Вторник, 2024-04-23, 1:39 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями. Чернышева, бесплатно
7:20 AM
Скачать Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями. Чернышева, бесплатно

Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями

Диссертация

Автор: Чернышева, Наталья Степановна

Название: Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями

Справка: Чернышева, Наталья Степановна. Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 1997 199 c. : 61 97-19/205-X

Объем: 199 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

190007 - педагогическая психология
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент
ГВБурменская
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ОНТОГЕНЕЗА ДЕТСКОГО ) ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
11 Опыт изучения характерологических особенностей личности и их формирования в детском возрасте
12 Обзор современной психологической литературы о школьных трудностях детей с характерологическими
I особенностями
13 Динамика развития характера в детском возрасте (концептуальная основа исследования)
ГЛАВА 2 СХЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ f ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
31 Исследование характерологических особенностей первоклассников
311 Проявление характерологических особенностей в сфере общения
312 Особенности учебной мотивации
313 Особенности самооценки
32 Исследование характерологических особенностей третьеклассников
321 Проявление характерологических особенностей в сфере общения
322 Особенности учебной мотивации
323 Особенности самооценки
ГЛАВА 4 ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИХ СВЯЗЬ СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
ДЕТЕЙ
41 Особенности учащихся с уступчивым типом поведения
411 Динамика изменений
1 у первоклассников/второклассников
412 Динамика изменений у третьеклассников/пятиклассников
42 Особенности учащихся с доминирующим типом поведения
421 Динамика изменений у первоклассников/второклассников
422 Динамика изменений у третьеклассников/пятиклассников
43 Особенности учащихся с отстраненным типом поведения
431 Динамика изменений у первоклассников/второклассников
432 Динамика изменений у третьеклассников/пятиклассников

Введение:

Работа посвящена изучению проблемы формирования характерологических особенностей в младшем школьном возрасте и анализу психологического содержания обусловленных ими трудностей в учении.
Исследование основано на идущем от работ Л.С.Выготского представлении о характере как формирующемся, динамическом, а не статичном образовании: "Понять характер динамически - значит перевести его на язык основных целевых установок в социальной среде, понять его в борьбе за преодоление препятствий, в необходимости его возникновения и развертывания, во внутренней логике его развития" (Собр. соч. Т. 5, 1928/1983, с. 156).
Поэтому исследование развития характерологических особенностей младших школьников проводилось с учетом опосредствованности этого процесса социальной ситуацией развития - включением ребенка в ведущую для возраста учебную деятельность и связанные с нею отношения.
Актуальность проведенного исследования состоит в том, современная образовательная система понимает необходимость учета индивидуально-психологических факторов обучения. Она рассматривает учащегося как субъекта учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Субъектная позиция предусматривает знание и адекватное использование сильных и слабых сторон личности школьника, что делает необходимым раннее выявление характерологических особенностей и связанных с ними специфических трудностей в учении. В то же время современная возрастная и педагогическая психология не имеет достаточно разработанной теоретической концепции, освещающей основные закономерности формирования личности и характера ребенка на разных этапах онтогенеза, и располагает ограниченными эмпирическими данными о динамике детского характера.
На практике (И.ВДубровина, 1991) подобный дефицит в научно обоснованных концепциях, программах и рекомендациях приводит к попыткам либо обойтись без теоретических принципов, либо подменить психологический подход сугубо педагогическим. Особенно сложен выбор адекватных методов работы с "трудными" учащимися, прежде всего потому, что многозначны критерии, по которым дети причисляются к "исключительным", "нестандартным" школьникам. В эту категорию входят и неуспевающие ученики, и дети с разного рода поведенческими нарушениями, и школьники с психическими расстройствами. Особые проблемы детей со своеобразием характера здесь еще не очерчены. Обращение к ним с позиций "нормы", а не патологии психического развития, как это чаще бывает, придает исследованию актуальность и в теоретическом плане. Последняя развернутая дискуссия по проблеме личности и
I характера, которая прошла в середине 80-ых годов на страницах "Вестника
МГУ", показала необходимость онтогенетического изучения формирования характера и его предпосылок на ранних этапах развития. Она подтвердила, что теоретические взгляды на онтогенез характера требуют не просто уточнения, но и более прочной базы эмпирических данных, пока явно не достаточной, в том числе применительно к младшему школьному возрасту.
Психолого-педагогическая литература признает нехватку теоретических знаний (Н.И.Малыхина, 1984; П.А.Мясоед, 1994). Среди работ по характерологии только монография А.Е.Личко (1977, 1983) отличается соблюдением возрастного подхода к характерологическим особенностям, раскрывает связь поведенческих нарушений и возрастных особенностей акцентуантов-подростков. По мнению А.Е.Личко, правильнее говорить именно об акцентуациях характера, не об акцентуациях личности (К.Леонгард, 1968, русское издание 1981 г.).
1 К детской характерологической проблематике обращаются, занимаясь особо неблагоприятными вариантами развития: при психотерапии детских неврозов (А.И.Захаров, 1988), в случаях патогенеза (И.А.Юркова, 1971), клинической дифференциации патологии поведения (В.В.Ковалев, 1973), при изучении процесса возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением (Л.Б.Филонов, 1981). Однако исследований непосредственно развивающегося характера младшего школьника, того, что находится в процессе становления и требует рассмотрения с учетом онтогенетических особенностей, недостаточно, несмотря на значительный опыт отечественных клинико-психологических (Х.Р.Копыстянская, 1976; Э.М.Александровская, 1985; Е.Т.Соколова, 1995; Э.Г.Эйдемиллер, 1994) и психолого-педагогических работ (Н.Л.Каменская, 1989; Г.Л.Павличкова, 1992; С.И.Подмазин, Е.И.Сибиль, 1996; Л.Ф.Спирин, 1994), а также на изучение характерологических различий в контексте общих исследований личности в зарубежной психологии (J.B.Asendorpf, 1991; S.P.Hinshaw, 1987; V.Jones, 1946;
A.S.Masten et al., 1985; K. H.Rubin et al, 1989; J.G.Parker & S.R.Asher, 1987).
Отечественная психология в отличие от зарубежной выработала и сохраняет традицию "рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом аспекте" (Н.Д.Левитов, 1970/1982, с. 70). В ее теоретическом | фонде - труды Б.Г.Ананьева (1980), В.П.Кащенко (1994), А.Г.Ковалева,
B.Н.Мясищева (1957), В.А.Крутецкого (1972), А.Ф.Лазурского (1912), Н.Д.Левитова (1970), К.К.Платонова (1979), С.Л.Рубинштейна (1940), В.П.Симонова, П.М.Ершова (1984), А.Г.Асмолова (1984).
При этом в отечественной психологии наметились разные подходы к рассмотрению характера и его соотношения с темпераментом и личностью: "деятельностный" (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), "личностный" (Л.И.Божович), через психологию отношений (В.Н.Мясищев), через психологию установок (Д.Н.Узнадзе).
Под "характером" понимаются "такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях" (Д.А.Леонтьев, 1993, с. 15). Исследователи относят характер к инструментальным проявлениям личности, отделяя от темперамента и личности, но указывая на связь с ними. При этом вопрос об онтогенетических периодах формирования этих инстанций остается открытым. Подход к личности как субъекту деятельности (А.Н.Леонтьев, 1975; С.Л.Рубинштейн, 1973) позволяет рассматривать мотивы деятельности как основу личности. В мотивах опредмечены потребности, и изучение личности осуществляется через анализ мотивационно-потребностной сферы. В развивающемся характере мотивы обнаруживаются через поведение. В этом свете особенно важны для изучения (Л.И.Божович, 1968) ранние этапы онтогенеза, когда четкой направленности еще нет и идет формирование мотивов, закрепление определенных типов эмоционального реагирования. При этом больше обнаруживается та часть поведенческого спектра ребенка, которая соответствует его характеру. По словам С.Л.Рубинштейна (1973), побуждение и мотив являются свойством характера в генезисе. Затем по мере усвоения ребенком нравственных регулятивов поведения и приобретения опыта личного выбора поступков в рамках взаимоотношений все сильнее "проступают" черты формирующейся личности.
Работы, изучающие как общие, так и индивидуальные личностные закономерности в контексте развития общения (школа М.И.Лисиной), помогают анализировать индивидуальные различия в процессе развертывания ведущей деятельности ребенка через сферу взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Именно среди сверстников дети с наибольшей свободой обнаруживают свою поведенческую линию, которая отражает особенности складывающейся иерархии мотивов и формирующегося самосознания, прежде всего - самооценки.
М.И.Лисина определяет общение как "взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата" (1986, с. 9).
Связь с этим положением содержится в подходе Г.А.Цукерман, рассматривающей "способность к согласованным действиям с учетом позиции другого" в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (1993, с. 20).
Независимо от упомянутой линии исходное основание для разделения фундаментальных типов взаимодействия было выделено классиком американской психологии К.Хорни (примечательно, что, хотя эта идея К.Хорни возникла на основе анализа клинического материала и наиболее убедительно была ею раскрыта на материале неврозов, К.Хорни распространяла ее и на период формирования характера в детстве). Согласно ее концепции, созданной в 40-50-ые годы, тип характера определяется преобладающим у человека способом взаимодействия с окружающими (К.Хорни, 1937/1993, 1942/1993, 1945/1995). По классификации К.Хорни во взаимоотношениях с людьми существует три основных вектора: "движение к людям", "движение против людей" и "движение от людей". Характерологическое своеобразие становится выпуклым, когда вместо разнообразного поведенческого репертуара доминирует один из этих типов, однако на протяжении жизни данные векторы не являются неизменными, они могут дополнять и сменять друг друга. К числу главных особенностей поведенческого типа с тенденцией "движения к людям" относится уступчивость и психологическая зависимость; при закреплении тенденции "движения против людей" отмечаются агрессивность и стремление к превосходству над окружающими, их подчинению себе. В случае проявления особенностей "движения от людей" человек испытывает потребность в независимости, в сохранении дистанции и отдаляется. Основу ведущей линии поведения составляет система потребностей человека в ее специфическом развитии.
Идеи К.Хорни подтверждены длительными лонгитюдными исследованиями А.Каспи, Д.Бэма и Г.Элдера в 80-ые годы. Они проследили судьбы зависимых ("the dependent interactional style"), возбудимых ("the ill-tempered interactional style") и застенчивых ("the shy interactional style") детей и выявили последствия этих детских индивидуальных особенностей в зрелом возрасте.
Признаки трех основных типов характерологических особенностей начиная с дошкольного возраста по-своему рассматриваются и в отечественной психологии. Это явления детского конформизма как черты формирующегося зависимого характера и детского негативизма как обнаруживающейся тенденции к агрессии, а также повышенная стеснительность и застенчивость.
Данное изучение ограничивается исследованием характера как поведенческой проекции личности в план взаимодействий ребенка с окружающими. За стержень характера принимается наиболее типичный (привычный, предпочитаемый) ребенком способ взаимодействия с точки зрения преобладающей у ребенка готовности к возможным типам согласования усилий или учета позиции партнера по общению.
Соответственно основные тенденции в развитии характерологических особенностей на определенном онтогенетическом этапе можно представить как направленность, отвечающую трем векторам: направленность на взаимодействие с окружающими, или готовность принимать и одобрять позицию другого (уступчивый тип); направленность на то, чтобы утверждать свою позицию, или готовность отстаивать, доказывать свою позицию (доминирующий тип); направленность на избегание взаимодействия, или готовность по возможности уйти из ситуации, не уступая и не навязывая своей позиции (отстраненный тип). Каждому вектору соответствует поведенческий симптомокомплекс.
В младшем школьном возрасте относительно устойчивые формы поведения и деятельности ребенка, "составляющие основу формирования его характера", выступают как важное возрастное новообразование (Л.И.Божович, 1968, с. 290291).
Прослеживание процесса развития формирующегося характера требует новых методик как для исследовательских целей, так и для практического применения, и поэтому актуальность обозначенной тематики объяснима также запросами дифференциальной психодиагностики.
Целью данного исследования было выявление психологических связей между особенностями формирующегося характера и трудностями в учении младших школьников, понимание которых необходимо для реализации индивидуального подхода в воспитании, обучении и оказании психологической помощи детям.
Объектом исследования выступило поведение младших школьников в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками в рамках школьной жизни.
Предметом исследования стали характерологические различия младших школьников и связанные с ними особенности мотивации и самосознания (самооценка), обусловливающие трудности в учении.
Общая гипотеза работы состоит в том, что некоторые существенные особенности формирующегося характера обнаруживаются в поведении детей начиная с младшего школьного возраста и у части детей существуют в относительно устойчивой форме.
Частные гипотезы исследования состояли в следующем: характерологические особенности в младшем школьном возрасте проявляются в способе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и направленности на учет их позиции; существует взаимосвязь намечающихся характерологических особенностей детей и их школьных трудностей; формирование характера учащихся начальных классов обнаруживает тесную связь со спецификой их мотивационно-потребностной сферы.
Цель и гипотеза исследования вызвали постановку следующих задач: 1) разработать схему комплексного эмпирического изучения индивидуальных характерологических особенностей младших школьников;
2) выявить и проанализировать основные типы характерологических различий учащихся начальных классов, апробировать критерий их классификации;
3) проследить возрастные изменения характерологического своеобразия в течение годового периода;
4) установить специфические трудности учащихся, обусловленные наличием относительно выраженных характерологических особенностей.
На защиту выносятся следующие положения:
1) исходным основанием для выделения тенденций в формировании индивидуальных характерологических различий в младшем школьном возрасте может служить ведущий способ взаимодействия детей с окружающими людьми;
2) ведущий способ взаимодействия определяется тем, в какой форме ребенок усваивает способность (готовность) к согласованным действиям и учету позиции партнеров по общению; иначе говоря, базисные характерологические особенности ребенка определяются преобладающей у него готовностью к одному из трех возможных способов поведения в ситуации, требующей согласования усилий или учета позиции партнера по общению: готовностью соглашаться (принимать, подчиняться) с партнером по общению, готовностью возражать, настаивая на своей позиции, или готовностью уйти от ситуации активного взаимодействия, не уступая, но и не отстаивая своей позиции;
3) выявлены и описаны основные поведенческие типы учащихся, формирующиеся на протяжении начальных классов, и их симптомокомплексы:
• уступчивый тип поведения, свойственный детям с выраженной тенденцией следовать социально желательным образцам поведения, с преимущественной ориентацией на принятие и одобрение позиции другого человека;
• доминирующий тип поведения, проявляющийся в стремлении детей к превосходству над окружающими и принижению позиции другого;
• отстраненный тип поведения со свойственной ему позицией отдаления, уходом как от борьбы, так и от сотрудничества;
4) специфика трудностей детей с характерологическими особенностями диктуется своеобразием их мотивационно-потребностной сферы: уступчивый тип поведения делает детей более зависимыми от психологического климата обучения, при этом у них направленность на общение доминирует над интересом к собственно учебной деятельности; при доминирующем типе поведения преобладают мотивы самоутверждения, искажающие систему учебной мотивации; отстраненный тип поведения отличается менее развитой потребностью в личностном общении, в условиях массового обучения отстраненные дети более других склонны испытывать чувство неудовлетворенности и психологического напряжения;
5) с точки зрения динамики развития тип характерологического своеобразия отличается относительной устойчивостью в период начальной школы, но в среднем звене при переходе к новой ведущей деятельности -общению у младших подростков - возможно усиление общевозрастных тенденций, обостряющее проявления индивидуальных характерологических особенностей одного типа (доминирующий тип) и сглаживающее проявления другого типа (отстраненный тип).
Методологическая основа исследования - разработанный в отечественной психологии возрастно-психологический подход к исследованию индивидуальных особенностей ребенка в реальных условиях социальной ситуации его развития в рамках ведущей для его возраста деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.П.Блонский, Б.Г.Ананьев, В.В.Ковалев, В.Н.Мясищев, А.Г.Асмолов). В работе принимается традиционный для отечественной психологии взгляд на характер как на инструментальное проявление личности, выражающееся в устойчивых обобщенных способах поведения. С их помощью осуществляются отношения и мотивы личности (В.П.Кащенко, А.Г.Ковалев, В.А.Крутецкий, А.Ф.Лазурский, Н.Д.Левитов, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ю.Б.Гиппенрейтер).
Методы исследования: теоретический анализ проблемы онтогенетического развития характера в младшем школьном возрасте в отечественной и зарубежной детской психологии; эмпирическое изучение ведущих тенденций в формировании индивидуальных характерологических особенностей учеников начальной школы на основе применения лонгитюдного исследования с использованием наблюдения, проективных методик, опросников, разработанной и экспериментальной ситуаций, свободной и стандартизованной бесед; содержательная интерпретация и количественный анализ полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в исследовании особенностей формирующегося характера в младшем школьном возрасте в рамках Нормы психического развития; i выявлении и описаний специфики характерологического развития на основе психологического анализа сферы общения младшего школьника с окружающими его взрослыми и сверстниками, особенностей его учебной мотивации и с учетом особенностей его самосознания; описании типологических характерологических различий младших г школьников и их динамики на протяжении начальных классов; подтверждении относительной устойчивости индивидуальных характерологических особенностей в младшем школьном возрасте и выявлении сложных переплетений возрастных и индивидуальных линий развития на данном этапе онтогенеза характера; изучении связи школьных трудностей и характерологического своеобразия учащихся.
Практическое значение Проведенного исследования выразилось в том, что полученные данные [дополняют разделы возрастной психодиагностики: ^ разработаны, модифицированы и опробованы методики диагностики и изучения характерологических особенностей младших школьников. В частности, адаптированный опросник С.Хартер по изучению дифференцированной ^ самооценки младшего школьника существенно расширяет набор отечественных методик для исследования развития детского самосознания; результаты исследования позволяют вести профилактическую и коррекционную работу более индивидуализировано, с учетом специфических трудностей в учении детей со своеобразием характера, строить процесс их воспитания и обучения на основе адекватных способов и методов, в соответствии г с индивидуальным прогнозом дальнейшего характерологического развития | ребенка; полученные данные могут служить основой для методических рекомендаций.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечена комплексностью применяемых методов, соответствовавших объекту, предмету и задачам исследования, а также проведенным количественным и качественным анализом и сопоставлением результатов по разным, взаимодополняемым методикам.
Апробация работы. Результаты исследования излагались на Международной конференции "Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании" в Москве (1995), на заседаниях кафедры психологии развития факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, на педагогических советах общеобразовательной школы № 246 г. Москвы и школы-гимназии № 23 им. А.Г.Столетова г. Владимира.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов. Библиография насчитывает 154 названия, из них 27 - на английском языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 279 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz