Вторник, 2020-10-27, 11:59 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Вадковская, Наталья Николаевна бесплатно
4:15 AM
Скачать Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Вадковская, Наталья Николаевна бесплатно
Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни

Диссертация

Автор: Вадковская, Наталья Николаевна

Название: Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни

Справка: Вадковская, Наталья Николаевна. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Вадковская Наталья Николаевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина] Тамбов, 2008 169 c. : 61 09-19/73

Объем: 169 стр.

Информация: Тамбов, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Психологическое содержание категории «качество жизни»
11 Теоретико-методологические подходы к исследованию качва жизни в хологичой науке
12 Психологическая структура духовных потребностей как овия повышения качва жизни
13 Психологические факторы развития духовных потребностей как овия повышения качва жизни
Выводы к главе
Глава II Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни
21 хологичая модель повышения качва жизни
22 Опытное развитие духовной потребности в творческом труде как овия повышения качва жизни
23 Анализ результатов опытного развития духовной потребности в творчом труде как овия повышения качва жизни 110 Выводы к главе

Введение:

Актуальность исследования духовных потребностей как условия повышения качества жизни обусловлена развитием современной социокультурной ситуации (И.А.Гундаров, М.С.Каган, И.С.Кон, Ф.Е.Конверс, Дж.Равен, У.Роджерс, Т.Н.Савченко и др.).
Удовлетворение духовных потребностей обеспечивает духовный рост личности, который рассматривается как самореализация и совершенствование всех компонентов духовности. Развитие духовных потребностей поможет сформировать личность, способную преодолевать жизненные невзгоды, саморазвиваться и достигать успеха, что становится условием повышения ее качества жизни. Психологическим выражением процесса повышения качества жизни является состояние субъективного благополучия, ощущение полноты бытия и удовлетворенности жизнью.
Наиболее остро проблема качества жизни встает в сфере трудовой деятельности. Исследование закономерностей развития новых качеств человека, поиск путей для творческого самовыражения, выбор факторов мотивационного воздействия и эффективных форм организации трудовой деятельности позволит людям не только повышать свою производительность, но и иметь хорошее качество жизни.
Состояние и степень разработанности проблемы.
Исследование различных аспектов духовного развития личности всегда находилось в центре изучения философских, социологических, культурологических наук (П.С.Гуревич, В.В.Журавлев, А.Г.Здравомыслов, П.В.Симонов. Ф.С.Файзуллин, В.АДдов и др.).
Под духовностью преимущественно подразумевается: та область бытия, в которой объективная реальность дана в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека (В.Д.Шадриков), идеальная потребность познания (П.М.Ершов, А.В.Петровский, П.В.Симонов и др.), цели и ценности человеческого общества (М.С.Каган, В.Г.Федотова), специфический вид деятельности (И.А.Гайдученок, Л.И.Казакова), система личностной активности в отношении к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств и целеполагания (В.А.Бачинин, И.Ф.Ведин, Н.Н.Ярошенко и др.).
К числу духовных потребностей относятся: потребность быть личностью (А.В.Петровский, В.А.Петровский), нравственная и эстетическая потребности (И.А.Джидарьян. Н.А.Коваль, В.К.Скатерщиков), потребность смысла жизни (А.Маслоу, В.Франки), потребность в подготовленности и преодолении (П.В.Симонов), потребность в творческом труде (С.Б.Каверин, Г.Л.Смирнов, И.Т.Фролов, В.Д.Шадриков). Все вместе они составляют сущность процесса, названного А.Маслоу, потребностью в самоактуализации.
Анализ последних публикаций по качеству жизни показывает, что, духовное состояние человека, субъективное восприятие качества жизни определяет социальную ситуацию в большей степени, чем объективное состояние дел. Качество жизни рассматривается не столько как данность, сколько как поиск оптимальных путей функционирования и развития общества (И.А.Гундаров,
B.А.Копнов), как субъективная удовлетворенность реализацией потребностей (Г.М.Головина, Г.М.Зараковский, И.С.Кон, В.И.Кулайкин, Т.Н.Савченко), как благосостояние, которое обеспечивается развитием компетентности и эффективной работой всех сфер нашей жизни (Дж.Равен), как результат объединения систем и правильного выбора путей их развития в достижении совместной цели (Б .В .Бойцов).
Базовыми для изучения роли духовных потребностей в повышении качества жизни являются научные работы В.В.Знакова, Н.А.Коваль, В.И.Ксенофонтова,
C.Б.Крымского. В.А.Пономаренко, В.А.Сонина, В.Д.Шадрикова и др.
Вместе с тем, несмотря на большое количество концепций и подходов к категории духовности, проблема развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни еще недостаточно изучена. Тем самым возникают противоречия:
• между необходимостью изучения проблемы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни и фактическим уровнем ее разработанности в акмеологической науке;
• между имеющимися знаниями в области повышения качества жизни и недостаточной изученностью вопросов развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни;
• между имеющимися теоретическими исследованиями в области развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни и их практическим воплощением.
Нерешенность данных вопросов обусловила появление научной проблемы, которая заключается в необходимости практического изучения возможности развития духовных потребностей и их влияния на повышение качества жизни личности.
Цель - исследовать развитие духовной потребности в творческом труде как условие повышения качества жизни в ходе опытно-экспериментальтюй работы.
Объект исследования - качество жизни как социально-психологический феномен.
Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни. Задачи:
1. Проанализировать теоретпко - методологические подходы к пониманию качества жизни в психологической науке.
2. Охарактеризовать психологическую структуру духовных потребностей как условия повышения качества жизни.
3. Исследовать психологические факторы развития духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни.
4. Построить акмеологическую модель повышения качества жизни и апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы по развитию духовной потребности в творческом труде.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что повышение качества жизни как системы объективных условий и субъективных показателей удовлетворенности духовных потребностей, где объективные условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения, связано с удовлетворением духовной потребности в творческом труде под влиянием таких психологических факторов, как: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода» при реализации психологического механизма развития духовных потребностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• фундаментальные принципы психологии: единства сознания и деятельности, активности субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.);
• достижения психологии развития (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, М.А.Степанова и др.);
• основные положения акмеологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.А.Коваль, Н.В.Кузьмина и др.); теории профессионального самосознания личности (К.М.Гуревич, О.В.Москаленко, В.А.Сонин и др.); психолого-акмеологические исследования, раскрывающие особенности мотивационно-потребностной сферы (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, Ф.Герцберг, И.А.Джидарьян, Б.И.Додонов, С.Б.Каверин, В.Н.Косырев. Дж.МакКлелланд, А.Маслоу, Г.Олпорт, А.А.Реан, П.В.Симонов, В.Э.Чудновский и др.);
• исследования духовности личности (Е.И. Исаев, Н.А.Коваль, В.И.Ксенофонтов. С.Б.Крымский. В.А.Пономаренко, В.И. Слободчиков, В.Д.Шадриков и др.).
Теоретическими основами исследования проблемы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни послужили: положение С. Л.Рубинштейна о человеке как субъекте собственной жизни; выводы К.А.Абульхановой-Славской о стратегии жизни как выборе способа жизни и разрешении противоречий между потребностями и возможностями. Исследование будет осуществляться с опорой на психологический механизм «возвышения» потребностей (С.Б.Каверин), принцип доминирования, механизм «сдвига мотива на цель» (А.Н.Леонтьев).
Методы исследования. Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ изучаемой проблемы в научной литературе; эксперимент; включенное наблюдение; интервьюирование; опрос; беседа; контент-анализ; анализ результатов деятельности; тестирование; «Самоактуализационный тест» CAT (Л.Я.Гозман и др.); модифицированный вариант методики семантического дифференциала (по Ч.Осгуду); методика «Эдинбургские опросники» (Дж.Равена), направленная на изучение удовлетворенности качеством трудовой жизни; опросник «Удовлетворенность жизнью» Э.Дайнера для определения степени общей удовлетворенности жизнью; тест потребностей С.Б.Каверина (ТПК); опросник «Качество жизни» (Н.Н.Вадковская) для изучения представлений людей о качестве жизни.
Для обработки данных применялись: компьютерная программа OSGOOD (методика И.Л.Соломина), пакет статистического анализа SPSS for Windows v.13.0. Значимые различия переменных по результатам эксперимента определялись с помощью t-критерия Стьюдента. непараметрического Т-критерия Вилкоксона. Научная новизна исследования заключается в следующем:
• раскрыто акмеологическое содержание понятия «качество жизни» как процесса перехода от потребительства к созидательному преобразованию действительности. Описан процесс развития духовной потребности в творческом труде и его влияние на повышение качества жизни под воздействием факторов: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода»;
• доказано, что удовлетворенность жизнью и удовлетворенность трудом положительно взаимосвязаны и зависят от возможности реализации потребности в творческом труде;
• выявлено, что психологические факторы мотивации, влияющие на развитие духовной потребности в творческом труде, выступают одновременно факторами повышения качества жизни;
• доказана возможность развития духовных потребностей и их влияния на повышение качества жизни на примере развития потребности в творческом труде в ходе опытно-экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования:
• конкретизировано понятие качества жизни как системы объективных условий и субъективных показателей удовлетворенности духовных потребностей, где объективные условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения;
• доказана эффективность психологического механизма развития духовной потребности в творческом труде как необходимой предпосылки самореализации личности и повышения качества ее жизни;
• систематизированы эмпирические данные, которые были представлены в акмеологической модели повышения качества жизни;
• разработана и апробирована в ходе эксперимента акмеологическая модель, включающая блоки: психологические условия развития духовных потребностей и повышения качества жизни, механизмы развития, психолого-акмеологические характеристики качества жизни, способы и сферы проявления качества жизни, показатели качества жизни.
Практическая значимость исследования заключается в новом методическом подходе к развитию духовных потребностей как условию повышения качества жизни, направленному на формирование нового творческого, созидательно-преобразующего отношения к труду. На основе акмеологической модели повышения качества жизни были созданы условия и разработаны рекомендации по развитию духовной потребности в творческом труде, что позволило повысить удовлетворенность качеством жизни и создать предпосылки для дальнейшего саморазвития личности. Предложенные материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах «Мотивация труда», учебных предметах «Психология личности», «Психология управления», «Введение в акмеологию». Разработана и готова к использованию анкета для изучения качества жизни работающих граждан.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена опорой на единую методологию как при построении гипотезы, так и при выборе методов, оценке полученных результатов, их сравнении с результатами других исследований по проблеме качества жизни, проверкой полученных выводов в ходе экспериментального исследования. Использование валидных методик, проверенных на практике, их корректное • использование, длительность эксперимента также позволяют считать результаты диссертации достоверными и надежными.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблема повышения качества жизни с позиций потребительской психологии является ограниченной без учета духовных аспектов развития личности. Психологическое изучение проблемы качества жизни ведется с позиций системного подхода, деятельностного подхода, субъектного подхода, целевого подхода, аксиологического подхода, синергетического подхода и др.
2. Психологическая структура духовных потребностей представляет собой совокупность мотивов поведения, ведущих к удовлетворению духовных потребностей и повышению качества жизни личности. В их числе: стремление к самовыражению, самостоятельность и постоянный поиск новых решений, признание и самоуважение, престижности, повышения уровня профессионализма и др.
3. На развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни оказывают влияние психологические факторы: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода».
4. Психологическая модель повышения качества жизни включает следующие блоки: психологические условия развития духовных потребностей и повышения качества жизни, механизмы развития, психолого-акмсологические характеристики качества жизни, способы и сферы проявления качества жизни, показатели повышения качества жизни. Комплекс психологических мероприятий, направленный на развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни, включает в себя программу развития потребности в творческом труде с учетом психологических факторов при реализации психологического механизма развития духовных потребностей.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в 2004-2007 гг. и осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2004 г.) - разработка содержания, выбор и обоснование гипотезы, определение задач эксперимента, подбор группы испытуемых, проведение пилотажного исследования.
Второй этап (2004-2005 гг.) - проведение констатирующего эксперимента с помощью метода включенного наблюдения, батареи тестов, анкетирования и индивидуальных бесед; обработка статистических данных и анализ полученных результатов.
Третий этап (2005-2007 гг.) - проведение формирующего эксперимента; систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы; формулировка выводов, разработка рекомендаций, предлагаемых для внедрения в практику управления организацией, оформление результатов исследования в виде диссертации.
Всего в исследовании принимали участие 121 человек в возрасте от 20 до 64 лет, работники сферы госуправления, частных предприятий, работающие аспиранты. Исследование проводилось с 2004 по 2007 гг. Базу экспериментального исследования составили сотрудники одной из частных фирм г.Тамбова в возрасте от 22 до 43 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации по теме исследования обсуждались в докладах и освещались на научных конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2004, 2005, 2006), на Всероссийской Ыегпе^-конференции (Тамбов, 2006), на региональной научно-практической конференции (Тамбов, 2006), на межрегиональном семинаре аспирантов и студентов (Тамбов - Рязань, 2006), на Всероссийских научно-практических конференциях (Пенза, 2006: Москва. 2006, Тамбов 2008), на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина.
Структура и содержание диссертации. Текст диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 10 приложений. Экспериментальные данные представлены 9 рисунками и 9 таблицами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 116 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz