Суббота, 2024-04-20, 9:38 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров. Коблова, бесплатно
0:36 AM
Скачать Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров. Коблова, бесплатно
Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров

Диссертация

Автор: Коблова, Оксана Анатольевна

Название: Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров

Справка: Коблова, Оксана Анатольевна. Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2007 232 c. : 61 07-13/1114

Объем: 232 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы профессиональной переподготовки учителей изобразительного искусства
11 Психолого-педагогические подходы к образованию взрослых в системе непрерывного образования
12 Последипломное образование учителей изобразительного искусства в истории отечественной педагогики
13 Особенности профессионального становления учителя изобразительного искусства на основе разработанной модели
Выводы по 1 главе
Глава 2 Опытно-экспернментальиое исследование профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки
21 Организация, содержание и методика педагогического эксперимента по исследованию профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки
22 Диагностика особенностей процесса профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки
23 Результаты опытно-экспериментальной работы совершенствования профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования связана с тем, что в современных условиях, благодаря воздействию объективных и субъективных факторов, стремление к учению становится неотъемлемой жизненной потребностью человека. В сфере образования взрослых во второй половине XX века сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых - андрагогика. Андрагогика сформулировала понятие о взрослом человеке как о лице, обладающем физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения. Андрагогические основы и технологические приемы обучения взрослых, рассмотренные в работах Б.М. Бим-Бада, С.Г. Вершловского, С.И. Змеёва, М.Ш. Ноулза. находясь в периоде становления и развития, тем не менее, уже оказывают воздействие на всю сферу образования.
Создание технологии обучения взрослых людей, активно занимающихся профессиональной деятельностью, развитие их творческого потенциала является современной глобальной педагогической проблемой. «Учиться необходимо, чтобы человеку быть, существовать», - именно так сформулировали требование нашего времени члены специальной комиссии ЮНЕСКО. Организация Объединенных Наций в принятой "Повестке дня на XXI век" рекомендовала искать новые пути для реализации непрерывного образования взрослых, так как это один из основных принципов устойчивого развития мирового сообщества в третьем тысячелетии.
Выдвинутый тезис в полной мере относится и к самому учителю. Постоянное расширение сферы образовательных услуг, ускорение процесса морального старения всех компонентов социального опыта требуют от современного специалиста в области образования высокой мобильности, субъективной готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию собственных профессиональных качеств с тем, чтобы адекватно социальным запросам творчески самореализоваться в учительской профессии.
В школе востребован педагог, готовый успешно и продуктивно сотрудничать с участниками педагогического процесса, владеющий современными образовательными технологиями, способный оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях. Поэтому к современному педагогу предъявляются принципиально новые требования, для реализации которых необходимы качественные изменения структуры, содержания и организационных форм всей системы профессионального образования.
В то же время приходится констатировать, что классическая система профессиональной подготовки педагогических кадров в большей мере ориентирована на социальную стабильность, консервативна, поэтому с опозданием откликается на запросы обновляющейся школы. Вариативность учебных заведений и образовательных программ, усиление дифференциации и индивидуализации обучения, широкое использование новых педагогических технологий — все это повлекло за собой необходимость и потребность выстраивания новой системы педагогического образования.
В этих условиях возникла необходимость и потребность в разработке новых условий профессионального становления педагогов, и в частности - учителей художественно-эстетического цикла.
Сегодня учитель образовательной области «Искусство» в идеале мыслится как носитель педагогической и художественной культуры, знакомый с традициями и новыми тенденциями в этих сферах знания, способный концептуально обосновать свою деятельность. Именно он включен в решение одной из основных задач системы образования -подготовку нового поколения, способного жить в едином образовательном пространстве, где образование должно быть направлено на развитие творческой личности, на духовно-нравственное развитие человека, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. И здесь особая роль в решении этих задач отводится изобразительному искусству, средствами которого возможно воспитать эмоциональную и эстетическую привязанность человека к миру, любовь к жизни, созидательное отношение к ней. Соответственно возросли и требования к профессиональному мастерству учителей художественно-эстетического цикла.
Но реальный уровень профессиональной культуры учителей художественного цикла существенно не повысился, более того, устарели знания учителей, полученные в иной социокультурной ситуации, стали неэффективными прежние технологии обучения, изменилась сама методология изучения художественной культуры, которая требует переосмысления стратегии образования, отсутствуют знания основ педагогики искусства. Возросло количество учителей изобразительного искусства, пришедших в школу, минуя этап специального профессионального педагогического образования, и поэтому не приобщенных к традициям преподавания предмета.
В такой ситуации система переподготовки учителя изобразительного искусства принимает на себя задачи интенсивной профессиональной подготовки, позволяющей получить дополнительную специальность, востребованную в данное время, о чём свидетельствуют следующие основные нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Принятом Государственной Думой 19 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года).
2. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (Постановление Госкомвуза России № 12 от 27.12.95 г.)
3. Приказ Минобразования России № 113 от 23.09.96 г. о положении государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов.
В данных конкретных условиях система переподготовки выступает также как основа профессионального становления учителя изобразительного искусства.
В связи с этим проблема профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе его переподготовки выходит на передний план. Следует отметить, что данная проблема чрезвычайно широка и многогранна. Существует много исследований, посвященных разным ее аспектам. Анализ сущностных характеристик, принципов, особенностей системы профессионального образования представлен в работах Г.А. Бордовского, Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, Е.И. Исаева, М.В. Кларина, А.И. Раева, В.В. Серикова и др.; анализ ряда особенностей системы непрерывного профессионального образования представлен в исследованиях О.А. Абдуллиной, Е.П. Белозерцева, А.Г. Каспржак, Н.Н. Нечаева, A.M. Новикова, А.Б. Носкова, В.А. Сластенина, В.Н. Фролова и др. Сущность и специфика процесса профессионального становления учителя рассмотрены в работах В.А. Болотова, A.M. Новикова, В.А.Сластенина; закономерности формирования личности в системе педагогического образования исследовали О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Г.С. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская; модели педагогических технологий подготовки учителя анализировали Ю.П. Азаров, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик,
В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.
Однако приходится признать, что работ по проблеме профессионального становления учителей художественно-эстетического цикла недостаточно (И.А. Бирич, И.П. Глинская, В.Н. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.Б. Рылова, Э.К. Туркина, Б.П. Юсов). Более того, только в немногих исследованиях обобщается опыт развития творческой личности художника-педагога в процессе профессиональной переподготовки (Г.А. Торовская, И.П. Глинская), вычленяются его профессионально-значимые качества (Н.А. Федорова), обосновывается необходимость выработки критериев оценки художественно-педагогической деятельности (И.А. Бирич и М.Т. Ломоносова). Мы не обнаружили также работ по проблемам, отражающим вопросы конкретной переподготовке учителей изобразительного искусства с учётом андрагогического подхода.
Таким образом, здесь выявляется целый ряд противоречий:
• между постоянно возрастающими требованиями к личности учителя-профессионала и невозможностью традиционной модели непрерывного профессионального образования обеспечить процесс ее становления и развития;
• между объективной потребностью общества в эффективно действующей системе непрерывного педагогического образования, способствующей профессиональному становлению учителя изобразительного искусства, и недостаточной разработанностью ее социально-педагогических основ.
Данный аспект особенно нуждается в специальном рассмотрении: во-первых, в силу специфики изобразительного искусства как предмета познания, развивающего эмоциональную сферу личности, её эстетические чувства, и его отличия от других предметов обучения, а во-вторых, в силу психофизиологических особенностей обучающихся, которыми являются взрослые. Не всегда методы, способы и приемы, используемые для обучения детей и подростков, эффективны для обучающихся взрослых, поэтому особенно остро ощущается актуальность и необходимость новых подходов к организации процесса обучения взрослых людей.
Постановка этой проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров».
Цель исследования: теоретически обосновать модель учебного процесса профессионального становления в системе переподготовки учителей изобразительного искусства.
Объект исследования: система профессиональной переподготовки педагогических кадров в области изобразительного искусства как форма получения второго высшего образования.
Предмет исследования: закономерности профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические подходы к обучению взрослых в системе непрерывного образования.
2. Выявить закономерности становления учителя изобразительного искусства в системе дополнительной профессиональной подготовки педагогических кадров.
3. Разработать модель профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки.
4. Доказать опытно-экспериментальным путем эффективность созданной модели, обеспечивающей оптимизацию профессионального становления учителей изобразительного искусства в ходе их переподготовки.
В качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что профессиональное становление учителя изобразительного искусства в системе переподготовки осуществляется эффективно, если: содержание образовательной программы факультета переподготовки будет опираться на специфику андрагогических принципов ведущих к актуализации результатов обучения, мотивированности, и поэтапности творческого включения учителя в решение задач повышения качества своего профессионального становления;
• совершенствование профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки будет строиться на основе использования активных методов обучения, нацеленных на развитие инициативы и ответственности слушателей, возможности для самоопределения и творческой самореализации, а так же факторами, обусловливающими самообразование;
• учебный процесс переподготовки будет строится на целевом, функциональном и оценочном аспектах, повышающих качество профессионального становления учителя изобразительного искусства, активизирующих реализацию их творческого потенциала.
Методологическую основу исследования составили:
• исследования, в области образования взрослых (Б.Г. Ананьев, Т.Г. Браже, П.Н.Груздев, С.И. Змеёв, А.В. Даринский, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин и др.);
• научно-теоретические положения педагогики об интенсивном обучении (Г.А. Китайгородская, Н.А. Менчинская, А.А. Леонтьев и др.);
• гуманизации образования (И.А.Зимняя, А.Маслоу, Н.Д. Никандров и др.);
• деятелыюстный, комплексный, личностный подход к обучению (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Сластёнин, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, и др.);
• теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, А.А. Мелик -Пашаев),
• исследования, связанные с активизацией познавательной деятельности слушателей в системе переподготовки (О.Г. Прикот, А.П. Ситник, J1.B. Узлова, И.Д. Чечель и др.);
• педагогические концепции художественного образования (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Д.Б.Кабалевский, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.).
При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования:
• теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме;
• исторический анализ литературы по теории и методике преподавания изобразительного искусства, психологии изобразительной деятельности;
• сравнительный анализ конкретных программ по рисунку, живописи, композиции, методике преподавания изобразительного искусства, реализуемых на художественно-графических факультетах педагогических вузов, и в системе повышения квалификации;
• моделирование учебного процесса;
• анализ собственной педагогической и научно-исследовательской работы на факультете переподготовки;
• статистическая обработка полученных данных, а также анализ результатов творческой деятельности слушателей факультета переподготовки.
Научная новнзна исследования:
• выявлены новые подходы к определению содержания образования взрослых на основе андрагогических принципов: актуализации результатов обучения, индивидуализации, системности, осознанности получения образования и в дальнейшем использование полученных знаний;
• обосновано содержание обучения взрослых по психолого-педагогическим основаниям;
• обоснованы теоретико-практические положения по оптимальной организации профессиональной переподготовки учителей изобразительного искусства; выявлены объективные и субъективные факторы, обусловливающие динамику профессионального становления учителя: личностное отношение к профессиональной деятельности, изменение мотивации, соотношение уровня эмпатии и креативности, на различных этапах профессионального образования;
• разработаны критерии профессионального становления учителей изобразительного искусства в ходе их переподготовки;
В целом - разработана модель профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе его переподготовки, включающая целевой, функциональный, оценочный аспекты.
Теоретическая значимость заключается в определении методологической основы профессиональной переподготовки учителей изобразительного искусства в системе дополнительного образования в том числе второго высшего; в изучении и использовании психолого-педагогических подходов к обучению взрослых в системе непрерывного образования; в теоретическом обосновании нового содержания обучения с целью более успешного процесса профессионального становления учителей изобразительного искусства; в разработке таких критериев профессионального становления учителей изобразительного искусства в ходе их переподготовки, как: наличие высокого уровня качества знаний (усвоение образовательной программы всеми обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, склонностей и познавательных интересов);
• положительная динамика личностных качеств обучающихся, мотивов профессиональной деятельности, функциональной характеристики профессионального самосознания, эмпатии и креативности;
• высокая степень социальной активности обучающихся (участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п.).
Практическая значимость исследования состоит:
• в разработке и апробации модели обучения профессионального становления учителя изобразительного искусства, использование которой значительно повышает качество подходов к совершенствованию процесса подготовки учителей изобразительного искусства. Научно-практические результаты исследования могут быть использованы в работах факультетов переподготовки педагогических кадров, вузах, Институтах повышения квалификации и других учреждениях последипломного образования, готовящих педагогов изобразительного искусства. Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут лечь в основу учебных пособий, научно-методических и других материалов по художественной педагогике, адресованных взрослым;
• в определении критериев успешности профессионального становления учителей изобразительного искусства, которые также могут широко использоваться в системе профессиональной переподготовки.
Основные этапы данного исследования.
На первом этапе (2000 - 2002 гг.) - осуществлялся анализ литературы по психолого-педагогическим проблемам; изучалась сущность профессионально-педагогического мастерства преподавателя изобразительного искусства, степень разработанности проблемы профессионального становления учителя изобразительного искусства и совершенствования профессиональной деятельности учителя-художника; выявлялись теоретические и методические предпосылки решения проблемы в виде совершенствования программ и методик преподавания в процессе профессиональной переподготовки учителя изобразительного искусства, разрабатывалась структура модели профессионального становления учителя изобразительного искусства, осмысливались теоретические основы исследования, аппарат, формулировалась гипотеза.
На втором этапе (2002 - 2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе Отделения «Изобразительное искусство» факультета профессиональной переподготовки педагогических кадров (ФППК) Московского института открытого образования, в ходе которой были выявлены пути совершенствования профессионального становления учителя изобразительного искусства в данной системе. Внимание было сконцентрировано на основных художественных дисциплинах: рисунке, живописи, методике преподавания изобразительного искусства. Определялись теоретические и педагогические аспекты педагогической модели профессионального становления учителя изобразительного искусства. Проводилась апробация данной модели (авторских программ, разрабатывался комплекс заданий по основам изобразительной грамоты с учётом существующих государственных программ по изобразительному искусству).
На третьем этапе (2004 - 2006 гг.) была продолжена опытно-экспериментальная работа по внедрению модели профессионального становления учителя изобразительного искусства, проведен качественный и количественный сравнительный анализ результатов обучения слушателей за весь период обучения. На основе полученных данных уточнялись пути развития профессионально-педагогической деятельности учителя изобразительного искусства; обобщались выводы по теоретической и практической части исследования. Оформлялись результаты исследования.
Достоверность п обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается:
• анализом литературы по исследуемой проблеме;
• соответствием исходных теоретических положений исследования основным положениям педагогики, андрагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства, основным положениям педагогики искусства;
• применением дидактических принципов обучения и общепринятых методов исследования, а так же объективным анализом полученных результатов.
• опытом педагогической деятельности диссертанта.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось посредством применения материалов исследования в процессе занятий в Московском институте открытого образования на кафедре эстетического образования и культурологи (в течение 2000-2007 гг.); в научно-методической деятельности на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства в Центре непрерывного художественного образования (ЦНХО, Москва, 2003-2006); посредством докладов и выступлений на научно-практических конференциях в Москве «Мастерская Б.М. Неменского» (2002-2006 гг.); в IV форуме инновационных идей и результатов в экспериментальной деятельности (Москва 2006) в выступлениях на конференциях для учителей изобразительного искусства в СВАО г. Москвы (2003-2006 гг.), Международной конференции «Ценностные приоритеты образования XXI века в контексте межкультурных контактов» (Луганск, 2006); на заседаниях кафедр в МИОО; на заседаниях и научно-практических семинарах в лаборатории пластических искусств ИХО РАО (2003-2007 гг.)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Переподготовка учителей изобразительного искусства, как форма получения второго высшего образования, осуществляемая в предельно сжатые сроки, является перспективным направлением в области профессионального образования взрослых и представляет собой образовательный процесс нового типа, а именно -сложный динамический процесс познания самого себя, и поиска возможностей самореализации, осуществляемый в повседневной педагогической деятельности, в основе которого лежат обогащение художественно-педагогических умений, и профессиональных качеств личности.
2. Успешность и качество процесса профессиональной переподготовки учителя изобразительного искусства, обусловлены степенью включения в него андрагогических принципов (осознанности обучения, развития образовательных потребностей, опоры на личный художественно-педагогический опыт и т.д.), предусматривающих высокий уровень профессионально-педагогической компетентности, индивидуализацию и актуализацию результатов обучения.
3. Модель профессионального становления, используемая в процессе переподготовки, существенно влияет на качество учебной деятельности слушателей, и их художественно-педагогическое мастерство.
4. Критерии оценки (наличие высокого уровня качества знаний, положительная динамика личностных качеств, высокая степень социальной активности) дают возможность анализировать динамику профессионального становления учителя изобразительного искусства в процессе краткосрочного обучения.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 240 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz