Пятница, 2020-10-30, 1:18 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Профессионально-мотивирующее обучение студентов по специальности туризм в условиях региона. Лисицына, Татьяна Борисовна бесплатно
2:39 AM
Скачать Профессионально-мотивирующее обучение студентов по специальности туризм в условиях региона. Лисицына, Татьяна Борисовна бесплатно
Профессионально-мотивирующее обучение студентов по специальности "туризм" в условиях региона

Диссертация

Автор: Лисицына, Татьяна Борисовна

Название: Профессионально-мотивирующее обучение студентов по специальности "туризм" в условиях региона

Справка: Лисицына, Татьяна Борисовна. Профессионально-мотивирующее обучение студентов по специальности "туризм" в условиях региона : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2007 212 c. : 61 07-13/2061

Объем: 212 стр.

Информация: Казань, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ» В РЕГИОНЕ С РАЗВИТЫМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОМЫСЛАМИ
11 Состояние разработанности проблемы профессионально-мотивирующего обучения в философской, педагогической и психологической литературе
12 Роль и место профессионально-мотивирующего обучения студентов по специальности «Туризм» в условиях непрерывного профессионального образования Гжели
13 Региональные особенности туристской индустрии Гжели и их учет в подготовке будущего специалиста по специальности «Туризм»
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТУРИЗМ" В РЕГИОНЕ С РАЗВИТЫМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОМЫСЛАМИ
21 Реализация принципа профессиональной мотивации студентов колледжа по специальности "Туризм" в регионе с развитыми народно-художественными промыслами
22 Разработка содержания подготовки студентов колледжа по специальности "Туризм" с учетом региональных особенностей детерминирующих профессиональную мотивацию
23 Подготовка преподавателей к профессионально-мотивирующему обучению студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами
24 Результаты экспериментальной работы по профессионально-мотивирующему обучению студентов колледжа по специальности "Туризм" в регионе с развитыми народно-художественными промыслами
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Введение:

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно развивающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Таким образом мировое образовательное пространство становится единым организмом при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Целенаправленно организованный процесс образования человека строился и строится на различных основаниях, имеет различные цели и способы их существования, что находит свое выражение как в многообразии форм конкретных педагогических действий и отношений, так и в практически необходимом множестве педагогических систем, концепций, теорий, технологий и методик [158].
Попытки их систематического осмысления неразрывно связаны с разработкой концептуальных моделей образования различной степени общности, выступающих в виде особых идеальных объектов. Каждой базовой модели образовательного процесса соответствует определенная педагогическая парадигма. Каждая из парадигм отвечает на вопросы: ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. В мировом образовательном процессе в настоящее время действует гуманистическая (феноменологическая) парадигма, которая ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. В ее рамках сосуществуют достаточно разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и к детству как уникальному периоду жизни человека, признание развития ребенка (умственного, нравственного, физического, эстетического) главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предлагает свободу и творчество, как учащихся, так и педагогов [5,6,9,12,14,20,22,81], при этом смысловой уровень педагогического процесса ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир ученика, познание мира путем обмена духовными ценностями.
Актуальность исследования. Произошедшие в нашей стране за последние годы перемены в социально-политической и экономической сферах общественной жизни повлекли за собой и изменения в образовательной системе. Одним из проявлений взаимного влияния образовательной и социально-производственной сфер является изменение требований рынка труда к системе образования и появление новых направлений в реестре специальностей, значимых для развития регионов, в числе которых -специальности сферы туризма. Эти изменения отражаются в темпах и направлениях регионального развития и связаны, во-первых, с тем, что становится более актуальной культурно-личностная парадигма образования и, во-вторых, все большее значение приобретает проблема мотивации профессиональной деятельности.
В организации профессионального туристского образования необходимо учитывать взаимодействие процессов глобализации образования и стремительного технологического развития туризма. Формирование содержания профессионального туристского образования нуждается в постоянном мониторинге тенденций развития туризма. Необходимы систематические прогностические исследования, которые помогут своевременно учитывать в содержании туристского образования изменения в обществе, на рынке труда, в том числе и в сфере туризма. Содержание профессионального туристского образования должно быть нацелено, прежде всего, на позитивные изменения в подготовке будущих специалистов туристской сферы, способствующие их трудоустройству и росту профессиональной карьеры.
Педагогическое осмысление сложившейся образовательной ситуации в подготовке специалистов для туристской сферы привело к поиску новых действенных стратегий ее преобразования на основе профессионально-мотивирующего обучения.
Проблема профессионально-мотивирующего обучения студентов по специальности «Туризм» в условиях региона должна решаться, прежде всего, с общих позиций дидактики и с учетом особенностей того или иного региона. Примером регионального образования является система профессионального образования Гжели, направленная на удовлетворение потребностей производственных объединений и предприятий региона в высококвалифицированных специалистах различного уровня из числа молодежи региона, через интеграцию образовательных институтов, учреждений, организаций и средств массовой коммуникации. Организационное единство образовательной сферы региона выступает одновременно в качестве условия, формы, результата реализации органической целостности содержания образования как значимого социального опыта, адаптированного для передачи из поколения в поколение.
В данном контексте для подготовки студентов по специальности «Туризм» в регионе Гжель с развитыми народно-художественными промыслами, необходим системный подход к исследованию проблемы профессионально-мотивирующего обучения, раскрывающий на различных ступенях профессионального образования сущность, содержание и особенности данной профессии.
Основные проблемы педагогической теории и практики в данной области заключаются в недостаточной разработанности научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной мотивации студентов в учебной деятельности, недостаточном использовании современных технологий и активных методов обучения в данном процессе и недостаточной компетентности преподавателей и т.д.
Изучение мотивации является значимой проблемой в современной педагогике и психологии. В трудах B.C. Ильина, C.J1. Рубинштейна, В.А. Сластенина, П.М. Якобсона показаны место и роль профессиональных мотивов в структуре мотивационной сферы личности. Особенности формирования мотивационной сферы личности раскрыты в работах В.Г. Асеева, А.А. Вербицкого, О.С. Гребенюка, B.C. Ильина, А.К. Марковой, Р.Х, Шакурова, и др. Мотиву действия и механизмам его формирования посвящены работы Ю.К. Бабанского, В.И. Ковалева, К. Роджерса. Исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что формирование профессиональной мотивации через учебную деятельность является наиболее эффективным. В ряде исследований В.А. Кальней, В.А. Квартальнова, А.С. Лагусева и др. раскрываются специфические вопросы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.Проблемы регионального развития образовательных систем раскрываются в трудах Г.В. Мухаметзяновой, Л.А. Воловича, Е.А. Корчагина.
Анализ работ вышеперечисленных авторов и многих других публикаций в аспекте разрабатываемой темы показал, что вопросы, связанные с региональными особенностями профессионально-мотивирующего обучения студентов по специальности «Туризм», остаются на сегодняшний день недостаточно изученной областью научного знания и практической деятельности, что позволило выявить основное противоречие между необходимостью эффективной организации профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» и недостаточной разработанностью содержательных, процессуальных и научно-методических аспектов данной проблемы с учетом региональных особенностей.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия профессионально-мотивирующего обучения студентов по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в условиях региона с развитыми народно-художественными промыслами.
Объект исследования: процесс обучения студентов по специальности «Туризм» в регионе.
Предмет исследования: педагогические условия профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: профессионально-мотивирующее обучение студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе будет эффективным при следующих педагогических условиях: проектировании и реализации модели профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами; разработке содержания регионального компонента общепрофессиональных и специальных дисциплин, детерминирующего профессиональную мотивацию студентов колледжа по специальности «Туризм»;
• подготовке преподавателей к профессионально-мотивирующему обучению студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Спроектировать модель профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
2. Определить содержание регионального компонента общепрофессиональных и специальных дисциплин, детерминирующее профессиональную мотивацию студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе;
3. Разработать научно-методическое обеспечение подготовки преподавателей к профессионально-мотивирующему обучению студентов колледжа по специальности «Туризм».
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют признанные философские, психологические и педагогические концепции и теории образования, познания и развития личности: системный подход к исследованию общественных явлений (В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), концепция непрерывного образования личности как условие ее самореализации и профессионализации (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков), теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия личности и общества (К.А. Абульханова, JI.C. Выготский, А.В. Петровский), теория педагогического проектирования (В.П. Беспалько, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин), концепция профессионально-мотивирующего обучения (Б.В. Илькевич), концептуальные идеи о роли мотивов и потребностей в структуре учебной деятельности (А.А. Андреева, М.Ф. Беляев, М.А. Данилов, B.C. Ильин, А.К. Маркова, Ю.В. Шаров и др.), деятельностный подход к развитию мотивации учения (Ю.К. Бабанский, О.С. Гребенюк, B.C. Ильин и др.), теоретические обоснования условий состояния внутренней мотивированности (М. Ксикзентмихали); концепция трансформации побочного мотива деятельности в основной (А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, взаимодополняющих друг друга:
• теоретические - анализ отечественной и зарубежной философской, исторической, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных, законодательных, инструктивно-методических, рабочих документов и материалов управленческого и процессуального характера по проблеме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, моделирование, анализ, синтез;
• эмпирические - включенное наблюдение, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, интервью, беседа, изучение результатов учебной и внеаудиторной деятельности студентов, а также методы математической статистики.
Базой исследования явились государственные и общественные организации: колледж Гжельского государственного художественно-промышленного института, Карповский центр образования, Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций, турбюро Раменского района, Раменский центр образования (кружки по туризму и краеведению).
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2001-2002гг.) осуществлялись выбор и обоснование темы диссертационного исследования, определялась его теоретико-методологическая основа; были определены проблема, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза; проводился анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по проблеме профессионально-мотивирующего обучения; создавалась экспериментальная площадка на базе Карповского центра образования, школьной туристской секции; разрабатывались и внедрялись в образовательный учебный процесс учебные программы, учебные и учебно-тематические планы профессионально-мотивирующего обучения студентов.
На втором этапе (2002-2004гг.) осуществлялся анализ программ профессионально-мотивирующего обучения студентов по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами; разрабатывался проект региональной модели профессионально-мотивирующего обучения студентов средствами творческих проектов, спортивно-оздоровительного туризма, краеведения и экскурсоведения; осуществлялась реализация на муниципальном уровне единого образовательного пространства сферы туризма учебных планов и программ, обеспечивающих единство процессов воспитания и обучения, оздоровления и профессиональной ориентации учащихся в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
На третьем этапе (2004-2007гг.) разрабатывались и обосновывались педагогические условия профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа, апробировались программы, научно-методическое сопровождение различных форм самодеятельного, спортивно-оздоровительного туризма и краеведения в учреждениях дополнительного образования; внедрялись методические рекомендации по организации и проведению массовых туристских мероприятий со студентами в рамках региональной модели профессионально-мотивирующего обучения; обобщались результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности комплекса педагогических условий профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами; осуществлялись систематизация и оформление материалов диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что: - спроектирована модель профессионально-мотивирующего обучения студентов по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами, включающая в себя цели, содержание, принципы, технологии обучения, критерии и педагогические условия ее эффективной реализации;
•разработано содержание регионального компонента общепрофессиональных и специальных дисциплин, детерминирующее профессиональную мотивацию студентов колледжа по специальности «Туризм»; реализовано научно-методическое обеспечение подготовки преподавателей к профессионально-мотивирующему обучению студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• раскрыта педагогическая сущность и содержание профессионально-мотивирующего обучения студентов, определены место и роль профессиональных мотивов в подготовке студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами;
• определены структура и содержание модели, обоснованы принципы профессиональной мотивации применительно к обучению студентов по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
Практическая значимость исследования заключается в:
• разработке авторских учебных программ, программ факультативов «Краеведение и туризм», «Основы керамического производства», а также авторской программы спецкурса «Инновации в организации студенческих туристских выставок в регионе»;
• реализации Программы переподготовки преподавателей ССУЗ для работы по специальности «Туризм», программы деятельности детского объединения «Краеведение и туризм» (на базе Карповского центра образования), позволяющие повысить качество подготовки студентов по данной специальности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: целостным подходом к решению проблемы диссертационного исследования, теоретической и методологической аргументированностью исходных положений, выбором методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, опорой основных положений и научных выводов на современные зарубежные и отечественные фундаментальные работы по проблеме исследования, привлечением большого контингента студентов к участию в эксперименте; использованием проверенного математического аппарата статистической обработки экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в практику обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов УКПНЦ «Гжель», цикловых комиссий и педсоветах колледжа. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях в Карповском центре образования, в Гжельском государственном художественно-промышленном институте (ГГХПИ) с 2001 по 2007 гг., Всероссийской научно-практической конференции «Сервис и туризм» (г. Волгоград, 2004 г.), международном обучающем семинаре «Оказание сервисных услуг» (Тунис, 2004 г.), Всероссийском семинаре «Анимация: туризм, музеи, рекреация» (г. Иваново, 2005 г.). Результаты исследования отражены в 12 научных и методических публикациях автора.
На защиту выносятся:
1. Модель профессионально-мотивирующего обучения студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
2. Содержание регионального компонента общепрофессиональных и специальных дисциплин, детерминирующее профессиональную мотивацию студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе.
3. Научно-методическое обеспечение подготовки преподавателей к профессионально-мотивирующему обучению студентов колледжа по специальности «Туризм» в регионе с развитыми народно-художественными промыслами.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы (203 наименования, из них 6 - на иностранном языке) и 15 приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 188 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz