Пятница, 2024-03-29, 11:27 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Скачать Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Баранникова, Наталия Александровна бесплатно
2:32 AM
Скачать Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Баранникова, Наталия Александровна бесплатно
Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

Диссертация

Автор: Баранникова, Наталия Александровна

Название: Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

Справка: Баранникова, Наталия Александровна. Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Баранникова Наталия Александровна; [Место защиты: Пед. акад. последип. образ.] - Москва, 2009 - Количество страниц: 246 с. ил. Москва, 2009 246 c. :

Объем: 246 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Психолого — педагогические аспекты полоролевого воспитания детей 5-7 лет в условиях семьи и дошкольного учреждения
11 Понятие полоролевого воспитания в психолого — педагогической литературе
12 Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в истории семейного воспитания
13 Особенности полоролевого воспитания в дошкольном учреждении
14 Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5 — 7 лет на современном этапе
Глава 2 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5-7 лет
21-Изучение уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5—7 лет
22 Содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
23 Организация работы дошкольного учреждения и семьи по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
24 Определение эффективности экспериментального исследования 145 Заключение 168 Список литературы 175 Приложение

Введение:

Актуальность исследования обусловлена значимостью особенностей развития девочек и мальчиков дошкольного возраста, как представителей определенного пола, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к детям. Выявление особенностей полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста и определение ,роли в этом процессе дошкольного образовательного учреждения и семьи является актуальной научной проблемой, требующей своего решения.
Проблема полоролевого воспитания в той или иной мере затрагивалась многими учеными. Значительный интерес для нашего исследования представляют труды античных мыслителей (Аристотель, Пифагор, Платон), а так же философов более позднего периода (К. Маркс, Ф. Энгельс, JI. JI. Куприянчик, Ю. Эвола и др.).
Исследования показали, что именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания полоролевой дифференциации и идентификации, становления полоролевого поведения и формирования маскулиных и феминных качеств (Е. Д. Еремеева, В. Е. Каган, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Э.К. Суслова, Н.Е. Татаринцева, А.Г. Хрипкова и др.).
Под полоролевым воспитанием понимается социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. (Н.Е. Татаринцева)
Различные аспекты полоролевого воспитания рассматриваются в работах многих ученых: полоролевая социализация детей (JI.B. Градусова, JI.B. Коломийченко, Т.А. Репина и др.), воспитание нравственно-этических черт характера мальчиков и девочек (JI. А. Арутюнова, А. М. Виноградова, Т. А.
Маркова, В. С. Мухина и др.), развитие художественно-творческих способностей (Т.С. Комарова, Т.В. Малова и др.) и одаренности мальчиков и девочек (О.М. Дьяченко, А.И. Савенков и др.), полоролевая дифференциация в физическом воспитании (А.Н. Багина, Э.Я. Степаненкова и др.), преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по вопросам полоролевого воспитания (Г.Ф. Кумарина, О.А. Соломенникова).
Установлено, что между различными влияниями и средами, на фоне t которых осуществляется полоролевое развитие детей дошкольного возраста, не существует жестких границ — все они, так или иначе взаимосвязаны и обладают своим воспитательным потенциалом. Наиболее близким окружением в дошкольном детстве для ребенка является семья и-дошкольное учреждение, которые обладают огромным воспитательным потенциалом. Однако на сегодняшний день прослеживается противоречие i между наличием этого потенциала и его невостребованностью в. действующих образовательных структурах, отсутствие ориентации на полноценное использование его возможностей в. социальном воспитании детей как представителей мужского и женского пола. Основы полоролевого-поведения закладываются в дошкольном возрасте. Однако сегодня более трети поступающих в школу детей имеют несформированные типы полоролевого поведения. Преодоление этого противоречия возможно при взаимодействии образовательного учреждения и семьи, как основных и активных субъектов социума, в котором формируется личность.
Аспекты взаимодействия образовательного учреждения и семьи освещались в работах JT.B. Байбородовой, Л.Г. Богославец, Н.Ф. Виноградовой, С.В. Глебовой, Н.В. Гурова, О.И. Давыдовой, Р.П. Дешеулиной, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, А.Е. Жичкиной, JT.B. Загик, А.А. Майер, Т.А. Марковой, Е. В. Соловьевой, О.В. Солодянкиной и других.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла А свое отражение в ряде нормативно - правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В обозначенных документах подчеркивается, что современный педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как консультант родителей. Наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы полоролевого воспитания детей в практике дошкольного образования и недостаточной теоретической разработанностью ее аспектов в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Исходя из выше изложенного, мы считаем данную проблему актуальной и требующей изучения.
Цель настоящего исследования: сформировать полоролевые представления у детей 5 — 7 лет в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. v
Объект исследования - воспитание детей 5 — 7 лет в дошкольном учреждении.
Предмет исследования -полоролевое воспитание детей 5 — 7 лет в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Гипотезой исследования являются следующие предположения: полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
• Определены критерии и показатели оценки уровней сформированности полоролевых представлений у детей;
• разработанное содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей будут способствовать повышению эффективности всей воспитательно-образовательной работы с детьми;
• разработанная программа дополнительного профессионального образования по вопросам полоролевого воспитания детей дошкольного о возраста будет способствовать повышению профессиональных знаний педагогов и эффективному использованию их в работе.
Для проверки гипотез и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста в философской, психолого-педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «полоролевое воспитание детей».
2. Охарактеризовать основные показатели, критерии и уровни сформированности полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и опытно — экспериментальным путем проверить содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
4. Разработать программу дополнительного профессионального образования педагогов по курсу «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».
Методологической основой исследования явились:
• Основополагающие философские теории (Аристотель, Пифагор, Платон) и общедидактические педагогические принципы (Я.А. Каменский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Беляев, Г.Ф. Кумарина, М.И. Мухин, и
• Психолого-педагогические исследования о сущности понятия полоролевого воспитания (П.П. Блонский, Д.В.Колесов, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, АГ. Хрипкова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, А.А. Чекалина, А.И. Белкин, Л.Э. Семенова и др.), о половой идентификации и дифференциации, обеспечивающих усвоение полоролевых стереотипов (JI.C. Выготский, В.Е. Каган, И.С. Кон, 3. Фрейд, Н.В. Плисенко, Т.В. Антонова, и др.).
• Исторические и социологические исследования о ценности семьи и выполняемых в ней социально - половых ролей мужчины и женщины (И. Г. Песталоцци, П. Ф. Лесгафт, К. Маркс, Н. И. Костомаров, И.И. Шангина, И.Ф. Дементьева, В.С.Мухина, М.А. Радзилова, Л.Я. Олиференко, Н.Е. Щуркова, и др.).
• Исследования по вопросам полоролевого воспитания в дошкольном учреждении (Л.В. Градусова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Т.А. Репина, ЭЛ. Степаненкова, Э. К. Суслова, Н.Е. Татаринцева и др.),
• Исследования по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Н.Ф.Виноградова, Т.Н. Доронова, Н.В. Гуров, Р.П. Дешеулина, О.Б. Отвечалина, О.Л. Зверева, С.В. Глебов, О. И. Давыдов, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Н.В. Микляева, Н.М. Метенова и др.).
Поставленные задачи, сложность и своеобразие объекта исследования определили выбор методов и способов работы: теоретический анализ проблемы полоролевого воспитания детей и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, метод педагогического эксперимента, наблюдения, интервьюирование, беседы, анкетирование.
Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось с 2005 по 2009 год и включало несколько этапов.
В данном исследовании участвовали: педагоги дошкольных учреждений Московской области (г.г. Электрогорск, Пущино, Мытищи,
Красногорск и другие)-176 человек; родители воспитанников дошкольных учреждений — 86 человек и 167 детей старшего дошкольного возраста.
Всего в исследовании приняли участие 429 испытуемых.
Опытно—экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольных учреждений Московской области (Прогимназии №1, МДОУ
35, МДОУ №41, МДОУ №39 города Электрогорска).
1 этап (2005-2006г г.)- теоретико-поисковый: изучение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, анализ программ, методик обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, определение методологического аппарата, изучение состояния и опыта работы по изучаемому вопросу в дошкольных учреждениях Московской области, разработка методики диагностики, содержания, форм и методов полоролевого поведения детей 5 — 7 лет, проведение констатирующего этапа исследования.
2 этап (2006-2007г г.) - опытно-экспериментальный: экспериментальная проверка содержания, форм и методов полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяющих более успешно осуществлять полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
3 этап (2007—2009г г.) — обобщающий (аналитический) — анализ и обобщение данных, определение эффективности проделанной экспериментальной работы, формулирование основных выводов.
Научная новизна исследования состоит, в том что,
• Обоснована необходимость полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
• Разработаны и охарактеризованы критерии, показатели и уровни сформированности полоролевых представлений детей 5-7 лет.
• Разработано содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
• Разработана программа дополнительного профессионального образования педагогов учебного курса «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: • Проведен генезис основополагающих идей теории и практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста;
• Конкретизирована сущность понятия «полоролевое воспитание», рассматриваемое нами как процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, проходящий в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
• Подтверждены теоретические положения о том, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, а так же установка общих позиций в полоролевом воспитании детей являются эффективным средством формирования полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в следующем,
• Разработанное содержание, формы и методы полоролевого воспитания в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяют существенно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
• Разработаны диагностические материалы для выявления уровня сформированности полоролевых представлений у детей дошкольного возраста.
• Разработанная программа дополнительного профессионального образования педагогов учебного курса «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» позволяет повысить профессиональный уровень педагогов дошкольных учреждений.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, родителями детей дошкольного возраста, а так же применяться в системе дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обусловлены методологией исследования, исходными теоретическими позициями, разносторонностью экспериментального исследования, адекватностью целям, задачам и логике анализа, репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения эксперимента, количественным и качественным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в следующих формах: непосредственное применение в работе дошкольных учреждений, основные теоретические положения и результаты экспериментальных исследований были доложены и обсуждались на а заседании кафедры дошкольного образования ГОУ Педагогической академии последипломного образования (г. Москва, 2005 - 2008), на заседаниях методического объединения (г. Электрогорск, 2006 - 2008), на лекционных, практических и семинарских занятиях в рамках курсов повышения квалификации со слушателями ГОУ Педагогической академии последипломного образования (г. Москва, 2007 - 2008).
На защиту выносятся следующие положения:
1) На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы автором уточнено определение понятия «полоролевое к воспитание», под которым следует понимать процесс овладения детьми' полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого-поведения, проходящий в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
2) Основными критериями оценки уровня сформированности полоролевых представлений детей 5-7 лет являются: наличие у детей знаний, о существовании двух полов - мужского и женского; знания и понимания внутрисемейных и социальных половых ролей; смысла родственных отношений; соотнесение себя с определенным полом и понимание того, что он не меняется; осуществление в играх и повседневной деятельности ребенка осмысленного поведения, свойственного представителям его пола.
3) Разработанное содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей старшего , дошкольного возраста, в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяет вести
10 целенаправленную работу по полоролевому воспитанию детей. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства, наличия взаимодействия между педагогами и родителями и наличии общих позиций в воспитании детей.
4) Программа дополнительного профессионального образования педагогов учебного курса «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» способствующая повышению профессиональных знаний педагогов и эффективному использованию их в работе с детьми.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 246 источников, в том числе на иностранном языке и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 282 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz