Пятница, 2024-04-19, 6:30 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 25 » Скачать Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет. Назаренко, Вероника Владимировна бесплатно
1:25 AM
Скачать Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет. Назаренко, Вероника Владимировна бесплатно
Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет

Диссертация

Автор: Назаренко, Вероника Владимировна

Название: Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет

Справка: Назаренко, Вероника Владимировна. Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Назаренко Вероника Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. психол.-пед. ун-т] Москва, 2008 175 c. : 61 08-19/30

Объем: 175 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Аналитический обзор литературы по проблеме развития мотивационной сферы ребенка в детском возрасте
11 Понятие мотива в психологии
12 Основные мотивы поведения и деятельности в дошкольном детстве
121 Игровая деятельность и игровая мотивация
122 Познавательная деятельность и познавательная мотивация
123 Учение и учебная мотивация
13 Развитие мотивационной сферы ребенка в онтогенезе (до 7 лет)
131 Появление новых по содержанию мотивов поведения и деятельности в онтогенезе (до 7 лет)
132 Формирование иерархической структуры мотивационной сферы в дошкольном возрасте: соподчинение и опосредование мотивов
14 Современная социальная ситуация развития в старшем дошкольном возрасте и проблема развития мотивационной сферы ребенка
15 Постановка проблемы и задачи исследования
Глава 2 Метод исследования
21 Испытуемые
22 Общая характеристика метода исследования
23 Процедура исследования
24 Методика «Игрушки - книжки - цифры»
25 Метод математической статистики
Глава 3 Результаты исследования
31 Иерархия игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5-7 лет
311 Особенности иерархии игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5 лет
312 Особенности иерархии игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 6 лет
313 Особенности иерархии игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 7 лет
314 Сравнение иерархии игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5, и 7 лет
32 Выраженность игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5-7 лет
33 Динамика игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5-7 лет
34 Сравнительная характеристика мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет
35 Индивидуальные особенности проявления широкого познавательного мотива у детей 5-7 лет
Глава 4 Обсуждение результатов исследования
41 Анализ характеристики мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет с точки зрения преобладающей направленности поведения в исследуемом возрасте
42 Анализ развития игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов от 5 к 7 годам
43 Индивидуальные варианты развития познавательных мотивов у детей
5-7 лет

Введение:

Актуальность исследования. В конце XX - начале XXI века в России изменилась социальная ситуация развития детей старшего дошкольного возраста. Начиная с 5-6 лет почти все дети обучаются в подготовительных к школе группах; в программу воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду включено большое количество занятий по школьному типу, а игра в значительной степени вытеснена из жизни старших дошкольников. В результате современная социальная ситуация развития в старшем дошкольном возрасте характеризуется исчезновением ведущей игровой деятельности этого возрастного периода, внутри которой в значительной степени формируется психика старшего дошкольника.
Обозначенные изменения социальной ситуации развития в старшем дошкольном возрасте во многом связаны с тем, что дошкольный возраст перестал рассматриваться как необходимый самостоятельный этап психического развития ребенка, а стал рассматриваться как подготовительный этап к обучению в школе. При этом готовность к школе в основном рассматривается как педагогическая готовность, а именно владение ребенком определенным набором необходимых знаний, умений и навыков, на которых в дальнейшем строится школьное обучение. Такой подход к воспитанию и развитию старшего дошкольника игнорирует возрастные закономерности психического развития ребенка, игнорирует значение личностного развития детей для их успешного взросления и адаптации в школе. Кроме того, пока еще не закрыт вопрос о предшкольном обучении детей, которое планировалось начинать с 5-6 лет. В связи со всем вышесказанным проблема развития мотивационной сферы детей от пяти до семи лет, относящихся сегодня в педагогической практике к старшему дошкольному возрасту, приобретает особую актуальность и важность.
Цель исследования. Проследить в экспериментальном исследовании развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет (на примере основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет: игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного).
Объект исследования: мотивационная сфера детей.
Предмет исследования: игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный мотивы. Вслед за Л.И. Божович, под мотивом мы понимаем все, что побуждает человека к действию. Поэтому в качестве мотива рассматривается не только предмет удовлетворения потребности (как у А.Н. Леонтьева), но и потребности, интересы, желания и т.д. Широкий познавательный мотив здесь понимается как интерес к фактам, событиям и явлениям окружающего мира. Познавательно-учебный мотив - стремление к приобретению конкретных знаний, умений, навыков.
Гипотеза исследования:
Мотивационная сфера ребенка пяти, шести и семи лет существенно различается по выраженности (представленности) основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного, познавательно-учебного), а также по образуемой этими мотивами иерархической структуре.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить выраженность (представленность) основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного) в каждом исследуемом возрасте (пять, шесть и семь лет).
2. Сравнить основные мотивы поведения и деятельности детей 5-7 лет (игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный) по их выраженности внутри каждого исследуемого возраста (пять, шесть и семь лет) и между возрастами.
3. Установить иерархическую структуру мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет.
4. Сравнить иерархические структуры мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет.
5. Проследить динамику основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного) от пяти к семи годам.
6. Дать сравнительную характеристику мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет.
Методологической основой нашего исследования является культурно-историческая теория развития психики человека Л.С. Выготского, а также концепция формирования личности ребенка Л.И. Божович.
Метод исследования. Исследование проведено с помощью констатирующего эксперимента, методов количественного (математическая статистика) и качественного анализа.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологически обоснованным планированием исследования, адекватными цели и задачам работы методами исследования, репрезентативной выборкой испытуемых, использованием методов математической статистики для количественной обработки эмпирических данных.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые экспериментально исследуется соотношение основных мотивов поведения< и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного, познавательно-учебного); показаны возрастные особенности строения мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет; выявлены наиболее характерные для каждого исследуемого возраста варианты иерархии основных мотивов поведения и деятельности; показана динамика основных мотивов поведения и деятельности от пяти к семи годам, отражающая развитие каждого из исследуемых мотивов.
Теоретическая значимость исследования. Показанная в диссертации экспериментальным путем динамика основных мотивов поведения и деятельности от пяти к семи годам, отражающая развитие каждого из исследуемых мотивов, а также выявленные наиболее характерные для каждого исследуемого возраста варианты иерархии основных мотивов поведения и деятельности позволяют проследить ход развития мотивационной сферы ребенка от пяти к семи годам.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, имеют прямое отношение к практике воспитания и обучения детей. Использование психолого-педагогической практикой результатов данной диссертации может существенно улучшить эффективность воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данные о том, что по иерархии, мотивов в мотивационной сфере 5-летние и 6-летние дети относятся к разным возрастным подгруппам внутри дошкольного возраста, тогда как в современной педагогической практике они объединены в одну возрастную подгруппу - старший дошкольный возраст, необходимо учитывать при построении развивающей и обучающей работы с детьми. Результаты работы заставляют задуматься о нецелесообразности введения в дошкольных образовательных учреждениях подготовительных к школе занятий для детей пяти лет в связи с отсутствием у них необходимой для этого мотивации. Также результаты работы прямо показывают, что необходимая для начала систематического школьного обучения мотивация (выраженное доминирование познавательно-учебного мотива) появляется не ранее семи лет, а потому и систематическое обучение в школе целесообразно начинать не ранее этого возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Строение мотивационной сферы ребенка пяти, шести и семи лет -выраженность (представленность) основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет и образуемая ими иерархическая структура -возрастная характеристика.
2. Мотивационная сфера ребенка пяти, шести и семи лет существенно различается по выраженности (представленности) основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного, познавательно-учебного).
3. Мотивационная сфера ребенка пяти, шести и семи лет существенно различается по иерархии основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного, познавательно-учебного).
4. Динамика основных мотивов поведения и деятельности детей 5-7 лет (игрового, широкого познавательного, познавательно-учебного) от пяти к семи годам идет по линии ослабления игрового мотива и усиления различных познавательных мотивов, являющихся основой познавательных мотивов учения.
Апробация и внедрение результатов диссертации. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории «Психологическая готовность к школе» МГППУ (2004 - 2007 г.г.), на заседаниях кафедры «Возрастная психология» МГППУ (2006 - 2007 г.г.), на международных научных конференциях: «Ломоносов-2007» (Москва, МГУ, 2007), «Психология XXI века» (С,- Петербург, СПбГУ, 2007), «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2007), на научно-практических конференциях «Молодые ученые московскому образованию» (Москва,
МГППУ, 2006, 2007), на Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном обществе» (Москва, МГППУ 2007).
Результаты диссертационного исследования используются в лекциях для слушателей факультета повышения квалификации МГППУ (тема «Психологическая готовность к школе: диагностика и группы развития, обеспечивающие подготовку к школьному обучению»), а также в воспитательной и развивающей работе с детьми в ГОУ Центр образования №1419 и ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1611 г. Москвы.
Структура и объем диссертации. Материалы диссертационного исследования изложены на 170 страницах. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация содержит 7 таблиц и 35 рисунков. Список литературы состоит из 172 наименований, 20 из которых на иностранном языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 290 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz