Воскресенье, 2020-10-25, 9:05 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников. Захарова, Акулина Гаврильевна бесплатно
9:02 PM
Скачать Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников. Захарова, Акулина Гаврильевна бесплатно
Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников

Диссертация

Автор: Захарова, Акулина Гаврильевна

Название: Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников

Справка: Захарова, Акулина Гаврильевна. Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2001 128 c. : 61 02-13/213-3

Объем: 128 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

Глава
I Теоретические и прикладные аспекты профессиональной подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию школьников
11 Общая характеристика состояния подготовки будущего учителя к воспитательной работе в школе
12 Модель профессиональной подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию школьников в системе университетского образования
13 Уровни и критерии готовности будущих учителей к эко-,, логическому воспитанию школьников в условиях университета
Выводы по 1-ой главе
Глава
II Экспериментальное исследование подготовки студентов университета к экологическому воспитанию о^ ^, школьников
21 Отношение будущего учителя к воспитательной работе со школьниками _„
22 Исследование экологической воспитанности студен-™
23 Показатели готовности будущего учителя к экологическому воспитанию школьников о^
Выводы по П-ой главе

Введение:

Устойчивое развитие в глобальной системе «природа-человекобщество» означает соблюдение динамического равновесия социальной системы и природной среды в процессе их развития. Чтобы обеспечивать устойчивое будущее, потребуется переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Глобальные экологические проблемы показывают, что состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека, от уровня культуры людей и степени их нравственности. Легкая ранимость и слабость восстановительной силы северной природы предполагает бережное, доброе отношение и постоянное I, восстановление ее сил в экстремальных условиях. При этом приоритет экологического воспитания подрастающего поколения - как важнейшего звена возрождающегося природосообразного и культуросообразного воспитания - обусловлен объективной жизненной необходимостью. В этой связи возрастает роль школьных учителей, от которых зависит передача экологических ценностей подрастающему поколению. Успешное осуществление экологического воспитания требует от учителя постоянного совершенствования его профессиональной подготовки.Так, в рамках философского и социально-культурологического направлений анализируется роль учителя в экологическом воспитании подрастающего поколения (Э.В. Гирусов, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, Г.А. Платонов и др.).Общетеоретические аспекты экологического воспитания рассматриваются в работах Б.Т. Лихачева, И.С. Дежниковой, И.В. Цветковой и др. В них раскрывается характер отношений между обществом и природой, противоречия между ними, освещаются проблемы формирования личности, обладающей экологическим мировозз]Зением и культурой.Психологические аспекты экологического воспитания исследованы в работах Д. Дерябо, А.П; Сидельковского, В.А. Левина и др., в которых расд сматриваются механизмы воспитания взаимоотношений ребенка с окружаю^ щей средой.Проблемы общей профессиональной подготовки будущего учителя раскрыты в работах Н.В. Кузьминой, А.А.Леонтьева, В.А. Сластёнина и др. Вопросы подготовки учителей к осуществлению экологического образования и воспитания в школе затрагиваются в курсе методики преподавания биологии, химии, географии и других дисциплин (И.М. Максимова, В.М. Назаренко, В.В. Николина, Р.А. Петросова, Л.А. Реут, Л.В. Романенко, Н.Н. Родзевич и др.).Следует отметить, между уровнем экологической воспитанности школьников и подготовленностью учителей к их экологическому воспитанию существует четкая зависимость, которая определяется качеством профессиональной подготовки будущего педагога в период его обучения в вузе и университете. ^ Эколого-педагогическому образованию и подготовке к нему студентов посвящены исследования Е.М Алексахиной, СВ. Алексеева, Е.С. Сластёниной и других. в разработке современных концепций о системе образования студентов педагогических вузов и университетов нашли свое отражение вопросы подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Е.В. Бондаревская, В.Т. Лисовский, М.И. Рожков и др.В моделировании профессиональной подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию школьников особое значение имела концепция экологического воспитания школьника, разработанная в лаборатории экологической культуры Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования, в соответствии с которой экологическая воспитанность учащихся зависит от экологической культуры самого учителя.Щ Проблема экологической культуры личности учителя, развития его экологического сознания стала предметом специального исследования в трудсг Н. Глазачева, Ы.С. Дежниковой и др. .Известный интерес в ракурсе нашей работы представляют также исследования Т.Б. Невзорова, посвященные интегративному подходу к экологическому воспитанию учащихся и студенческой молодежи в условиях непрерывного образования, а также А.В. Афонина, С. Кашлева, в которых проблемы экологического воспитания рассматриваются в процессе внеучебной деятельности школьников.Научная проблема настоящего исследования лежит в области изучения связей и зависимостей качества экологического воспитания школьников от готовности будущих учителей к осуществлению этой деятельности.Возникающее противоречие между качеством подготовки выпускников педагогических вузов и университетов и их готовностью осуществлять воспи4 тательную работу с детьми вообще и экологическое воспитание школьников, в частности обусловили научную проблему, а её нерешенность - выбор темы исследования: "Профессиональная подготовка будущего учителя к экологическому воспитанию школьников'\ Объект исследования - процесс подготовки студентов педагогических вузов и университетов к воспитательной работе со школьниками.Предмет исследования - содержание профессиональной подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию современных школьников.Цель исследования - разработать теоретические основы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов, обеспечивающие готовность будущего учителя к осуществлению экологического воспитания школьников.Цель и предмет исследования определили его задачи: - охарактеризовать современное состояние профессиональной подготовки студентов в условиях педвуза и университета к воспитательной работе с учащимися общеобразовательной школы; И т - разработать теоретическую модель профессиональной подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию школьников в контексте общей подготовки к воспитательной работе в системе университетского образования; - выявить критерии и уровни готовности будущего учителя к осуществлению экологического воспитания школьников.В качестве гипотезы, положенной в основу исследования, выступило следующее предположение: о том, что профессиональная подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников может быть качественно улучшена, если: - проблема воспитания в широком смысле найдет достаточное отражение в содержании процесса подготовки студентов в педагогическом вузе и университете; - профессиональная подготовка будущего учителя к экологическому воспитанию школьников в классических университетах будет рассматриваться в контексте целостной подготовки студентов к осуществлению воспитательной работы со школьниками; - в качестве показателей готовности студента к экологическому воспитанию школьников выступает интеллектуальный, деятельностный и отношенческий аспекты подготовки, что позволяет охарактеризовать выпускника университета, и как предметника, и как воспитателя.Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, целенаправленное педагогическое наблюдение за профессиональным ростом студентов педвузов и университетов, анализ нормативной и учебнометодической документации, изучение результатов деятельности студентов (контрольные, самостоятельные работы и отчетная документация педагогических практик и др.), анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, методы статистической обработки полученных данных.Методологической основой исследования стали концептуальные идеи биосоциальной сущности личности, одновременно принадлежащей социальному окружению и миру природы (В.И. Вернадский, К. Маркс, Н.Н. Моисеев А.Тойнби и др.), о роли учителя в обществе (К.Д. Ушинский и др.), профессиональных основ подготовки учителя (B.C. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.); теория педагогической экологии (Б.Т. Лихачев и др.); профессионально-ориентированного подхода к пониманию и развитию экологической культуры личности учителя (СИ. Глазачев, Н.С. Дежникова и др.); положения концепций воспитания (Е.В.Бондаревская, В.Т. Лисовский, М.И.Рожков и другие).Научная новизна исследования заключается в том, что - на основе анализа современного состояния профессионального образования студентов педвуза и университета к экологическому воспитанию школьников предложена теоретическая модель, в соответствии с которой подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию рассматривается в контексте общей профессиональной подготовки их к воспитательной работе в школе; - определено содержание процесса подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию школьников, включающее достижение научного, ценностного и нормативного уровней развития в курсе теоретического образования, педагогической практики и личностного роста студента; - охарактеризованы показатели готовности будущего учителя к экологическому воспитанию школьников в процессе профессиональной подготовки интеллектуальный, деятельностный и отношенческий в университете, которые позволяют охарактеризовать выпускника как предметника и воспитателя одновременно.Практическая значимость исследования заключается в том, что полуI ченмые результаты и теоретические выводы положены в основу спецкурсов «Творческая лаборатория учителя биологии и химии», «Классное руководство», «Эколого-педагогическая культура учигеля», а также при мтепин лекций по теории воспитания и при проведении педагогической практики в целях повышения эффективности профессиональной подготовки студентов университета.Положения выносимые на защиту: 1. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к осуществлению экологического воспитания школьников, которая структурирована как совокупность взаимосвязанных компонентов педагогической системы профессиональной подготовки в университете, состоящей из целеполагания, содержания процессуальной стороны (теоретических и практических аспектов) и личностного развития будущего учителя в плане роста его экологической культуры.Структура модели подготовки студентов выстраивается, исходя из единого воспитательно-образовательного пространства вуза на основе гуманистического и культурологического подходов к воспитанию студентов университета.Модель учитывает внешнее влияние требований госстандарта высшей школы на содержание подготовки и внутреннюю личностную направленность студента на педагогическую деятельность.2. Содержание процесса профессиональной подготовки студентов к осуществлению экологического воспитания школьников, представленное как технологическая последовательность формирования и развития личностных качеств студента в условиях классического университета, предусматривающая достижение научного, ценностного и нормативного уровней развития.3. Критерием эффективности профессиональной подготовки студентов является готовность будущего учителя к эколого-педагогической деятельности.Показателями готовности студентов педагогического вуза и университета к осуществлению экологического воспитания школьников являются следующие параметры - интеллектуальный, деятельностный и отношенческий. Интеллектуальный показатель готовности включает в себя психологические, методические, специально-предметные знания, а также оотеиедагогические знании по теории воспитания. Деятельностиьп) rioKa'uncjn^ определяется мерой овладения г системой умений и навыков в решении задач экологического воспитания. Отношенческий показатель готовности отражает устойчивое положительное отношение к педагогической деятельности, к осуществлению воспитательной работы со школьниками, по развитию у них экокультурных навыков во взаимодействии с природной средой.Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются применением адекватного проблеме исследования методологического аппарата педагогической науки; содержательным и сравнительным анализом подготовки студентов педагогических вузов и университетов, использованием комплекса методов и приемов, соответствующих цели, задачам и гипотезе исследования.Надежность полученных данных подтверждена репрезентативностью объема * выборки испытуемых, а также качественным анализом.Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования исполь' зованы в процессе подготовки будущих учителей в Якутском государственном университете, в системе повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), внедрены посредством публикаций, выступлений и обсуждений на республиканских (Якутск, 1996), региональных (Улан-Удэ, 1999) и международных (Улан-Удэ, 1998; Санкт-Петербург, 1999, 2000; Екатеринбург, 2000) научно-практических конференциях, VI и VIII конференциях молодых ученых Государственного НИИ семьи и воспитания РАО (Москва, 1998, 2000) и выступлений на ежегодных научно-методических конференциях преподавателей (Якутский госуниверситет, 1996-2000 гг.).Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 133 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz