящее время центральным фактором, в котором сосредоточен целый ряд знаний как теоретического так и фактического характера о памяти, является проблема развития памяти. Нигде этот вопрос не оказывается таким запутанным как здесь. С одной стороны, память есть уже в самом раннем возрасте. И если память в это время и развивается, то каким-то скрытым образом. Психологические исследования не давали какой-либо руководящей нити для анализа развития этой памяти; в результате как в философском споре, так и практически целый ряд проблем памяти ставился метофизически. Психолог Бюллер утверждает, что мысли запоминаются иначе, чем представления, но исследования показали, что у ребёнка представление запоминается лучше, чем мысли.

Вопрос о развитии детской памяти породил большие споры в психологии. Одни психологи утверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в самом начале детского развития. Ряд наблюдений действительно показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте и по мере развития ребёнка становится слабее.

Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для взрослого человека и с какой лёгкостью ребёнок усваивает тот или иной иностранный язык, чтобы увидеть, что в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков. Эффективность овладения иностранными языками повышается по мере того, как мы сдвигаем обучение к раннему возрасту.

Подытоживая опыт обучения детей грамоте и начальному счёту в раннем возрасте, Лейпцигская и американская школы приходят к убеждению, что обучение детей грамоте в 5-6 лет легче, чем обучение детей в возрасте 7-8 лет. Некоторые данные московских исследований говорят о том, что дети, овладевающие грамотой на девятом году жизни сталкиваются со значительными трудностями по сравнению с детьми, которые обучаются в раннем возрасте.

«Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в три года, который легче усваивает иностранный язык, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранный язык с лёгкостью усваивает знания по географии» - пишет в своей работе «Память и её развитие в детском возрасте» Л.С. Выгодский.

Психолог Зейдель охватил очень большой материал и пытался показать, что своей высоты память достигает у ребёнка в возрасте около 10 лет, а потом начинает скатываться вниз.

Развитие памяти рассматривается здесь как некоторое простое движение вперёд или назад, как некоторое восхождение или скатывание, как некоторое движение, которое может быть представлено одной линией не только в плоскости, но и в линейном направлении. Но развитие памяти настолько сложный процесс, что в линейном разрезе он не может быть представлен.

Теоретические исследования подтвердили гипотезу, что развитие человеческой памяти в историческом развитии шло главным образом по линии опосредованного запоминания, т.е. человек вырабатывал новые приёмы, с помощью которых он мог подчинять память своим целям, контролировать ход запоминания, делать его всё более волевым, делать его отображением всё более специфических особенностей человеческого сознания. Проблема опосредованного запоминания приводит к проблеме вербальной памяти, которая у современного человека играет существенную роль и которая основывается на запоминании словесной записи событий, словесной их формулировки.

С изменением возрастной ступени изменяется не только и не столько структура самой функции, которая обозначается как память, сколько изменяется характер функций, с помощью которых происходит запоминание, изменяются межфункциональные отношения, связывающие память с другими функциями.

Целью дипломного исследования является изучение влияния памяти на успеваемость младших школьников.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе. Так, по различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах.

Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость и предотвратить тем самым ситуацию возникновения у школьника нервно-психических и психосоматических расстройств и отклоняющегося поведения, развивающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресс неуспеваемости».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти сохраняются нашей памятью. Если восприятие — отражение реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной ре¬альности, но действовавшей в прошлом. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

В психологии память часто также называют мнемической дея¬тельностью. Память связывает прошлое человека с его насто¬ящим и будущим и является важным познавательным процессом, ле¬жащим в основе развития личности, обучения. Все другие психичес¬кие процессы не могут осуществляться без участия памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.

Еще И. М. Сеченов указывал на то, что память является «краеугольным камнем психического развития», что «учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы». Главную особенность человеческой памяти Сеченов видит не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития.

Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский и другие.

Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного исследования: «Развитие памяти младших школьников как условие успешности в обучении».

Цель исследования: изучение проблемы влияния развития памяти младших школьников на успешность обучения.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие памяти как психического процесса;

- описать особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;

- провести эксперимент по изучению влияния развития памяти на успешность обучения у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие памяти у детей младшего школьного возраста будет повышать их успешность в учебной деятельности.

Объект исследования: особенности развития памяти младших школьников.

Предмет исследования: влияние уровня развития памяти младших школьников на успешность обучения.

Список литературы

1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288 с.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Наука, 1980. – 321 с.

3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: «Совершенство», 1998. – 467 с.

4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

5. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002. 1008 с.

6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.

7. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания. // Вопросы психологии, 2002, №5. – с. 12.

8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Инфра-М, 1998.- 110с.

9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – Спб.: Питер, 2000. – 354 с.

10. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., 1971.

11. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 350 с.

12. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на- Дону: Издательство «Феникс», 1998. – 347 с.

13. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогика, 2001.

14. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1990.

15. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: просвещение, 1979. – 672 с.

16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1983. – 219 с.

17. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.

18. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997.

19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.

20. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 327 с.

21. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Юнити-Дана, 1990.- 84 с.

22. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1989. – 321 с.

24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.

25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.

27. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.

28. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Вопросы психологии, 2002, №5. – с. 15-21.

29. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 317 с.

30. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: АО «Столетие», 1994. – 192с.

31. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся/ Под ред. Давыдова В.В., Нежновой Т.А. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 162 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz