Четверг, 2020-10-22, 2:03 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Профессиональный Я-образ сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении бесплатно
1:53 AM
Скачать Профессиональный Я-образ сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении бесплатно
Профессиональный "Я-образ" сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России

Диссертация

Автор: Свободный, Феликс Константинович

Название: Профессиональный "Я-образ" сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России

Справка: Свободный, Феликс Константинович. Профессиональный "Я-образ" сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.06 Москва, 2003 204 c. : 61 04-19/86-9

Объем: 204 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава
I Профессиональный «Я-образ» в структуре самосознания сотрудника органов внутренних дел i в процессе его §
1 Проблема самосознания в психологии §
2 Формирование самосознания субъекта профессионализации §3, Структура профессионального «Я-образа»
Глава
II Эмпирическое исследование содержания профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел и оптимизация его формирования §
1 Когнитивный компонент профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел §
2 Эмоциональный и операциональный компоненты профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел §
3 Разработка практикума «Профессиональное самопознание, самоприятие и саморазвитие» и его использование в качестве метода оптимизации формирования профессионального «Я-образа» курсантов в вузе МВД
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение:

Актуальность высшем исследования учреждении профессионального МВД России данной «Я-образа» продиктована проблемы в сотрудников органов внутренних дел и механизмов его формирования в образовательном недостаточной теоретической разработанностью юридической психологии и необходимостью повышения эффективности подготовки кадров для органов внутренних дел. Современное общество ставит перед органами правопорядка России сложные задачи, решение которых требует улучшения результатов индивидуальной и групповой деятельности сотрудников милиции прежде всего за счет профессионального мастерства. Эффективность выполнения работником должностных обязанностей, во многом предопределяемая качеством его профессиональной подготовки, зависит и от психологических особенностей отношения человека к своей профессии, его осознания самого себя как профессионала. Функционирующая образовательных в настоящее Министерства время система дел высших России учреждений внутренних обеспечивает определенный уровень профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Однако, по аналитическим данным Главного управления кадров МВД России о комплектовании служб органов внутренних дел выпускниками образовательных учреждений МВД, в последние повышается внутренних самосознания годы наблюдается тенденция молодых узловых снижения количества лиц, приступающих к дальнейшей службе в органах внутренних дел, а также процент увольнения дел. Учитывая, одной что из является специалистов задач из органов формирование профессионального профессиональной В 2001 г, из ОВД по собственному желанию уволились 8,7 сотрудников от штатной численности; в 2002 г. 10,5 (Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2002 г. М., 2003. 8-12).подготовки сотрудников органов внутренних дел, наряду с необходимой системой государственных мер социально-экономического характера важное значение для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и укрепления престижа профессии милиционера имеют изучение и целенаправленное формирование в структуре самосознания молодых сотрудников органов внутренних дел профессионального «Я-образа». Это будет способствовать успешной профессиональной адаптации молодых специалистов, закреплению кадров, более быстрому профессиональному становлению деятельности. Степень разработанности проблемы. Феномен самосознания достаточно активно изучается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Изучению структуры и функций самосознания личности посвящены исследования таких авторов как, Р. Берне, У. Джемс, Ч. Кули, М. Кун, Д. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, Т. Шибутани, И.С. Кон, А.А. Налчаджян, Г.Я. Розен, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, В.В, Столин, И.И. Чеснокова и др. В работах B.C. Агапова, Е.П. Белинской, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, В.Н. Козева, А.К. Марковой, Т.Л. Мироновой, Л.М. Митиной, В.В. Столина, Д. Смирнова, Е.В. Шороховой разнопланово анализируются проблемы, связанные с развитием самосознания, выявлением возрастных особенностей самосознания личности, исследованием психологических условий его эффективного формирования. Проблема профессионального самосознания личности менее разработана в отечественной психологии. Наиболее интенсивно изучалось профессиональное самосознание педагогов: И.В. Бачков, Е.М. Боброва, Л.В. Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Объявл. Приказом МВД России 965 от 8 октября 2002 г. сотрудников, повышению эффективности их служебной Кандыбович, В.Н. Козиев, Т.В. Кудрявцев, О.В. Москаленко, А.А. Реан, В.П. Саврасов, А.И. Шутенко и др. Имеются исследования профессионального самосознания врачей и психологов: О.В. Богданова, СВ. Васьковская, А.Г. Васюк, М.И. Жукова, Г.А. Райнаи и др. Еще меньше исследовано профессиональное самосознание представителей других специальностей: например, инженеров (Е.А. Климов, Фам Тхань Нги), воспитателей (О.Н. Недосека), поваров (Т.П. Миронова) и др. В юридической психологии преимущественно рассматривались вопросы изучения профессионализации личности сотрудников органов внутренних дел: А.В. Буданов, В.Л. Васильев, А.В. Кокзфин, А.В. Молоканова, А.И. Панкин, В.М. Поздняков, Е.Н. Соколова, A.M. Столяренко, Н.А. Токарев, О.В. Томилова, В.И. Черненилов, СИ. Ярковой и др. При этом, несмотря на имеющийся интерес к сфере самосознания сотрудников правоохранительных органов П.П, Баранов, А.Г. Белобородое, Ю.В. Егоров, СИ. Залесская, М.А. Конобеевский, B.C. Медведев, A.M. Столяренко и др., можно констатировать недостаточную разработанность проблематики профессионального самосознания сотрудников органов внутренних дел, в частности отсутствие монографического исследования профессионального «Я-образа» сотрудника и путей его формирования в специализированном вузе. Объект исследования курсанты высших образовательных учреждений МВД России и сотрудники органов внутренних дел. Предмет исследования профессиональный «Я-образ» сотрудника органа внутренних дел, его структура и механизмы формирования у курсантов в высшем образовательном учреждении МВД России. Цель исследования выявление содержания, структуры, закономерностей и механизмов формирования профессионального «Яобраза» сотрудников органов внутренних дел, разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза МВД технологии оптимизации его формирования. Задачи исследования: 1. Проанализировать концептуальные и методологические подходы к изучению и формированию самосознания личности с целью выделения важнейших элементов профессионального самосознания сотрудников органов внутренних дел. 2. Разработать программу диссертационного исследования. 3. Выявить структуру и сравнить содержание рефлексивных представлений о своем «профессиональном Я» сотрудников органов внутренних дел на различных этапах профессионализации. 4. Эмпирически исследовать особенности и психологические сотрудников механизмы формирования профессионального России. 5. Выявить различия в содержании профессионального «Я-образа» курсантов высшего образовательного программу учреждения практикума МВД и опытных «Профессиональное сотрудников правоохранительных органов. 6. Разработать самопознание, самопринятие и саморазвитие» и экспериментально проверить результативность его использования в качестве способа целенаправленного формирования профессионально важных аспектов «Я-образа» курсантов и слушателей в вузе МВД. «Я-образа» органов внутренних дел в высшем образовательном учреждении МВД Основные гипотезы исследования: 1. В самосознании сотрудников органов внутренних дел имеется специфическое образование профессиональный «Я-образ», структурно включающее в себя когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты и оказывающее влияние на процесс профессионального становления молодых специалистов. I in При обучении в вузе МВД профессиональный «Я-образ» курсантов формируется недостаточно целенаправленно и не в полной мере активизирует личностные характеристики, необходимые для успешной профессиональной деятельности. 3. Эффективным способом оптимизации формирования профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей в вузе МВД может служить использование в учебном процессе специально разработанного практикума саморазвитие». Методологическая база, организация и методы исследования. Методологическую базу исследования составили: психологические теории развития личности (А. Адлер, Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Л. Выготский, Л. Рубинштейн); методологические принципы развития и формирования личности в деятельности и общении (Ч. Кули, Д. Мид, Т. Шибутани, К. А. Абульханова-Славская, В. 3. Давыдов, А. Н, Леонтьев, Д. Б. Эльконин); концептуальные положения психологии о закономерностях формирования смыслов, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентации (Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл, И. Кон, Д.А. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.); о роли самосознания в развитии личности (Т. Кун, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столин, Д. Смирнов, Е.В. Шорохова). Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (2000-2001 гг.) включал анализ научной литературы, постановку гипотез, целей и задач исследования, разработку программы исследования и подбор психодиагностических методик, проведение «пилотажного исследования» для выявления структуры профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел. На втором этапе (2001-2002 гг.) проведено эмпирическое исследование, включающее в себя: «Профессиональное самопознание, самопринятие и диагностику особенностей компонентов когнитивного, структуры эмоционального профессионального и «Яоперационального образа» сотрудников органов внутренних дел, находящихся на различных этапах профессионализации; выявление содержания требований к личности сотрудника органов внутренних дел, закрепленных в нормативных документах МВД России и анализируемых в научной литературе; анализ результатов сравнения профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей вузов МВД, опытных сотрудников ОВД и «нормативного профессионального образа» сотрудника органов внутренних дел. На третьем этапе (2002-2003 гг.) были сформулированы теоретические выводы и разработаны практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних j дел. Был разработан практикум «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» и проведен формирующий эксперимент с целью проверки результативности использования практикума в качестве способа целенаправленного формирования профессионально важных составляющих самосознания курсантов и слушателей в вузе МВД. При организации эмпирического изучения содержания, механизмов и динамики профессионального самосознания сотрудников органов внутренних дел, находящихся на разных этапах профессионального развития, был использован метод «поперечных срезов». Были обследованы следующие группы испытуемых: 1) 270 курсантов высших образовательных учреждений МВД России (Барнаульского юридического института. Омской академии. Челябинского юридического института), из них курсантов, обучающихся на первом курсе 60 человек, на втором 75 человек, на третьем курсе 70 человек, на четвертом курсе 65 человек; средний начальствующий состав органов внутренних дел из числа выпускников Барнаульского юридического института 60 человек; 3) старший начальствующий состав из числа слушателей IV факультета Академии управления МВД России (г. Москва) 50 человек; 4) старший начальствующий состав из числа слушателей I факультета Академии управления МВД России 50 человек. Общий объем выборки составил 430 человек. В ходе исследования были использованы следующие методы: 1. Анализ научной литературы по проблеме самосознания, Яконцепции, профессионального самосознания, позволяющий определить основные концептуальные и методические подходы к изучению и органов формированию внутренних дел. 2. Контент анализ нормативных документов МВД России с целью выявления основных требований к личности сотрудника органов внутренних дел. 3. Методы наблюдения, опроса, экспертных оценок, тестирования с использованием психодиагностических отечественных и адаптированных зарубежных методик, направленные на выявление особенностей ценностносмысловой сферы сознания личности, в том числе: метод свободного самоописания собственных профессионально значимых качеств и характеристик; анкетный опрос с постановкой «открытых» вопросов, предполагающих свободные высказывания респондентов о себе как субъекте профессиональной деятельности; методику незаконченных предложений (в авторской модификации), для изучения мотивации сотрудников органов внутренних дел; профессионального «Я-образа» сотрудников опросник самоотношения В.В. Столина для диагностики параметров «Я-образа» и особенностей самооценки сотрудников органов внутренних дел; метод семантического дифференциала Ч. Осгуда для качественного анализа содержания профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел; метод «фокусированное интервью» Р. Мертона. Тема интервью: «Я сотрудник органов внутренних дел» для анализа представлений сотрудников о содержании своего профессионального «Я-образа»; 4. Метод формирующего эксперимента, позволяющий проверить результативность психотехнологий, оптимизирующих формирование профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел; 5. Методы статистической обработки результатов исследования: вычисление и сравнительный анализ первичных статистических показателей; корреляционный анализ; факторный анализ. Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых монографических самосознанию исследований, субъектов посвященных профессиональному деятельности. Определены структура, содержание и механизмы формирования профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел. Эмпирически установлена взаимосвязь между развитостью структурных компонентов, характеризующих профессиональный «Я-образ», и эффективностью профессиональной деятельности. Выявлены различия в содержании компонентов профессионального «Я-образа» курсантов, опытных сотрудников органов внутренних дел и «нормативного профессионального образа» сотрудников органов внутренних дел, отраженного в научной литературе и закрепленного в нормативных документах МВД России. правоохранительной Положения, выносимые на защиту: 1. В самосознании сотрудника органов внутренних дел существует структурное образование профессиональный «Я-образ», представляющее собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений, 2. Основными структурными составляющими профессионального «Яобраза» сотрудника органа внутренних дел являются когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты. 3. Профессиональный «Я-образ» сотрудника органов внутренних дел включает в себя представления сотрудника о себе как о субъекте профессиональной деятельности, профессиональную самооценку и влияет на готовность сотрудника к действиям, связанным с его самоотношением и представлениями о самом себе как о профессионале, 4. Профессиональный «Я-образ» курсанта в сопоставлении (по девяти статистически значимым параметрам) с профессиональным «Я-образом» опытного сотрудника органов внутренних дел характеризуется: когнитивной упрощенностью, неполным представлением о профессионально значимых личностных качествах, наличием стремления к получению нового знания о себе и готовности к модификации поведения. 5. Эффективной технологией формирования профессионального «Яобраза» курсантов вуза МВД в является разработанный и практикум обучения «Профессиональное использование самопознание, самопринятие саморазвитие», которого процессе профессионального способствует приращению знаний будущего специалиста о себе как о профессионале, выработке позитивного отношения к себе и развитию навыков саморегуляции. Теоретическая определяется тем, и что практическая полученные значимость дают исследования приращение результаты теоретических знаний по закономерностям и механизмам профессионального самосознания сотрудников органов внутренних дел и путям оптимизации формирования профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей в высших образовательных учреждениях МВД России. Выявленное содержание профессионального «Я-образа» и особенности процесса его формирования могут быть учтены при совершенствовании учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях МВД России, а также психологами для индивидуального консультирования в ходе психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел. Разработанный оптимизирует практикум «Профессиональное самопознание, будущих самопринятие и саморазвитие», использование которого в учебном процессе формирование профессионального «Я-образа» специалистов органов внутренних дел и способствует развитию у них рефлексивных, перцептивных и коммуникативных умений, может при определенных коррективах (прежде всего с учетом профессиональной специализации) применяться и для психологического обеспечения процесса адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности. Обоснованность и достоверность основных положений, выводов и рекомендаций обеспечивались опорой на исходные применяемого комплекса взаимодополняющих методологические полнотой принципы психологии, теоретической обоснованностью и валидностью методик, информационной базы по научным источникам, законам и ведомственным нормативным документам. Всего было проанализировано 198 литературных источников, из них 47 источников с помощью методики контент-анализа. Общий объем выборки испытуемых, задействованных в диссертационном исследовании, составил 430 человек, причем 35 человек выступили в качестве экспертов. В ходе исследования были проанализированы 56 личных дел молодых сотрудников ОВД. Полученные в ходе исследования эмпирические данные обрабатывались с помощью процедур статистического анализа. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и предложения по диссертационному исследованию излагались и обсуждались на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, на кафедре психологии управления Барнаульского юридического института МВД России, а также на научно-практических конференциях: «Психология в управлении, политике, праве» (Москва, 2002); «Организационные и правовые проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел» (Москва, 2002); «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров для органов внутренних дел» (Москва, 2002); «Актуальные проблемы юридической психологии» (Санкт-Петербург, 2001). Результаты диссертационного исследования используются в деятельности ГУВД Алтайского края и УВД г. Химки (Московская область) в виде методических рекомендаций «Профессиональное самосознание сотрудников органов внутренних дел», предназначенных для психологов, работников воспитательных и кадровых аппаратов органов внутренних дел. На основе материалов органов диссертации дел автором был разработан оптимизации цикл его лекционных и практических занятий «Профессиональное самосознание сотрудников внутренних и способы формирования», который используется в учебном процессе Барнаульского юридического института МВД России и Брянского филиала Московского университета МВД России. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 9 публикациях автора общим объемом 3,7 п.л.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 184 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz