Пятница, 2024-04-26, 3:15 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Педагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе. Абраамян, Рубен Лазаревич бесплатно
11:54 PM
Скачать Педагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе. Абраамян, Рубен Лазаревич бесплатно
Педагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе

Диссертация

Автор: Абраамян, Рубен Лазаревич

Название: Педагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе

Справка: Абраамян, Рубен Лазаревич. Педагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Абраамян Рубен Лазаревич; [Место защиты: Ун-т РАО] - Москва, 2010 - Количество страниц: 177 с. Москва, 2010 177 c. :

Объем: 177 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение
Глава I Проблема профильной направленности учебного процесса как условие модернизации обшеобразовательной школы
11 Проблема реализации идеи профильного обучения в отечественном образовании и за рубежом
12 Особенности построения современной системы профильного обучения в школе
13 Продуктивное обучение как концептуальная опора реализации прикладной направленности профильной школы
Выводы по главе 1
Глава II Проектная деятельность как способ реализации продуктивно-прикладной направленности профильной школы
21 Модель продуктивно-прикладного обучения математике и информатике по методу проектов с применением компьютерных технологий
2 2 Условия применения метода междисциплинарных проектных заданий в процессе преподавания дисциплин математического цикла
Выводы по главе II
Глава III Практика реализации продуктивно-прикладной направленности проектного обучения с использованием информационных технологий
31 Практика применения метода междисциплинарных проектов как новой информационной технологии обучения
32 Экспериментальное обоснование эффективности использования межпредметной проектной деятельности в обучении
33 Практическая реализация модели обучения «Новое информационное сообщество школьников»
Выводы по главе III

Введение:

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современного образования является содействие личностному самоопределению молодежи в жизни. Социально-экономические условия сегодня предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ новые требования. Молодежь должна уметь выбирать сферу собственной будущей деятельности, найти свое место на рынке труда, быть морально и практически готовой к построению профессиональной карьеры, к пониманию необходимости постоянного самообразования и самосовершенствования. Названные тенденции современного развития общества требуется сегодня учитывать при подготовке школьников к самостоятельной жизни.
Профильное обучение как одно из приоритетных направлений развития отечественного образования, имеющее не только социальное, но и общепедагогическое значение, поскольку направлено на обеспечение углубленного практико-ориентированного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования, на создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Профильное обучение способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий учащихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, а также, в рамках обозначенных тенденций, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников школы к выбору профессии и, в дальнейшем, освоение программ высшего профессионального образования.
Необходимость обеспечения вариативности, практической и личностной ориентации образовательного процесса в школе сегодня связано с: проектированием индивидуальных образовательных траекторий; введением, в учебный процесс интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); завершением профессионального самоопределения старшеклассников и формированием способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Очевидно, что с целью обеспечения качества обучения учителю современной школы необходимо вести поиск в рамках реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю. Плодотворным, в рамках данного поиска нам представляется применение метода междисциплинарных проектов в учебном процессе. Такое использование проектного обучения в реализации профильной направленности сопровождается возникновением теоретических, технологических и организационных задач, от решения которых во многом зависит качество школьного образования.
Степень разработанности проблемы. В теоретическое осмысление обозначенного направления исследований, рассматриваемого в контексте реализации инновационных идей профильной школы внесли свой вклад ученые А.А. Баранников, А.А. Кузнецов, A.M. Новиков, А.А. Пинский, В.А. Поляков, Н.Ф. Родичев, М.В. Рыжаков, JI.O Филатова [20; 98; 136; 138; 159; 161]. Интерес представляют работы О.Б. Логиновой, Т.Г. Новиковой, А.С. Прутченкова, Е.Е. Федотовой, Н.Н. Шамрай [109; 125; 126; 196]. Проблемы профильного обучения и особенности его реализации в общеобразовательных учреждениях отражены в работах В.Г. Бочаровой, В.А. Барановой, М.П. Гурьяновой, Н.В. Немовой, Т.И. Пуденко, И.Д. Чечель и др.[35; 65;. 118; 151; 192]. Проблемы использования технологий проектного обучения в учебном процессе рассматривались в работах Д .Дьюи, В.Х. Килпатрика, В.П. Бес-палько, В.В. Давыдова, В.М. Монахова, Н.Ю. Похомовой и др.[31; 67;68; 75; 76; 83; 84; 114; 140].
Особый интерес для нашего исследования составили работы по психолого-педагогической теории деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев,
C.JI. Рубинштейн и др.) [55; 105; 160]; работы в области развития познавательного интереса школьников (Е.В. Осипенкова, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.)[127; 132; 204]; труды известных отечественных психологов и педагогов А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, А.В. Занкова, М.Н. Скаткина, Д.И. Фельдштейнаи др.[11; 12; 15-17; 77; 78; 172; 184] .
Большую ценность для нашего исследования имели работы В.П. Бес-палько, B.C. Леднева, В.А. Сластенина посвященные вопросам содержания образования в школе [104; 173]; О.Г. Грохольской, И.П. Смирнова, Е.В. Тка-ченко, в которых рассмотрены проблемы проектирования дидактических систем [61; 174; 182].
Работы С.С. Кравцова, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, А.И. Пищаль-ченко, А.Я. Сапунова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Е.Е. Чепурных, С.Н. Чистяковой, Е.Я. Ямбурга [92; 103; 113; 137; 139; 163; 183; 184; 191; 193] послужили основанием для определения современных инновационных подходов к реализации практико-ориентированной идеи профильной школы.
В целом, не смотря на разработанность различных сторон реализации профильного обучения в общеобразовательной школе, в научной литературе недостаточно встречается специальных исследований, связанных с рассмотрением технологий и условий реализации продуктивно-прикладной направленности профильной школы, способствующей формированию личностного и профессионального потенциала молодежи в условиях нынешней реальности.
Опираясь на разработанные в исследованиях требования успешной к реализации идеи профильной школы, а именно обеспечение вариативности образовательного процесса через проектирование индивидуальных образовательных траекторий, внедрения деятельностно-практической ориентации учебного процесса, обеспечение профессионального самоопределения школьников — нами сделан вывод о том, что с целью обеспечения качества обучения учителю профильной школы необходимо вести поиск в рамках реализации продуктивно-прикладной, направленности обучения по профилю. Плодотворным, в рамках данного поиска представляется применение метода междисциплинарных проектов в учебном процессе.
Теоретический анализ, реальная ситуация образовательной практики в школе позволил выделить ряд существующих противоречий между: необходимостью построения образовательного процесса, готовящего личность, адаптированную к жизни в постиндустриальном обществе и недостаточной разработкой направлений и путей решения данной задачи; потребностью организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии и отсутствием четко отработанных технологий профильного обучения, способствующих реализации практико-ориентированной, прикладной направленности обучения; необходимостью становления готовности школьников к выбору будущей профессии, к самообразованию и самореализации и недостаточной разработанностью путей, направлений и механизмов формирования такой готовности, а также самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование.
Поиск путей решения этих противоречий может быть осуществлен на основе новых представлений о реализации продуктивно-прикладной направленности процесса обучения, эффективным наполнением которого представляется применение метода междисциплинарных проектов в учебном процессе. Анализ диссертационных исследований и публикаций по новым педагогическим технологиям, по вопросам информатизации обучения предметам математического профиля, вопросам организации учебного процесса на основе'проектировочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что хотя и возросло внимание исследователей к данному кругу вопросов, но эти проблемы не получили достаточного освещения.
Обозначенные противоречия выявили проблему исследования - определить педагогические основы и совокупность педагогических условий, обеспечивающих деятельностно-практическую ориентацию учебного процесса, способствующую профессиональному самоопределению школьников.
Актуальность, востребованность и недостаточная разработанность проблемы позволили определить тему исследования: «Педагогические условия реализации продуктивно-прикладной направленности профильного обучения в школе».
Необходимость разрешения названных противоречий обусловила цель нашего исследования: разработка и апробация технологий и условий реализации продуктивно-прикладной направленности учебного процесса в школе на основе использования метода междисциплинарных проектов.
Объект исследования - проектирование процесса профильного обучения в общеобразовательной школе на современном этапе.
Предмет исследования — педагогические условия реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю в школе на основе использования метода междисциплинарных проектов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность процесса обучения по профилю в школе, его продуктивно-прикладная направленность, способствующая профессиональному самоопределению школьников, формированию личностного и профессионального потенциала молодежи в условиях нынешней реальности может быть обеспечена, если:
• обозначена роль продуктивно-прикладной направленности процесса обучения в профильной школе в становлении готовности учащихся к выбору будущей профессии и выделены признаки мотивационно-ценностной или психологической готовности школьников к выбору профессии;
• выделены основные концептуальные посылы (опорные идеи, принципы) реализации продуктивно-прикладной направленности процесса обучения в школе;
• выстроена модель и программа профильного обучения по методу проектов с использованием информационных технологий;
• определены педагогические условия реализации продуктивно-прикладной направленности модели обучения по профилю на основе использования метода междисциплинарных проектов с использованием информационных технологий;
• разработаны и реализованы на практике проектные задания, интегрирующие знания различных дисциплин и реализуемые на основе новых информационных технологий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа опыта реализации идеи профильного обучения в отечественном образовании и за рубежом, выделить особенности построения современной системы профильного обучения в школе на пути становления готовности учащихся к выбору будущей профессии.
2. Выделить основные концептуальные посылы реализации продуктивно-прикладной направленности процесса обучения в школе.
3. Разработать и апробировать модель и программу реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю (профильного обучения математике) в школе на основе использования метода междисциплинарных проектов.
4. Определить педагогические условия реализации модели профильного обучения математике на основе использования метода междисциплинарных проектов.
5. Разработать и реализовать на практике проектные задания, интегрирующие знания различных дисциплин и реализуемые на основе новых информационных технологий.
6. Провести экспертизу влияния предложенного метода на успеваемость по различным дисциплинам, включенным в проектные задания.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) [16; 56; 57; 77; 107; 172]; концепция системного подхода к анализу проблемы оптимизации педагогического процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, Д.Б. Эльконин и др.)[55; 67-71; 102; 162; 205]; теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.)[53; 54; 105; 160; 205; 208; 207]; деятельностный подход к развитию личности (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина и др.) [6; 14; 53; 131; 169]; проектные технологии в учебном процессе (Д .Дьюи, В.Х. Килпатрик, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.М. Монахов, Н.Ю. Похомова и др) [31; 67;68; 75; 76; 83; 84; 114; 140]. концептуальные основы обучения дисциплинам математического цикла и информатике (М.И. Башмаков, А.Я. Ваграменко, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Т.А. Иванова, Ю.М. Колягин, В.М. Монахов, И.В. Роберт, Г.И. Саранцев и др.) [23; 43; 66; 73; 80; 86; 114; 158; 164].
Методы, источники и база исследования. На начальных стадиях данной работы с целью предварительного определения объекта и предмета исследования использовался метод получения первичной информации, заключающийся в изучении литературы, документов и результатов педагогической деятельности в области проектной деятельности школьников. Для уточнения области исследования, пополнения и корректировки данных статистики и как самостоятельный метод сбора информации использовалась беседа. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования были ГОУ СОШ № 1086, № 1205, № 1650 г. Москва, гимназия № 710 г. Москва.
Эмпирический материал собирался по проблемам профильного обучения в современной школе, по ряду аспектов, характеризующих процесс продуктивно-прикладной направленности обучения, по вопросам профессиональной ориентации школьников. В рамках каждого из указанных аспектов использовались такие методы исследования, как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование обследуемого контингента, изучение личных дел и т.п.
Личное участие соискателя состояло в теоретической разработке основных идей и положений по теме «Роль междисциплинарных проектов в реализации продуктивно-прикладной направленности профильной школы», в непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя школы, методиста комиссий по формированию творческой образовательной среды общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Организация и этапы исследования.
Диссертация выполнена в реализацию Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, проекта Закона «Об общем образовании» в г. Москве», «Концепции преподавания информатики», проекта содержания образования по математике и информатике, других региональных нормативно-правовых документов в России, определяющих основные требования к системе управления образованием.
1 этап (2004-2006 гг.)
Изучение литературных источников, нормативных документов. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Участие в мероприятиях по проблемам внедрения информационных технологий в процесс обучения дисциплинам математического цикла, проводимых Российской Академией Образования, Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова и др. Формирование библиографической базы. Выбор экспериментальной базы. Разработка программы экспериментальной работы.
2 этап (2006 - 2008 гг.)
Определение основных подходов к разработке организационно-педагогических условий развития общеобразовательной школы в условиях постиндустриального общества. Экспериментальная проверка и анализ результатов реализации новой, предложенной автором модели учебной деятельности и организационно-педагогических условий в школе. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Подготовка публикаций к печати.
3 этап (2008- 2010 гг.)
Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите. Построение образовательного процесса по выстроенной модели и программе в школе № 1086 г. Москвы.
Научная новизна диссертационного исследования заключаются в том, что:
• на основе анализа целей и опыта реализации идеи профильного обучения в отечественном образовании и за рубежом, определены особенности его построения в современной школе на пути становления готовности учащихся к выбору будущей профессии (необходимость использования в; современной школе продуктивно-прикладного потенциала междисциплинарных проектов с целью реализации заданных целей профильного обучения сегодня);
• определены основные концептуальные посылы (идея продуктивного обучения через реализацию опорных идей; принципы) реализации продуктивно-прикладной направленности процесса обучения в школе, способствующего формированию личностного и профессионального потенциала молодежи, а также профессиональному самоопределению школьников в условиях нынешней реальности;
• выделены основные принципы реализации прикладной направленности профильной школы, основанной на идее продуктивного обучения: свободы выбора, маршрутизации, партисипативности.
• разработана и апробирована модель (концептуальные посылы, приоритеты содержания, педагогические условия) реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю в школе на основе использования метода междисциплинарных проектов;
• на основе выделения факторов обеспечивающих эффективность проектной работы с использованием информационных технологий (создание условий для повышения личностной мотивации учащегося к активной, самостоятельной работе; объективное оценивание труда учащихся; востребованность полученных знаний; соревновательность) разработана и реализована на практике программа проектов в рамках соединения и интеграции дисциплин математики, информатики, физики и пр.
• определены педагогические условия реализации продуктивно-прикладной, направленности обучения по профилю (модели профильного обучения дисциплинам математического цикла) на основе использования метода междисциплинарных проектов.
• разработаны и реализованы на практике проектные задания, интегрирующие знания различных дисциплин и реализуемые на основе новых информационных технологий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики; общей методологией проектировочной деятельности; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов - цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, корректным проведением экспериментального исследования, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем разработаны педагогические основы повышения эффективности и продуктивности учебного процесса, базирующегося на организации межпредметной проектной деятельности школьников: определены основные концептуальные посылы (опорные идеи, принципы) реализации продуктивно-прикладной направленности процесса обучения в школе; разработана и апробирована модель (концептуальные посылы, приоритеты содержания, педагогические условия) обучения по профилю в школе на основе использования метода междисциплинарных проектов. Это вносит вклад в теорию проектирования педагогических систем в части реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю, которое повышает уровень сформированности у обучающихся как теоретических знаний, так и практических навыков в области смежных дисциплин, способствует формированию личностного и профессионального потенциала молодежи, а также профессиональному самоопределению школьников в условиях нынешней реальности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана совокупность положений и рекомендаций по разработке стратегии реформирования учебно-воспитательного процесса в школе (включая внеурочную деятельность), на основании построения процесса обучения по профилю через реализацию продуктивной технологии межпредметных проектных заданий с применением информационных технологий. По результатам исследования, используемые в учебном процессе технологии реализации продуктивно-прикладной направленности эффективны в усвоении базовых знаний по профильным и смежным с ними дисциплинам, интегрированным в проектные задания.
Содержащиеся в исследовании выводы и рекомендации могут быть использованы на пути комплексного решения учебно-воспитательных задач, задач социализации и профориентации молодежи, а также развития общеобразовательных учреждений в целом.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Особенности обучения по профилю в современной школе на пути становления готовности учащихся к выбору будущей профессии сегодня связаны с необходимостью использования в современной школе продуктивно-прикладного потенциала междисциплинарных проектов с целью реализации заданных целей профильного обучения сегодня.
2. Концептуальные посылы (опорные идеи, принципы) реализации продуктивно-прикладной направленности процесса обучения в школе, способствующего формированию личностного и профессионального потенциала молодежи, а также профессиональному самоопределению школьников в условиях нынешней реальности.
3. Модель реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю в школе (концептуальные посылы, приоритеты содержания, программа в виде интегрированных междисциплинарных проектов, педагогические условия) на основе использования метода междисциплинарных проектов.
4. Приоритеты содержания модели реализации продуктивно-прикладной направленности обучения в школе через применение проектно-исследовательского метода межпредметных заданий (обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования и создание условий для дифференциации и интеграции содержания обучения старшеклассников; установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; обеспечение широких и гибких возможностей построения школьниками индивидуальных образовательных программ, носящих продуктивно-прикладной характер; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение содержательной преемственности между общим и профессиональным образованием, а также более эффективной подготовки выпускников школы к дальнейшему освоению программ высшего профессионального образования).
5. Педагогические условия реализации продуктивно-прикладной направленности обучения по профилю на основе использования метода междисциплинарных проектов (ориентация содержания образования на формирование готовности к самообразованию; включение в содержание образования посильной творческой деятельности с целью дать возможность личности испытать радость от созидания нового и проявления своих созидательных сил; ориентация на развитие у школьников эмоционально-ценностной сферы, уважения к себе и другим, стремления к сотрудничеству, способности сопереживать).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 318 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz