Пятница, 2024-04-26, 1:52 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 25 » Скачать Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному бесплатно
1:43 AM
Скачать Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному бесплатно
Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию

Диссертация

Автор: Тарлавский, Валерий Ильич

Название: Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию

Справка: Тарлавский, Валерий Ильич. Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08, 13.00.01 Воронеж, 2004 187 c. : 61 05-13/471

Объем: 187 стр.

Информация: Воронеж, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Профильное технологическое обучение как составная часть профессионального образования
11 Теоретическая сущность профильного технологического обучения
12 Политехническое обучение как средство подготовки выпускников школы к профессиональному образованию
13 Методические аспекты организации обучения образовательной области «Технология» в профильном технологическом классе
Выводы к главе 1
Глава 2 Технология проектирования и реализации педагогического процесса в VIII-IX профильном технологическом классе
21 Проектирование модели подготовки выпускников школы к профессиональному образованию
22 Психолого - педагогические особенности формирования контингента учащихся VIII-IX профильного технологического класса
23 Разработка экспериментальной программы по технологии для VIII - IX профильного технологического класса
Выводы к главе 2
Глава 3 Анализ эффективности подготовки выпускников школы к профессиональному образованию в VIII-IX профильном технологическом классе
31 Психолого-педагогические условия, реализуемые при обучении учащихся в VIII-IX профильном технологическом классе
32 Экспериментальная оценка эффективности организации
VIII - IX профильного технологического класса
Выводы к главе 3

Введение:

Образовательная система России за последнее десятилетие претерпела существенные изменения. Так, переход к личностно ориентированной парадигме образования и постановка в центр образовательного процесса ученика как субъекта учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения способствовали обновлению российской школы.
Подготовка выпускников школы к трудовой, профессиональной деятельности и образованию на любом этапе развития общества является важнейшей социальной, экономической и политической задачей. Это объясняется приоритетностью труда в становлении личности и сферой проявления ее творческих задатков и дарований, их развития, областью самовыражения и самообеспечения человека. От качества трудовой (технологической) подготовки зависит успех выпускников в профессиональном образовании и профессиональной деятельности.
К сожалению, сложившаяся в настоящее время практика технологической подготовки выпускников школы, по мнению П.Р. Атутова [49], «.не позволяет в должной мере реализовать принципы целостности и всесторонности развития школьников, не обеспечивает их готовности к современному информационно-насыщенному созидательному труду».
Анализ качества подготовки выпускников школы показывает, что многие из них слабо подготовлены к переносу теоретических знаний в практику жизни, недостаточно владеют средствами коммуникации (информационными технологиями), опытом коллективной деятельности в условиях функционального взаимодействия с партнерами по труду, творческим подходом в решении трудовых и профессиональных задач.
Одним из направлений повышения качества технологической подготовки выпускников школы является профильное технологическое обучение, с которым связывают возможность максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей школьников, более эффективной и целенаправленной их подготовки к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.
С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности выпускника школы, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности. При этом важно выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие.
Профильное дифференцированное обучение нацелено на развитие выпускников школы, на формирование у них профессиональных устремлений; обеспечивает реализацию интересов, способностей и потребностей выпускников, возможность дальнейшего профессионального образования; ориентировано как на потребности личности, так и на потребности рынка труда, учитывает потребности регионов в специалистах определённых профессий. При этом оно создаёт условия для максимального развития выпускников школы в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
Основаниями для профильного дифференцированного обучения являются предметные (образовательные) области и профессиональные намерения учащихся.
В настоящее время многообразие интересов, склонностей, способностей учащихся не всегда находит свое отражение в существующем спектре учебных профилей, при этом большинство из них, как и профессиональные планы учащихся, не соответствуют реальным потребностям рынка труда в кадрах.
Образовательная область «Технология» является одной из содержательных областей инвариантной части учебного плана общеобразовательных учреждений. Её изучение является одним из основных путей осуществления технологического образования выпускников школы.
Технологическое образование выпускников школы способствует успешной адаптации к социально-экономическим условиям жизни; реализации права учащегося на образование и труд в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями; формированию самоопределения, стратегии профессионального роста и построению собственной траектории профессиональной карьеры; обеспечению единства обучения, воспитания и всестороннего развития личности; формированию потребностей в знаниях, высоких мотивах учения, в стремлении к постоянному самообразованию, подготовке к продолжению образования.
В нашей стране профильное обучение имеет более чем вековую историю развития. В настоящее время проблема профильного обучения в российской школе находится в русле основных мировых тенденций поисков оптимальных путей её решения, в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.
Таким образом, есть основание утверждать, что современное состояние проблемы профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию характеризуется следующим противоречием: существует объективная необходимость и потребность образования в профильном технологическом обучении; однако, на практике эта задача не может быть реализована, так как недостаточно разработана система средств и условий обеспечения данного педагогического процесса. Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в исследовании, ее теоретико-прикладное значение.
Работа выполнена в рамках межвузовской программы «Научное и научно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение системы образования».
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, обеспечивающих проектирование и реализацию педагогического процесса в УШ-1Х профильном технологическом классе в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию.
Исходя из актуальности и проблемы нами была определена тема исследования: «Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию».
Цель исследования: проектирование и реализация профильного технологического обучения в УШ-1Х классе, выявление совокупности психолого-педагогических условий, способствующих подготовке выпускников школы к профессиональному образованию.
Объект исследования: профильное технологическое обучение учащихся в общеобразовательном учебном заведении.
Предмет исследования: педагогический процесс в УШ-1Х профильном технологическом классе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой подготовка выпускников школы к профессиональному образованию при организации педагогического процесса в УШ-1Х профильном технологическом классе будет эффективной, а цель исследования достигнута, если:
• спроектирована модель подготовки выпускников школы к профессиональному образованию;
• выявлены особенности формирования контингента учащихся УШ-1Х профильного технологического класса, изменения содержания образования данного класса;
• разработана экспериментальная программа по технологии для УШ-1Х профильного технологического класса;
• определены психолого-педагогические условия, реализуемые при обучении учащихся в УШ-1Х профильном технологическом классе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественного и зарубежного опыта профильного обучения, раскрыть его сущность, структуру, функции, рассмотреть политехническое обучение как средство подготовки выпускников школы к профессиональному образованию и методические аспекты обучения учащихся образовательной области «Технология» в профильном технологическом классе.
2. Спроектировать модель подготовки выпускников школы к профессиональному образованию.
3. Выявить психолого-педагогические особенности формирования контингента учащихся VIII-IX профильного технологического класса.
4. Разработать и апробировать экспериментальную программу по технологии для VIII-IX профильного технологического класса.
5. Определить совокупность психолого-педагогических условий, реализуемых при организации образовательного процесса в VIII-IX профильном технологическом классе, способствующих подготовке выпускников школы к профессиональному образованию.
6. Оценить эффективность организации VIII-IX профильного технологического класса.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды ученых по направлениям: профильное дифференцированное обучение (Н.К. Гончаров, П.Ф. Каптерев, И.Э. Краав, И.М. Осмоловская, И. Унт, Н.М. Шахмаев); дидактические особенности технологического образования (Ю.П. Аверичев, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, A.C. Лында, В.Д. Симоненко, Д.А. Тхоржевский, Ю.Л. Хотунцев); учебная мотивация (Л.И. Божович, С.М. Бондаренко, А.К. Маркова, И.А. Зимняя); воспитание (Л.И. Маленкова, Л.И. Рувинский, И.А. Сасова, Г.К. Селевко, Ю.Л. Хотунцев); самооценка, Я -концепция (Р. Берне, А.И. Липкина, Ф. Райе); содержание образования (B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); профессиональное самоопределение, профориентация (В.М. Казакевич, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова).
В исследовании использовалась комплексная система методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и других источников; изучение и использование передового опыта, школьной документации, отчетов учителей и классных руководителей; анкетирование; тестирование; изучение продуктов деятельности; частичное психолого-педагогическое обследование; естественный эксперимент (констатирующий, формирующий); статистический анализ, содержательная и графическая интерпретация результатов исследования. Выбранные методы адекватны поставленным задачам, позволяют проверить исходные положения.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №45 г. Воронежа. Исследованием было охвачено более 250 учащихся
VII-IX классов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2000-2001 гг.) была сформулирована проблема и тема исследования, определены объект, предмет, цели, задачи, научный аппарат и база исследования; изучался отечественный и зарубежный опыт организации профильного обучения, в том числе и технологического, его воздействие на личность учащегося; анализировались интересы, склонности способности, познавательные и профессиональные намерения учащихся VII-IX классов, их устойчивость; проводился анализ обученности, воспитанности, самооценки, профессиональных намерений выпускников IX классов; сформулирована гипотеза исследования. Выполнен констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе (2001 - 2004 гг.) была спроектирована модель подготовки выпускников школы к профессиональному образованию, выявлены психолого-педагогические особенности формирования контингента учащихся
VIII—IX профильного технологического класса и организована предпрофильная подготовка в параллели 7-х классов, разработана экспериментальная программа по технологии, сформирован VIII профильный технологический класс на основе изучения интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений учащихся и организован в нем образовательный процесс; разработаны дидактические материалы; осуществлена психологопедагогическая диагностика учащихся контрольного и экспериментального классов. Выполнен формирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2004 г.) обобщены и систематизированы результаты эксперимента, сформулированы выводы. Оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• спроектирована модель подготовки выпускников школы к профессиональному образованию, основой которой является организация профильного технологического обучения в УШ-1Х классе;
• выявлены психолого-педагогические особенности формирования контингента учащихся профильного технологического класса, учитывающие не только диагностику интересов, склонностей, способностей, но и организацию системы специальной подготовки, способствующей адекватному выбору учащимися профиля обучения;
• разработана экспериментальная программа по предмету «Технология» для УШ-1Х профильного технологического класса, включающая как инвариантные, так и вариативные модули допрофессиональной подготовки; в своем содержании программа имеет воспитательную и профориентационную направленность;
• определена совокупность психолого-педагогических условий, реализуемых при обучении учащихся в УШ-1Х профильном технологическом классе и способствующих подготовке выпускников школы к профессиональному образованию.
Теоретическая значимость исследования:
• осуществлен теоретический анализ отечественного и зарубежного опыта организации профильного дифференцированного обучения;
• определены и обоснованы дидактические подходы к организации обучения в профильном технологическом классе;
• представлена методика построения уроков по предмету «Технология» в УШ-1Х профильных технологических классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и экспериментально проверенная программа по предмету «Технология» для учащихся УШ-1Х профильного технологического класса может быть использована в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию.
Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и руководителями общеобразовательных школ в целях реализации психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности профильного обучения.
Результаты данного исследования могут применяться учреждениями профессионального образования с целью интенсификации подготовки выпускников школы к профессиональному образованию.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положений; согласованностью используемых методов и их соответствием предмету, цели и задачам исследования; содержательным анализом выявленных фактов и полученных экспериментальных данных; апробацией материалов исследования.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Модель подготовки выпускника школы к профессиональному образованию.
2. Профильное технологическое обучение - эффективное средство повышения качества образования, форма организации учебной деятельности школьников, способствующая их развитию в соответствии с интересами, склонностями и способностями к образовательной области «Технология», обеспечивающая профессиональную ориентацию и самоопределение учащихся в спектре технических профессий, подготовку к профессиональному образованию с учетом реальных потребностей рынка труда в кадрах.
3. Экспериментальная программа по предмету «Технология» для УШ-1Х профильного технологического класса.
4. Педагогический процесс в профильном технологическом классе обеспечивается реализацией совокупности психолого-педагогических условий, способствующих подготовке выпускников школы к профессиональному образованию: формирование устойчивой учебной мотивации и положительного отношения к учебе; адекватной самооценки и положительной Я-концепции; повышение уровня обученности и воспитанности; осуществление ранней профессиональной ориентации и подготовки к выбору востребованной профессии.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические положения и материалы, основные идеи и результаты исследования обсуждались на педагогических советах МОУ СОШ №45 г. Воронежа; городском конкурсе «Учитель года - 2003»; заседаниях кафедры прикладной физики, астрономии и технологии и на научной лаборатории кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета (2001-2004 гг.), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Формирование современной образовательной среды» (Воронеж, 2003). Основные теоретические и практические результаты работы внедрены в учебный процесс средней общеобразовательной школы №45 г. Воронежа.
Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ. Из них 7 работ без соавторов. В работе, опубликованной в соавторстве [1], лично автором предложены методические материалы по преподаванию вариативного модуля.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 282 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz