Пятница, 2024-04-19, 9:47 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников. Тарадаева, бесплатно
7:37 AM
Скачать Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников. Тарадаева, бесплатно
Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников

Диссертация

Автор: Тарадаева, Елена Владимировна

Название: Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников

Справка: Тарадаева, Елена Владимировна. Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.10 / Тарадаева Елена Владимировна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т] - Нижний Новгород, 2009 - Количество страниц: 190 с. ил. Нижний Новгород, 2009 190 c. :

Объем: 190 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2009


Содержание:

Введение
ГЛАВА 1 Роль иллюстративной наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения
11 Становление теории и практики применения иллюстративной наглядности в развитии познавательной деятельности детей
12 Теоретико-методологические основы изучения зрительного восприятия иллюстративной наглядности
13 Состояние проблемы изучения зрительного восприятия детей с нарушением зрения
14 Роль иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 Определение особенностей восприятия иллюстративной наглядности детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
21 Изучение восприятия и воспроизведения наложенных изображений геометрических фигур
22 Исследование особенностей анализа формы изображенных предметов, приближенных к сенсорным эталонам
23 Выявление особенностей зрительного анализа целостности и пропорций изображений
24 Диагностика особенностей восприятия цвета
25 Изучение особенностей восприятия сюжетного рисунка
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3 Методы и средства оптимизации применения иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия детей с нарушением зрения
31 Изучение состояния зрения слабовидящих детей как основа построения коррекционной работы с применением иллюстративной наглядности
32 Содержание и методика занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с возможностями своего зрения
33 Методы адаптации иллюстративной наглядности для коррекционно-развивающей работы со слабовидящими дошкольниками
34 Содержание и методика работы с применением иллюстративной наглядности на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия слабовидящих дошкольников
35 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 3 главе

Введение:

Актуальность исследования. Социальный аспект актуальности проблемы коррекционно-развивающей работы с детьми обусловлен реализацией гуманистического принципа специального образования лиц с отклонениями в развитии для успешной социализации, независимо от имеющихся нарушений здоровья.
В последнее время в центре психолого-педагогических исследований все чаще оказываются вопросы обучения детей с нарушением зрения, с позиций обеспечения им равных с нормально видящими детьми образовательными условиями.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых по проблеме использования наглядности в процессе обучения (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского), включая современные исследования в этой области (Ю.К. Бабанского, А.П. Беляева, П.П. Блонского, Б.С. Гершунского, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзянова и др.), позволил уточнить дидактические принципы, виды, приемы и способы применения наглядного метода в обучении дошкольников с нарушением зрения.
Опираясь на исследования М.Б. Воловича, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.А. Каирова нами определены основные дидактические принципы использования наглядности в работе со слабовидящими детьми. Методические разработки Н.В. Верзилина, Н.П. Конобеевского, В.И. Маркина, М.Н. Скаткина и др. помогли нам обосновать наглядность как средство, наилучшим образом способствующее формированию у детей адекватных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их обогащения определенным запасом конкретных представлений.
В нашем исследовании в качестве психологической детерминанты оптимизации процесса обучения и развития познавательной сферы дошкольников обосновывается положение о том, что применение иллюстративной наглядности является одним из наиболее эффективных дидактических средств коррекции недостаточности зрительного восприятия, требует адаптации и специальной технологии преподнесения ее слабовидящим детям.
Имеющиеся в тифлопсихологии исследования своеобразия восприятия иллюстративной наглядности касались в большей степени детей школьного возраста (В.П. Ермаков, В.П. Жохов, М.И.Земцова, А.Г. Литвак, Ю.А. Кулагин, Г.В. Никулина, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева, A.B. Соколова, Б.К. Тупоногов, И.М. Романова, Л.В. Фомичева, N. Barraga, J. Shwod, R. Sachweger).
Вопрос использования иллюстративной наглядности в коррекционно-психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста остается неразработанным, хотя данные о своеобразии зрительного восприятия рисунков дошкольниками получили отражение в работах ряда авторов (Л.И. Плаксиной, E.H. Подколзиной, Л.В. Фомичевой-Рудаковой и др.). Однако рекомендаций по методике применения иллюстративного материала в коррекции недостаточности зрительного восприятия у дошкольников недостаточно.
Это определяет социальную значимость и актуальность изучения особенностей зрительного восприятия иллюстративной наглядности с позиции преодоления слабовидения и оптимизации применения иллюстраций, адаптированных к условиям слабовидения.
В диссертационных исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы использования наглядности: как средства, применяемого в условиях объяснительно-иллюстративного, развивающего и проблемного обучения в школах и высших учебных заведениях (Н.П. Конобеевский, 1958); как условия проблемно-поисковой деятельности (В.И. Евдокимов, 1971); как средства формирования профессиональных знаний и умений студентов технического вуза (Г.Н. Суржко, 1984); как дидактического средства реализации проблемного обучения в ПТУ (Л.А. Артемьева, 1985); как средства формирования умений безопасной работы (Д.К. Шарафутдинов, 1987); как средства развития учебных способностей младшего школьника (Е.Б. Ермилова, 1999).
Источником дискуссий исследователей являются различия во взглядах на роль наглядности в развитии познавательной деятельности, но всеми авторами дидактический принцип наглядности признается одним из ведущих в обучении.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования можно объяснить противоречием, с одной стороны, между социальной значимостью проблемы преодоления слабовидения, а с другой, недостаточной разработанностью эффективных способов применения иллюстративной наглядности, адаптированных к условиям слабовидения. Актуальность выявленной проблемы и обозначенное противоречие позволили определить тему исследования: «Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников».
Цель исследования: экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения и разработка эффективных способов применения иллюстративной наглядности в процессе коррекционной работы с ними.
Объект исследования: развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников.
Предмет исследования: особенности применения иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников.
Гипотеза исследования: коррекция недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников будет эффективна, если:
• обеспечить учет индивидуально-типических (актуальных и потенциальных) особенностей зрительного восприятия детей, обусловленных нарушением зрения;
• обеспечить осознание детьми своих трудностей и особенностей зрительного анализа признаков предметов в процессе восприятия содержания иллюстративной наглядности;
• помочь преодолеть слабовидящим детям трудности в выделении признаков изображенных предметов за счет их обучения планомерному обследованию (по определенным правилам), адаптировать иллюстративную наглядность к особенностям их зрительного восприятия, при этом целенаправленно употреблять оптические и тифлотехнические средства усиления различимости;
• разработать приемы целесообразного анализа иллюстративной наглядности по алгоритму и поэтапного подведения детей к пониманию содержания иллюстраций в зависимости от стиля изображения (реального, силуэтного, контурного и «наложенного»).
Задачи исследования:
• осуществить анализ литературных данных по проблеме применения иллюстративной наглядности в работе со слабовидящими дошкольниками;
• выявить специфические особенности зрительного восприятия иллюстративной наглядности слабовидящими детьми в сравнении с детьми с нормальным зрением;
• определить возможности компенсаторного преодоления недостаточности зрительного восприятия детей с позиций нарушенного зрения, понимания особенностей зрительного анализа признаков предметов, использования дополнительных вспомогательных средств коррекции их зрительной недостаточности;
• теоретически обосновать, разработать и реализовать коррекционно-развивающие приемы оптимального использования иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, апробировать их на предмет эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Методологические основы исследования определили:
• теория наглядного метода обучения (Е.И. Тихеева, В.В.Давыдов, П.Р. Атутов, И.С. Якиманская, М.И. Махмутов и др.);
• теория изучения особенностей анализа контура и механизма анализа предметного и контурного восприятия (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев);
• теоретические исследования проблемы восприятия рисунка (H.H. Волков);
• теория перцептивных и отображающих действий (A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, JT.A. Венгер, М.С. Шехтер и др.);
• теоретические положения о ведущей роли зрительного анализатора в познавательной и практической деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, И.П. Павлов, Л.С. Рубинштейн и др.);
• теоретические положения о ведущей роли обучения в процессе развития психики ребенка (Л.С. Выготский, A.B. Петровский, А.Н. Леонтьев и др.);
• комплексность, системность, динамичность, качественно-количественный подход к оценке результатов исследования (Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова);
• теоретические положения о взаимодействии общего и специфического в индивидуальном развитии лиц с нарушением зрения (А.И. Зотов, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.);
• теоретические положения о коррекционной направленности обучения детей с нарушением зрения (М.И. Земцова, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.С. Сековец, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова и др.);
• теоретические положения о становлении зрительного образа и развитии зрительного восприятия в условиях зрительной недостаточности (Л.П. Григорьева, H.H. Зислина, А.И. Зотов, А.И. Каплан, Ю.А. Кулагин, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева-Рудакова и др.).
Организация, экспериментальная база и этапы исследования.
Психологическое исследование проводилось на базе специального коррекционного) дошкольного учреждения № 7 и № 220 для слабовидящих (IV вида), дошкольного общеобразовательного учреждения № 95 г. Красноярска.
Исследование проводилось в течение 2002-2008 гг. и включало в себя несколько этапов.
На первом этапе (2002-2004 гг.) определялись исходные теоретические позиции, разрабатывался инструментарий и общая гипотеза исследования, изучались возможности использования иллюстративной наглядности в работе со слабовидящими дошкольниками, разрабатывались основные позиции опытно-экспериментальной работы в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения.
На втором этапе (2004-2006 гг.) осуществлялось экспериментальное исследование специфических особенностей недостаточности зрительного восприятия слабовидящих дошкольников, сопоставлялись полученные экспериментальные данные, уточнялись теоретические позиции исследования, были скорректированы вопросы применения иллюстративной наглядности.
На третьем этапе (2006-2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы по коррекции зрительного восприятия слабовидящих детей; делались обобщения и выводы об особенностях зрительного анализа и синтеза признаков формы, цвета и других визуальных характеристик объектов, отображенных в иллюстрациях; оформлялись рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приемов работы с детьми, осуществлялся их отбор в целях внедрения в практику.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; изучение состояния практической работы в дошкольных учреждениях по применению иллюстративной наглядности в специальных (коррекционных) ДОУ и группах для детей с нарушением зрения; анализ медицинской (анамнеза), психолого-педагогической документации и эмпирических данных об испытуемых; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, регистрация психологических и педагогических измерений, сопоставление полученных данных у двух категорий детей (нормально видящих и слабовидящих); методы математико-статистической обработки результатов формирующего эксперимента с использованием Т-критерия Вилкоксона.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: получены и обобщены на междисциплинарном теоретическом уровне данные об особенностях применения иллюстративной наглядности в коррекции зрительной недостаточности слабовидящих дошкольников; разработаны теоретические основы программы констатирующего эксперимента, направленного на изучение специфики зрительного восприятия слабовидящих дошкольников, ее особенностей и влияния на итоговый результат понимания иллюстраций. Проведен анализ полученных эмпирических данных об особенностях зрительного восприятия иллюстративной наглядности слабовидящих дошкольников в сравнении с детьми с нормальным зрением; выделены и описаны различные уровни понимания иллюстративной наглядности слабовидящими дошкольниками; разработаны теоретико-прикладные позиции модели коррекционно-развивающего воздействия по развитию индивидуального потенциала слабовидящих дошкольников с целью повышения уровня понимания иллюстраций; на основании полученных данных определены приемы применения иллюстративной наглядности, эффективные в коррекции недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников в соответствии с выделенными уровнями.
Практическая значимость исследования: полученные результаты позволяют научно обосновать необходимость применения специальных психологических приемов и способов использования иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников, они могут быть использованы тифлопедагогами и специальными психологами в практике обучения и воспитания слабовидящих дошкольников, при составлении учебных программ для специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии; разработанные нами программы диагностической и коррекционной работы со слабовидящими дошкольниками могут найти применение в практической работе с этой категорией детей, которую должны проводить эти специалисты.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью методов исследования его логике и задачам, длительностью и объемом опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора, подтверждением результатов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доложены на научных и научно-практических семинарах и конференциях, проводившихся в г. Москве, г. Красноярске с 2002-2008гг.; на семинарах научно-методических объединений психологов Красноярского края. Разработанные методические рекомендации внедрены в систему работы ДОУ № 7, ДОУ № 220, КМППК№6 г. Красноярска. Основные положения исследования отражены в лекционном курсе для педагогов и психологов, повышающих квалификацию на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; для слушателей курсов профессиональной переподготовки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы; для подготовки студентов-дефектологов института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
На защиту выносятся положения: 1. Разработанный и апробированный в исследовании диагностический комплекс показал, что с его помощью можно выявить особенности и трудности зрительного восприятия иллюстративной наглядности слабовидящих дошкольников и что его можно в связи с этим использовать в коррекции зрительной недостаточности при условии применения специально разработанных приемов и средств.
2. Разработанная и обоснованная теоретическая модель коррекционно-развивающего воздействия предполагает обязательный учет уровней сформированности зрительного восприятия специфических особенностей слабовидящих дошкольников на каждом уровне и потенциала каждого ребенка.
3. Обучение детей пониманию своих зрительных возможностей позволяет формировать у них навыки и привычки активного, целенаправленного использования оптических и тифлотехнических средств для определения цвета, формы и других визуальных признаков изображенных объектов.
4. Обучение детей анализу содержания иллюстративного материала с применением разработанных алгоритмов позволяет управлять процессом опознания детьми основных и дополнительных деталей в изображении, обеспечивает формирование у них оптимального и продуктивного зрительного процесса понимания иллюстративной наглядности.
5. Целесообразное предъявление иллюстративного материала в определенной последовательности (реального, силуэтного, контурного, «наложенного») позволяет уточнять, конкретизировать образы изображенных объектов в восприятии детей.
6. Эффективность разработанных коррекционных приемов применения иллюстративной наглядности как средства преодоления недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников проверялась методами математико-статистической обработки результатов обучающего эксперимента и была доказана.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (162 источника, в том числе 16 на иностранных языках), приложения и включает 20 таблиц, 3 рисунка.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 249 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz