Среда, 2020-10-28, 2:57 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации. Корытова, Галина Степановна бесплатно
1:31 AM
Скачать Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации. Корытова, Галина Степановна бесплатно
Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации

Диссертация

Автор: Корытова, Галина Степановна

Название: Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации

Справка: Корытова, Галина Степановна. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Улан-Удэ, 1998 166 c. : 61 00-19/82-5

Объем: 166 стр.

Информация: Улан-Удэ, 1998


Содержание:

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
11 Школьная дезадаптация как психолого-педагогическая проблема
12 Семья и ее место в некоторых теориях межличностного взаимодействия
13 Влияние деструкции семейных отношений на процесс психического развития детей
14 Выводы
Глава 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТИРОВАННЫХ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ И ИХ СЕМЕЙ
21 Методы и процедура исследования
22 Стрзп^ стзфа проявлений школьной дезадаптации
23 Сопоставление социальных статусов семей
24 Выводы
Глава 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
31 Детско-родительские отношения в семьях адаптированных и дезадаптированных учащихся
32 Взаимоотношения между родителями в семьях адаптированных и дезадаптированных учащихся
33 Психологический анализ семейных факторов, влияюпщх на проявления школьной дезадаптации
34 Вывоцы

Введение:

Серьезной проблемой современного учебно-воспитательного процесса является заметное увеличение количества учащихся, психологический и соматический статус которых стабильно подтверждает их несоответствие требованиям ситуации школьного обучения. В связи с чем работа с детьми, испытывающиьш психологические затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач настолько глубокие, что это порождает у них негативные личностные изменения, которые обозначаются понятием **школьная дезадаптация'', привлекает внимание общественности и многих специалистов, отвечающих за состояние образовательной системы и самочувствие подрастающего поколения.Являясь объектом междисциплинарных исследований, школьная дезадаптация нуждается в концептуальном анализе, что обоснованно предполагает углубленное изучение этого феномена не столько в рамках педагогики, сколько с позиций педагогической, социальной, медицинской психологии, психофизиологии и представляет сложную общенаучную проблему, разрешение которой возможно лишь при содержательной соорганизации всех участников образовательного процесса: учителей, школьных психологов, родителей и самих детей.Актуальность нашего исследования обусловливается необходимостью специального изучения причин, факторов, механизмов школьной дезадаптации, а также потребностью создания программ психологической коррекции дезадаптированных учащихся.Как указывается в ряде исследований, (Е.В.Новикова, 1985, 1987; Э.М.Александровская, 1985, 1988; Н.Г.Лусканова, 1987, 1993; И.А.Коробейников, 1990,1993 и др.), типичные проявления школьной дезадаптации диагностируются у 15^0% учащихся начальных классов общеобразовательных школ, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Наблюдаемое увеличение дезадаптированных детей достато негативно сказывается на качестве образовательного процесса, оказывая дестабилизирующее воздействие на учебн)гю деятельность одноклассников и отвлекая на себя значительную часть воспитательных усилий педагогов. При этом недостаток соответствуюпхих методических подходов к профилськтике, диагностике и коррекции отмечаемого многообразия проявлений школьной дезадаптации не позволяет эффективно распознавать и позитивно воздействовать на различные отклонения психосоциального развития, с наибольшей остротой выступающие в критический период подросткового возраста.Отсюда очевидно, что несвоевременное распознавание характера и природы школьных затруднений, отсутствие дифференцированных корригирующих программ, значительные масштабы, а также наиболее вероятные негативные последствия (нарушения поведения и устойчивые формы соЕщально-психологической дезадаптации, достигающие уровня клинической и криминальной выраженности), делают данную проблему одной из наиболее серьезных и чрезвычайно актуальных проблем современной школы, требующих как углубленного изучения, так и неотложного поиска продуктивных решений на практическом уровне.При этом несомненно и логично, что объектом внимания практически ориентированных исследователей должен быть не только сам "проблемный" ученик, но и его ьликросоциум, в частности, семейный, как ис «i:i:i:i: разнообразных и часто противоречивых воздействий, влияющих на процесс формирования личности ребенка. Изложенные соображения определили выбор темы настоящей работы и цель нашего эмпирического исследования, которая заключалась в изучении взаимосвязи между нарушенными внутрисемейными отношениями и проявлениями школьной дезадаптации у подростков и выработке на этой основе практических рекомендаций, необходимых для психокоррекционной работы с дезадаптированньши учащимися.Объектом исследования в представленной работе является семья как важнейший фактор формирования личности школьника.В качестве предмета исследования были взяты психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.Гипотеза. В связи с целью нашего исследования была выдвинута исходная гипотеза о том, что внутрисемейные взаимоотношения в семьях дезадаптированных детей (в отличие от адаптированных) характеризуются устойчивой межличностной напряженностью, обусловленной в определенной степени социальным статусом семьи. В частности, предполагалось, что внутрисемейные отношения в семьях адаптированных и дезадаптированных учащихся существенно различаются как в сфере детскородительских, так и в сфере супружеских отношений. Иными словами, ЬАЫ считаем, что наряду с одновременным действием ряда других факторов, возникновение школьной дезадаптации у детей опосредовано двумя отчетливо разными группами семейных факторов: 1) факторами, связанными с психологическими особенностями взаимоотношений в семье как социальной группе (конфликтность, лидерство и доминирование, гиперсоциальные установки и др.); 2) факторами, определяющими общественный статус семьи (возраст. уровень образования, род занятий родителей, количество детей в семье и др.).Задачи исследования. Подтверждение вьщвинутой нами гипотезы в рамках настоящей работы реализовывалось в ходе решения двух основных задач — сравнительного анализа внутрисемейных отношении в семьях дезадаптированных и адаптированных учащихся и выявления предпосылок возникновения проявлений школьной дезадалтации на уровне семьъ как социальной общности. В основу исследования положено сравнение групп семей, различающихся по критерию наличия у детей проявлешкольной дезадаптации, превышающих нормальный уровень.Конкретные исследовательские задачи формулировались следующим образом: 1) изучение структуры и анализ выраженности школьной дезадаптации по отдельным симптомокомплексам у дезадаптированных и адаптированных учащихся; / :гл 2) изучение детско-родительских отношений по ряду параметров (позитивный интерес, директивность, враждебность, автоноьлность и непоследовательность родительских установок) в семьях дезадаптированных и адаптированных учащихся; 3) изучение взаимоотношений между родителями: склонность к дизъюнктивности (властности, конфликтности, агрессивности и др.) и конъюнктивности (тенденции к компромиссам, конформность и т.п.) в семьях адаптированных и дезадаптированных учащихся; 4) выявление зависимости влияния нарушенных внутрисемейных отношений на генеэ и структуру проявлений школьной дезадаптации от некоторых формальных и качественных характеристик семей, определяюпщх социальный статус (возраст, разница в возрасте, уровень образования, род занятий родителей; структура сеь«ьи (полная, неполная, наличие прародителей); количество детей в семье, порядковый номер рождения, пол ребенка); 5) разработка рекомендаций по психокоррекционной работе с дезадаптированными учащимися.Методологические и теоретические предпосылки исследования.Методологической основой предлагаемой к рассмотрению диссертационной работы являются фундаментальные общенаучные принципы отечественной психологии, в частности, детерминизма, согласно которому развитие личности обусловлено социальной ситуацией и психологическими закономерностями развития индивида.Исходные теоретические положения базируются на исследованиях механизмов и факторов процессов адаптации и дезадаптации, выполненных И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, П.К.Анохиным, Г.Селье, В.П.Казначеевым, Ю.А.Александровским, В.А.Мурзенко, В.Г.Асеевым, В.Е.Каганом, Е.В.Новиковой, А.Беличевой, Н.Г.Лускановой, И.А.Коробейниковым, Т.Д.Молодцовой и другими российскими и зарубежными учеными, а также на исследованиях по проблемам семейных отношений, среди которых, в первую очередь, следует отметить работы А.А.Боцалева, В.В.Столина, Н.Н.Обозова, О.С.Сермягиной, А.С.Спиваковской. Кроме того, мы опирались на положения, разработанные в теоретической концепции В.Н.Мясищева и его последователей (В.К.Мягер, Т.М.Мипшна, А.И.Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.), в соответствии с которой личность является процук том системы значимых отноше: :г>1 Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы конкретные методы сбора и обработки фактического материала: - программированное стандартизованное наблюдение (психодиагноа КНС — " Карта наблюдений Стотта", адаптирован-стическая мет •YJt'J пая Г.Л.Исуриной, Е.В.Кайдановской, Э.Б.Карповой и Д.А.Ширинской); тестирование (психодиагностические ме •ПУЛ и: ДМО — М( Л1Г^ рованный Л .Н.Собчик вариант интерперсональной диагностики Т. Лири и ADOR — адаптированный Л.И.Вассерман, И.А.Горьковой и Е.Е.Ро 'лиг ной вариант опросника Э.Шафера "Поведение ротщтелей и отношение подростков к ним**); - анкетный опрос (компьютерная обработка результатов анкетирования произведена с использованием ППП "DA-система" АО "Контекст"); - статистический анализ (методы описательной статистики, парной коррелядии, опенки статистической значимости); качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft EXCEL 7.0.Данное диссертационное исследование проводилось в три этапа в течение 1994-1998 гг. В общей сложности в нем приняли участие 635 человек (учащиеся девятых классов ряда школ г. Улан-Удэ, их родители и учителя). Численность выборки обосновывалась требованиями заданной статистической значимости. Для уточнения его технологии и программы было организовано пилотажное исследование.Достоверность результатов и выводов исследования, представленных в диссертации, обеспечивалась применением общенаучных и частных теоретических принципов психологической науки, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам и сформулированной гипотезе, комплексным применением валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, репрезентативной выборкой, а также содержательным анализом полученных данных и выявленных фактов.Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что впервые эмпирически исследован вопрос о влиянии семейных факторов на проявления школьной дезадалтаг в подростковом возрасте с позиции о •111 ально-психологического подхода. Проведенное исследование может претендовать на известную степень новизны в связи с тем, что конкретно-экспериментальных исследова•}|||:» ся НИИ по проблеме школьной дезадаптации выполнено мало, а в име обзорных работах остаются нераскрытыми многие ее аспекты. В частного сти, изучения этого феномена ведутся, прежде всего, в рамках мл школьного возраста, и в большинстве своем посвящены вопросам хщагностики изучаемого явления.В результате нашего исследования получены и обоснованы данные, уточняющие теоретические представления о детерминантах школьной дезадаптации, в том числе, эмпирически подтверждено положение о вли:i:r.i деструктивных внутрисеме i:iri» отношений (детско-родительских, супружеских) на генез школьной дезадаптации и изменении степени этого •niTi» социальный влияния в зависимости от параллетров, характериз статус сеьльи.Теоретические выводы исследования могут найти применение в последующих работах по изучению причин, механизмов и проявлений этого феномена, а также в психопрофилактической и коррекционно-реабилитационной работе школьных психологов и специалистов семейных консультаций.Практическая значимость. Полученные данные позволят внести определенный вклад в разработку методов диагностики школьной дезадаптации, а также специальных корригир •lIlTi» программ. Практически значиьлым является подхоц к решению обсуждаемой проблемы на основе рассмотрения способов работы с дезадаптированными подростками в контексте целостной системы "школа - ребенок - родители". Результаты исследования и разработанные на их основе психолого-педагогические рекомендации по работе с учащимися-дезадаптантами и их семьями могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования, психологами-консультантами Службы семьи и Телефона доверия.В ходе исследования была разработана ''Программа диагностики и коррекции школьной дезадалтации", прошедшая аттестацию в Министерстве образования Республики Бурятия и рекомендованная Республиканским психолого-педагогическим центром БИПКРО в качестве методического пособия для учителей и школьных практических психологов.Положения, выносимые на защиту; сеь^ях дезадалтированных уч lITi» личностные родительские, супружеские) отношения в целом являются менее благоприятными, чем в сеьльях адаптированных. Нарушение внутрисемейного взаимодействия влечет за собой искажение личностного развития подростков, способствуя возникновению и проявлению школьной дезадаптации.2. Директивность детско-родительских отноше :i^i проявляющаяся в доминантном стиле общения родителей с детьми, жестком контроле, легком примене :i:.l взрослыми своей власти, негативно воздействует на процесс школьной адаптации детей. Х^изъюнктивность (напряженность, конфликтность) взаимоотношений в супружеском микросоциуме и восприятие этих отношений ребенком может вызвать у него нарушение механизмов приспособления к ситуации школьного обучения.3. Влияние нарушенных внутрисеме: i:i7i» отношений на генез школьной дезадаптации у подростков характеризуется отчет rii;(« выраженной зависимостью от некоторых формальных и качественных характеристик, социальный статус семьи (возраст, род занятий, образо-состав ллии'л вание родителей, количество детей в семье, порядковый номер рождения, пол ребенка и др.) и способных при определенных условиях стать предпосылками изучаемого феномена.Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и « « уждались на: - заседаниях кафедры психологии Бурятского государственного университета (1994-1998); - заседаниях Бурятского республиканского психолого-педагогического центра (1994-1995); - Байкальском межрегиональном научно-практическом сеьлинаре " Об организации социальных служб для детей и подростков" (г. Улан-Удэ, июнь 1996); - Республиканской конференции БИПКРО по проблемам деятельности школьных психологических служб (г. Улан-Удэ, ноябрь 1997 г.); - Научной конференции преподавателей и сотрудников Восточно-Сибирского государственного технологического университета (май 1998 г.); - Международной конференции "Социальное развитие и социальная защита семьи и детства" (г. Улан-Удэ, май 1998 г.).По результатам исследования были сделаны сообщения на методических семинарах и родительских собраниях в школах JSfeJVfe 1,3 г. Улан-Удэ.По теме диссертации опубликовано 6 научных статей и тезисов докладов.Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 187 источников, и приложения. В тексте диссертации имеются 11 таблиц и 9 рисунков. Содержание работы изложено на 166 страницах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 167 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz