2. Правовые основы регулирования договора лизинга 29
2.1. Правовые основы лизинга в РФ 29
2.2. Проблемы в развитии законодательства о лизинге 35
Заключение 42
Глоссарий 45
Список использованных источников 47
Приложения
Введение
Введение
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
1. Общая характеристика договора лизинга
1.1. Возникновение и значение договора лизинга
Конструкция лизинга (как и сам термин) пришла в Европу, а затем распространилась по всему миру из США. Поскольку этот термин иностранного происхождения, при его использовании возникает немало трудностей.
Термин лизинг произошёл от английского глагола "to lease", что означает "нанимать", "брать в аренду". В английском юридическом языке словом "leasing" обозначается и традиционная сдача имущества в аренду, и собственно лизинг как разновидность аренды . Именно последнее значение получило более широкое распространение в мире.
В отдельных национальных законодательных актах были сделаны попытки присвоить отношениям лизинга оригинальное название. Так в Королевском постановлении Бельгии вводится понятие "договор найма-финансирования" и "сдача в аренду".
В начале в. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможность таких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они включали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по оконч
Список литературы
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.88). //Вестник ВАС РФ.-1998.-№5.
2. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г.// " Российская газета " N 135, 14.07.95
3. Об организации работы по лицензированию лизинговой деятельности в РФ: Приказ Минэкономики от 20 июня 1996 г.//Закон №8, 1999.
4. О лизинге: Закон РФ от 11сен.1998 г.//Российская газета 5 ноября 1998г.
5. О федеральном законе о лизинге: Письмо ВАС РФ от 3 дек. 1998 г.// Налоговый вестник.-1999.-№3.
Специальная литература:
6. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.: Ист-сервис, 2004
7. Газман В. Лизинг. Теория. Практика. Комментарий - М.: Фонд "Правовая культура", 2007
8. Голощапов В. Развитие лизинга в России: реальность и перспективы // Финансовый бизнес.-2002 - № 7.
9. Гражданское право: Под ред. Гришаева. - М.:Юрист.-2001
10. Гражданское право ч.2: Под ред. Сергеева. М.: Проспект. - 2002