Среда, 2024-04-24, 6:33 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества. Александрова, Галина бесплатно
7:19 AM
Скачать Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества. Александрова, Галина бесплатно
Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества

Диссертация

Автор: Александрова, Галина Готфридовна

Название: Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества

Справка: Александрова, Галина Готфридовна. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13, 19.00.05 Казань, 2004 150 c. : 61 05-19/233

Объем: 150 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретико-методологические основы изучения эффективности социального развития личности в условиях современного российского общества
11 Проблема эффективности социального развития личности в 10 современной психологии
12 Социальная ситуация в современном российском обществе 25 (психологический аспект)
13 Социальное познание как ведущий компонент психологического 38 содержания социального развития личности
ГЛАВА II Социальная зрелость как показатель эффективности социального развития личности в условиях современного российского общества
21 Определение понятия «социальная зрелость личности»
22 Субъектность в социальном познании как интегральный 65 психологический критерий социальной зрелости личности
23 Психологические детерминанты субъектности личности в 78 контексте реализации ею процесса социального познания
ГЛАВА III Эмпирическое исследование психологических критериев социальной зрелости личности в условиях современного российского общества
31 Проблема, цель, задачи и гипотезы исследования
32 Методики исследования и методы обработки данных
33 Анализ и обсуждение результатов исследования

Введение:

Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в современном российском обществе, существенно влияют на жизнедеятельность личности, определяя характер ее развития в специфически изменяющихся условиях: необходимость мобилизации личностного потенциала для совладания с ними, сохранения целостности, формирования самодостаточности личности. Актуальность данного исследования определяется необходимостью поиска интегрального решения проблемы социальной зрелости личности как с позиций новой научной социально-психологической парадигмы, подразумевающей введение в психологическое измерение нового параметра - социальных изменений, так и на основе теории и методологии современного акмеологического знания.
Практическая актуальность исследования обусловлена спецификой социальных преобразований, осуществляемых в современном российском ф обществе, необходимостью разработки и внедрения новых подходов в психологической практике, позволяющих реализовывать новые методы диагностики и коррекции показателей социальной зрелости личности в данных условиях, создавать психологические условия для оптимизации процесса социального развития личности.
Объект исследования — психологический аспект эффективности социального развития личности.
Предмет исследования - психологические критерии социальной зрелости личности, как показателя эффективности ее социального развития в условиях современного российского общества.
Цель настоящего исследования - выявить психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1. Специфика социальной ситуации в современной России повышает значимость процесса социального познания в психологическом содержании социального развития личности, что позволяет рассматривать степень субъектности личности в социальном познании в качестве интегрального психологического критерия ее социальной зрелости.
2. Организующую функцию в системе психологических детерминант субъекта социального познания выполняет такая интегральная способность личности как способность к самоуправлению, развитие которой определяет сформированность субъектности личности и, соответственно, характер ее социального развития.
Для реализации цели исследования и подтверждения высказанных предположений, были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы эффективности социального развития личности в современной психологии и определить возможные направления ее решения.
2. Проанализировать и обобщить имеющиеся в современной психологии подходы к пониманию категории «социальная зрелость личности»; обосновать возможность рассмотрения социальной зрелости личности в качестве показателя эффективности ее социального развития.
3. Выявить специфику психологического содержания социального развития личности в современном российском обществе и, соответственно, определить психологические показатели ее социальной зрелости в данных условиях.
4. Выявить психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества.
Теоретико-методологическую основу исследования составили отдельные положения общеметодологических подходов: системно-структурного (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.) и субъектно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.); положения частных методологий: социальной психологии — идея парадигмы «социальных изменений» и основы психологии социального познания (Г.М. Андреева), принципы парадигмы «индивидуального пути развития» (И.С. Кон и др.); а также психологии развития и акмсологии - принцип гуманизма и психосоциальный подход (Л.Л. Деркач, К.Л. Абульханова-Славская), концепция социального развития личности (Д.И. Фельдштейн) и ее субъектности (Т.В. Белых, A.B. Брушлинский, Д.А. Леонтьев, JI.M. Попов и др.), работы по изучению социальной зрелости (Б.Г. Ананьев, М.Р. Гинзбург, П.М. Якобсон и др.) ситуационно-личностный подход (Л.И. Анцыферова, Н.В. Гришина, К. Левин, A.B. Либин, X. Томэ и др.), а также концепция самоуправления Н.М. Пейсахова.
Методы исследования: логико-теоретический анализ проблемы и возможностей ее решения, комплекс психодиагностических средств, модифицированный вариант методики изучения ценностных ориентации личности. Для обработки данных использовались методы математической статистики психодиагностики (средние значения и коэффициенты вариации показателей; статистическое сравнение по t-критерию Стыодента, дисперсионный анализ, полный корреляционный анализ, дивергентный анализ).
Эмпирическая база: в экспериментальном исследовании приняли участие 196 респондентов. Однородность выборки обеспечивалась сходством испытуемых по следующим критериям: социально-экономический статус (наличие высшего образования, работа, обеспечивающая стабильный материальный доход); семейный статус (испытуемые состоят в браке, имеют 1-2 детей); гражданский статус (все испытуемые в возрасте от 26 до 49 лет, что определяет их соответствующие гражданские права); статус проживания (все респонденты являются городскими жителями); пол (выборка представлена примерно равным количеством мужчин и женщин).
Надежность и достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивались разносторонним анализом
• 6 психологической литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, репрезентативностью и однородностью выборки, применением апробированных статистических методов обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.
Научная новизна исследования (результаты, полученные лично соискателем):
1. Предложен целостный междисциплинарный подход к оценке эффективности социального развития личности в контексте идей новой научной социально-психологической парадигмы.
2. Определено понятие социальной зрелости личности, как показателя эффективности ее социального развития в конкретных культурно-исторических условиях, показан системный характер социальной зрелости и выявлены критерии ее сформированности: степень ее интегрированности и уровень развития социально значимых качеств личности.
3. Выделен ведущий компонент психологического содержания социального развития личности в условиях современного российского общества - процесс социального познания и, соответственно, определены основные психологические показатели социальной зрелости личности в данных условиях: когнитивная активность, когнитивная и коммуникативная компетентность, обеспечивающие сохранение личностью чувства субъектности.
4. Теоретически обоснован и экспериментально определен интегральный психологический критерий социальной зрелости личности в условиях современного российского общества - степень ее субъектности в социальном познании; выявлены ее основные психологические детерминанты (готовность и способность к конструированию образа социального мира, адекватного социальной реальности). Экспериментально подтверждена системообразующая функция такой детерминанты субъектности, как способность к самоуправлению.
Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты расширяют научные представления современной социальной психологии об особенностях социального развития личности в условиях социальных изменений, а также дополняют имеющиеся социально-психологические подходы к оценке эффективности социального развития личности возможностью изучения ее социальной зрелости в русле идей новой научной парадигмы. Также результаты настоящего исследования, реализующего положения психосоциального подхода в акмеологии, дополняют и углубляют акмеологическое представление о социальном аспекте личностной зрелости.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленные психологические критерии социальной зрелости личности в современном российском обществе и апробированный в ходе исследования комплекс психодиагностических средств позволяет оценивать эффективность и прогнозировать направление дальнейшего социального развития личности. Теоретические и эмпирические положения исследования вносят новое содержание в профессиональную подготовку психологов и социальных работников, ориентированных на решение практических проблем оптимизации развития личности, и могут быть отражены в соответствующих учебных курсах.
Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Психология созидания» (Казань, 2000), Международной юбилейной конференции «Десять лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы и перспективы развития» (Москва - Йошкар-Ола, 2003), III Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 2003), ежегодной научно-практической конференции КГУ (Казань, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека»
Казань, 2004). Диссертационное исследование было обсуждено и рекомендовано к защите кафедрой психологии личности факультета психологии Казанского государственного университета.
Положения, выносимые па защиту:
1. Социальная зрелость, как показатель эффективности социального развития личности, есть форма проявления такой системной организации субъекта социального развития, которая отражает его готовность и способность к наиболее полной социальной самореализации в конкретных культурно-исторических условиях (с учетом пространственно-временного и содержательного характера происходящих в них изменений). Критериями сформированное™ такой системы являются как степень интегрированности ее элементов, так и уровень развития социально-психологических качеств, наиболее актуальных для социальной самореализации личности в данных условиях.
2. Ведущим компонентом психологического содержания социального развития личности в условиях современного российского общества выступает процесс социального познания, как конструирования человеком образа социальной реальности и себя, как части этой реальности. Это повышает значимость развития и проявления таких социально-психологических качеств личности, как когнитивная активность, когнитивная и коммуникативная компетентность, актуальных для социальной самореализации в данных условиях.
3. Интегральным психологическим критерием социальной зрелости личности в условиях современного российского общества выступает степень ее субъектности в социальном познании, которая проявляется в ее готовности и способности к субъектной реализации процесса социального познания (т.е. к индивидуальному конструированию и реконструированию образа социального мира, адекватного самой социальной реальности) и, на основе этого, к свободному и ответственному выбору стратегии своего социального поведения.
4. Ведущей в системе психологических детерминант субъектности, как качественной характеристики личности, реализующей процесс социального познания, выступает такая ее интегральная способность, как способность к самоуправлению, уровень развития которой одновременно обуславливает и проявляется в характере индивидуального пути социального развития личности в условиях современного российского общества.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 231 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz