Суббота, 2024-04-20, 1:36 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Скачать Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности бесплатно
3:07 AM
Скачать Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности бесплатно
Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов в контексте компетентностного подхода

Диссертация

Автор: Шалашов, Евгений Васильевич

Название: Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов в контексте компетентностного подхода

Справка: Шалашов, Евгений Васильевич. Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов в контексте компетентностного подхода : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шалашов Евгений Васильевич; [Место защиты: С.-Петерб. политехн. ун-т] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 199 с. ил. Санкт-Петербург, 2009 199 c. :

Объем: 199 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В АСПЕКТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
11Понятие информационной компетентности в психолого-педагогической литературе
12 Информационно-коммуникационные технологии и электронные учебные пособия в образовательном процессе
13 Компетентностнын подход при разработке электронного учебного пособия
Выводы
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СТРУКТУРА ПОСОБИЯ «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ»
21 Общие требования к структуре электронных учебных пособий
22 Типы электронных учебных пособий
23 Структура электронного учебного пособия «Электропроводные средства связи» и алгоритм работы с ним
231 Структура пособия
232 Алгоритм работы с пособием
Выводы
ГЛАВА 3 АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ»
31 Практическая реализация компетентностного подхода в электронном учебном пособии «Электропроводные средства связи»
32 Экспериментальное исследование внедрения электронного учебного пособия
Выводы

Введение:

В процессе зарождения и развития информационного общества ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру обучения в течение всей жизни. Использование информационных и коммуникационных технологий ведёт к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров и несёт каждому возможность учиться в течение всей жизни.
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится подготовка человека к будущей деятельности не за счёт накопления впрок как можно большего объёма готовых, систематизированных знаний, а развитие личности, овладение способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, характеризуется переходом от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни.
Суть новой концепции образования характеризуется следующими факторами:
• смещение основного акцента с усвоения значительных объёмов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
• освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
• дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и учащихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его образовательной системы в целом, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной мере способствует доступу к международным источникам информации в области образования, науки и культуры. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий позволяет успешно применять их в образовании с целью развития творческого потенциала человека посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такой возможности информационно-коммуникационных технологий, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое™ и динамической адаптивности учебных программ.
Глобальные и локальные компьютерные сети, новые информационные и коммуникационные технологии, цифровые видеотехнологии в ближайшие десятилетия станут доминирующей составляющей образования XXI века. Важным аспектом в решении этой проблемы является разработка, внедрение и использование информационных технологий в образовательном процессе и разработка и создание на их основе электронных учебников (ЭУ), электронных учебных пособий (ЭУП), электронных учебно - методических пособий (ЭУМП).
Профессиональная подготовка на базе технического вуза должна быть направлена на овладение студентами современными видами профессиональной деятельности, основанной на информационно-коммуникационных технологиях:
• организацию и совершенствование информационных процессов, основанных на использовании ИКТ;
• информационное моделирование реальных событий, как в процессе обучения, так и при профессиональной деятельности;
• адекватный и адаптивный выбор и работу со средствами современных ИКТ в процессе решения профессиональных задач.
Одним из направлений совершенствования обучения в вузе является формирование у студентов информационной компетентности, что предусмотрено международными документами (переносимые навыки) и проектом ФГОС (общекультурные компетенции).
На современном этапе организации обучения на базе технического вуза имеет место ряд существенных противоречий между:
1) острой социально-педагогической потребностью применения в образовательном процессе инновационных средств обучения, основанных на использовании ИКТ, и дефицитом научно-теоретических исследований по этой проблеме;
2) необходимостью внедрения средств электронного обучения в процесс профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью дидактических основ их использования в учебном процессе.
Настоятельная необходимость разрешения этих противоречий делает актуальной вытекающую из них научную проблему - научно-обоснованное формирование информационной компетентности будущих специалистов как одной из важных ключевых компетентностей в ходе профессиональной подготовки.
Актуальность и перспективность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования:
Разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов в контексте компетентностного подхода».
Цель исследования состоит в изучении с позиций компетентностного подхода структуры, принципов разработки и методики использования электронных учебных пособий для формирования у студентов информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования — процесс обучения студентов в техническом вузе.
Предмет исследования - разработка и применение в учебном процессе вуза электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов в контексте компетентностного подхода.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что формирование информационной компетентности будет осуществляться эффективно, если в контексте компетентностного подхода к организации обучения реализованы педагогические условия использования электронного учебного пособия:
• в материалы электронного учебного пособия включены задания, выполнение которых предполагает использование инструментальных ресурсов информационно-коммуникационных технологий и обращение к мировым информационным ресурсам; использование электронных ресурсов учебного пособия осуществляется на основе педагогических принципов демократичности, дополнительности, вариативности;
• диагностированы и учтены образовательные потребности, мотивы, запросы студентов и преподавателей в контексте электронной поддержки обучения;
• содержание материалов в электронных учебных пособиях носит эмоционально-ценностный характер и включает задания как репродуктивного, так и творческого характера;
• формирование и развитие информационной компетентности в процессе обучения носит деятельностный характер и направлено на подготовку специалиста в своей профессиональной области.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предполагалось решить следующие задачи исследования.
1. Определить основные подходы к пониманию сущности информационной компетентности; уточнить понятие, выявить его компонентный состав критерии и показатели сформированности.
2. Изучить развитие компетентностного подхода в образовательном процессе, провести сравнительный анализ электронных средств обучения, используемых на современном этапе развития образования, с точки зрения развития информационной компетентности студентов.
3. Разработать инструментальную среду и апробировать интерактивное, мультимедийное, гипертекстовое, модульное электронное учебное пособие, предназначенное для обучения студентов на военной кафедре технического вуза;
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования электронного учебного пособия для развития информационной компетентности будущих специалистов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• концептуальные положения открытого, электронного образования, изложенные в нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ, материалах ЮНЕСКО;
• работы по компетентностному подходу в образовании (В.И. Байденко, И.М.Осмоловская, Дж. Равен, В.Н. Козлов, А.И. Сурыгин)
• работы по формированию информационной компетентности и выявлению её компонентов (В.Ф. Бурмакина, Н.И. Гендина, Н. Днепровская, И.А. Зимняя, О.Н. Ионова, В.Г. Кинелёв, Т. Н. Носкова);
• работы по проблемам профессионального образования и управления образовательным процессом в высшей школе (Д.Г. Арсеньев, М.А. Акопова, С.А. Архангельский, В.Н. Козлов, П.И. Пидкасистый);
• работы по проектированию, разработке и использованию электронных учебных пособий в образовательном процессе (Ю.А. Винницкий, О.В. Виштак, В.Г. Климов, Дерешко, Е.А. Максимова, В.Н. Агеев, Ю.Г. Древе, Р.В. Шульмина, А.С. Шульмин, И.А. Цикин).
В процессе научной разработки проблемы использовались теоретические и экспериментальные методы исследования:
Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы, изучение нормативных документов, теоретических обоснований, технических, функциональных и психолого-педагогических характеристик электронных учебных материалов;
• анализ зарубежных и отечественных электронных учебных пособий, учебно-методических пособий, лабораторных практикумов, справочников, тестов, обучающих программ, используемых в современном образовании;
• проектирование и разработка электронного модульного учебного пособия.
Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение (использование в частности электронных методов контроля); педагогический эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
• статистические методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ), отдельные исследования на базе Новомосковского филиала Университета российской академии образования (НФ УРАО).
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Уточнено понятие информационной компетентности, определен ее компонентный состав.
2. Обоснован комплекс педагогических условий, реализация которых в контексте компетентностного подхода к организации обучения позволяет эффективно формировать информационную компетентность студентов технического вуза при использовании технологии обучения с применением электронных учебных пособий.
3. В результате анализа психолого-педагогических, функциональных и технических характеристик современных электронных средств обучения определены требования к электронным учебным пособиям с позиций компетентностного подхода.
4. Результаты эксперимента показали эффективность применения в процессе обучения электронных учебных пособий.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории и методики профессионального образования результатами исследования требований к характеристикам современных электронных средств обучения с позиций компетентностного подхода и педагогических условий применения электронных учебных пособий для формирования информационной компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в возможности повышения эффективности формирования информационной компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки при использовании разработанных рекомендаций построения электронных учебных пособий и применения их в учебном процессе.
Личный вклад автора.
1. Выполнен теоретический анализ структуры и содержания понятия информационной компетентности при реализации компетентностного подхода в образовании, уточнён компонентный состав информационной компетентности (.иотивационный, когнитивный, операционно-деятелъностный, ценностно-смысловой компоненты).
2. Проведён анализ психолого-педагогических, функциональных и технических характеристик современных электронных средств обучения, определены требования к электронным учебным пособиям в контексте компетентностного подхода.
3. Разработано электронное учебное пособие «Электропроводные средства связи», в содержание которого включены тестовые и творческие задания, задания для определения информационной компетентности, анкеты для преподавателей и студентов, темы рефератов, литература и ресурсы Интернет для их разработки.
4. Разработаны материалы учебно-методических занятий с преподавателями кафедры при переходе на электронные формы обучения.
5. Проведён итоговый эксперимент по обучению с использованием электронных учебных пособий.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Определение понятия информационная компетентность как интегративного качество личности, основанного на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности в области информационных технологий, формируемого и развиваемого в процессе освоения деятельности и её осуществления.
2. Уточнённый компонентный состав информационной компетентности (мотивационный, когнитивный, операционно-деятелъностный, ценностно-смысловой компоненты).
3. Комплекс педагогических условий эффективного внедрения в учебный процесс электронных средств обучения:
• программное обеспечение, используемое при создании электронного учебного пособия, обладает универсальностью и многофункциональностью;
• структурные модули пособия реализуют полный набор условий при подготовке специалиста к профессиональной деятельности;
• в пособии выполнены методические требования технологичности, системности, управляемости, эффективности; в пособии учтены образовательные потребности и запросы преподавателей и оно адаптировано к обучению различных групп студентов, как по уровню подготовки, так и по индивидуальным особенностям.
4. Требования к электронным учебным пособиям в контексте компетентностного подхода.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения диссертационного исследования были представлены на IV Международной научной конференции «Интеграция науки в высшей школе» (Самара, 2001); Международной научно-практической конференции. «Новые технологии обучения: психологические аспекты» (Киев, 2007); II Международной научно-практической конференции «Проблемы развития и внедрения информационных технологий» (Чебоксары, 2008); VIII Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (Санкт-Петербург, 2008); V Международной научнопрактической конференции «Интеграция информационных систем в образовании» (Псков, 2008); IX Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (Санкт-Петербург, 2006); IX Всероссийской научно-технической конференции «Современные проблемы математики и естествознания» (Нижний Новгород, 2004); VIII научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Москва, 2008).
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику на военной кафедре Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, отдельные модули ЭУП на базе Новомосковского филиала Университета российской академии образования. Данные материалы могут также быть использованы в системе повышения квалификации работников образования.
По материалам диссертационного исследования опубликовано 11 работ в отечественной и зарубежной печати.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объём — 198 стр., основного текста - 153 стр., 14 приложений, использованных источников - 162.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 321 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz