Среда, 2020-10-28, 0:13 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Проблема соотношения истины и ценности в научном познании. Демьянчук, Николай Петрович бесплатно
4:16 AM
Скачать Проблема соотношения истины и ценности в научном познании. Демьянчук, Николай Петрович бесплатно
Проблема соотношения истины и ценности в научном познании

Диссертация

Автор: Демьянчук, Николай Петрович

Название: Проблема соотношения истины и ценности в научном познании

Справка: Демьянчук, Николай Петрович. Проблема соотношения истины и ценности в научном познании : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Москва, 1984 179 c. : 61 85-9/84

Объем: 179 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

Введение
Глава I, Истина и ценность в структуре познания II
§ I Основные предпосылки и аспекты взаимосвязи истины и ценности в познании II
§ 2 Гносеологический образ как единство познавательного и ценностного отношения
Глава п« Ценностный аспект научной деятельности • • • •
§ I Внутринаучные ценности и ихроль в исследовательском процессе'
§ 2 Диалектика научного познания и ценностных форм сознания

Введение:

Фундаментальной особенностью современного научного познания становится его изменение в процессе взаимодействия науки и общественной практики, характеризуемое как превращение науки в непосредственную производительную силу общества» Это означает, что наука становится силой, способной направлять, ускорять или замедлять общественный и научно-технический прогресс» На эти стороны современного развития особое внимание было обращено на ХХУТ съезде КПСС, подчеркнувшем, что"основа основ научно-технического прогресса -это развитие науки", что "строительство нового общества без науки просто немыслимо", что "тесная интеграция науки с производством -настоятельное требование нашей эпохи"*.
В условиях стремительного развертывания научно-технической революции, усиливающегося взаимодействия естественных, общественных и технических наук и их влияния на различные стороны общественной жизни все большую актуальность приобретает разработка мировоззренческих проблем научного познания, которые на каждом новом этапе развития общества приобретают свое особое содержание, требуя углубления и дальнейшей конкретизации.
Для современного уровня научного познания характерно включение в сферу познания все более сложных и многообразных явлений, что в ряде случаев вызывает необходимость в изменении, преобразовании самого метода теоретического мышления в направлении ко все более синтетическому отображению исследуемых явлений и процессов» Успех в изучении этих процессов средствами частных наук зависит от глубины осознания ими сложившейся познавательной ситуации и понимания соответствующих ей гносеологических, методологических, мировоззренческих и социально-этических установок» В самом факте по
I Материалы Ш съезда КПСС. - М., 1981, с» 44, 42, 4» явления этих проблем получает выражение потребность глубже понять закономерности развития науки не как некоего автономного образования, развивающегося исключительно по своим имманентным законам, но как компонента сложного целого, включенного в систему общественно-производственных и культурных связей. Только таким путем можно прийти к пониманию функций науки, закономерностей ее движения к новым результатам и осмыслению ее перспективы с точки зрения гуманистических целей общества в ходе его прогрессивного развития*
Философский анализ научного познания влияет на формирование самосознания науки, способствует лучшему пониманию ее возможностей, характера ее взаимоотношений с другими формами общественного сознания, образом жизни и культурой в целом. Такой анализ науки приобретает особую важность в условиях, когда, по мере усиления интеграционных процессов, на стыках общественных, естественных и технических дисциплин возникают различные сферы комплексных исследований со специфическими для них проблемами. Превращение комплексных исследований в магистральный путь развития делает особенно актуальной задачу изучения тех методологических проблем, которые порождаются в ходе взаимовлияния различных научных дисциплин и преобразования взаимосвязи между наукой и культурой.
Одной из важнейших задач диалектико-материалистического анализа этих процессов является марксистская критика современных идеалистических и метафизических концепций научного знания. Дело в" том, что буржуазные идеологи активно используют новые достижения науки для обновления методов борьбы против прогрессивной идеологии. Важность научной разработки методологических и мировоззренческих проблем науки в условиях обострения идеологической борьбы с особой настоятельностью подчеркнул июньский Пленум ЦК КПСС*. I Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М», 1983»
Вопрос о роли ценностных, внетеоретических факторов в научном познании относится к числу таких проблем. По мере возрастания удельного веса и роли интеграционных и синтетических процессов в развитии культуры ценностные ориентации в явном виде начинают включаться в структуру научного объяснения действительности. Это, разумеется, нисколько не меняет содержание основной функции науки быть средством достижения объективно-истинного знания. Однако в ходе научного развития появляются некоторые новые явления, нуждающиеся в философском осмыслении.
Стремление к "очищению" научного познания от каких бы то не было проявлений ценностного отношения характеризует многие философские концепции знания, усматривающие в процедуре очищения путь к элиминации всего, что несет на себе следы субъективного, личностного и тем самым мешает установлению истины. Однако, как показывает вся история развития человеческого познания, дело обстоит совсем не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Сложный, диалектический характер связи между противоречивыми сторонами познавательного процесса стал предметом анализа в марксистской теории познания. В работах классиков марксизма-ленинизма заложены методологические основы научного решения проблемы, согласно которому познавательное и ценностное отношение неотделимы от любой деятельности человека, и представляют две относительно самостоятельные ее стороны, находящиеся в диалектическом единотве* Проблема соотношения истины и ценности в научном познании и предполагает исследование диалектической природы познавательного и ценностного отношения как элемента структуры научной деятельности. Огромное значение для ее решения имеет разработка в работах Маркса, Энгельса, Ленина вопросов, касающихся природы объекта и субъекта познания и практической деятельности; роли субъективного фактора в общественной жизни; возможности различий в оценках явлений в зависимости от классовой принадлежности субъекта; о партийности философии, науки, искусства и другие.
Начиная с конца пятидесятых годов, ценностная проблематика активно разрабатывается философами Советского Союза и других социалистических стран*. Ценностным аспектам познания были посвящены научные конференции*'. Это привело к углублению имеющихся представлений о природе ценностного отношения, норм и идеалов познания«На основе изучения отдельных аопектов познания решается целый ряд гносеологических и логико-методологических проблем взаимодействия познавательного и ценностного отношения. Однако многие стороны этого взаимодействия остаются пока еще предметом дискуссий и нуждаются в дальнейшей разработке. Сюда в первую очередь следует отнести проблемы соотношения ценности, оценки, идеалов и норм познания; природы ценностей научной деятельности; механизмов включения ценностей в научное исследование; соотношения объективного и субъективного в оценках и идеалах; исторических, гносеологических, культурно-исторических предпосылок и структуры научной проблемы и многие другие.
Цель настоящей диссертации состоит в том, чтобы представить в возможно большей полноте процесс взаимодействия ценностного и познавательного моментов в познании и на основе целостного рассмотрения проблемы вскрыть механизм включения ценностных ориентаций в "ткань" научного познания.
1 См. работы: Ангелова С., Бакурадзе О.М., Брожик В., Василенко В.О., Гулыги А.В., Дробницкого О.Г., Дубровского Д.И., Зотова А.Ф., Кагана М.С.,Коршунова A.M., Кузнецова Б.Г.,Кукушкиной Е.И., Мамчур Б.А., Микешиной Л.А., Мирской Б.З., Мотрошиловой Н.В., Мужика Й., Нарского И.С., Новик И.Б., Попова С.И., Рум-ла в., Степина B.C., Столовича Л.Н., Тугаринова В.П., Фролова И.П., Хапсирокова А.Я. и др.
2 См.: Диалектический материализм и современная наука. Материалы международн. симпозиума. - Прага, 1978; Ценностные аспекты современного естествознания (Тезисы докл. к теор. конференции).
• Обнинск, 1973 и др.
Структура настоящей работы определяется целью исследования и вытекающими из нее основными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz